Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:01, контрольная работа
Первоначально право в Древнем Китае базировалось на нормах обычного права с дополнением норм, сформированных на основе отдельных судебных решений и постановлений центральной власти. Наибольшее влияние на развитие права в Китае оказали конфуцианство и школа легистов. Родоначальником конфуцианства был философ Кун-цзы (Конфуций), живший в 551 - 479 гг. до н.э. Родился Кун-цзы в г. Цюйфу. В народе его называли куном, т.е. учителем. В надписи на храме, где похоронен Конфуций, говорится: «Самый святой, одаренный даром предвидения мудрец - место успокоения его духа». Учение Конфуция сводится к утверждению патриархальных традиций и незыблемости социальных устоев. Его основные концепции: благородство мужа, человеколюбие, выполнение правил ритуала. Деление на «высших» и «низших», считает мыслитель, не может быть устранено; благородство должно быть не по происхождению, а по моральным качествам и знаниям.
1. Предмет, методология, периодизация науки «ИГиПЗС».
2. Социальная структура и государственный строй Древнего Вавилона.
3. Общественно-государственое устройство Древнего Египта.
4. Основные черты общественно-государственного устройства и правовых норм Древнего Китая.
В основе деления по имущественному признаку - размер земельного надела, которым владел человек. Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, а безземельные - пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд. Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии - сотни. Наиболее важным в этой части реформ было то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные комиции), где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.
Деление свободного населения по территориальному признаку заключалось в образовании 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен - трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Их роль долгое время оставалась второстепенной, но разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появлении в организации общественной власти в Риме территориального, а не кровнородственного принципа ее действия.
Реформы Сервия Туллия, таким образом, завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-политическим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях. Включив плебеев в состав "римского народа", допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, они способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами. Возникшее государство стало формой такой консолидации и господства. Но одновременно государственная власть была направлена и против свободных пролетариев.
Реформы, приписываемые Сервию
Туллию, подвели итог важнейшему этапу
процесса образования государства,
но не завершили его. Этот процесс
развивался как путем трансформации
органов власти, унаследованных от
родовой организации, так и путем
создания новых. В основе его лежала
дальнейшая консолидация свободных
в господствующий класс, что требовало
окончательного устранения былых различий
между патрициями и плебеями. Реформы
Сервия Туллия допустили плебеев
к участию в народных собраниях,
но не устранили полностью
12. Государственный строй и правовое положение населения Древнего Рима в период республики. Кризис римской республики.
13. Государственный строй и социальные изменения в Древнем Риме в период империи: принципат, доминат.
Период империи начинается
с возвышения Августа (27 г. до н.э. —
14 г. н.э.) и заканчивается разграблением
Рима варварами и смещением
Установлению имперского управления предшествовало много перемен в социальной и политической жизни римлян — гражданские войны, установление военных диктатур. В 44 г. до н.э. постоянным диктатором становится вождь популяров, людей свободных, но не знатных, человек выдающихся способностей и дарований Гай Юлий Цезарь.
После убийства Юлия Цезаря сторонниками восстановления аристократического республиканского строя его внучатый племянник Октавиан Август обрел ряд важных властных полномочий (военные, жреческие, административные), которыми удачно воспользовался. Все это привело к окончательному установлению автократической (названной впоследствии императорской) формы правления, а реформатор заслужил почетное прозвание Божественного (Августа).
Обладал правами: вето на распоряжения всех магистратов; наблюдать и посылать чиновников для управления сенатскими провинциями, расположенными в завоеванных областях; издавать законы с правом высшего уголовного и гражданского суда; стал главным блюстителем культа (с 12 г.).
Его правление относится к начальному этапу принципата, при котором фактический верховный правитель (первое лицо государства) получает наименование принцепса (первого в списке сенаторов, открывающего и закрывающего его заседания).
Принципат
Период принципата характеризуется
неспешным преобразованием
Первый император Октавиан Август использовал этот термин и титул в значении "первый гражданин Римского государства".
Государственный строй периода принципата иногда называют республиканской монархией либо республиканской империей, и для этого имеются достаточные основания. Первые принцепсы сделали свои полномочия пожизненными и стремились к совмещению нескольких высших магистратур одновременно. Принцепс становился одновременно консулом, цензором, народным трибуном и первосвященником (главным жрецом — понтификом). Власть его в области управления государством-империей соперничает с аналогичными полномочиями сената. Последний в период империи узурпирует некоторые властные полномочия народного собрания — по принятию закона и по одобрению в должности высших магистратов. В этом соперничестве принцепс стремился к единоначалию, а сенат — к коллективному контролю и влиянию, в итоге побеждала вторая ориентация.
Наибольшую автономию сохраняла в этот период должность претора, сочетавшего административные функции с полномочиями уголовной юрисдикции. Однако в это же время появляется слой императорских чиновников, составивших личный Совет при принцепсе (консилиум принципис) или подчиненных префекту претория — высшему должностному лицу над группой менее властных префектов и кураторов. При Адриане (117—138 гг.) личный Совет возглавлял начальник императорской гвардии, который сочетал верховные судебные полномочия с верховным командованием.
