Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:47, контрольная работа
Свод законов Хаммурапи (или Кодекс Хаммурапи), созданный приблизительно в 1780 г. до н. э., является одним из древнейших законодательных памятников. Найден археологической экспедицией Жака де Моргана в ходе раскопок в 1901-1902 годах в Сузах (территория древней Месопотамии). Этот свод из 282 законов представляет собой чёрный базальтовый столб. Непрерывно записанный текст законов условно делится
исследователями на 282 первоначальные статьи, из которых 35 были
стерты, а 247 сохранились.
Казус 1______________________________________________________3
Казус 2______________________________________________________7
Список литературы___________________________________________10
Контрольная работа по ученой дисциплине
"История
государства и
права зарубежных
стран"
(№ и название темы)
(№ варианта)
Оглавление
Казус 1_____________________________
Казус 2_____________________________
Список литературы____________
Казус 1
Вавилонянин Акургал взял в долг крупную сумму серебром. Взамен он отдал своего сына. Какой процент мог потребовать кредитор при займе серебром? Нес ли кредитор ответственность за жизнь заложника? Мог ли заложник освободиться из долговой кабалы?
Свод законов Хаммурапи:
Свод законов Хаммурапи (или Кодекс Хаммурапи), созданный приблизительно в 1780 г. до н. э., является одним из древнейших законодательных памятников. Найден археологической экспедицией Жака де Моргана в ходе раскопок в 1901-1902 годах в Сузах (территория древней Месопотамии). Этот свод из 282 законов представляет собой чёрный базальтовый столб. Непрерывно записанный текст законов условно делится
исследователями на 282 первоначальные статьи, из которых 35 были
стерты, а 247 сохранились. Недостающие статьи частично
восстанавливаются по фрагментам копий «Законов», записанных на
глиняных табличках, которые были обнаружены в тех же Сузах и
других местах, особенно в знаменитой Ниневийской библиотеке
Ашшурбанипала. «Законы» были в окончательной редакции изданы как своего рода итог всей государственной деятельности Хаммурапи. Этот царь ставил себе в заслугу прежде всего водворение справедливого порядка в созданной им империи, а саму свою победу рассматривал как явный
божественный мандат на устроение такого порядка.
«Законы» принадлежат к важнейшим источникам по
древневавилонскому и вообще древневосточному праву, на долгое
время послужили основой вавилонского права и тем самым дают
возможность восстанавливать многие стороны
социально-экономического строя Месопотамии II тыс. до н.э.
Следует учесть, что Хаммурапи, существенно усилив роль
государства в общественной и хозяйственной жизни страны
(впоследствии
частично утраченную), не изменил
основ этой жизни, как они
сложились в начале
Законы
Хаммурапи непосредственно
Основное внимание уделено описанию наказаний за различные правонарушения. Законы предусматривают суровую систему наказаний: практически любая кража карается смертной казнью.
(§ 6) Если человек украл имущество бога или дворца, то этот человек должен быть убит; а также тот, который принял из его рук краденое, должен быть убит.
(§ 8) Если человек украл либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо же лодку, то, если это принадлежит богу или дворцу, он должен заплатить в тридцатикратном размере, а если это принадлежит мушкенуму, он должен возместить в десятикратном размере. Если вор не имеет чем платить, он должен быть убит.
(§ 22) Если человек совершил ограбление и был пойман, то этот человек должен быть убит.
В то же время, некоторые исследователи отмечают, что из Кодекса Хаммурапи фактически вытекает современный принцип презумпции невиновности («невиновен, пока не доказано обратное»). В случае членовредительства последовательно проводится принцип талиона (око за око).
(§ 196) Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз.
(§ 197) Если он переломил кость человеку, то должны переломить ему кость; хотя если социальный статус виновного выше, чем у пострадавшего, наказание значительно мягче
(§ 198) Если он выколол глаз мушкенуму или переломил кость мушкенуму, то он должен отвесить 1 мину серебра.
(§ 199) Если он выколол глаз рабу человека или же переломил кость рабу человека, то он должен отвесить половину его покупной цены.
