История как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:55, реферат

Описание работы

Древние греки называли историю «наставницей жизни» – magistra vitae, а историка – «передатчиком времени».
«Historia vero testis temporum, lux veritatis, vita memoriae,magistra vitae, nuntia vitustatis, qua voci alea nisi immortalitati commendatur ?»– «История свидетель времени, свет истины, жизнь памяти, учительница жизни, вестница старины - в чем, как не в речи оратора, находит бессмертие ?»- Цицерон.

Содержание

1. Понятие истории
2. Объект истории
3. Исторический факт
4. Предмет исторической науки: Подходы в истории
5. Периодизация истории Отечества
6. Функции истории Отечества
7. Особенности истории России

Работа содержит 1 файл

история как наука.docx

— 146.38 Кб (Скачать)

Два первых обстоятельства предоставляли Руси-России возможность с относительной  легкостью обмениваться социально-экономическими и культурно-политическими идеями, практическими достижениями как  со странами Европы, так и с народами Востока. Однако на пути осуществления  этой привлекательной возможности  часто возникали непредвиденные препятствия.

Так, в X в. Русь стала козырной картой в противоборстве мировых религий. К этому времени  христианская Европа с запада (Испания, захваченная арабами) и юга (север  Африки) оказалась окруженной мусульманскими народами. От выбора Киевом религии  зависело очень многое, может быть, и будущность остальной Европы. Принятие Русью православия облегчило  положение самых отдаленных от нее  христианских народов, зримо отодвинуло от них воспринимавшееся как угроза распространение мусульманства.

В то же время  принятие восточными славянами христианства в восточном, византийском варианте не делало их европейцами в буквальном смысле этого слова. Формального  раскола церкви еще не произошло - это случилось чуть позже, в 1054 г., когда взаимное проклятие папы римского и константинопольского патриарха  сделало реальностью давно назревавший  разрыв православной, византийской, и  католической, западноевропейской, христианских церквей. Русь переставала быть языческой, могла вести дипломатию «именем  Христовым», но, с точки зрения католического  Запада, она была еретичкой, раскольницей. Сделав свой религиозно-политический выбор в пользу быстро стареющей  Византии и малоавторитетной Болгарии, Русь, в той или иной степени, оставалась изолированной от Европы и стран  Востока, причем эта изоляция до XVII в. не только не ослабевала, но и усиливалась  неблагоприятными внешними обстоятельствами.

В результате монголо-татарского нашествия и  ига страна на полтора столетия была, в сущности, изъята из той сферы  международных отношений, в которой  она привыкла ощущать себя полноправным и постоянным участником. В XV в. после  освобождения от ордынского гнета, на международную арену вышла уже  иная держава. В XIII-XIV столетиях Русь крепла и развивалась в противопоставлении «поганым», завоевателям.

Позже место  монголов в общественном сознании занимают «латиняне», католики Великого княжества  Литовского и Польши. Особенно усилилось  самопротивопоставление Руси остальному миру после захвата Константинополя  и Балкан турками-османами (Константинополь, «второй Рим», пал в 1453 г.). По мнению русской церкви и широких народных масс, крушение Византийской империи  произошло в результате отказа ее от истинной православной веры. Уния с  католиками рассматривалась как  грех, первопричина краха Византии.

Русское национальное самосознание, формировавшееся в  условиях драматической борьбы за создание и укрепление единого Российского  государства, в качестве одного из существенных элементов включало в себя распространенное во всех слоях общества убеждение, что  единственной опорой и хранительницей истинного благочестия, настоящего православия остается Россия, российская государственность. О рождении русской  идеи возвестила концепция, воплощенная  в известном постулате о «Москве - третьем Риме». Московское государство  понималось как образец общественного  устройства, прочно и твердо стоящего на почве верности христианскому  учению и церкви Христовой.

Важной частью политического и духовного развития России становится противопоставление православной державы ее западным и  восточным соседям. Дело доходит  до отказа или прямого запрета  иерархами церкви читать греческие  книги, заниматься европейскими науками; утверждается настороженное отношение  к иностранцам как недругам, еретикам. Трагедия «Смутного времени» начала XVII в., сопровождавшегося массированной  агрессией Польши и Швеции, это  отношение усиливала.