Управление в провинциях строилось по линиям двух иерархий — императорской и сенатской, что дало соответствующие наименования самим провинциям, поделенным на императорские и сенатские. Императорские управлялись назначаемыми самим императором легатами, сенатские -— проконсулами и пропреторами. Сенатские провинции фактически имели двойное подчинение — сенату и императору. Различие в способах управления повлекло различия в способах финансирования этого управления и привело к созданию наряду с казной императора казны сенатской. Так оформился режим правления, который историки назвали двоевластием (диархией).
Доминат
Доминат возник как следствие
прекращения этого двоевластия
в пользу принцепса, и произошло
это в правление Диоклетиана (с
284 г.). Формально император считался
неограниченным властителем, доминусом
(от слова "господин"), что подтверждалось
концепцией перехода верховной власти
от народного собрания к императору.
Последний со временем присвоил и
стал осуществлять законодательные
полномочия: его письменные распоряжения
принимались сенатом
В правление Диоклетиана проводятся реформы по реорганизации управления территориями, а также военная, финансовая и др.: империя делится на 12 диоцезов, которые в свою очередь подразделяются на провинции; в армии производится специализация функций отдельных войск: были созданы пограничные войска, мобильные внутренние и утверждена преторианская гвардия; податная система обновляется введением натуральных и денежных налогов (поземельный налог), а также введением полноценной монеты в обеспечение содержания чиновников и армии.
Император сочетал перечисленные полномочия с командованием армией и флотом, с правом назначения на командные военные должности. Его власть в значительной мере зависела от армии, которая приносила ему присягу и нередко была главной силой, поддерживавшей его восхождение к верховной власти (период правления так называемых солдатских императоров). В области внешнеполитической императоры присвоили себе исключительное право на объявление войны и мира.
Продолжала развиваться система имперского чиновничества. Все должности делились на три категории: придворные; гражданские; военные.
Придворные должности занимали важнейшее место во всей иерархии. Здесь были должности заведующего царским дворцом, начальника личной канцелярии императора, заведующего казной и финансами др.
Гражданские должности охватывали сферу управления территориями. В столице каждой провинции во главе иерархии находился городской префект, которому подчинялись викарии, специальные префекты и кураторы.
Большое значение приобрел Совет при императоре, который совмещал законодательные, административные и высшие судебные функции. В состав Совета входили по общей формуле "свита, друзья, единомышленники, союзники" императора. Создается также полиция, внешняя и тайная, для расследования преступлений.
С разделением империи
на Восточную и Западную оба императора
продолжают именоваться Августами,
их помощники становятся преемниками.
Заранее назначаемые преемники
именуются Цезарями. Этот режим выглядит
уже как военно-
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Установление военно-
С расширением пределов Римского
государства растет численность
свободного населения, в том числе
количество римских граждан (как
отмечалось, уже в период республики
права гражданства были предоставлены
жителям Италии). Этот процесс продолжался
и с переходом к империи: права
граждан все чаще предоставлялись
и внеиталийским жителям
Наряду с этим развивается
социальная и сословная дифференциация
свободных. С развитием рабовладельческого
строя и расширением
Происходят изменения
и в положении рабов. Рабский
труд как основа производства требовал
постоянного притока новой
Развиваются и формы эксплуатации,
которые появились еще в
Сохраняется в период империи
и широкая прослойка свободных
мелких производителей в городе и
сельской местности, растет число земледельцев
из воинов-ветеранов, получивших земельные
наделы. Однако положение этих слоев
населения становится все более
неустойчивым, что влечет за собой
во II-III вв. распространение самопродажи
в рабство и особенно колоната.
Колон становится в сельском производстве
такой же заметной, а со временем
и более заметной фигурой, как
и свободный крестьянин и раб.
Ряды колонов со временем пополняют
не только свободные и вольноотпущенники,
но и "варвары", селившиеся в приграничных
областях Римского государства. Колонат
из договора аренды, заключаемого на определенный
срок (5 лет), в силу неизбежно возникавшей
задолженности колонов
Аналогичный процесс наблюдается в городах, где ремесленники наследственно прикрепляются к профессии и включаются в ремесленные коллегии.
14. Периодизация истории и источники римского права
Периодизация ИГПЗС:
2. средние века;
3. новое время;
4. новейшее время.
История римского государства разделяется на три больших периода.
I период - Царский (753 - 509 гг. до н. э.).
II период – Республика (509 - 31 гг. до н. э.). Этот период в свою очередь распадается на три этапа.
1. Ранняя республика (509 - 275 гг. до н. э.).
2. Борьба за господство в Средиземноморье (275 - 131 гг. до н. э.).
Информация о работе История государства и права зарубежных стран ЮЗГУ