Законодатель старался максимально урегулировать все стороны жизни общества того периода, регламентации подлежали как имущественные: отношения права собственности, владения, распоряжения, пользования имуществом, хранения, отношения аренды и залога, а так же общественные отношения (§ 7) Если человек купил из рук сына человека или раба человека либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо же что бы то ни было без свидетелей или договора или же принял на хранение, то этот человек — вор, он должен быть убит. (§ 23) Если грабитель не был схвачен, то ограбленный человек
может показать перед богом все свое пропавшее, а община и староста, на земле и территории которых было совершено ограбление, должны ему возместить все его пропавшее. (§ 24) Если при этом была загублена жизнь, то община и староста должны отвесить 1 мину серебра его родичам. (§ 42) Если человек арендовал поле для обработки и не вырастил на поле зерна, то его следует уличить в невыполнении необходимой работы на поле, а затем он должен будет отдать хозяину поля зерно в соответствии с урожаем его соседей. (§ 43) Если он вовсе не обработал поле, а забросил его, то он должен отдать владельцу поля зерно в соответствии с урожаем у его соседей, а поле, которое он забросил, он должен разбить, вспахать, взборонить и затем вернуть хозяину поля. (§ 48) Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад побил поле, или половодье унесло урожай, или же из-за безводья зерно не появилось на поле, то в этом году он не обязан вернуть
зерно своему заимодавцу; он может переписать свою табличку и проценты за этот год не платить. (§ 53) Если человек был нерадив в отношении укрепления плотины, что на его земле, не укрепил свою плотину, и в его
плотине образовалась брешь, и вода затопила поле соседей, то человек, в чьей плотине образовалась брешь, должен возместить зерно, которое он погубил. (§ 73) Если... жилец полностью заплатил хозяину дома арендную плату за год, а хозяин дома приказал жильцу выехать до истечения его полного срока, то так как хозяин дома выселил из своего дома жильца до полного истечения его срока, серебро, которое жилец дал ему, он теряет.(§ 95) Если тамкар дал хлеб или серебро в долг под проценты
без государственного контролера, то он теряет, что дал.
Конкретно регламентировался процент по займам: (§ 88) Если тамкар дал зерно как процентный долг, то он может взять за один гур 1/5 зерна как проценты, если он дал серебро как процентный долг, то за один сикль серебра он может взять 1/б сикля и 5 ше как проценты. (§ 89) Если человек, взявший в долг под проценты, не имеет серебра для возвращения долга, а имеет только зерно, то, следуя царскому уставу, тамкар должен взять в качестве процента 100ка на 1 гур одним зерном. (§ 90) Если тамкар откажется и превысит процент в 100 ка зерна на 1 гур или серебром 1/6 сикля и 6 ше на 1 сикль и взыщет повышенный процент, то он теряет все, что дал в долг
Так и личные не имущественные отношения: брачные, семейные (§128) Если человек взял жену и не заключил с ней договора, то эта женщина — не жена.(§ 129) Если жена человека была схвачена лежащей с другим мужчиной, то их должно связать и бросить в воду. Если хозяин жены пощадит свою жену, то и царь пощадит своего раба.(§ 148) Если человек взял жену, а ее постигла проказа, и он захочет взять другую, то он может взять, но свою жену, которую постигла проказа, он не должен покинуть, она может жить в его доме, который он построил, и, пока она жива, он должен ее содержать.(§ 185) Если человек взял в усыновление малолетнего, находившегося в небрежении, и вырастил его, то этот воспитанник не может быть потребован обратно по иску.
Ответ:
При займе серебром, заимодавец в соответствии с §88 не мог взять за один сикль серебра более 1/6 сикля и 5 ше как проценты ("Если тамкар дал зерно как процентный долг, то он может взять за один гур 1/5 зерна как проценты, если он дал серебро как процентный долг, то за один сикль серебра он может взять 1/б сикля и 5 ше как проценты"), при этом в соответствии с §114 за одного заложника он мог дать 1/3 мины серебра("Если человек не имел за другим человеком зерна или серебра, а его заложника взял в залог, то за одного заложника он должен отвесить 1/3 мины серебра").
