Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:55, реферат
Древние греки называли историю «наставницей жизни» – magistra vitae, а историка – «передатчиком времени».
«Historia vero testis temporum, lux veritatis, vita memoriae,magistra vitae, nuntia vitustatis, qua voci alea nisi immortalitati commendatur ?»– «История свидетель времени, свет истины, жизнь памяти, учительница жизни, вестница старины - в чем, как не в речи оратора, находит бессмертие ?»- Цицерон.
1. Понятие истории
2. Объект истории
3. Исторический факт
4. Предмет исторической науки: Подходы в истории
5. Периодизация истории Отечества
6. Функции истории Отечества
7. Особенности истории России
Отсутствие институализированной, нормативно определенной политической жизни препятствовало формированию политической культуры и политической традиции. Следствием этого явилось развитие чрезвычайно импульсивного, радикально настроенного общественного движения. Возглавляемое не дворянством или буржуазией как классами, а интеллигенцией, усматривавшей свое предназначение в том, чтобы выражать «интересы страдающего народа», оно с самого начала XIX в. вступило в резкий конфликт с правительством, который после целого ряда жестоких столкновений разрешился драмой 1917 г.
Учитывая
особенности российского
Революционное
движение, действовавшее в подполье,
скатывалось или к
К началу XX в.
противостояние общественных лагерей
обострилось настолько, что первый
же серьезный социально-
Церковь и государство. Православие очень многое изменило в жизни России. Оно дало письменность, школы, суды, новые законы. Церковь опекала нищих, убогих, больных. Родовые, племенные, дружинные связи переосмысливались отныне на основе не только утверждения государственного начала, но и формирования особой духовной общности, свойственной русскому православному обществу. Церковь поднимала значение княжеской власти, борясь со взглядами на князя лишь как на военного вождя. Она принесла на Русь освященную иерархию, духовно связывавшую ее части друг с другом.
Восприятие Русью христианства не было, однако, процессом быстрым и легким. Пришедшее из Византии русское православие далеко не сразу освоило премудрости византийской религиозной мысли. Один из ярчайших представителей славянофильства А.С. Хомяков давно обратил внимание на то обстоятельство, что Древняя Русь восприняла только внешнюю форму, обряд, а не дух и сущность христианства. Действительно, богословские искания занимали скромное место даже в жизни древнерусских монастырей. В миру же, по словам профессора Е.Е. Голубинского, народная масса Руси ничего не успела освоить в домонгольский период – ни внешности, ни внутреннего смысла, ни образа, ни сущности христианской религии. Проблема усугублялась тем, что своих кадров священников было мало, а греческие и болгарские - слишком оторваны от русской жизни, далеки от ее понимания. Постепенно константинопольские иерархи исчезают с русской арены, но вместе с ними прекращается и систематический приток греческих духовных сил.
Временами положение с богословской подготовкой священнослужителей становилось катастрофическим. В XVI в. Стоглавый собор отмечал, что, если не посвящать в сан неграмотных, церкви останутся без пения, а христианам придется умирать без покаяния. В XVI-XVII вв. устанавливается своеобразный компромисс между пастырями и паствой. Духовенство снижало требования, предъявляемые к знаниям мирянами содержания вероучения, либо вообще не пыталось формировать их. Мирянам же, затверживавшим понятия об обрядах, молитвах и культе, чужды были рассуждения о догматических тонкостях. Богословские искания, размышления о сущности религиозных истин оставались привилегией крайне узкого круга высокообразованных священнослужителей. Духовные прозрения, сопровождавшие эти искания, поразительны, но они являлись достоянием немногих.
Уже Киевская
Русь, находившаяся в зоне цивилизационного
влияния Византии, восприняла важнейшие
нормы, определявшие взаимоотношения
государственной власти и церкви,
утвердившиеся в империи. Византийская
православная церковь не пыталась притязать
на участие в политической жизни,
категорически осуждала амбиции
главы католической иерархии, римского
папы, направленные на установление теократии
и фактическое подчинение светских
государей собственной власти. Верховенство
императора, опекающего церковь и
заботящегося о поддержании христианского
мира в государстве, уход церкви от
мирских страстей и политической
борьбы - таковы принципы, представлявшиеся
византийскому православному
С момента своего возникновения церковь на Руси находилась под покровительством и влиянием княжеской власти. Само крещение, инициированное князем Владимиром I Святым, могло стать реальностью только при условии активных и целенаправленных усилий светских властей. Новые епархии возникали по желанию и при активном участии князей. Самоосвобождение русской церкви от византийской было настолько же делом национальным и церковным, насколько и политическим, и проходило при твердой поддержке государства.
Материальное благосостояние русской православной церкви покоилось на обладании землями и сидевшими на них крепостными; участия в торговых операциях, ростовщических сделках, промышленном предпринимательстве православное духовенство не принимало. В результате угроза конфискации или даже ограничения церковного землевладения ставила церковь в прочную зависимость от государства.
