История государства и права зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 15:10, контрольная работа

Описание работы

Образование общества предшествует государственной организации его жизни. Было время, когда общество существовало, а государства не было. Это объективно подтверждается данными антропологии, археологии, историческими и социологическими исследованиями.
Жизнь общества на ранних ступенях его развития строилась на началах естественного самоуправления, которое соответствовало уровню развития самого человека как существа общественного. Но раз возникнув, государство становится основным инструментом цивилизованной организации общественной жизни и ее прогресса1.

Работа содержит 1 файл

240-11-10.docx

— 54.40 Кб (Скачать)

Аттика делилась на десять территориальных "племен" (фил). Каждая фила состояла из трех частей - триттий. Одна из триттий  должна была принадлежать к сельскохозяйственной равнине, где до того господствовала знать (здесь были ее имения), другая - к приморскому району, форпосту демократически настроенной матросской массы, третью составлял один из кварталов  столицы.

В новых филах граждане были перемешаны таким образом, что преобладание сосредоточилось в руках горожан - ремесленников, купцов, матросов. Землевладельческая "равнина" была оттеснена на второй план.

Помимо этого, страна была поделена на наименьшие районы - демы. Их было около  ста.

Сущность введенного Клисфеном  деления станет более понятной, если прибавить, что аристократический  род Аминандритов. например, оказался разделенным на 26 демов, принадлежащих  к разным триттиям и филам, род  Керкиров - к 19 демам и т. д. Естественно, что выступать, как препаде, единым фронтом они уже не могли. Так, между прочим, впервые в истории  была введена в практику "избирательная  география". Совет четырехсот был  ликвидирован. Вместо него стали выбирать совет пятисот -по 50 человек от каждой новой филы.

В чем же значение реформы Клисфена? Почему ее называли так же, как и  реформу Солона, "политической революцией"? Ответ на этот вопрос очевиден. Общественное развитие привело к сосредоточению богатств в руках значительного числа неродовитых граждан, составивших имущий класс Афин. Политическая власть должна была отныне служить их целям. Родоплеменное деление препятствовало этому: в органах родового строя господствовала родовая аристократия. Территориальное разделение сокрушило это господство. Вместе с тем окончательно побеждает государство рабовладельцев - знатных и незнатных.

Клисфену же принадлежит изобретение  остракизма. Так называлось изгнание из государства, применяемое в качестве политической меры, а не наказания. Остракизм применялся по тем соображениям, что тот или иной политический деятель своим авторитетом, своими связями может способствовать возникновению  смут. Изгнание назначалось обыкновенно  на 10 лет и не влекло за собой ни лишения прав, ни конфискации имущества. Решение об остракизме принадлежало только народному собранию.

Остракизм (в своей «классической» форме, как он функционировал в демократических  государствах V в. до н.э.) — внесудебное  изгнание по политическим мотивам наиболее влиятельных граждан из полиса на фиксированный срок (в Афинах —  на 10 лет), без поражения в гражданских (в том числе имущественных) правах и с последующим полным восстановлением  в политических правах, осуществлявшееся путем голосования демоса в народном собрании при применении особой процедуры (в Афинах — с использованием надписанных глиняных черепков). Как  можно заметить, среди перечисленных  признаков имеются как более, так и менее принципиальные. Кстати, сразу бросается в глаза парадоксальный факт: свое название институт получил, собственно, от совершенно непринципиальной и варьировавшей от полиса к полису черты (οστρακισμός от οστρακον, «черепок»). Как известно, например, в Сиракузах с аналогичной целью использовались не черепки, а масличные листья (отчего и сам институт носил там название петализма), однако это, естественно, ни в коей мере не сказывалось на существенных, фундаментальных характеристиках феномена. Каждая конкретная акция по применению остракизма называлась остракофорией (οστρακοφορία, буквально — «несение черепков»), В некоторых контекстах термины «остракизм» и «остракофория» могут далее в тексте работы употребляться как взаимозаменяемые.

К середине V века до н. э. уходят в прошлое  солоновские разряды. Замещение  должностей стало доступно всем гражданам  независимо от их имущественного положения. Производилось оно по жребию (за некоторым исключением).

Оставалось последнее: ввести вознаграждение за службу, без чего граждане, живущие  повседневным трудом, не могли занимать общественные должности.

По предложению стратега Перикла  стали получать жалованье члены  совета пятисот, присяжные заседатели, солдаты, матросы военного флота  и все должностные лица вообще, за исключением самых высших - стратегов.

Таковы причины и формы возникновения  государства в Афинах. Энгельс справедливо замечает: «Афины представляют собой самую чистую, наиболее классическую форму: здесь государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоположностей, развивающихся внутри самого родового общества».

Всей совокупностью прав и привилегий пользовались (по закону Перикла) только те лица (мужского пола), у кого и  отец и мать были природными и полноправными  гражданами Афин.

