История как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:55, реферат

Описание работы

Древние греки называли историю «наставницей жизни» – magistra vitae, а историка – «передатчиком времени».
«Historia vero testis temporum, lux veritatis, vita memoriae,magistra vitae, nuntia vitustatis, qua voci alea nisi immortalitati commendatur ?»– «История свидетель времени, свет истины, жизнь памяти, учительница жизни, вестница старины - в чем, как не в речи оратора, находит бессмертие ?»- Цицерон.

Содержание

1. Понятие истории
2. Объект истории
3. Исторический факт
4. Предмет исторической науки: Подходы в истории
5. Периодизация истории Отечества
6. Функции истории Отечества
7. Особенности истории России

Работа содержит 1 файл

история как наука.docx

— 146.38 Кб (Скачать)

Сегодня Россия - на переломе, в стремительном и  трагическом потоке перемен, в мучительном  поиске истоков, смысла, значения своей  истории, своего места, своих первоначал. Преодоление барьеров, терпимость и  уважение к чужим взглядам, приобщение к накопленным человечеством и русской историей ценностям оказались процессом болезненным, трудным, процессом преодоления истории и возвращения к ней одновременно, процессом постижения вечных истин и глубинных начал, процессом восстановления казавшейся безвозвратно утраченной преемственности между прошлым, настоящим и будущим великой страны. Процессом пробуждения чувства Родины, наконец. А оно «должно быть строго, сдержанно в словах, не речисто, не болтливо, не «размахивая руками» и не выбегая вперед (чтобы показаться). Чувство Родины должно быть великим горячим молчанием» (В. В. Розанов).

Зачем же все-таки нужна история? Ради чего преодолевает историк все эти трудности  и проблемы? Почему человечество упорно вглядывается не только в настоящее  и будущее, но и в прошлое? Что  оно ищет в нем?

Самый общий, но и самый точный ответ предельно  прост: оно ищет в прошлом себя, собственное настоящее. Прошлое  не является мертвым, оно реально, может  быть, более реально, чем настоящее. Оно присутствует в общественных отношениях, представлениях людей, произведениях  культуры, стереотипах восприятия. Человек не волен в выборе своего прошлого. Он не может объявить его  несуществующим. «В человеческой природе  и в человеческом доме существует некий постоянный фонд. Без этого  даже имена людей и названия обществ  потеряли бы свой смысл» (М. Блок). Прошлое, которым пренебрегают, становится опасным. Оно мстит за поругание. «История - что власть: когда людям хорошо, они забывают о ней и свое благоденствие  приписывают себе самим; когда им становится плохо, они начинают чувствовать  ее необходимость и ценить ее благодеяния» (В. О. Ключевский). И страдать от равнодушного, циничного, нечестного отношения к  ней. «Нет памяти о прежнем; да и о  том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после  нас» (Екклезиаст, 1:10). Прошлое чувствительно. Его унижает не только пренебрежение, но и слепое, не мыслью и благородным  чувством рождаемое увлечение. Сакрализация прошлого делает его мертвым. Напомним в связи с этим парадоксальное высказывание великого историка: «В нашем  настоящем слишком много прошедшего; желательно было бы, чтобы вокруг нас  было поменьше истории» (В.О.Ключевский).

История потому и является уникальной наукой, что  она:

служит средством  самопознания - человечества, этноса, государства, социальной общности, личности, цивилизации;

обеспечивает  сохранение и передачу социальной памяти, этических норм, обычаев и традиций - всего, что делает возможной преемственную  эволюцию общества;

связывает прошлое, настоящее и будущее, в прошлом  находя смысл настоящего и открывая завесу будущего;

проверяет прочность  социальных ценностей, отсеивает истинные (следовательно, вечные) от ложных и  потому преходящих;

воспитывает чувства, открывает смысл вечных истин - верности, долга, любви к Родине, преданности, ответственности и  честности;

формирует особую форму общественного сознания - сознание историческое.

Иногда говорят  о несформированности исторического  сознания общества и в этом видят  источник всех бед и проблем. Вероятно, это неверное мнение. Историческое сознание у общества есть всегда –  вопрос в том, каково оно. В нем  могут преобладать ложные представления, искаженные факты, подтасованные оценки, оно может опираться на ценности и «истины», по сути своей являющиеся антиценностями и лжеистинами. Такое  сознание порождает агрессию и нетерпимость, становится фактором разрушительным и  опасным.

История, таким  образом, имеет свой смысл и свою сверхзадачу. Нельзя, не сломав что-то важное, какой-то стержень в себе, отказаться от прошлого. Ни отдельному человеку, ни обществу или народу в целом. И если история - это путь к себе, к прошлому, к настоящему и будущему, то вспомним еще одну мысль В. О. Ключевского: «Не будем спорить, пока идем; когда придем, пожмем друг другу руки и, быть может, найдем, что не о чем спорить».

 

Рекомендуемая литература

 

Брандт М.Ю. Введение в историю.–М.,", 1994.

Гуревич А. Я. О кризисе современной  исторической науки// Вопросы истории - 1991.- № 2-3.

Гуревич А. Я. Теория формаций и реальность истории// Вопросы философии - 1990.- № 11.

Егоров В. К. История в нашей  жизни.- М., 1990.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа.- М., 1991.

Россия в новое время: личность и мир в историческом пространстве: Материалы межвузовской научной  конференции. 14-16 апреля 1997г. [Электрон. ресурс] .–Режим доступа: http://liber.rsuh.ru/Conf/Russia5/shvachko.htm [Дата обращения: 25 августа 2003 г.].

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество.- М., 1992.

Тойнби А. Постижение истории.- М., 1991.

 

 

 


Информация о работе История как наука