История государства и права зарубежных стран ЮЗГУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:01, контрольная работа

Описание работы

Первоначально право в Древнем Китае базировалось на нормах обычного права с дополнением норм, сформированных на основе отдельных судебных решений и постановлений центральной власти. Наибольшее влияние на развитие права в Китае оказали конфуцианство и школа легистов. Родоначальником конфуцианства был философ Кун-цзы (Конфуций), живший в 551 - 479 гг. до н.э. Родился Кун-цзы в г. Цюйфу. В народе его называли куном, т.е. учителем. В надписи на храме, где похоронен Конфуций, говорится: «Самый святой, одаренный даром предвидения мудрец - место успокоения его духа». Учение Конфуция сводится к утверждению патриархальных традиций и незыблемости социальных устоев. Его основные концепции: благородство мужа, человеколюбие, выполнение правил ритуала. Деление на «высших» и «низших», считает мыслитель, не может быть устранено; благородство должно быть не по происхождению, а по моральным качествам и знаниям.

Содержание

1. Предмет, методология, периодизация науки «ИГиПЗС».
2. Социальная структура и государственный строй Древнего Вавилона.
3. Общественно-государственое устройство Древнего Египта.
4. Основные черты общественно-государственного устройства и правовых норм Древнего Китая.

Работа содержит 1 файл

шпора История Зарубежных стран.docx

— 194.86 Кб (Скачать)

1. Предмет, методология, периодизация науки «ИГиПЗС».

2. Социальная структура и государственный строй Древнего Вавилона.

3. Общественно-государственое  устройство Древнего Египта.

4. Основные черты  общественно-государственного устройства  и правовых норм Древнего Китая.

