История государства и права зарубежных стран ЮЗГУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:01, контрольная работа

Описание работы

Первоначально право в Древнем Китае базировалось на нормах обычного права с дополнением норм, сформированных на основе отдельных судебных решений и постановлений центральной власти. Наибольшее влияние на развитие права в Китае оказали конфуцианство и школа легистов. Родоначальником конфуцианства был философ Кун-цзы (Конфуций), живший в 551 - 479 гг. до н.э. Родился Кун-цзы в г. Цюйфу. В народе его называли куном, т.е. учителем. В надписи на храме, где похоронен Конфуций, говорится: «Самый святой, одаренный даром предвидения мудрец - место успокоения его духа». Учение Конфуция сводится к утверждению патриархальных традиций и незыблемости социальных устоев. Его основные концепции: благородство мужа, человеколюбие, выполнение правил ритуала. Деление на «высших» и «низших», считает мыслитель, не может быть устранено; благородство должно быть не по происхождению, а по моральным качествам и знаниям.

Содержание

1. Предмет, методология, периодизация науки «ИГиПЗС».
2. Социальная структура и государственный строй Древнего Вавилона.
3. Общественно-государственое устройство Древнего Египта.
4. Основные черты общественно-государственного устройства и правовых норм Древнего Китая.

Работа содержит 1 файл

шпора История Зарубежных стран.docx

— 194.86 Кб (Скачать)

Главной особенностью исторического  развития Спарты было вмешательство  в становление классового общества внешнего насильственного фактора. Миграция племен на Балканском полуострове, начавшаяся в XII в. до н.э., сопровождалась военными столкновениями между ними.

Завоевание Мессении привело  к возникновению совместной собственности  завоевателей на землю - основное в  тех условиях средство производства - и рабов. Вместе с ней возникла и четкая классовая дифференциация - спартиаты превратились в господствующий класс рабовладельцев, а покоренные жители в рабов или неполноправных граждан.

 

Организация политической власти у спартиатов была типичной для периода  распада первобытнообщинного строя:

два родоплеменных вождя (как результат объединения дорийских  и ахейских племен);

совет старейшин;

коллегия эфоров;

народное собрание.

 

Но она не давала достаточных  средств для господства над покоренным населением, численность которого примерно в 20 раз превышала численность  завоевателей. Объективно возникла потребность  в организации политической власти, не совпадающей со всем населением, обеспечивающей незначительной его  части господство над массой порабощенных.

В то же время необходимость  господства над порабощенными массами, обеспечения их эксплуатации требовала  единения спартиатов, сохранения некоторых  элементов родоплеменной общности. Этому благоприятствовали и аграрный характер хозяйства Спарты, известная  изоляция территории страны, замкнутой  горными хребтами, что препятствовало развитию внешней торговли и товарно-денежных отношений. Совокупность этих обстоятельств  обусловила сохранение значительных элементов  военной демократии и в условиях окончательно оформившегося классового общества.

 

Особенности общественного  строя 

 

В Спарте сложилось своеобразное классовое рабовладельческое общество, сохранившее существенные пережитки  первобытнообщинных отношений.

 

Социальные группы:

спартиаты;

гипомейоны (опустившиеся спартиаты);

периеки;

илоты.

 

Господствующий класс  составляли спартиаты. Только они считались  полноправными гражданами. Жили спартиаты  в подобии города, объединявшего 5 селений и напоминавшего своеобразный военный лагерь. Их быт был строго регламентирован. Главной обязанностью считалась военная. Немногие избранные  граждане входили в привилегированный  корпус 300 всадников. Женщины, почти полностью освобожденные от домашнего хозяйства и заботы о воспитании детей, обладали некоторой самостоятельностью и имели досуг для развития личности.

В целях поддержания единства спартиаты должны были участвовать  в общественных трапезах - сисситиях. Одинаковыми были одежда и вооружение воинов. Поддержанию единства спартиатов способствовали и установленные  Ликургом правила против роскоши. Запрещалось  спартиатам и торговать, для них  вводились тяжелые, неудобные в  обращении железные монеты.

 

Однако эти ограничения  не могли предотвратить развитие имущественной дифференциации, подрывавшей  единство и "равенство" спартиатов. Поскольку земельные наделы наследовались  только старшими сыновьями, остальные  могли получить лишь выморочные наделы. Если таких не было, они переходили в разряд гипомейонов (опустившихся) и теряли право участвовать в  народном собрании и сисситиях. Численность  гипомейонов неуклонно возрастала, а численность спартиатов соответственно сокращалась - с девяти до четырех  тысяч к концу IV в. до н.э.

