История государства и права зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:35, контрольная работа

Описание работы

1. Общая характеристика законов Хаммурапи.
2. Три казуса по Законам Хаммурапи.
3.Опишите историю формирования конституционной дуалистической и парламентарной монархии в Англии во второй половине 17- начале 18 в.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДРАЦИИИ

 

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

 

УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ

 

Заочный факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Дисциплина: История государства  и права зарубежных стран

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2011

 

 

 

 

Вариант 1.

 

 

1. Общая характеристика  законов Хаммурапи.

 Свод законов Вавилонского  государства, изданный в годы  царя Хаммурапи (1792- 1750 гг. до н.э.) представляет собой крупнейший и важнейший памятник Месопотамии.  Этот свод законов (именуемый также Кодексом или Законником) был обнаружен в 1901 г. французской археологической экспедицией во время раскопок города Сузы.

  Судебник сохранился почти  полностью. Из 282 статей Законника (разбивка на статьи была произведена современными ученными) полностью сохранилось 247; остальные удалось восстановить по многочисленным фрагментам более поздних копий Законника, найденных при раскопках других городов Месопотамии. Все статьи были записаны на большом базальтовом камне двух метров высоты. На столбе высотой около 2-х метров имеется рельефное изображение Хаммурапи, которому бог Шамаш вручает свиток с текстом законов. А дальше идет надпись, покрывающая весь столб с обеих сторон. Царь Хаммурапи говорит в своей надписи, что боги призвали его управлять Вавилоном «для водворения в стране справедливости и истребления беззаконных и злых, чтобы сильный не притеснял слабого, так чтобы я подобно Шамашу восходил над черноголовыми и освещал страну для блага народа».Вся жизнь Вавилонского общества отражена в этих законах. Мы узнаем, что в это время в Вавилоне жили богатые рабовладельцы и купцы, торговые агенты и врачи, строители судов и дворцов. Но больше всего в стране было бедных людей, которые работали с утра до ночи, бедных земледельцев, обремененных долгами арендаторов и замученных тяжелым подневольным трудом бесправных рабов.

Главным источником Кодекса являлись нормы обычного права, материалы  судебной практики, законотворчество самого Хаммурапи.

 Основные цели Законника  Хаммурапи заключались в законодательном  закреплении сословно-классового  деления общества, в упрочении  рабовладельческих порядков, в обеспечении  интересов господствующих верхов  от посягательств на принадлежащую  им собственность. Законник проявляет определенную заботу о средних и мелких собственниках, пытается приостановить процесс их обеднения и обезземеливания, поскольку от их разорения могут пострадать податные и военные интересы государства, следовательно, окажется под угрозой стабильность положения все тех же правящих кругов. Кодексу Хаммурапи характерны примитивная правовая техника и

казуистичность правовых норм. Законник представляет собой собрание конкретных  судебных случаев, наглядных и понятных для восприятия.

 Четкое деление по отраслям  права в Законнике отсутствует.  Преобладают нормы гражданского, уголовного права, хотя и в  них обнаруживаются довольно  многочисленные пробелы. 

Свободным гражданин именовался «авелум» - «человек», или «мар авелим» - «сын человека».Термин «мушкенум» переводится как «склоняющийся ниц». Мушкенумы работали в царском хозяйстве. Утратив связь с общиной, они не имели земли в собственности, а получали ее за царскую службу в условное владение, к тому же обладали ограниченными гражданскими правами. Членовредительство в отношении мушкенума возмещалось, как правило, денежным штрафом, тогда как в отношении свободных применялся принцип «талиона» («око за око, зуб за зуб»). Оплата лечения мушкенума была в 2 раза меньшей, чем свободного человека, и т.д. Но из законов явствует, что мушкенумы имели имущество и рабов, их права как собственников строго защищались, при этом имущество их рассматривалось наряду с имуществом дворца, на службе которого они состояли.

    

 

 

    Авелум и мушкенум.

§ 196.  Если человек выколол глаз сыну человека,  то должны

выколоть ему глаз.

§ 197.  Если  он  переломил  кость  человеку,   то   должны

переломить ему кость.

§ 198. Если  он выколол глаз мушкенуму  или переломил кость

мушкенуму, то он должен отвесить 1 мину серебра.

У авелумов более высокий статус чем у мушкенумов, их здоровье больше цениться, также это можно увидеть  следующих статьях:

§ 200. Если человек выбил зуб  человеку,  равному  ему,  то

должны ему выбить зуб.

§ 201.  Если он выбил зуб мушкенуму,  то он должен отвесить

1/3 мины серебра.

§ 206. Если человек сильно ударил человека в драке и нанес

ему рану,  то этот  человек  должен  поклясться:  «Неумышленно  я

ударил», — и оплачивать лекаря.