После преобразований Клисфена гражданство приобреталось с 18-летнего возрасту: Затем в течение двух лет юноша проходил военную службу. С 20 лет ему разрешалось участвовать в народном собрании.

Завершив двухлетнее обучение военному делу, гражданин оставался военнообязанным  до 60-летнего возраста. В случае войны  народное собрание устанавливало число  военнообязанных, подлежащих призыву; в крайних случаях прибегали  к всеобщему набору (панстратии). Члены каждого племени (филы) составляли отряд под командованием особого  лица, избираемого самим народом5.

Формальное равенство полноправных граждан не исключало их фактического неравенства, определяемого неравенством имуществ. Основную массу граждан  составляли люди среднего достатка. Их земельные наделы не превышали 10 га. Небольшое число граждан обладало значительными состояниями. Сотни  семей влачили жалкое существование, предпочитая откровенный паразитизм любой форме производительного  труда.

Физический труд, за исключением  земледельческого, признавался недостойным гражданина. «Позорящие» профессии были уделом иностранцев-метэков, вольноотпущенников, рабов.

Метэки могли заниматься своим  профессиональным делом, покупать и  продавать (все, кроме недвижимостей), но участвовать в народном собрании и занимать должности им запрещалось. Однако в армии они служили, платили  налоги. Меток, уклонившийся от уплаты налогов, продавался в рабство. Браки  между метэками и гражданами запрещались. Положение отпущенных на волю рабов было близко к положению иностранцев. Несмотря на все ограничения, метэк и вольноотпущенник были в глазах закона лицами. За ними признавалось человеческое достоинство.

6. Охарактеризуйте  источники римского права на  каждом этапе его развития.

В доклассический период римского права основным источником прав был  правовой обычай.

Первая римская кодификация  права восходит к середине V столетия до н. э (классический период римского права). Она получила название «Законов XII таблиц». В течение многих веков они считались в Риме основным источником права - публичного и частного (fons ornnis publici privatique juris).

Свое название Законы получили в связи с тем, что были написаны на 12 деревянных досках, выставлявшихся на городской площади. Никто поэтому не мог «отговариваться незнанием закона». По некоторым сведениям, от всякого вступающего в ряды граждан юноши требовалось знание законов наизусть. Считалось, что без этого нельзя выполнять обязанности гражданина, в особенности судейские.

Законы XII таблиц были в своей  основе записью обычного права. Больше всего в ней нуждались плебеи (для защиты от произвола патрицианских  судей). Кодификация права была для  них этапом в борьбе за уравнение  с патрициями.

Сами законы до нас не дошли. Они известны лишь в отрывках, которые сохранились в сочинениях древних авторов, в особенности  юристов, - Цицерона, Ульпиана, Гая и  др.

Среди этих источников особое место занимает сочинение юриста II века н. э. Гая, автора «Институций» - учебника для римских юридических школ. Его случайно обнаружил историк Нибур в 1816 году в итальянском городе Вероне. «Институций» Гая были найдены под текстом сочинения богословского содержания.

Примечательной чертой Законов  ХП таблиц было четко проведенное  разделение вещей на две категории. К первой принадлежали главным образом  земля, рабы, рабочий скот. Ко второй - все остальные вещи.

Практическое значение такого разделения обнаруживалось в способе  отчуждения вещей; при их продаже, дарении  и пр. Именно по этому признаку определилось и само название указанных категорий. Первая называлась res mancipi (рес манципи), вторая - res пес mancipi (рес нек манципи).

Отчуждение земли, рабов, рабочего скота должно было совершаться  в строго установленной форме. Она  называлась mancipatio (манципация).

Слово это происходит от manus - рука. Первоначальное образное представление  о собственности шло от завладения вещью, захвата. Отсюда «манус».

Манципация производилась  следующим образом. Продавец и покупатель (если взять наиболее частый случай) приглашали пять свидетелей (не менее) и весодержателя. Покупатель (приобретатель) касался рукой купленной им вещи («хватал раба»), говоря при этом: «Я утверждаю по праву квиритов, что этот... (предположим, раб) принадлежит мне и я купил его за эту медь». Продавец мог ограничиться молчанием, которое считалось знаком согласия.

Источниками нового римского права помимо преторских эдиктов сделались распоряжения императоров, постановления сената, консультации юристов.

Наиболее известные юристы попучали право давать толкования законов, которые были обязательны для судов. Толкования юристов были впоследствии систематизированы и составили самую значительную часть кодификации императора Юстиниана (так называемые Дигесты).

По теории римских юристов, всю совокупность правовых велений  следовало подразделять на две части - право частное и право публичное. К последнему, по известному определению Ульпиана (III в. н. э.), принадлежат все те нормы, которые «относятся к положению римского государства» как целого; напротив, «частное право» имеет дело с тем, что касается «пользы отдельных лиц».