 

Периеки - жители периферийных горных неплодородных районов Спарты - занимали в правовом отношении  промежуточное положение между  спартиатами и илотами. Они были лично свободны, обладали имущественной  правоспособностью, но не пользовались политическими правами и находились под надзором особых должностных  лиц - гармостов. На них распространялась военная обязанность: они должны были участвовать в сражениях  в качестве тяжеловооруженных воинов. Основное занятие периеков - торговля и ремесло. По своему положению они  были близки к афинским метекам, но в отличие от последних высшие должностные лица государства могли  казнить их без суда.

 

Илоты - порабощенные жители Мессении - были собственностью государства. Они предоставлялись в распоряжение спартиатов, обрабатывали их землю  и отдавали им около половины урожая (на домашних работах спартиаты использовали рабов из военнопленных). Хотя в Спарте, как и в Афинах, эксплуатация рабского труда стала основой общественного  производства, коллективное спартанское  рабовладение отличалось от классического  рабства. Илотия была специфической  формой рабства. Илоты практически  самостоятельно вели свое хозяйство, не были товаром, подобно рабам, и свободно распоряжались оставшейся у них  частью урожая. Их экономическое и  социальное положение было близким  к положению крепостных крестьян. Предполагается, что они имели  семью и образовывали какое-то подобие  общины, являвшейся коллективной собственностью общины спартиатов.

Илоты участвовали в войнах Спарты в качестве легковооруженных воинов. Они могли выкупиться на свободу, но в других отношениях были совершенно бесправными. Ежегодно спартиаты  объявляли илотам войну, сопровождавшуюся массовыми убийствами. Впрочем, убийство илота допускалось и в любое другое время.

 

Государственный строй

 

Государственный строй Спарты сформировался в результате преобразования военной демократии в государственную  организацию, сохранявшую некоторые  черты родо-племенной организации  власти. Это привело к "ликургову  строю", сложившемуся, как отмечалось, к VI в. до н.э. Некоторые историки рассматривают  его как переворот, связанный  с окончанием завоевания Мессении и  установлением илотии, потребовавшими консолидации общины спартиатов путем  уравнения их в экономическом  отношении и политических правах, превращения ее в военный лагерь, господствующий над массами порабощенного  населения.

 

Во главе государства  стояли два архагета. В литературе их часто называют царями, хотя даже афинский базилевс, в отношении которого термин царь условен, обладал большей  властью, чем спартанские вожди. Власть архагетов, в отличие от власти родо-племенных вождей, стала наследственной, что, однако, не делало ее прочной. Каждые 8 лет проводилось гадание по звездам, в результате которого архагеты могли  быть преданы суду или отстранены от должности. Иногда они смещались  и без этой процедуры.

Первоначально наиболее полной была военная власть архагетов. Им подчинялось  войско, в походах они пользовались правом жизни и смерти. Однако в  дальнейшем и их военные полномочия были существенно ограничены.

 

Совет старейшин (герусия), как  и архагеты, - орган власти, унаследованный от родоплеменной организации. В  состав герусии входило 28 геронтов, пожизненно избираемых народным собранием  из знатных спартиатов, достигших 60-летнего  возраста. В герусию входили и  оба вождя. Первоначально герусия  рассматривала вопросы, выносившиеся на обсуждение народного собрания, и тем самым имела возможность  направлять его деятельность. Со временем полномочия герусии расширились. В  случае несогласия геронтов и вождей с решением народного собрания они  могли воспрепятствовать ему, покинув  собрание. Герусия участвовала в  переговорах с другими государствами, рассматривала уголовные дела о  государственных преступлениях  и вела судебные процессы против архагетов.

 

В народном собрании участвовали  все спартиаты, достигшие 30-летнего  возраста. Первоначально собрание созывали вожди, они же в нем председательствовали. Выступать в народном собрании могли  только должностные лица или послы  иностранных государств, участники  же собрания лишь заслушивали выступления  и голосовали. Созыв народного  собрания (кроме чрезвычайных) производился раз в месяц. На собрании принимались законы, избирались должностные лица, решались вопросы войны и мира, союза с другими государствами, рассматривались вопросы о наследовании должности вождя, определялось, кому из вождей возглавлять войско в походе и т.д.

