История как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:55, реферат

Описание работы

Древние греки называли историю «наставницей жизни» – magistra vitae, а историка – «передатчиком времени».
«Historia vero testis temporum, lux veritatis, vita memoriae,magistra vitae, nuntia vitustatis, qua voci alea nisi immortalitati commendatur ?»– «История свидетель времени, свет истины, жизнь памяти, учительница жизни, вестница старины - в чем, как не в речи оратора, находит бессмертие ?»- Цицерон.

Содержание

1. Понятие истории
2. Объект истории
3. Исторический факт
4. Предмет исторической науки: Подходы в истории
5. Периодизация истории Отечества
6. Функции истории Отечества
7. Особенности истории России

Работа содержит 1 файл

история как наука.docx

— 146.38 Кб (Скачать)

Тойнби: Теория исторического круговорота локальных  цивилизаций. Тойнби дает свое определение  цивилизации-"совокупность духовных, экономических, политических средств, которыми вооружен человек в его  борьбе с внешним миром."

Тойнби считает, что цивилизация складывается из:

нравственности 

государства

хозяйства.

 

Свои взгляды  он изложил в книге «Постижение истории». Он считает, что существовало 21 цивилизация, из них 14 относятся к прошлому и уже умерли, а 7 живут. Иногда они совпадают с границами государства, иногда региона. Там, где несколько национальностей, цивилизации развиваются более успешно. Иногда цивилизации объединяются религией. Примерный цикл существования - от 1000 до 1500 лет и распадаются. Все цивилизации он делит на: 1) Древние 2) Средневековые 3) Индустриальные 4) Восточные. К восточным надо подходить с другими критериями.

Для Западных цивилизаций характерна философия  действия. Для Восточныхи – философия созерцания, духовного самосовершенствования. 
Тойнби ввел в оборот и несколько интересных категорий, таких, как: "Уход и Возврат", "Вызов и Ответ. Категория "Уход и Возврат" наблюдается часто в истории религий. Когда возникает религиозная система, сначала ее адепты подвергаются гонениям. Тогда они уходят на периферию своего культурного региона или даже куда-нибудь за его границу, чтобы, обретя известность и силу, вернуться в новом качестве. Так, первые последователя Мухаммеда были вынуждены бежать из Мекки в христианский Аксум (Эфиопию).

Категория "Вызов  и Ответ" оявляет собой механизм смены цивилизаций: Общество находится  в покое, потом появляется творческий импульс – вызов (чем глубже покой, тем острее импульс.), и тогда вступает в действие принцип Вызов –  ответ. Некое общество, некая культура, некий народ живут более или  менее спокойно, и это может  привести даже к частичной деградации. Но тут-то они получают "Вызов" (идейный, материальный, военный, наконец), что приводит к консолидации и  цивилизационному "Ответу". "Ответ", как и "Вызов", может быть любым, в т.ч. и военным, но во всех случаях  он приводит к консолидации народа и социальному движению. Например, швейцарские горцы ничем не обещали  будущую монолитную и процветающую Швейцарию. Однако угроза со стороны  герцогства Бургундского привела к  образованию Швейцарского союза. Швейцария  достаточно заметна в истории, а  повинен в этом только "Вызов", полученный швейцарцами. Или: В Греции вызов природы-плохая земля, ответом  стало выращивание в Афинах оливок. Логическая цепочка: масло-керамика-корабли, города-колонии и т.д.

Виды вызова:

Природный

Со стороны  окружения (соседи) .

Демография.

 

Иногда вызов  проявляется в форме давления - продвижения турок в Османской  Империи. Может быть внутренний вызов - ушемление - евреи искали выход  в непривилегированных областях- музыка, медицина и т.д. Вызов бывает настолько сильным, что у цивилизации  хватает сил лишь на сопротивления, но не на преобразования (народы Севера). Вызовы могут сочетаться, накладоваться  один на другой. Иногда цивилизация  приспосабливается, и Тойнби считает, что выживают прежде всего высоконравственные (религиозные) народы.

