История государства и права зарубежных стран ЮЗГУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:01, контрольная работа

Описание работы

Первоначально право в Древнем Китае базировалось на нормах обычного права с дополнением норм, сформированных на основе отдельных судебных решений и постановлений центральной власти. Наибольшее влияние на развитие права в Китае оказали конфуцианство и школа легистов. Родоначальником конфуцианства был философ Кун-цзы (Конфуций), живший в 551 - 479 гг. до н.э. Родился Кун-цзы в г. Цюйфу. В народе его называли куном, т.е. учителем. В надписи на храме, где похоронен Конфуций, говорится: «Самый святой, одаренный даром предвидения мудрец - место успокоения его духа». Учение Конфуция сводится к утверждению патриархальных традиций и незыблемости социальных устоев. Его основные концепции: благородство мужа, человеколюбие, выполнение правил ритуала. Деление на «высших» и «низших», считает мыслитель, не может быть устранено; благородство должно быть не по происхождению, а по моральным качествам и знаниям.

Содержание

1. Предмет, методология, периодизация науки «ИГиПЗС».
2. Социальная структура и государственный строй Древнего Вавилона.
3. Общественно-государственое устройство Древнего Египта.
4. Основные черты общественно-государственного устройства и правовых норм Древнего Китая.

Работа содержит 1 файл

шпора История Зарубежных стран.docx

— 194.86 Кб (Скачать)

Салическая правда (Салический закон) (Le Salica), сборник обычного права салических франков, одна из варварских правд. Записана в нач. 6 в.

Параллельно с формированием  государственности у франков  шло создание права, осуществлялась письменная фиксация древнегерманских обычаев. Таким образом были записаны «варварские правды». Салическая правда создана в начале 6 века, в последние  годы жизни короля Хлодвига. Она  делится на титулы. СП присущи казуистический характер и отсутствие общих абстрактный  понятий. Описанные  в ней правовые действия и акты отличаются формализмом. Основное содержание СП – перечень преступлений и соответствующих им наказаний. Обязательственные отношения освещаются слабо, что объясняется неразвитостью товарно-денежных отношений, частной собственности. Упоминаются следующие виды сделок: купля-продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение. Передача прав собственности при сделках осуществлялась публично путем простой передачи вещи. Неисполнение обязательств или просрочка влекли имущественную ответственность. Истребование долга происходило в строго установленной форме. Брачно-семейные отношения описываются лишь в общих чертах. Брак заключался в форме покупки невесты женихом. Похищение девушки с целью вступления в брак наказывалось штрафом. Расторжение брака не упоминается. Положение женщины в семье определяли пережитки матриархата.  Препятствия к заключению брака: существование законного брака, объявление лица вне закона, наличие близкого кровного родства,  несвободное состояние человека.

Салическая правда позволяет  судить об организационном устройстве раннефранкского государства. Четко прослеживается усиление политической роли короля. Первые из Меровингов созывали народные ополчения и командовали ими, собирали налоги, осуществляли высший суд. На местах короля представляли графы и сацебароны, имевшие значительные судебные и административные полномочия в отношение подвластного населения (графств). Низшие административные единицы (округа и сотни) сохраняли самоуправление. Основу гос-ва составляла военная организация общества. Ежегодно проходили собрания ополчения – «мартовские поля».

При приемниках Хлодвига начались серьезные изменения. Его сыновья  вступили в междоусобную войну, она  продолжалась при внуках и правнуках. В этот период происходили процессы: усиление эксплуатации крестьян, увеличение крупного землевладения, уменьшение крепостных владений, исчезновение свободных крестьян, давших королю основное число воинов. Все это привело к уменьшению роли монарха. Короли вынуждены были потакать аристократии, чтобы сохранить свой трон. Все это привело к уменьшению роли монарха.

При короле Дагобере произошло  некоторое укрепление королевской  власти. Центром управления стал королевский двор, где сложился набор постоянных должностей, а также королевский совет из ближайшего светского и духовного окружения, который влиял на принятие важнейших решений. На местах по-прежнему ключевую роль сохраняли герцоги – правители нескольких округов, и графы – правители отдельных округов.

Период усиления королевской власти оказался недолгим, после смерти Дагобе франкское государство вступает в эпоху «ленивых королей». Всю военную, административную и судебную власть захватили крупные местные феодалы. В Нейстрии, Бургундии и Австразии выделились знатные фамилии, обладавшие властью в качестве майордомов. В 687 г. Единственным майордомом всего королевства стал Пипин II Геристальский.

21. Франкское королевство  при Каролингах. Реформы Карла  Мартелла и Карла Великого.