 

Эфоры в Спарте появились  с VIII в. до н.э. в результате острых конфликтов между родоплеменными вождями и  родовой аристократией. Последняя, получавшая большую долю военной  добычи и возможность угнетать свободных  общинников, стремилась ограничить пожизненную  власть вождей властью избираемых на определенный срок представителей аристократии. Ими стали пять эфоров. Они избирались из "достойных" на один год, действовали  единой коллегией, принимавшей решения  большинством голосов. Первоначально  эфоры считались как бы помощниками  архагетов и осуществляли судебное рассмотрение дел по имущественным  спорам. С середины VI в. до н.э. власть эфоров заметно возросла. Они поставили  под свой контроль архагетов - в походе их сопровож дали два эфора. Эфоры  получили право созывать герусию  и народное собрание и руководить их деятельностью. Вместе с герусией они могли предотвратить принятие народным собранием неугодного им решения. К ним перешло руководство  внешними сношениями Спарты и внутреннее управление страной, наблюдение за соблюдением  спартиатами установленных порядков, суд над ними и наказание их, объявление войны и мира, контроль над деятельностью остальных  должностных лиц (которых в Спарте было гораздо меньше, чем в Афинах). Деятельность самих эфоров практически  не контролировалась - они отчитывались только перед своими преемниками. Особое положение эфоров подчеркивалось и  их правом не участвовать в общих  сисситиях и иметь собственный  стол.

11. Образование  государства в Древнем Риме. Реформы  Сервия Туллия

 Время основания города  Рима, которое историческая традиция  связывает с именами легендарных  Ромула и Рэма и относит  к 753 году до н.э., характеризуется  процессами разложения первобытнообщинного  строя у племен, обосновавшихся  у реки Тибр. Объединение путем  войн трех племен (подобное афинскому  синойкизму) древних латин, сабин  и этрусков привело к образованию  в Риме общины (civitas). Члены старейших  римских родов назывались патрициями.

Развитие скотоводства и  земледелия повлекло за собой имущественную  дифференциацию и появление частной  собственности. Возникает патриархальное рабство, источниками которого становятся преимущественно войны, а вместе с тем и зачатки классового деления общества.

Благоприятные для скотоводства и земледелия климатические условия, выгодное с точки зрения обмена и  торговли географическое положение  и войны привлекали в Рим все  возрастающее пришлое население  из соседних племен, которое получило название плебса. Плебс пополнялся и за счет разорявшихся и потерявших связь с римской общиной ее бывших членов. Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах. Они могли получать земельные наделы только из свободной части общинного земельного фонда, не имели права вступать в брак с членами общины и были лишены возможности участвовать в управлении ее делами.

Органы управления:

рекс (выборный вождь; военные, жреческие и судебные полномочия, мог издавать общеобязательные постановления);

сенат (совет старейшин  родов);

народное собрание (общие  вопросы; его решения могли быть отвергнуты сенатом и рексом).

В организации римской  общины привлекает внимание ее стройность: 300 родов, объединявшихся в 30 курий, которые, в свою очередь, входили в 3 трибы.

Военизированный характер римской  родовой организации позволял ей какое-то время поддерживать свой замкнутый  характер. Но в Риме развивались  процессы, которые неизбежно должны были ускорить ее крушение. Рост численности  плебса, концентрация в его руках  ремесленного производства и торговли превратили плебеев в своеобразную, правда, этнически пеструю, но с преобладанием  этрусского элемента, общину. Социальное значение и сила этой общины возрастали. Внутри нее, также как и в римской  общине, развивается имущественная  дифференциация.

Положение осложнялось и  тем, что римляне были вынуждены  привлекать плебеев к участию  в военных походах. Развивающееся  несоответствие между большой ролью, которую в жизни Рима стал играть плебс, и его бесправным положением породило борьбу плебеев за уравнение  в правах с членами ослабленной  внутренними противоречиями римской  родовой общины, представленной ее ведущей силой - патрициями.

Таким образом, возникновение  государства в Древнем Риме было результатом общих процессов  разложения первобытнообщинного строя, порожденных развитием частной  собственности, имущественной и  классовой дифференциации. Но эти  процессы были ускорены борьбой плебеев  за равноправие с членами римской  общины, окончательно разрушившей основы родового строя Древнего Рима. На смену  полису как политической общине приходит государство.

Историческая традиция связывает  закрепление победы плебеев и  возникновение государства в  Древнем Риме с реформами рекса  Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н.э., хотя, очевидно, эти реформы были результатом довольно длительных изменений  в общественной жизни Рима, растянувшихся, может быть, на столетие.

Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации  Рима имущественный и территориальный  принципы:

все свободное население  Рима (члены римских родов, и плебеи) - было разделено на имущественные  разряды.

деление свободного населения  по территориальному принципу (усилило  процесс ослабления кровнородственных  связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации).

Информация о работе История государства и права зарубежных стран ЮЗГУ