Идейно-религиозный
кризис середины XVII в. и последовавший
за ним раскол церкви еще более
усилили ее зависимость от светских
властей. Без помощи государства
официальной церкви вряд ли удалось
бы справиться с раскольниками со
столь незначительными
В дальнейшем жизнь русской православной церкви протекала как бы в двух плоскостях. Основная масса священников, мало озабоченных высшим смыслом своей духовной деятельности, превратилась в своеобразных государственных служащих. Высокими размышлениями и подвижническим трудом была охвачена небольшая часть клира, посвятившая себя поиску духовных идеалов и следованию Христовым заповедям в реальной жизни. В частности, широко известна деятельность старцев Оптиной Пустыни, которая вдохновляла всех мыслящих и чувствующих людей России. Многие из них, истинно и глубоко верующие, испытывали глубокую тревогу относительно церковных дел. Положение церкви, ее подчинение политике и интересам государства, забвение роли и предназначения духовного пастыря казались им более чем опасными. О необходимости обновления церкви, ее более активном участии в духовной жизни России, ее влиянии на общественную нравственность говорили и писали славянофилы, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев.
Некоторые черты духовной жизни. Православие, бесспорно, являлось одной из основ духовной жизни общества, основ глубинных и неуничтожимых. Русское православие, близкое к православию византийскому, имело свои особенности: большая связь с природой, миром, предпочтение, которое отдавалось Божьей Матери, Троице перед Софией, глубокий интерес к эстетической стороне религии.
В XV в. начинается
выработка комплекса
С одной стороны,
это была мечта об обществе, соединенном
узами соборности, т.е. высочайшего
духовного единства; общества, в
котором формы политического
устройства являются второстепенными
по сравнению с внутренним единством
народа. Сторонники этой идеи были убеждены
в том, что Русь-Россия обладала той
религиозной истиной, которая может
быть признана единственно верной,
единственно правой. Но обладание
истиной еще не есть знание истины.
Русь должна познать свое предназначение,
проникнуть в смысл истины и устроить
свою жизнь в соответствии с нею.
Осознание высоких истин и
последующее их практическое воплощение
в идеальном государстве
С другой стороны, возникла и крепла теория, согласно которой Русь-Россия не только обладала истиной как задачей, целью своего исторического существования, своей миссией, но уже осознала ее и успешно претворила на практике, выстроив по-настоящему христианское государство. Сторонники данной теории полагали, что миссия России заключается не в работе духа и мысли, не в нравственном совершенствовании, а в распространении идеальных порядков на другие страны и народы.
Различия этих интерпретаций русской идеи заметить нетрудно. И дело не только в том, что вторая из них оправдывает имперскую по сути политику и явственно претендует на жесткое менторство в отношении остального мира. Главное, что они вдохновлены разными ценностями. В первом случае ценится истинная элита нации – люди ищущие, неудовлетворенные, совестливые; во втором - на первый план выступают деятели решительные, не подверженные сомнениям, жестокие в осознании ими собственной правоты. Борьба двух указанных тенденций проходит через всю новую и новейшую историю России, не прекращаясь и не ослабевая до сегодняшнего дня. Она диктует различные подходы к самым разным проблемам, определяет суть и форму их решений.
Дискуссии по
теоретическим вопросам плодотворны
и приносят положительный результат
тогда, когда к высказанным идеям
относятся как к обычным
Увы, мы более
привыкли к иному отношению к
теории, исходящему из представления
о «сакральности», «богоданности» идеологической
схемы. Сторонникам тех или иных
взглядов они (взгляды) кажутся единственно
верными, любое отступление от них
расценивается как ересь, предательство
прогресса или национальных интересов.
Часто ли в истории России или
ее настоящем проявлялась и
Общинное единение - это единение не на духовной почве, а на основе единородового отношения к месту и времени. Главное здесь не в соответствии целей и методов достижения высокому идеалу, а в нежелании брать на себя ответственность, в комфортности единиц, составляющих толпу, в уверенности, что некто ведет всех правильной дорогой, в боязни духовно выпасть из сообщества сограждан. Общинность не делит свой мир на «я» и «другие» - это означало бы необходимость оценки себя со всех сторон, выделения себя из среды подобных. Общинный организм необычайно жизнестоек и весьма консервативен. Он помогает своим членам выжить в любых условиях – но не более того...
Разрыв же человека с общинными связями означает попытку прорваться из надоевшего, но привычного «мы» в манящее свободой, но пугающее ответственностью «я». И этот почти крестный путь не приносит проделавшему его облегчения. Выясняется, что и «я» - это еще не свобода, а лишь прорыв к воле, которая заключает в себе новую несвободу. Свобода и воля - извечное противостояние и противопоставление на Руси и в России. Свобода является понятием историческим, ее можно завоевать или потерять. Важно одно - принять ее правила. Она позволяет делать все, что не противоречит свободе других, что не запрещено законом. Такой свободы русский человек не знал на протяжении веков.
Ему оставалась
воля как последнее прибежище
от рабства. Воля, внутренняя и внешняя,
– состояние естественное, может
быть, генетическое, или с нею
рождаются, или она отсутствует.
Она проявляется или в уходе
внутрь себя, к душе, или в мгновенном
взрыве, когда человек требует
не то, что возможно, а все сразу,
немедленно, невзирая на последствия,
не учитывая традиций. Крестьянский бунт,
обреченная жертвенность выступлений
революционеров, одиночный протест
В.С. Печерина, как и пророчество
пушкинского Юродивого в «
История всегда
трагична. Трагичен исторический путь
России. Трагично извечное противостояние
соборности и общинности, свободы
и воли, «мы» и «я». Трагичен поиск
истины, духовного предназначения в
истории. На грани именно этих противопоставлений
построены важнейшие