Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 15:10, контрольная работа
Образование общества предшествует государственной организации его жизни. Было время, когда общество существовало, а государства не было. Это объективно подтверждается данными антропологии, археологии, историческими и социологическими исследованиями.
Жизнь общества на ранних ступенях его развития строилась на началах естественного самоуправления, которое соответствовало уровню развития самого человека как существа общественного. Но раз возникнув, государство становится основным инструментом цивилизованной организации общественной жизни и ее прогресса1.
Основополагающим принципом был провозглашен принцип «разделения властей», выдвинутый англичанином Локком и развитый французом Монтескье. Каждая из основных властей - законодательная, исполнительная и судебная - получала некоторую, может быть даже значительную, независимость. Политическая теория видела в этом гарантию против произвола: одна власть «сдерживает» другую.
Законодательную власть конституция 1781 года. вверяла конгрессу, состоящему из двух палат: палаты представителей, избирающейся (как в то время, так и теперь) населением штатов, и сената, членов которого избирали (вплоть до 1913 г.) парламенты штатов.
Из этого видно, что сенат с самого начала был замышлен как палата, консервативная по составу, на зависящая от избирателей, тормоз по отношению к палате представителей. Джон Адамс, будущий президент страны, так прямо и заявлял: сенат должен налагать узду на палату представителей.
Палата представителей и сенат получали равные- права, в том, что касалось законодательной инициативы и принятия. законов.
Главой государства и правительства. конституция называла президента США. Он избирался выборщиками по штатам. Они отдавали голоса с помощью бюллетеней. Проходил тот, за которого было подано большинство голосов выборщиков.
Многие члены учредительного конгресса («конституанты») предлагали, чтобы президента избрал сам конгресс - так надежнее. Против этого были выставлены возражения, основанные на историческом опыте. Ссылались, в частности, на интриги, на борьбу группировок, которые сопровождали избрание польских королей сеймом. С другой стороны, имелся опыт избрания губернаторов штатов путем «народного голосования» (например, в Нью-Йорка): оказалось, что на такие выборы можно влиять.
После многих колебаний должность президента решили сделать временной. Его полномочия были ограничены четырьмя годами, но было намеренно опущено право переизбрания президента на новый срок.
Многие депутаты предлагали сделать президентуру пожизненной, чтобы в максимальной степени приблизить ее к положению конституционного короля (по типу английского).
Первый президент США Дж. Вашингтон согласился выставить свою кандидатуру во второй раз, но не более, создав тем самым прецедент, продержавшийся более 130 лет и ныне закрепленный в законе: два срока президентства являются максимальными.
Президент США наделен
значительной властью. Он объединяет в
своем лице главу государства
и премьер-министра правительства.
Ему принадлежит верховное
Министерства возникали постепенно. При Д. Вашингтоне их было всего три: внутренних дел и внешних сношений: военное, финансовое.
Следуя принципу разделения властей, конституция лишила президента законодательной инициативы в строгом смысле слова (права представлять палатам готовый законопроект); его вето на Законопроект, принятый обеими палатами, может быть опрокинуто квалифицированным большинством обеих палат.
В то же время президент не зависел от того, как будет принята проводимая им политика в палате представителей или сенате.
Так же и министры. Они не являются членами конгресса и не зависят от его решения. Но так обстояло больше в теории, чем на практике. На самом деле конгресс обладал (и обладает) значительными возможностями давления на президента, равно как и президент не лишен возможности давления на конгресс.
Третьей властью Соединенные Штатов конституция называет суд. Уже в конституанте было высказано мнение, в общем принятое, что Верховный федеральный суд - высшая судебная инстанция США - должен получить право пересмотра законов, принятых конгрессом при их несоответствии конституции.
Имелось в виду, что это
право Верховный суд будет
осуществлять не вообще (как надзорная
инстанция), а в связи с определенным
делом - уголовным или гражданским,
находящимся в его
Вопрос о неконституционности всего закона в цепом или его части может быть поставлен не иначе как частным лицом (организацией) на том основании, что этим законом нарушается какая-либо гарантия, установленная конституцией для личности, чести, имущества или иных прав истца.