Возникает, однако, и другая тенденция. Затяжные войны, столкновения с Польшей и  Швецией заставили Россию иначе  взглянуть на своих европейских  соседей. Отставание от европейского технического и технологического уровня, пробелы  в тактике, вооружении, организации  войска вынудили страну переосмыслить  сложившиеся стереотипы пренебрежительного отношения к иностранцам и иностранному. С этого периода крупные войны приобретают для России не только значение вооруженных конфликтов и территориальных приобретений, но и более широкий исторический смысл. Обычно отмечают, что сами войны, а также подготовка к ним играли двоякую роль: с одной стороны, «информационную», с другой - «сравнительную». Расширяя географический, политический, научный, военный горизонт (вспомним хотя бы значение Северной войны 1700-1721 гг.), они вместе с тем объективно выявляли сравнительные характеристики уровней развития техники, военного дела, экономических структур, прочности социально-политического строя. Наиболее показательны в этом отношении Отечественная война 1812 г. и Крымская война 1853-1856 гг. Они имели важное общественное, внутриполитическое значение, выступая стимулом к реформам и переменам.

Со второй половины XVII в. начинается упорная погоня России за европейской экономикой, бытовой и художественной культурой. Реформы, назревшие к концу столетия и решительно проведенные Петром I в начале XVIII в., поставили Россию в принципиально новое положение  на международной арене - положение  «великой европейской державы».

Россия, провозглашенная  империей в последние годы правления  Петра I, заставила считаться с  собой все европейские страны. Знаменитое высказывание видного царедворца Екатерины II графа А. Безбородко: «Не  знаю, как будет при вас, а при  нас ни одна пушка в Европе без  позволения нашего выпалить не смела» блестяще иллюстрирует это новое  положение. Его показателем можно, в частности, считать и то, что  вскоре после смерти Петра I по миру начала гулять фальшивка о «завещании»  императора, в котором он якобы  наметил программу завоевания мирового господства и установления военно-политической гегемонии России.

Вершиной  внешнеполитического влияния России стала первая четверть XIX в., когда  ей удалось сокрушить Наполеона, получить кровью оплаченный титул «освободительницы  Европы» и стать во главе Священного союза. Позднейшие колебания ее внешнеполитического  статуса (особенно международный авторитет  России упал к 1856 г.- году поражения  в Крымской войне) не затрагивали, в  сущности, базисных основ ее положения  как «великой державы». Ни тогда, ни позже никто из мировых политиков  не мог не считаться с возможностями  и влиянием России. С приближением общеевропейских или мировых  конфликтов все хотели видеть ее в  числе союзников. Мощный ресурсный  и людской потенциал, специфика  геополитического положения позволяли  России играть одну из ведущих партий в мировом оркестре. XX в. в этом смысле мало что изменил.

Географические  условия и особенности экономики. Начинать изучение древней истории России с анализа ее географического положения и особенностей территории давно уже стало своеобразной историографической традицией, утвердившейся уже в работах Н. М. Карамзина и С.М.Соловьева. Природно-климатические и географические факторы действительно во многом определяли тенденции развития общества, специфику его структуры и экономического положения.

Русь-Россия расположилась на бескрайней равнине  от Приднепровья до Поволжья, постепенно распространяясь на уральские и  сибирские пространства, на Кавказ и Среднюю Азию. Ее коренные земли  отличались богатством водных путей, что, бесспорно, облегчало как товарообмен, так и освоение новых регионов. Процесс колонизации, хозяйственного и политического освоения обширных территорий растянулся на многие века, и вряд ли можно с уверенностью сказать, что он окончательно завершился даже в наши дни.

Равнинный характер территории, обилие речных путей не только помогали нашим предкам, но и  открывали их земли для многочисленных вторжений, заставляя быть постоянно  начеку, в готовности дать отпор  вражеским набегам.

Славяне издавна  занимались земледелием; довольно долго  оно оставалось для них одним  из важнейших способов выживания  и не обретало характера расширенного воспроизводства. Пахотные земли России можно условно подразделить на две  основные зоны - лесную и степную, причем лишь вторая является достаточно плодородной, содержит богатые черноземные пласты, позволяющие получать относительно высокие урожаи без интенсивного удобрения почв. Обилие свободных  земельных пространств давало землепашцу возможность постоянно менять надел, довольно долго пользоваться подсечной  системой земледелия. Земля кормила  крестьянина, но не могла стать источником его богатства. Вероятно, поэтому, как  отмечают многие историки, отношение  к ней сельского жителя вряд ли может быть признано бережным. Еще  В. О. Ключевский писал о неповторимом умении древнерусского хлебороба «истощать  почву».