Реформы Карла  Мартелла. Военная. Центр тяжести военного дела перенесли на конное войско, ранее главной силой были пешие войны. Устранил от военной службы крестьян, а на их место взял крупных и средних землевладельцев, а также зажиточные слои свободных крестьян. Постепенно начало формироваться рыцарство. Земельная. От лица короля начал раздавать земли гос фонда в условную собственность в виде бенефициев. Давались в пожизненное пользование на условиях выполнения определенной службы. При неисполнение служилых обязанностей король мог отобрать его.  Несвободное крестьянство, проживавшее на этих землях должно было своим трудом содержать своих господ. Через эту реформу стали формироваться отношения вассалитета, где выделились сеньоры (лица вручавшие землю) и вассалы (получавшие ее).

Приемник Карла Мартелла Пипин III, являясь первоначально майордомом, устранил прежнюю династию. На «Ассамблее всех франков» он был провозглашен королем. Так начался период монархии Каролингов.

Пиком развития франкской  монархии стало правление сына Пипина III – Карла по прозвищу «Великий». В его честь названа династия. В результате завоеваний Карла I франкское государство превратилось в огромную державу. Карла I был коронован как «император римлян». Управление обширным государством требовало реорганизации администр-го аппарата. Карл хотел создать централизованное гос-во управляемое посредством чиновников.

Система управления франкской империи: 1) Высшее лицо в гос-ве – император. Его личность и власть священны. В его руках – законодательство, юстиция, армия, высшее чиновничество и т.д. 2) Централизованный гос. аппарат – был сосредоточен в королевском дворе, т.к. по-прежнему не существовало различий между гос-м и королевским хозяйством, между гос-ми вопросами и делами королевского двора. 3) Выделилось несколько должностных лиц – министериалов: сенешаль (руководил делами дворца), пфальцграф (королевский или палатный граф – верховный судья или заместитель императора в его отсутствие), архиканцлер (начальник императорской канцелярии, руководил подготовкой гос. и дипломатических документов), архикапелан (духовник короля).

Император не был абсолютным монархом, он делил власть со знатью. Созывались собрания знати – Генеральные  ассамблеи франков, где обсуждались  королевские законы, вопросы земельных  пожалований.

Местное самоуправление: традиционное самоуправление было заменено назначаемыми должностными лицами. Они производили  суд, осуществляли полицейские функции, руководили сбором налогов и т.д. центр пытался контролировать деятельность местных властей, для выполнения особых поручений императора был  введен институт «королевских посланцев».

Империя Карла Великого носила противоречивый характер. Несмотря на наличие бюрократического аппарата, сильную роль монарха, она не была в полной мере централизованной. Способствовала ослаблению централизации феодализация общества. Карл I был зависим от земледельческой знати. После смерти Карл I власть перешла к Людовику Благочестивому, период его правление – время постоянных смут. После смерти Людовика его сыновья начали усобицу, в результате империя раскололась на  части: современные Италию, Францию и Германию.

 

22. Период сеньоральной и сословно-представительной монархии во Франции (IX-XVвв.)

23. Период абсолютной  монархии во Франции (XVI-XVIII вв.)

24. Английское  государство периода IX-XII вв. Реформы Генриха II

25. Великая Хартия вольностей 1215 г. и ее значение для Англии

26. Сосовно-представительная  монархия в Англии. Возникновение  парламента

27. Раннефеодальное  государство в Германии (X-XII вв.)

28. Германия в  период феодальной раздробленности (X-XII вв.)

1. Общественный строй  2. Государственный строй 3. Судоустройство 

 

1. К XIII в. территория  Германии значительно увеличилась.  На востоке возникали крупные  самостоятельные княжества. Во  всех областях хозяйства распространялись  товарно-денежные отношения, росло  цеховое ремесленное производство. Северогерманские города во главе  с Любеком объединились в крупный  торговый союз - Ганзу. С XIII в.  территориальная раздробленность  страны нарастает. Князья превращаются  в фактически независимых государей.  Наибольшим могуществом пользовались  курфюрсты (князья-избиратели), светские  и духовные аристократы, оказывавшие  решающее влияние на выборы  королей. 