После соответствующего решения Верховного суда никто не может ссылаться на отвергнутый закон или быть привлеченным к ответственности на его основании.
Многих дискуссий стоило
урегулирование отношений между
штатами, с одной стороны, и центральной
властью федерации - с другой. Остановились
на том, что властям Соединенных
Штатов принадлежит право
Конгрессу воспрещалось вводить подушные подати, приостанавливать Habeas corpus act, помимо случаев открытого мятежа, вводить дворянские титулы, ущемлять свободу вероисповедания, издавать законы с обратной силой.
За штатами оставались: организация собственного правительства и все местные дела, включая полицию и суд, уголовное, гражданское и процессуальное законодательство, торговля внутри штата и рабочее законодательство, небольшие собственные вооруженные силы и т. д.
Конституция разрешала правительству
федерации военное
10. Брачно-семейное
и наследственное право по
Германскому гражданскому
Крупнейшей кодификацией буржуазного гражданского права является Германское гражданское уложение (ГГУ). Оно было введено в действие в 1900 году.
До этого времени не только каждое отдельное государство, входившее в состав империи, но даже самые незначительные области в пределах этих государств имели свое собственное право, свои особые юридические обычаи.
Уложение устанавливает принцип светского брака (церковный не обязателен). Главой семьи является муж. Он «оказывает жене покровительство», за что она должна платить «послушанием». Он решает все основные вопросы, связанные с существованием семьи, один владеет имуществом семьи и выступает в суде по делам семьи. На жену же возлагается ведение домашнего хозяйства.
Даже в том случае, когда соответственно брачному договору имущество супругов раздельно, жена не вправе что-либо отчуждать, закладывать или дарить без согласия мужа. Единственной ее льготой является право составить завещание.
Новое время отразилось, однако, и на этом своде. Жена остается собственником имущества, которое она принесла в дом или нажила в браке; она вправе требовать раздельного жительства, может заниматься своей профессиональной деятельностью (при несогласии супруга решение принадлежит суду). Законные мотивы развода одинаковы как для мужа, так и для жены.
Но и здесь не обошлось
без той же размазанной фразеологии.
Причинами развода
Своих законных детей отец (по ГГУ) содержит соответственно собственному материальному положению. Незаконным он выплачивает алименты.
Родительская власть во всех буржуазных законодательствах принадлежит мужу. Различия определяются ее степенью. Но ни один закон не запрещал отцу применение «исправительных мер».
Законными наследниками признаются раньше всего прямые нисходящие (дети, внуки). Они исключают всех других. Затем, то есть при отсутствии прямых нисходящих, идут боковые родственники (братья и сестры). Они делят имущество с родителями наследодателя - и так далее вплоть до 12-й степени родства8.
В том, что касается завещаний, кодекс держится принципа «обязательного наследования». При одном ребенке завещатель вправе свободно распорядиться половиной имущества (другая половина при всех условиях остается ребенку), при двух детях - одной третью, при трех - одной четвертой долей имущества.
ГГУ требует обязательной доли в пользу нисходящих. Но оно не ограничивает круг законных наследников никакой степенью родства: наследство должно найти хозяина!
11. Крах Британской колониальной империи в XXв. Содружество наций.
Принудив к капитуляции Германию, Австрию и Турцию, страны-победительницы разделили между собой их заморские владения. Колониальные империи Англии, Франции и Соединенных Штатов еще расширились. Казалось невероятным, чтобы народы Востока, Африки, отсталые экономически, а еще более в военном отношении, могли изгнать европейских и американских угнетателей, применявших все чудеса техники и военного искусства.
Английское правительство
вынуждено было сделать формальное
заявление о прекращении
Так называемый «Акт британского правительства об Индии 1919 года» оставлял нетронутым центральное управление Индией. Созданный здесь двухпалатный «парламент» имел совещательные функции.