7. Каковы три  основные формы гражданского  процесса в Древнем Риме? Каковы  их основные сходства и отличия?

Необыкновенно строгим формализмом  проникнуты правила разрешения имущественных  споров, составляющие в своей совокупности гражданский процесс. Наиболее известная  из его форм - так называемый легисакционный процесс предусматривал сложную  процедуру. Истец являлся к претору и делал заявление. Претор назначал день суда. Ответчик вызывался самим истцом. Ему дозволялось применить силу. Процесс протекал в форме борьбы за спорную вещь. Сначала истец, затем ответчик налагают на нее (или ее часть, например, кусок дерна, если речь идет о земле) палочку-виндикту. При этом они произносят установленные обычаем формулы (каждая для данного случая). Тот, кто сбился или ошибся, автоматически проигрывал дело. От названия этой палочки происходит термин «виндикация», под которым понимают истребование вещи из чужого неправомерного владения. По своему происхождению виндикта – «укороченное» копье - символ древнего способа завпадения вещью.

По другому объяснению, «виндикация» происходит от vim dicere - объявлять о применении силы.

С окончанием этой процедуры  спорящие стороны заключали своеобразное пари. Кто проигрывал дело - проигрывал и залог. Величина его равнялась  нередко половине иска.

На этом заканчивалась  первая стадия процесса. Вторая стадия заключалась в том, что назначенный  претором судья любой из римских  граждан, которого претор считал подходящим, -без особых формальностей рассматривал дело по существу: выслушивал свидетелей, знакомился с документами, выносил  решение.

При неявке одной из сторон (без уважительной причины) решение  автоматически выносилось в пользу ее противника.

Гораздо проще обстояло дело в том суде, которым ведал перегринский претор. В спорах между иностранцами ; нормы Законов ХП таблиц были неприменимы. Претор сам решал дело от начала до конца. Эта практика оказала очень большое влияние на судьбы позднейшего (классического) римского права6.

Около 150 года до н.э. в гражданском  судопроизводстве Рима происходит подлинный  переворот. Как и прежде, существовали две стадии. Как и прежде, решение  спора передавалось судье, назначенному приказом претора. Но судья этот не был уже свободен в своем решении. Оно предписывалось формулой претора. Отсюда и название самой формы  процесса - формулярный.

Формула-указание, которой  претор снабжал судью, могла содержать  прямой приказ сделать так, а не иначе, она мота предоставить судье некоторую  свободу - все зависело от обстоятельств  дела. Но каждый раз судья был  обязан следовать полученной инструкции.

Таким образом в Риме утверждается новая форма правосудия по гражданским  спорам - так называемый формулярный  процесс, постепенно, хотя и не окончательно вытесняющий процесс легисакционный.

8. Франк В., напав  на чужую виллу (двор), похитил  свободную девушку, намереваясь  вступить с ней в брак, и  спасаясь от погони, ударил преследователя  палкой по голове. Какое наказание  должен получить Франк В. по  Салической Правде?

Новая эпоха в системе  наказаний открывается с накоплением  богатств внутри рода, а затем и  семьи. На смену кровной мести  приходит штраф.

Переход к штрафу взамен мести происходил непросто. Первые акты подобного рода встречались  нескрываемым презрением. Принимать  деньги за кровь ближнего, в особенности  отца или брата, считалось несмываемым  позором.

Соглашение о штрафе прикрывалось разнообразными формами примирения сторон. Центральным пунктом его становятся унизительные формы «покоры», обязательные для виновного.

В самое раннее время размер штрафа должен был в каждом отдельном  случае устанавливаться соглашением  сторон. Многие народы сохраняли этот порядок, не зная никакого другого.

На основании § 1 гл.XIII. О похищении свободных если  три человека похитят  свободную  девушку,  они обязаны уплатить по 30 сол. каждый. И на основании § 6.  Если какой-нибудь свободный ударит палкой  свободного,   26 но  так,  что  кровь  не  пойдет,  то  до 3 ударов за каждый удар платится по 120 ден., что составляет 3 сол. Таким образом, Франк В. должен получить наказание в виде штрафа в размере 33 сол.

9. Государственный  строй по Конституции США 1787 года. Рассмотрите основные законодательные,  исполнительные, судебные органы  на уровне США и уровне штатов, покажите их взаимоотношения  в рамках реализации принципа  федерализма и разделения властей.  Особое внимание следует уделять  системе здержек и противовесов  как части конституционного механизма  США.

Выработанная Конституция 1787 года отражала воззрения наиболее консервативной части американской правящей элиты. Конституция 1787 года не ликвидировала политической автономии штатов. Она противопоставила ей сильную центральную власть. Конфедерация превратилась в федерацию.

Информация о работе История государства и права зарубежных стран