Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 15:10, контрольная работа
Образование общества предшествует государственной организации его жизни. Было время, когда общество существовало, а государства не было. Это объективно подтверждается данными антропологии, археологии, историческими и социологическими исследованиями.
Жизнь общества на ранних ступенях его развития строилась на началах естественного самоуправления, которое соответствовало уровню развития самого человека как существа общественного. Но раз возникнув, государство становится основным инструментом цивилизованной организации общественной жизни и ее прогресса1.
240-11-10
История государства и права зарубежных стран
Вариант 12
Оглавление
1. Вопрос № 1……………………………………………………………….2
2. Вопрос № 2……………………………………………………………….4
3. Вопрос № 3……………………………………………………………….7
4. Вопрос № 4……………………………………………………………….7
5. Вопрос № 5………………………………………………………………..9
6. Вопрос № 6………………………………………………………………..12
7. Вопрос № 7……………………………………………………..…………14
8. Вопрос № 8…………………………………………………..……………16
9. Вопрос № 9………………………………………………………….……..17
10. Вопрос № 10…………………………………………………..……….…20
11. Вопрос № 11…………………………………………………..…………22
12. Вопрос № 12………………………………………………………..……24
13. Список использованной литературы…………………….………..……25
1. Что такое древнее право, каковы его важнейшие признаки и источники.
Образование общества предшествует
государственной организации
Жизнь общества на ранних ступенях его развития строилась на началах естественного самоуправления, которое соответствовало уровню развития самого человека как существа общественного. Но раз возникнув, государство становится основным инструментом цивилизованной организации общественной жизни и ее прогресса1.
Что же предшествует государственно-
Основой организации первобытного общества была община — род, племя, их объединения. Род (родовая община) — это объединение людей, основанное на кровном родстве, а также на общности имущества и труда. Род формируется в период появления более организованных семейных отношений, когда на смену беспорядочным половым связям приходит семья, основанная на коллективном браке. Каждый род выступает в качестве хозяйственной единицы, собственником средств производства, организатором общего труда.
Власть носила сугубо общественный
характер. Она исходила от рода, который
непосредственно формировал органы
самоуправления. Властные функции осуществляли
все взрослые члены рода. Органами
общественной власти при первобытнообщинном
строе являлись родовые собрания;
старейшины (вожди), которые избирались
из наиболее авторитетных, уважаемых
членов рода; военачальники, выполнявшие
функции власти во время войны. Религиозные
функции власти осуществляли жрецы.
Все эти должностные лица могли
быть смещены собранием рода и
осуществляли возложенные на них
полномочия под его контролем. Специального
аппарата, который бы занимался только
управлением общественными
Роды входили в более крупные объединения. Высшей формой объединения родов являлось племя, а иногда и союз племен. Общими делами племени руководил совет, который состоял из старейшин и военачальников родов.
В первобытном обществе действовали
определенные правила поведения
— социальные нормы. Такими нормами
были обычаи — исторически сложившиеся
правила поведения, которые вошли
в привычку в результате многократного
применения в течение длительного
времени и стали естественной
жизненной потребностью людей. Они
регулировали труд, быт членов рода,
семейные отношения, то есть служили
регулятором общественных отношений.
Многие их них являлись одновременно
нормами первобытной морали и
религии, были связаны с отправлением
укоренившихся обрядов и
Характерные признаки первобытных
обычаев проявлялись в
— они исходили от рода и выражали его волю и интересы;
— они действовали в силу привычки, исполнялись добровольно, а в случае необходимости их соблюдение обеспечивалось всем родом. Специальных органов, охраняющих незыблемость обычаев, не было. При надобности к нарушителям обычаев применялось убеждение (внушение), а иногда и принуждение, которое исходило от всего рода или племени;
— в то время не было никакого различия между правами и обязанностями членов родового общества: право воспринималось как обязанность, а обязанность как право.
Следовательно, общественная власть и нормы поведения в эпоху древнего права соответствовали уровню его экономического, социального, интеллектуального, культурного и духовного развития, зрелости самого человека.
2. Докажите, опираясь на Законы Хаммурапи, что в Старовавилонском царстве было распространено патриархальное рабство.
В сословном отношении общество того времени делилось на полноправных свободных граждан (авилум), владевших недвижимой собственностью на правах, членства в какой-либо (городской или сельской) общине, на лиц с ограниченными юридическими и политическими правами (мушкенум), не имевших недвижимой собственности, но получивших от государства за службу пли работу в условное владение землю, и на рабов (вардум), которые были собственностью своих хозяев. Высшая дворцовая и храмовая знать относилась к авилумам. Собственность на землю не носила сословного характера, в той мере, в какой земельные участки продавались (главным образом сады, дома, весьма редко поля), их могли покупать и мушкенумы.
Третье сословие — «вардумы» («рабы») составляли люди, имевшие хозяев — лиц, правомочных произвольно распоряжаться их временем и рабочей силой, а по-видимому, и жизнью (невольно причиненная смерть или умышленное телесное повреждение раба расценивались не как покушение на человека, но лишь как порча или уничтожение чужой собственности и, соответственно, требовали лишь имущественного возмещения, ср.ст.196-199, 213-214, 218-219. Итак, рабы считались имуществом, так что их хозяева могли, очевидно, расправляться с ними как угодно), а также свободно отчуждать это право. Менее ясен имущественный статус рабов. Тяжкие кары полагались за укрывательство раба и пособничество ему в уклонении от рабства (ст.15-20, 226-227; из этих статей, впрочем, видно, что у беглого раба часто находилось достаточно помощников, возможно, и небескорыстных). Специальным жестоким наказаниям со стороны государства подвергается раб, посмевший без основания оспорить авторитет и власть хозяина или ударить свободного
(ст.205, 282).