В случае отдачи в залог сына займополучателя, заимодавец нес в соответствии с § 116 материальную ответственность за жизнь заложника, при этом различалась ответственность за жизнь свободного человека и жизнь раба ("Если заложник умер в доме залогодержателя-заимодавца от побоев или дурного обращения, то хозяин заложника129 может уличить своего тамкара, и, если это кто-либо из полноправных людей, должны казнить сына заимодавца, а если это раб человека, заимодавец должен отвесить 1/3 мины серебра, а все, что он дал взаймы, он теряет"). Однако, как видно из указанной статьи, ответственность наступала лишь при смерти заложника наступившей в результате побоев или дурного обращения, в соответствии с § 115 если смерть заложника наступила в результате естественных причин, то залогодержатель материальной ответственности не нёс, при этом законодательно не урегулировано каким образом удостоверяется та или иная причина смерти заложника ("Если человек имел за другим человеком зерно или серебро и его заложника взял в залог, а заложник умер в доме своего естественной смертью, то по этому делу не может быть возмещения"). Лицо ставшее заложником в результате кредитной сделки, в данном случае – сын должника Акургала, в случае не выплаты указанной суммы и процентов по ней, в соответствии с § 117 должен был 3 года обслуживать дом залогодержателя, по истечению указанного срока, заложник получал свободу ("Если долг одолел человека и он продал за серебро свою жену, своего сына и свою дочь или отдал их в кабалу, то три года они должны обслуживать дом их покупателя или их закабалителя, в четвертом году им должна быть предоставлена свобода.")
Казус 2
Карл Шульц был батраком в имении германского помещика. В 1862 г. он эмигрировал в США в надежде получить там землю. По приезде он обратился к нью-йоркскому адвокату, который разъяснил ему содержание "Закона о гомстедах"1862 г.
Имел ли право иммигрант Карл Шульц на получение земли в США?
"Закон о гомстедах":
История принятия Гомстед-акта ("Закона о гомстедах"1862 г.):
Гомсте́д (точнее хоумсте́д, homestead — усадьба, участок) — земельный надел из фонда свободных земель на Западе США.
В середине XIX века в США начался масштабный переезд на свободные Земли Среднего Запада, Великих равнин и Тихоокеанского побережья, получивший название гомстедское движение. Начало движения относят к 1830-м годам, когда либералы и популисты поддержали требования о бесплатной передаче переселенцам земельных участков по трудовой норме (гомстедов) из фонда общественных земель. В 1848 году фрисойлеры включили это требование в программу своей партии. Однако противниками гомстедов выступили промышленники, опасавшиеся дефицита рабочих рук и рабовладельцы, стремившиеся расширить свои владения за счет земель на Западе.
Только после победы Республиканской партии и ее кандидата Авраама Линкольна на президентских выборах 1860 года были предприняты практические шаги к юридическом вопросам. В ходе Гражданской войны 20 мая 1862 года был принят Гомстед-акт, согласно которому каждый гражданин США, достигший 21 года и не воевавший на стороне Юга против Севера, мог получить из земель общественного фонда участок земли не более 160 акров (65 гектаров) после уплаты регистрационного сбора в 10 долларов. Закон вступил в силу 1 января 1863 года. Поселенец, приступивший к обработке земли и начавший возводить на ней строения, получал бесплатно право собственности на эту землю по истечении 5 лет. Участок мог быть приобретен в собственность и досрочно, при уплате 1,25 доллара за акр. По Гомстед-акту в США было роздано около 2 миллионов гомстедов общей площадью около 285 миллионов акров (115 миллионов гектаров).
Согласно легенде, первый гомстед был зарегистрирован на имя Дэна Фримена через десять минут после полуночи 1 января 1863 года в земельном управлении города Браунсвилла (Небраска). В 1936 году земельный участок Фримена, который находится на юго-востоке Небраски, к западу от города Биатрис, стал американским национальным мемориалом «Гомстед» (Homestead National Monument of America) в память о трудностях, которые довелось испытать переселенцам на неосвоенных землях. На территории мемориала находятся небольшой музей, бревенчатая хижина (1867), здание школы (1871), могилы фермера и его жены.
Информация о работе История государства и права зарубежных стран