 § 207.  Если  тот  умер  от его побоев,  то виновный  должен

поклясться,  и,  если умерший —  сын  человека,  виновный  должен

отвесить 1/2 мины серебра.

 § 208.  Если  умерший   — сын мушкенума,  то виновный  должен

отвесить 1/3 мины серебра. Как я  сказала раньше, процитировать эти  статьи можно так:

Членовредительство в отношении мушкенума возмещалось, как правило, денежным штрафом, тогда как в отношении свободных применялся принцип «талиона» («око за око, зуб за зуб»).

   Свободные люди и рабы.

§ 196.  Если человек выколол глаз сыну человека,  то должны

выколоть ему глаз.

§ 197.  Если  он  переломил  кость  человеку,   то   должны

переломить ему кость.

 § 199. Если он выколол глаз  рабу человека или же  переломил

кость рабу человека,  то он должен отвесить половину его покупной

цены.

§ 205. Если раб человека ударил по щеке сына  человека,  то

ему должны отрезать ухо.

§ 209. Если человек  побил  дочь  человека  и  причинил  ей

выкидыш, то он должен отвесить 10 сиклей серебра за ее плод.

 § 213. Если он побил рабыню  человека и причинил ей выкидыш,

то он должен отвесить 2 сикля серебра.

Законы защищали жизнь и здоровье рабов.

 

§ 278.  Если  человек  купил  раба  или рабыню,  и месяц  не

прошел,  а на него обрушилась падучая,  то покупатель может

вернуть  его  своему  продавцу  и  получить  серебро,  которое  он

отвесил.

§ 279. Если человек купил раба или рабыню, и по поводу него

предъявлен иск, то только продавец обязан отвечать по иску.

После прочтения статьи 278 и 279, можно  сразу понять что рабов можно  было продавать.

 

§ 16.  Если  человек  скрыл  в  своем  доме беглых раба или

рабыню,  принадлежащих дворцу или  же мушкенуму,  и не вывел их на

клич глашатая, то хозяин дома должен быть казнен.

 Эта статья показывает ответственность  за укрывательство рабов.

§ 175. Если либо дворцовый раб,  либо же раб мушкенума взял

в  жены  дочь полноправного человека  и она родила сыновей,  то

хозяин  раба  не  может  предъявить  иска   к   сыновьям   дочери

полноправного человека относительно рабства.

  § 176.  А  если  дворцовый   раб или же раб мушкенума  взял в

жены дочь  полноправного  человека  и,  когда  он  взял  ее,  она

вступила  в  дом  дворцового  раба или же раба мушкенума вместе с

приданым дома своего отца, а после  того, как они соединились, они

построили дом и приобрели добро, и затем либо дворцовый раб, либо

же раб мушкенума  умер,  то  дочь  полноправного человека  может

забрать  свое приданое,  а все,  что она и ее муж приобрели  после

того как они соединились,  должны поделить  пополам,  и  половину

может   забрать   хозяин   раба,   половину  может  забрать  дочь

полноправного человека для своих сыновей.

     Если дочь полноправного  человека не имела приданого,  то все,

что она и ее муж приобрели  после того как они соединились, должны

поделить пополам,  и половину может забрать хозяин раба, половину

может забрать дочь полноправного человека для своих сыновей.

Законы разрешали браки между рабами.

Главным способом превращения массы  сограждан в рабов была долговая кабала, и именно ее законы Хаммурапи  стремятся ограничить. Беспощадные  действия ростовщиков, от которых страдал  не только бедняки, но и многие собственники, вызывали всеобщее недовольство и наносили ущерб царю, который лишался подданных (ибо раб целиком принадлежал господину). Стоя на страже частной собственности это взыскание в определенные рамки, обуздывая, чрезмерные аппетиты хищных заимодавцев. Долг отрабатывал не сам должник, а его жена или дети, притом лишь в течение трёх лет, причём в отличии от рабов эти кабальные люди охранялись законом и ростовщик отвечал жизнью своего сына ха насильственную смерть сына должника, отрабатывающего долг отца.

Можно считать рабом, но всего лишь на 3 года и законы защищали их жизнь  лучше, чем жизнь рабов.

§ 282. Если раб сказал  своему  господину:  «Ты  —  не  мой

господин»,  то он должен уличить  его в том,  что он — его  раб,  а

затем его господин может отрезать ему ухо.

Я считаю, что эта статья установлена  для рабов.

2. Три казуса по Законам Хаммурапи.

Казус 1. Приглашенный к больному авилуму  хирург явился в нетрезвом виде и  дрожащей рукой произвёл операцию так  неловко, что больной умер под ножом.

§ 218.   Если   лекарь  сделал  человеку  тяжелую  операцию

бронзовым ножом и убил этого  человека или же он вскрыл бельмо

у человека бронзовым ножом и  выколол глаз человеку, то ему должны

отрубить кисть руки.