Значительное  влияние на хозяйственные занятия  населения Руси-России оказывали  ее климат и северное положение. Климат нашей страны относится к континентальному типу. Осадки обильнее всего выпадают на северо-западе, т.е. там, где почвы  беднее, и в основном во второй половине лета. Даже незначительные отклонения от сезонной нормы могут в этих условиях привести к сложностям и  катастрофе в уборочное время.

Северное  расположение страны ограничивало период, пригодный для сева и уборки, пятью  с половиной месяцами в году (в  Европе он составляет 8–9 месяцев). Холодная же зима ставила перед крестьянином новые трудности, заставляя его  содержать скот в закрытом помещении  на два месяца дольше, чем в Европе. Недостаточная продуктивность мясомолочного  хозяйства, хроническая нехватка органических удобрений были неизбежным следствием этого положения.

Жесткие природно-климатические  и географические условия ставили  российское крестьянство в чрезвычайно  сложные обстоятельства. С неизбежностью  увеличивались трудозатраты на производство продукции; сохранение и консервация  различных форм коллективного труда  оставались объективной необходимостью. Этим, в частности, объясняется удивительная живучесть и прочность традиций общинного хозяйствования, совместного  возделывания земли и пользования  угодьями, которая ярко проявилась в начале XX столетия, в годы проведения аграрных реформ П. А. Столыпина. Усилия, направленные на разрушение крестьянской земельной общины, ожидаемых быстрых  результатов не дали. Общинные традиции оказались сильнее реформ.

Важным элементом  русской экономики издавна были промыслы: охота, бортничество, рыболовство; позже промыслы усложнились, превратившись  в разветвленную сеть мелкой крестьянской промышленности.

Развитие  промыслов, крестьянской, а позже  крупной мануфактурной и фабричной  промышленности опиралось на богатство  природных ресурсов: лес, реки, руды, уголь, с конца XIX в. – нефть. Их усиленная  эксплуатация – характерная черта  экономики традиционных обществ  и обществ, переживающих стадию индустриальной модернизации, – придала российской промышленности сырьевую, затратную  направленность,  не преодоленную вплоть до настоящего времени.

О значении торговли уже в ранний период русской  истории говорит хотя бы то обстоятельство, что поход князя Олега в 882 г., объединивший Новгород и Киев, два  древнейших очага восточнославянской государственности, не в последнюю  очередь был вызван потребностью держать под контролем весь путь «из варяг в греки». В дальнейшем внешняя политика Киева во многом определялась стремлением к завоеванию новых торговых путей или очисткой от конкурентов путей традиционных. Обмен с восточными соседями и  Византией оказался делом настолько  выгодным, что торговля, наряду со сбором дани с подвластных племен, стала главнейшей заботой киевских князей.

Уже тогда, в  первые века истории России, выявилась  одна из характернейших черт экономического развития страны – активное участие  государства в экономике, по сути определяющее значение власти в хозяйственной  жизни страны. Крупное землевладение  у восточных славян первоначально  возникло в форме государственного, княжеского права на землю и лишь позже приобрело характер частного, вотчинного, что не было специфически-самобытным в раннесредневековой Европе. Но дальнейшее усиление государственного начала, возрастание  роли государства в развитии экономики  должны рассматриваться как особенность  российской истории.

Особенно  ярко роль государства проявилась при  возникновении крупной российской промышленности. Она была в полном смысле выращена самодержавным правительством в конце XVII - начале XVIII в. Знаменитые петровские мануфактуры возникали  как государственные - в первую очередь  в отраслях, работавших на военные  нужды. Государство вкладывало огромные деньги в строительство национальной промышленности; оно оберегало ее высокими таможенными тарифами и  протекционистскими пошлинами. Появление  частных мануфактур не снизило активности государственного аппарата: регламенты, ревизии, казенные заказы - все это  оставалось инструментом влияния государства  на темпы и направления экономического роста, влияния, не ослабевшего и  после реформ 60-х гг. XIX в. Жесткая  и подчас мелочная регламентация  предпринимательской деятельности, создание неодинаковых условий для  государственного и частного кредитования, регулирование отношений между  фирмами при помощи государственных  заказов, использование принудительного  труда характеризовали экономическое  развитие страны и в XIX, и в XX столетиях.

Информация о работе История как наука