Первоначально право в  Древнем Китае базировалось на нормах обычного права с дополнением  норм, сформированных на основе отдельных  судебных решений и постановлений  центральной власти. Наибольшее влияние  на развитие права в Китае оказали  конфуцианство и школа легистов. Родоначальником конфуцианства  был философ Кун-цзы (Конфуций), живший в 551 - 479 гг. до н.э. Родился Кун-цзы  в г. Цюйфу. В народе его называли куном, т.е. учителем. В надписи на храме, где похоронен Конфуций, говорится: «Самый святой, одаренный даром предвидения  мудрец - место успокоения его духа». Учение Конфуция сводится к утверждению  патриархальных традиций и незыблемости социальных устоев. Его основные концепции: благородство мужа, человеколюбие, выполнение правил ритуала. Деление на «высших» и «низших», считает мыслитель, не может быть устранено; благородство должно быть не по происхождению, а  по моральным качествам и знаниям. К человеколюбию он относит: заботу родителей о детях, почтительное отношение к старшим в семье  и справедливое отношение к другим. Не делай другим того, чего не желаешь  себе, - вот лейтмотив учения Конфуция. Он учил управлять не на основе религиозно-моральных  постулатов. Управлять государством может только благородный муж, государь, «сын неба». Конфуцианство было особенно популярно в кругах родовой знати, которая враждебно относилась к  выдвижению новых людей, добивавшихся богатства и власти вопреки своему незнатному происхождению. «Если, - писал  Конфуций, - руководить народом посредством  законов и поддерживать порядок  при помощи наказаний, народ будет  стремиться уклониться (от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством  добродетели и поддерживать порядок  при помощи ритуала, народ будет  знать стыд, и он исправится». Вместе с тем Конфуций не отвергал полностью  значение законодательства, хотя отводил  ему лишь вспомогательную роль. Конфуцианство  признавало преобладающее значение морали (ли) над правовыми нормами (фа). Принижая роль правя, последователи  Конфуция отождествляли его с  уголовным законом и, более того, с наказанием за нарушение общественного  порядка (син). Нормы конфуцианской  морали (ли) нашли отражение в  конфуцианских сочинениях V - IV вв. до н.э.: «Лицзы» («Записки о ритуалах»), «Чжоули» («Чжоуские ритуалы») и  др, Крупный учёный по философии  Древнего Китая Мо-цзы (479 - 400 гг. до н.э.) выражал интересы мелких собственников. Люди равны перед божественным небом, доказывал он. Но человек должен сам постичь сущность бытия, ибо  источник мудрости — знания. Поэтому  выдвигать на высокие должности  в государстве необходимо вне  зависимости от происхождения. Мо-цзы  оспаривал понятие «человеколюбия»  Конфуция. Принцип всеобщей любви - вот главное, однако, управляя страной, государь обязан поддерживать порядок с помощью наказаний и поощрений. На втором этапе развития древнекитайского права, начиная с периода Чжаньго (Борющихся царств) (403 - 221 гг. до н.э), усиливается роль права с его стабильным комплексом наказаний. Это направление связано со школой легизма. Ее основателем был Чунсунь Ян (390 - 338 гг. до н.э.), известный под именем Шан Ян, который выступил с обоснованием управления, опирающегося на законы (фа) и суровые наказания. Роль права повышалась по мере укрепления политических позиций легистов сначала в царстве Цинь, а затем в циньско-ханьском императорском Китае. Легисты требовали четкого установления закона, обязательного для всех независимо от социального положения. Противоборство двух основополагающих правовых концепций и определяет последующее развитие  форм права в Китае; итогом этого процесса было признание единых морально-правовых норм, предписывавших выполнение нравственных правил (ли), и запретительных норм, нарушение которых влекло за собой кару (фа). Компромисс между конфуцианством и легизмом нашел отражение в формуле: «там, где недостает ли, следует применять фа». Конец рабовладельческого периода в истории Китая отмечен появлением многочисленных правовых сборников. Виды собственности в Древнем Китае эволюционировали от общинных форм к частным, прежде всего на землю и рабов. Особенностью Китая было наличие крупной государственной собственности как на землю, так и на рабов. Развитие товарно-денежных отношений сопровождалось усовершенстовованием договорной практики. При заключении договора в письменном виде, кроме того, уплачивалась денежная пошлина. С развитием ростовщичества распространился договор займа, который оформлялся долговой распиской. Также были известны договоры дарения, аренды земли, личного найма и др. Семейное право Древнего Китая определялось патриархальной организацией семьи с абсолютной властью отца, многоженством, культом предков. Женщина всецело находилась во власти мужа, не имела никакой собственности и была ограничена в праве наследования. Браки заключались по решению родителей. Уголовное право Китая выделяло среди огромного числа преступных деяний (источники насчитывают их более 3000) следующие виды преступлений: 1) против государства (мятеж, заговор); 2) религиозные (шаманство, выбрасывание золы на улицу); 3) против личности (убийство, нанесение телесных повреждений); 4) воинские (неявка к установленному сроку на место сбора, непроявление мужества воином); 5) против собственности (кража, грабеж, убой чужого скота). Основной целью наказания было устрашение. Практиковались телесные наказания в сочетании со смертной казнью. В период государства Чжоу выделились пять основных наказаний: «мосин» — клеймение тушью на лице, «исин» - отрезание носа, «фейсин» — отрезание ног, «чужин» - кастрация мужчин и пре- вращение женщин в рабынь-затворниц, «данисин» - отрубание головы. Кроме того, применялись такие наказания, как битье палками и плетьми, отрезание ушей, выкалывание глаз и т.п. Суд в Китае был отделен от администрации. Верховым судьей являлся император. На местах судили представители местной администрации. Имелись чиновники, обязанные разыскивать преступников, вести войну с ворами и преступниками, начальники тюрем и лица, приводившие в исполнение судебные решения. Процесс носил обвинительно-состязательный хапактерно начиная с периода Цинь в судебном процессе усилились элементы розыскного процесса. Позднее этот вид процесса стал основным.

5. Законы Хаммурапи  – важнейший памятник древневавилонского  права.

Важнейшим памятником древневавилонского права являются законы Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). В Законнике Хаммурапи  не было разбивки правовых предписаний  на отдельные статьи. Но первый переводчик законов расчленил текст на статьи, которые содержат положения процессуального  характера, регулируют имущественные  отношения, семейное и наследственное право, предусматривают защиту личности, регламентируют условия найма и  ряд других отношений.

Рабы в Вавилоне были таким  же объектом собственности, как и  другое имущество. Хозяин мог распоряжаться  своими рабами: продавать их, дарить их.передавать по наследству. Наем чужого раба в древневавилонском обществе рассматривался как наем имущества. Плата в таком случае поступала  его хозяину.

Причинение вреда чужому имуществу влекло за собой обязанность  возмещения убытков.

Собственник пропавшей вещи, обнаружив ее у другого лица, мог  через суд истребовать свою вещь. Договор займа предусматривал не только обязанность должника вернуть  долг в срок, но и уплату процентов. При заключении договора купли-продажи  составлялся письменный документ, в  котором указывались предмет  купли-продажи, цена, а также другие условия договора. По договору хранения хранитель нес ответственность  за сохранность вещей. Пропавшее  при хранении имущество должно было быть возмещено собственнику в двойном  размере. Договор аренды земли заключался на один-два года. Арендатор должен был платить арендную плату или  в фиксированном заранее размере, или в виде определенной части  будущего урожая (до 2/3).