Хирургу должны отрубить кисть руки.

 § 219. Если лекарь сделал тяжелую операцию бронзовым  ножом

рабу мушкенума и убил его, то он должен возместить раба за раба.

Если бы потерпевшим был раб  мунушкенума, то хирург должен возместить раба за раба.

Раб мунушкенума является объектом права.

Казус 2. Крестьянин Балму-намхе дал без всякого повода пощечину повстречавшемуся на улице жрецу.

§ 202. Если человек ударил  по  щеке  человека  высшего  по

положению,  чем  он  сам,  то он должен быть отхлестан в собрании

воловьей плетью 60 раз.

§ 203. Если сын человека  ударил  по  щеке  сына  человека,

равного ему, то он должен отвесить 1 мину серебра.

  § 204. Если мушкенум ударил  по щеке мушкенума, то он  должен

отвесить 10 сиклей серебра.

  § 205. Если раб человека  ударил по щеке сына  человека,  то

ему должны отрезать ухо.

Крестьянина должны отхлестать воловьей плетью 60 раз. Если потерпевшим окажется другой крестьянин, то  обидчик должен отвесить одну мину серебра. Законодатель установил неодинаковую ответственность для авилумов именно за оскорбление чести действием – за пощечину равному себе по статусу и большему по положению, потому что честь должна охраняться и чтобы никто не мог унизить человека стоящего выше себя. Я считаю, что законодатель на тот момент на то время поступил справедливо.

Казус 3. Жена авилума вошла в безлюдное помещение с посторонним мужчиной. После этого муж предупредил её, чтобы она больше этого не делала, потому что, несмотря на все уважение к ней, это вызывает у него подозрения в прелюбодеянии. Она же не обратила внимание на его замечание и повторила свой поступок. Муж обвинил ее в прелюбодеянии.

§ 131.  Если  жену человека ее муж  обвинит,  но она не была

схвачена при лежании с другим мужчиной,  то она может  произнести

клятву богом и вернуться  в свой дом.

Жена может произнести клятву богом и вернуться в свой дом. Её поведение я не признаю разумным.

 

3.Опишите историю формирования  конституционной дуалистической  и парламентарной монархии в  Англии во второй половине 17- начале 18 в.

По замыслу правящей группировки джентри буржуазии «реставрированной» монархии Стюартов следовало быть ограниченной (конституционной) и гарантировать незыблемость главных завоеваний революции.

Восстановление  королевской власти в Англии  произошло  не  вследствие  того,

что феодалы-кавалеры оказались сильнее буржуазии и сумели  оружием  навязать

свою  власть.  Реставрация  1660  г.  объясняется  усилением  консервативных

настроений  в рядах самой английской буржуазии, а также

в среде  английского нового дворянства, удовлетворенного  превращением  своей

феодальной   земельной    собственности    в    неограниченную    буржуазную

собственность и расширением своего  землевладения  в  Англии  и  особенно  в

Ирландии. Буржуазия и джентри боялись  новых  массовых  движений,  угрожавших

их собственности. Для этих слоев имело значение  и то  обстоятельство,  что

Карл 11 возвращался  в  Англию  не  в  качестве  абсолютного  монарха,  а  на

договорных  условиях. Бредской декларацией  от  4  апреля  1660  г.  Карл  11

обещал   политическую   амнистию,   свободу   религии,   сохранение    права

собственности на имущества,  приобретенные  во  время  революции.  Прибыв  в

Англию, новый  король подтвердил ряд важнейших  конституционных актов,  таких,

как  «Великая  хартия   вольностей»,   «Петиция   о   праве»,   статуты   об

исключительном праве парламента утверждать налоги. Карл  11  обещал  править

страной совместно  с парламентом. У короля не  было  постоянного  войска,  за

исключением  дворцовой  охраны  и  сравнительно  немногочисленных   отрядов,

размещенных в качестве гарнизонов в различных пунктах Шотландии и  Ирландии.

Лишенный  коронных земель, конфискованных и  распроданных во время  революции,

Карл в  финансовом отношений целиком зависел  от парламента,  назначившего  на

содержание  короля  и  его  двора  определенную  сумму  по  так  называемому

цивильном листу.

  Стремление Карла II и его  преемника Якова II восстановить  абсолютизм,  а

также  симпатии  монархов  к  католицизму  вызвали  широкое  недовольство  в

стране. Реставрация лишь ускорила распад традиционных  форм,  восстановление

которых было заведомо обречено на неудачу.

   Парламент,  как  и   раньше,  стал  ареной  политического   противоборства

сторонников короля и оппозиции. В  это время в  парламенте  складываются  две

политические группировки.  Представители  придворной  аристократии  и  часть

Информация о работе История государства и права зарубежных стран