Некоторые незначительные изменения
были произведены в системе
Новым было следующее. Губернатору поручалось назначить некоторое количество «министров», принадлежащих к числу депутатов местной, провинциальной ассамблеи, «законодательного совета», избираемого местными же помещиками, капиталистами и чиновниками - 10-12% населения страны.
Министры получали в свое ведение второстепенные дела по управлению, а также здравоохранение и образование в том виде, в каком они существовали. Законодательные советы были наделены правом издавать «законы» по узкому кругу дел, но губернатор мог отменять их и вводить другие. Акт 1919 года был карикатурой на самоуправление в духе английской политики маневров.
Вторая мировая война способствовала обособлению доминионов Британского содружества. Предвидя это, Черчилль в 1944 году предложил доминионам создать «постоянный комитет Британской империи» в составе «имперского штаба» и «имперского секретариата». Однако сопротивление Канады, действовавшей по наущению США, привело к отклонению этого плана.
В 1949 году оставляет Британское содружество наций оставляет Ирландия. В том же году Англия и доминионы условились обмениваться послами (до того взаимное представительство осуществлялось комиссарами). Устанавливалось двойное гражданство - общебританское и доминиона.
По мере распада империи доминионов становилось больше, Британское содружество наций пришлось переименовать в «Содружество наций», однако связи доминионов с метрополией и между ними самими не стали ни прочнее, ни «дружественнее». Слово «доминион» потеряло свой прежний смысл и вышло из употребления. Уже с 1951 году, на имперской конференции, доминионы вышли из-под контроля Англии и резко разошлись между собой (в частности, по вопросу о признании Китая). С тех пор не было имперской конференции, которая не обнаружила бы той же картины. Трудно сказать, кто на кого давит сильней: Англия на доминионы или доминионы на Англию
12. В каком законодательном
акте впервые наиболее сжато
и ярко были сформулированы
основные (личные и политические)
права человека и гражданина.
Помните ли вы права, которые
авторы этого документа
Впервые права человека и гражданина сформулированы в Конституции США 1787 года, это право на жизнь, право свободы совести, право собственности, право избирать и быть избранным, право на забастовку, право на неприкосновенность жилища, право свободного передвижения.
Список использованной литературы
1. Борисюк В.И. Джапаридзе Т.З. м др. Политические институты США: история и современность. —М. 2008. – 275 с.
2. Григорьев Д.В., Соловьянов Н.И. История Древнего мира: учебно-методическое пособие. – Красноярск, 2006. – 98 с.
3. Жидков О.А. История государства и права зарубежных стран. / Отв. Ред. Н.А. Крашенинникова. – М.: Норма, 2004. – 512 с.
4. Законы Ману. Перевод С.Д. Эльмановича. – М.: Наука, 2005. – 112 с.
5. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.. 2006. – 165 с.
6. Пухан И., Поленак-Акимовская М. Римское право. М. 2009. – 387 с.
7. Федоров К.Г., Лисневский Э.В. История государства и права зарубежных стран: Учеб. пособ. для вузов. Ч.1. - Ростов на/Д.: Изд- во Рост. ун-та, 1994.- 272с.
1 Григорьев Д.В., Соловьянов Н.И. История
Древнего мира: учебно-методическое пособие.
– Красноярск,
2006. – 98 с.
2 Жидков О.А. История государства и права
зарубежных стран. / Отв. Ред. Н.А. Крашенинникова.
– М.:
Норма, 2004. – С.31.
3 Федоров К.Г., Лисневский Э.В. История государства и права зарубежных стран: Учеб. пособ. для вузов. Ч.1. - Ростов на/Д.: Изд- во Рост. ун-та, 1994.- С. 63.
4 Законы Ману. Перевод С.Д. Эльмановича. – М.: Наука, 2005. – С.40.
5 Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.. 2006. – С. 91.
6 Пухан И., Поленак-Акимовская М. Римское право. М. 2009. – С. 96.
7 Борисюк В.И. Джапаридзе Т.З. м др. Политические институты США: история и современность. —М. 2008. – С.75.
8 Жидков О.А. История буржуазного права. —М.,2007. – С.97.
Информация о работе История государства и права зарубежных стран