Семья в Древнем Вавилоне была патриархальной При заключении брака жених уплачивал своему будущему тестю выкупную плату. Отец давал дочери приданое, которое поступало  в распоряжение мужа, после смерти жены оно должно было быть возвращено в ее старую семью или передано ее детям. При заключении брака требовалось  составление письменного договора. Имущество умершего переходило к  его сыновьям в равных долях. Дочери при этом получали свою наследственную долю в виде необходимого им приданого. Дети от рабынь, усыновленные отцом, принимали  равное участие в дележе наследства.

В Законах Хаммурапи отсутствуют  нормы о государственных и  религиозных преступлениях, повидимому, они содержались в других источниках права. Закон устанавливал за одно и  то же преступление разные наказания для лиц, принадлежавших к различным социальным группам. Допускалось применение наказания к заведомо невиновным лицам (объективное вменение).

Применение наказания  в Законнике основано на принципе талиона. Смертная казнь осуществлялась через сожжение, утопление, сажание  на кол, закапывание живьем. Применялись  членовредительские наказания –  отсечение языка, руки, пальцев рук, отрезание уха, повреждение глаза. Широко был распространен штраф.

Судебные дела (в т. ч. уголовные) возбуждались по инициативе частных  лиц, а не органов государства. Дело начиналось с обращения истца. Стороны  должны были сами вести свое дело. Процесс  носил состязательный характер.

6. Особенности  государственного и общественного  строя Древней Индии.

Индия древняя страна возрастом  примерно 8 тыс. лет. На ее территории проживал удивительный народ индцы. Которые  делились на несколько общественных классов. Где важную роль играли жрецы. Хотя историкам не известно кто правил столь удивительным государством. Индцы  имели свой язык и письменность. Их письмена не могут расшифровать ученые по сей день. Древние индцы  подарили человечеству такие сельскохозяйственные культуры, как хлопчатник, сахарный тростник. Делали тонкую ткань ситец. Они приручили самое крупное  животное в мире слона. Почитали и  верили в разных богов. Особенности  общественного строя древней  Индии . Обожествляли животных. Наравне  с богами почитались Веды, язык санскрит и брахманы как хранители культуры и священных знаний. Брахманов  считали живыми богами. Это очень  интересное государство и народ

Древнеиндийское государство  возникло как  рабовладельческое,  тем  не менее в его праве  отсутствует  отчетливое  противопоставление  свободных  и рабов.  Рабский  труд  не  играл   значительной  роли  в  решающих  отраслях экономики  древней Индии. Существенной особенностью древнеиндийского  рабства было   наличие   государственного   законодательства    ,направленного    на ограничение произвола хозяина  по отношению к  рабам.  Например,  запрещалось продавать детей  без родителей;  хозяин  при  использовании  труда  раба  был  обязан учитывать его кастовое положение. Индийские рабы могли  иметь  семьи, собственность ,право на  наследование,  право  собственности  на  получаемые дары. Свободный,  становясь  рабом  ,не  терял  своих  семейных,  родовых  и кастовых связей.

       Таким  образом,  особенность  древнеиндийского  рабства  является  его неразвитость: наряду с рабовладельческими  отношениями  продолжали  сохранять  значительные пережитки первобытно - общинного строя.

   Данная цивилизационная  особенность  Древней  Индии   связана  с  рядом исторических  причин, главнейшие из которых   заключались  в  варново-кастовом  строе и крепости общинной  организации. Жесткая варново-кастовая  система   сраз и навсегда  определенным местом человека  в ней, с кастовым  конформизмом, неукоснительным следованием, соблюдением   религиозно-нравственных  установок  поведения   человека   была   своеобразной   альтернативой   принудительного характера   государственной   власти.   Бесспорно,   способствовала    этому замкнутость, автономность индийской общины и ее  натуральным  хозяйством,  с патриархально-межкастовыми взаимосвязями земледельческой части общины  сее ремесленниками, слугами, получившая название «джаджмани».

7. Законы Ману-памятник древнеиндийского права.

Другим важным памятником права стран Древнего Востока  является свод древнеиндийских законов  Ману. Всего в законах 2685 статей. Содержание законов Ману выходит  за пределы права, т.к. в них имеются  положения, относящиеся к политике, морали, религиозным предписаниям и  др. Правовые нормы и религиозные  установления нередко представляли единое целое. Поэтому обычным для  этих законов является сочетание  правовой санкции с точно сформулированным последствием, ожидающим нарушителя закона, в земной и загробной жизни. Смешение правовых норм и религиозных  предписаний придавало законам  Ману особую силу воздействия. Кшатрии, по законам Ману, якобы созданы  из рук бога. Их обязанность –  охранять других. К этой варне принадлежали цари, чиновники и военная знать. Первые две варны являлись привилегированными, хотя браки между брахманами и  кшатриями запрещались. Закон призывал к согласию и сотрудничеству обоих  сословий: "Брахманы и кшатрии, объединившись, процветают и в этом и в ином мире".