Тойнби выделяет русскую цивилизацию. Ее особенность  –  двойственность: она стоит  на стыке Западной и Восточной  цивилизации. Ощущение гигантских размеров привело к формированию чувства  свободы и размаха. Но стремление закрепить за собою эти пространства сформировала жесткий, деспотичный  характер этой государственности. Отсюда двойственность реформаторов (Петр I), отсюда и двойственность русской интеллигентности – ощущение вины перед народом, но, европейские идеи, не могли быть приняты сознанием русского народа. Отсюда – нигилизм. 
Однако культурная история распадается на отдельные аспекты и фрагменты, чем предстает действительным, значимым единством. Синтеза микроистории (истории локальных вариантов развития, о которых сегодня известно неизмеримо больше, чем несколько десятилетий назад, отдельных социальных систем) в макроисторическую концепцию, выявляющую общие черты и направления движений всемирной истории, пока не получилось.

Но посвящая анализу культуры все свое внимание и энергию, сторонники цивилизационного подхода часто вообще не обращаются к материальной жизни. Цивилизационный  подход представляется именно как противоположность  формационного, как отрицающий материально-произ-водственную  детерминацию общества и его истории. Но противоположности смыкаются. Выпячивание  какой-либо одной формы культуры делает подход монистическим, однотипным формационному.

Цивилизационный подход еще не разработан до конца  как общеметодологический подход к  анализу общественно-исторического  процесса. И он должен быть плюралистическим, принимающим во внимание сложное  переплетение технического, экономического, политического, религиозного и других социокультурных факторов в общественно-историческом процессе. Сущность цивилизационного подхода должна усматриваться в  многофакторном и многовекторном анализе  общественно-исторического процесса.

Формационный  анализ воссоздает человеческое общество на высоком уровне абстрактно-теоретического обобщения – уровне объективных  закономерностей и связей. Цивилизационный  подход направлен на исследование общества во всем многообразии проявлений его  жизни и существования – многообразии действия субъективных факторов его  развития.

На необходимость  сохранения и использования формационного  подхода к анализу общества и  его истории указывают многие отечественные и зарубежные исследователи. Проведя сравнительный анализ марксистского  и плюралистического подходов, английский либеральный социальный мыслитель  Г. Макленнан пришел к следующему заключению: "В то время, как плюралисты не стремятся исследовать фундаментальные  процессы человеческого общества, вследствие чего их социальная онтология весьма небогата, марксисты, напротив, проявляют  интерес именно к процессам, идущим в глубинах общества, к их причинно-следственным механизмам, которые призваны обнаружить как логически рациональное, так  и возможное общее направление  этой эволюции". Далее он указывает, что системные аспекты капиталистических  обществ невозможно рассматривать, не используя марксистские категории (особенно такие, как способ производства и смена общественных формаций). Анализ же явлений, приводящих к множественности  социальных формирований и их субъективных интересов (урбанизация, потребительские  субкультуры, политические партии и  т.д.), более плодотворен в плоскости  плюралистической методологии.   

Методологию формационного подхода рано отвергать. Задача состоит как в ее модернизации, так и в сопряжении с цивилизационным  подходом.

Таков, в  самом сжатом и беглом изложении, замысел. Его реализация - дело огромной сложности. Каждый новый шаг в  разработке теории цивилизационного анализа  - это поиск ответов на вопросы принципиального значения. Что же все-таки понимать под цивилизацией? (О многозначности этого понятия подробно говорилось выше.) Как соотносятся понятия формации и цивилизации? Взаимодополнимы ли в принципе формационный и цивилизационный взгляды на исторический процесс? Допустима ли характеристика цивилизаций как стадий исторического развития? Возможно ли применение в цивилизационном анализе традиционных категорий исторического закона и исторической закономерности? Как соотносятся многообразие цивилизаций и попытки их типологического анализа? Не исключает ли сам факт многообразия цивилизаций возможность их сравнительного изучения? Какова структура цивилизации? Не является ли, наконец, категория цивилизации настолько широкой и неопределенной, что не создает необходимых предпосылок для научного объяснения исторического процесса.

 

На каких бы мировоззренческих  позициях не находились историки,  все  они используют категорию – "историческое время".  В этой категории любое  событие можно измерить временными и пространственными характеристиками.  А история как процесс - это  не просто множество рядом расположенных  точечных событий, а именно движение от события к событию.

   С понятием  "историческое  время" неразрывно связана  периодизация - как форма количественного  (временного) обозначения  исторических  процессов. Первую попытку периодизации  всемирной истории сделали историки - гуманисты.  Средневековье они  рассматривали как упадок, прежде  всего - упадок культуры, а свое  время оценивали как Возрождение.    Идеологи Просвещения (Ж.-Ж. Руссо)  делили  историю  человечества  на три периода: естественного  состояния, дикого и цивилизованного.