 В XIII - XIV вв. Германия  окончательно распадается на  множество княжеств, графств, бароний  и рыцарских владений. Одновременно  завершается оформление системы  сословий и сословного представительства.  Особенностями сословной структуры  Германии были дробность и  отсутствие единства в масштабе  всей страны. Существовали:

 имперские сословия (в  империи) - имперские князья, имперские  рыцари и представители имперских  городов; земские сословия (в княжествах) - дворяне и духовенство княжеств и горожане княжеских городов. Духовенство разделилось на:

 высшее - епископы, аббаты; низшее - сельские и городские  священники. В германских городах  имущественная дифференциация привела  к образованию трех различных  групп: 

 патрициата - городской  верхушки, которая держала в своих  руках все городские должности;  бюргерства, которое состояло из  средней части населения городов,  полноправных мастеров и находилось  в бппозиции к патрициату; городского  плебса, также занимавшего оппозицию  по отношению к патрициату; к  нему относились подмастерья,  поденщики, неимущие горожане. Положение  крестьянского населения в Германии XIV в. в целом несколько улучшилось, поскольку вместо прежней барщинной  системы феодалами вводились  новые формы организации хозяйства,  предполагавшие ослабление и  ликвидацию личной зависимости,  но в различных районах страны  оно было различным: 

 в Саксонии распространилась  практика отпуска крестьян на  волю без земли и предоставления  им наделов в аренду; на юге  и юго-западе Германии крестьяне  владели небольшими наделами  земли, барщина здесь была заменена  денежной рентой; на колонизированных  восточных землях крестьяне находились  в наиболее благоприятных условиях - они получили земельные наделы, экономическую самостоятельность  и личную свободу, выплачивали  феодалам умеренные фиксированные  платежи. 

 

2. Высшая власть в Германии  признавалась за коллегией курфюрстов, которые избирали императора  и решали важнейшие общегосударственные  дела.

 Император не располагал  действенными общеимперскими органами  исполнительной власти и общеимперскими  финансами, у него не было  постоянного общеимперского войска, не существовало общеимперского  суда.

 Общегерманским законодательным  органом был рейхстаг, состоявший  из трех курий: курии курфюрстов, курии князей и курии имперских  городов; мелкое дворянство и  крестьянство не имели в рейхстаге  своего представительства. 

 Рейхстаг созывался  императором два раза в год.  Дела подлежали обсуждению по  куриям и окончательно согласовывались  на общих собраниях всех курий.  Компетенция рейхстага не была  точно определена, она включала  в себя следующее: установление  мира между княжествами, организацию  общеимперских военных предприятий,  вопросы войны и мира, отношения  с другими государствами, обложение  имперскими повинностями, территориальные  изменения в составе империи  и княжеств, изменения в имперском  праве и т. д. 

 В княжествах сложились  свои местные сословно-представительные  учреждения - ландтаги, собрания местных  чинов, состоявшие из трех палат  и представлявшие духовенство,  дворянство и горожан; в некоторых  землях в эти собрания также  входили представители свободного  крестьянства. Уполномоченные, заседавшие в ландтагах, получали от своих избирателей инструкции, носившие характер обязательных; если в инструкциях не было указаний, как следует разрешить тот или иной вопрос, уполномоченные обращались за ними к своим избирателям. В компетенцию ландтагов входили избрание государя в случае пресечения правящей династии, отправление некоторых функций в области внешней политики, некоторые церковные, полицейские и военные дела. Ландтаг считался верховным судом княжества до образования особых судов. Оказывая влияние на образование состава княжеских советов или на назначение высших чиновников, ландтаги могли вмешиваться в управление государством.

 Значительную роль  в жизни Германии играли города. Правовой статус города определял  объем его самостоятельности.  Германские города были трех  видов: 

 имперские - непосредственные  вассалы короля; вольные - пользовавшиеся  полным самоуправлением; княжеские  - подчинявшиеся тому князю, в  княжестве которого они находились. К концу XV в. более 80 городов  (имперские и некоторые епископские)  получили политические вольности  и являлись самоуправляемыми  единицами. 

 Законодательная власть  в городах осуществлялась советом,  состоявшим из комиссий по  отраслям городского хозяйства.  Исполнительная власть - магистратом  во главе с одним или несколькими  бургомистрами. Должности членов  совета и бургомистров не оплачивались. В большинстве случаев власть  в городах захватывал городской  патрициат, присваивал себе право  избрания городского совета и  замещения 

 городских магистратур  и использовал эту власть в  свои интересах. Это вызывало  недовольство прочего городского  населения, приводившее в 

XIV в. к восстаниям ремесленников  в ряде городов, в которых  обычно руководящую роль играли  цехи и которые оканчивались  чаще всего компромиссом патрициата  с цеховой верхушкой - ремесленники  входили в состав советов либо  формировали особую коллегию  в составе прежнего совета.

 

3. Система судоустройства  Германии характеризуется наличием  нескольких видов судов: 

Информация о работе История государства и права зарубежных стран ЮЗГУ