Вайшьи появились, якобы, из бедер бога. Эта категория жителей, наиболее многочисленная, должна была заниматься торговлей, земледелием, ремеслом. 
По законам Ману однорожденные шудры сотворены из ступней бога. К ним относились наемные работники, слуги. Их главная обязанность – смиренное служение дваждырожденным. Законы Ману запрещали браки между людьми разных варн. На самой низшей ступени среди свободных людей стояли "неприкасаемые", рожденные от смешанных браков. Законодатель в Индии утверждал, что от смешения варн может погибнуть государство и царю рекомендовалось применять насилие с тем, чтобы "низшие не захватили бы мест высших". Система варн оказывала значительное влияние на правовое регулирование различных общественных отношений.

8. Развитие Афинского государства в 6-4ввеках до н.э.

Древние Афины — самый  известный из городов Древней  Греции, с 5-го века до н.э. играл одну из ведущих ролей в государстве. Именно в этом полисе зародилась и  оформилась демократия, развилась философия, получил современное оформление театр. Столица современной Греции является одним из мест зарождения современной цивилизации, с ее философией и демократией. До сих пор нас  поражает величественность древних  зданий полиса, ныне лежащих в руинах. Как же прекрасны тогда были древние  Афины времен эллинского расцвета! Недаром Афинский Акрополь — символ города и Греции — входит в список семи чудес современного мира. Расцвет  полиса совпал с золотым веком  древнегреческой культуры. В 6-4-м  веках до н.э. Афины считались  одним из важнейших политических и культурных центров Эллады. Не утратил своего блеска город и после завоевания римлянами в 146 г. до н.э. Здесь продолжали развиваться философские школы, здесь мыслили Платон и Аристотель.

Эпоха расцвета Афин длилась  до третьего века нашей эры, когда  полис начал приходить в упадок, подвергаясь регулярным вторжениям варваров. Во времена же императора Юстиниана I, с прекращением деятельности Афинских школ, Афины стали обычным  провинциальным городом.

9. Основные черты афинского права.

1. Основным источником  афинского права в период расцвета  демократии был закон. Его строгое  соблюдение признавалось непременным  элементом демократии. В гражданской  присяге молодого афинянина говорилось: "И я буду слушаться власти... и повиноваться установленным  законам... и если кто-нибудь будет  отменять законы или не повиноваться  им, я не допущу этого, но  буду защищать их один и  вместе со всеми". Древнейшей  систематизацией афинского права  считаются законы Драконта, относящиеся  к VII веку до н. э. Известны  они своей непомерной жестокостью;  укравшие овощи и плоды несли  то же наказание, что и отцеубийцы, - смертную казнь. "Когда Драконта  спросили, - пишет Плутарх, - почему  он за большую часть преступлений  назначил смертную казнь, он, как  говорят, отвечал, что мелкие  преступления, по его мнению, заслуживают  этого наказания, а для крупных  он не нашел большего".  
2. Имущественные правоотношения достигли в древних Афинах высокой степени развития. Собственник имущества имел ничем не стесненное право распоряжения землей, скотом, рабами и прочим своим добром. Широкое распространение денежных отношений, особенно ростовщичества, позволяло накоплять большие состояния. 
3. Уголовное право Афин по сравнению с гражданским правом было менее развито. Ранее всего это проявляется в пережиточном сохранении институтов и представлений доклассовой эпохи, особенно кровной мести. 
4. Рассмотрению дела в афинском суде предшествовало предварительное следствие. Обвинитель и обвиняемый могли давать показания, требовать допроса свидетелей, представлять вещественные доказательства. Показания запечатывались в специальный сосуд и в таком виде представлялись в суд.

10. Общественный  и государственный строй Спарты

 В основе возникновения  государства в Спарте, относимого  обычно к VIII-VII вв. до н.э., лежали  общие закономерности разложения  первобытнообщинного строя. Но  если в Афинах эти закономерности  привели практически к почти  полному отмиранию родоплеменных  отношений, то в Спарте процесс  возникновения государства отличался  существенными особенностями и  сопровождался сохранением значительных  остатков родовой организации.

Информация о работе История государства и права зарубежных стран ЮЗГУ