   Позже  возникли и другие  теории  периодизации.  Английский  историк  А. Тойнби (30-е годы XX в.) полагал, что в истории существовали так называемые локальные цивилизации (всего он выделил 21 цивилизацию). Каждая из них проходит стадии зарождения, роста, разложения и гибели.

   В  марксистской историко-материалистической  концепции принято  строить  периодизацию на основе изменений  (смены) способов производства  или общественно-экономических формаций,  которые  последовательно   сменяют друг друга; первобытнообщинности, рабовладения, феодализма, капитализма  и современности.

Исходя из этого, можно предложить в рамках данного курса опираться на материалистический подход к истории, одновременно используя  и положения цивилизационистов, обращая внимание на место России в рамках мировой цивилизации  на всем протяжении человеческой истории.

 

Периодизация следующая:

 

I.  Народы нашей страны в древности. Проблема возникновения государства у восточных славян (VI–IX вв.).

 

II. Период феодализма (традиционного общества):

Зарождение  феодальных отношений на территории нашей страны и становление государственности  (IX–XIV вв.);

Классический  феодализм и становление сословного общества (XV–XVII вв.);

Период разложения феодальных отношений и проблема модернизации российского общества (XVIII– первая половина XIX вв.).

 

III. Эволюция России в буржуазное (индустриальное) общество и государство:

диллема –  реформы или революция (вторая половины XIX–начало ХХ в.).

 

IV.  Советский период в истории Отечества:

  Общенациональный  кризис: Октябрьская революция и      Гражданская война (1917-1922 гг.);

  Новая  экономическая политика советской  власти (1922–1929 гг.);

 Становление  тоталитарного государства и  формирование культа личности (1929–1941 гг.);

  Великая  Отечественная война  и послевоенное  восстановление страны (1941–1953 гг.);

 Попытки  осуществления реформ (1953–1968 гг.);

 «Перестройка»  и распад СССР (1985–1991 гг.).

 

V. Современный период российской истории. Становление гражданского общества и новой российской государственности.

 

ОБ ОСНОВНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ДРЕВНЕЙ  И НОВОЙ ИСТОРИИ РОССИИ

 

«Тупики в  спорах нередко возникают и по другой причине. Сравнительно-исторический метод видят в том, что берут  высказывания Маркса и Энгельса, относящиеся  к истории Англии и Франции, и  в лучшем случае занимаются поисками русского своеобразия относительно этого эталона, а в худшем - механически  переносят оценки явлений и процессов  на Россию. Задача состоит не в том, чтобы выискивать в истории России черты, сближающие эту историю с  историей Запада или Востока, а в  том, чтобы изучать историю нашей  Родины независимо от эталонов, такой, какой она была» (Н. И. Павленко).

Прекрасная  мысль историка, высказанная почти  тридцать лет тому назад,- точная, глубокая и сильная. Многими отвергнутая. Сегодня, конечно, убеждать кого-либо в  том, что русская история отмечена неповторимым своеобразием, самобытностью, отличающей ее исторический путь от истории  других народов, стран и цивилизаций, уже не нужно. Это представляется самоочевидным.

Но увидеть  Россию такой, «какой она была», «независимо  от эталонов», не пытаясь представить  ее неким средостением между Западом  и Востоком, не прибегая к чуть ли не арифметическому подсчету западного  и восточного влияний в ее истории,- это все еще остается задачей, целью, мечтой. Задачей остается и  стремление увидеть и понять Россию не в противопоставлении ее внешнему миру, не в изоляции от него, не в  ослепляющем увлечении исключительностью  ее исторического движения. И то и другое - крайности, равно опасные. Первая унижает прошлое, вторая - мифологизирует и искажает его.

Итак, рассмотрим основные особенности древней и  новой истории России, факторы  ее своеобразия.

Геополитические факторы. В наибольшей степени геополитическую роль России определяли четыре обстоятельства: срединное евразийское положение страны между Востоком и Западом; отсутствие серьезных природных преград как на западных, так и на восточных границах; принятие ею православного варианта христианской религии; появление «русской идеи» в различных ее модификациях и формах.

Информация о работе История как наука