Подавляющее большинство рабов являлось домашними рабами. Отдача рабов в найм, судя по документам, практиковалась крайне редко. Раб царя или «царского человека», взявший в жены свободную, мог иметь собственную недвижимость, по его смерти, впрочем, отходившую к господину (ст.176). Не исключено, что имущество любого вида мог иметь и всякий раб; в таком случае оно, очевидно, считалось бы его неотъемлемым придатком, не могла бы отчуждаться им, в том числе по завещанию (ЗХ ничего не говорят о наследовании мушкенумов и вардумов, кроме ст.176), а после его смерти доставалась бы, опять-таки, господину. Более вероятно,
однако, что своего имущества у рабов, исключая мужей свободных
женщин, не было вовсе2.
Основную массу рабов составляли иноплеменники, захваченные на войне. Это главным образом мирное население, становившееся, по обычаям того времени, полной собственностью захватчика.
О положении рабов рассказывает одна табличка из шумерийского города Ум-мы (III тыс. до н. э.): из 185 рабынь, находившихся на работах в данном хозяйстве, 57 умерли в течение одного месяца. В течение следующих четырех месяцев погибли еще 38.
Закон разрешал рабу дворца и рабу-мушкенуму иметь семью, а также дом и имущество, но убийство чужого раба влекло за собой простое возмещение его стоимости.
Особую группу рабов составляли неоплатные должники - те граждане Вавилона, которые, взяв долг, не смогли выплатить его в положенный срок. По законам Вавилона, они отдавались кредитору для работы в его хозяйстве, но на срок, не превышающий трех лет.
Если иметь в виду, что основная масса займовых операций, ради которых бедный человек решался на риск долговой кабалы, касалась небольшой суммы денег, семян для посева и пр., следует признать трехлетний срок рабства достаточным не только для возмещения убытков, понесенных кредитором, но и для обогащения за счет прибавочного труда должника.
Долговое рабство свойственно
истории всех народов древности.
Происхождение долгового
Став ранее всего господином
в собственной семье, мужчина
приобретает право продажи
Принцип временной долговой кабалы был усвоен и древнееврейским законодательством, находившимся под заметным влиянием вавилонского права. Только здесь - в так называемых Законах Моисея (IX в. до н. э.) - установлены шестилетний срок и дополнительное правило: "Но если раб скажет: я люблю моего господина, мою жену и моих детей (в случаях, когда господин дает рабу жену); я не хочу выйти на волю, то... подведут его к створу или косяку двери, и его господин проколет ему ухо шилом, и раб тогда будет служить вечно"3.
3. Какую традиционную
черту общественной и правовой
жизни древности
(§ 23) Если грабитель
не был схвачен, то
(§ 24) Если при этом была загублена жизнь, то община и староста должны отвесить 1 мину серебра его родичам.
Статья, как видно, предусматривает самосудную расправу на месте, т.е. кровную месть - этого поистине всемирно-исторический институт, возникший вместе с самим человеком, - продолжавшийся до той поры, пока единственной платой за жизнь человека могла служить жизнь другого человека. Община в то время являлась источником для зарождения и развития целого ряда юридических воззрений, таких, как оказание помощи нуждающемуся члену общины в ней, коллективная ответственность, поддержка всех членов общины в случаях того или иного правонарушения
Именно непосредственно коллективный порядок владения собственностью в общине предопределяет возникновение коллективной ответственности за совершение того или иного правонарушения
4. Регламентация и охрана царской власти по Законам Ману (глава VII).
Войдя в пределы северо-западной
Индии, воины Александра Македонского
(IV в. до н. э.) были немало удивлены, увидев
здесь ожившие предания своей
родины: общинную собственность за
землю и равенство в
Завоевания Александра Македонского ускорили объединение индийских княжеств. В конце IV века до н. э. из них создается государство Маурья, глава которого, известный Чадрагулта, стал основателем династии.
Империю Маурьев рассматривают
обычно как государство, обладающее
типичными чертами восточной
деспотии. В последнее время эта
точка зрения встречает возражения.
Некоторые исследователи
Известная нам Артхашастра указывает не столько на права, сколько на обязанности царя: следить за отчетами о доходах и расходах, наблюдать за делами населения, давать письменные указания собранию своих советников, устраивать смотры армии, получать секретную информацию от шпионов и т. д.
В законодательстве и суде помимо светских чиновников большую роль играли брахманы. Получившие широкую известность древнеиндийские Законы Ману (принадлежащие уже другой эпохе) были составлены одной из брахманских школ.
Замещение всех высших должностей было привилегией небольшой группы аристократических семей, что, конечно, немало ограничивало царскую власть.
Многочисленные чиновники
Местное управление строится на основе десятичной системы, в основе которой лежит объединение семей (селений) в десятки, двадцатки, сотни, тысячи. Армия была профессиональной и в, мирное Время распределялась по гарнизонам4.
5. Каковы основные реформы Клисфена, когда применяли суд черепков? Какова его процедура?
Реформа Клисфена 509 года окончательно ликвидировала старые племена. Взамен родоплеменного деления граждан было введено их территориальное разделение.
Информация о работе История государства и права зарубежных стран