История Дагестана

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 17:19, курс лекций

Описание работы

краткий курс лекций по Истории Дагестана

Работа содержит 1 файл

ИД.docx

— 353.04 Кб (Скачать)

Большого внимания заслуживают  низамы Шамиля. Известно, что существовало 13 низамов, которые регулировали все  основные вопросы существования  государства. Низамы Шамиля затрагивали  экономические сферы - торговлю, землепользование, семейные отношения, социально-политические вопросы, проблемы наследования имущества. Создание низамов показывают выдающуюся сущность Шамиля как государственного деятеля, который создавал свой свод законов, приспосабливая его к местным  особенностям и условиям ведения  войны. Низамы ограничивали действие принятого  в горах закона кровной мести. Было запрещено распространять этот закон на родственников, а позднее  был введен запрет на разрушение недвижимого  имущества виновника. Также предлагалось заменить убийство денежной компенсацией по договору сторон. Если убийства совершались, то были предприняты меры для поимки преступников. Была введена своеобразная паспортная система, которая запрещала  выезд за пределы своего наибства без удостоверяющего личность документа. Также сведения об убийце разносились  по всем наибствам. Эти мероприятия  имели успех, и даже представители  русского командования вынуждены были признать, что в имамате число  убийств, воровства сократились. Благодаря  этому низаму многие невинные человеческие жизни были спасены.

В государстве имамат проводилась  и социальная политика. Основу ее составляли принятые в исламе положения о  социальном равенстве мусульман. В  соответствии с этим, основная борьба внутри государства велась против феодальной знати. В имамате все население  имело социально равные права, были отменены все феодальные привилегии. Зависимые крестьяне получили свободу. Современники писали, что в горах установилось "совершенное равенство". Это положение не казалось имущественного состояния. Но теперь не происхождение и принадлежность к высшим сословиям могли возвысить человека, а его личные качества. Шамиль вел борьбу и с таким архаичным социальным институтом, как рабство. В соответствии с исламским тезисом, о том, мусульманин не может быть ничьим рабом, от рабства были освобождены селения, принадлежавшие бывшим ханам и бекам Аварии. Освобождение раба считалось делом богоугодным. Также Шамиль пропагандировал гуманное отношение к этой категории населения. Разбор статей расходования государственной казны в имамате также свидетельствует о проводимой здесь социальной политике. Специальные положения предусматривали расходы на сирот, инвалидов войны, лиц, бежавших от царской власти к Шамилю. В отношении перебежчиков из русской армии проводилась благоприятствующая им политика, направленная на обустройство их быта, уважение религиозных верований. В столицах имамата Дарго, Ведено были выстроены церкви для отправления христианских обрядов. Государственная казна, называемая байт-аль-маль пополнялась за счет следующих источников:

1. закат - налог с движимого  имущества, узаконенный шариатом;

2. харадж - поземельный налог  с горных пастбищ и селений,  освобожденных от зависимости  аварских ханов;

3. хамус-пятая часть захваченной  в походах добычи;

4. различные денежные и  натуральные штрафы, пени и др.;

5. имущество, казненных  за измену, беглых и т.д. Размеры  податей были гораздо меньше, чем в феодальных владениях.  Причем, те категории населения,  которые не были в состоянии  платить налоги, освобождались от  них. Расходовалась общественная  казна следующим образом. Большая  часть шла на военные нужды  - вооружение и содержание войск.  Предусматривались статьи на  содержание ученых - арабистов, а  так же тех категорий населения,  о которых говорилось выше. Все  финансовые операции производились через казначея и при бдительном наблюдении Шамиля, который обязан был отчитываться перед Государственным советом о доходах и расходах казны. Основную массу денежных единиц поступавших в имамат составляли русские полуимпериалы и голландские червонцы. Очень часто они использовались как украшения женской одежды. Основное хождение имели серебряные русские деньги. Медные деньги также не пользовались популярностью и шли в основном на переплавку. Бумажные деньги вообще не представляли ценности для горцев и либо уничтожались, либо обменивались в русских крепостях. Шамиль хотел наладить чеканку собственной монеты, но из опасений, что это приведет к развращению нравов, отказался от этой мысли. Поскольку, государство создавалось в условиях военного времени, Шамиль пытался оградить горцев от всего, что могло отвлечь их от военных действий. Именно поэтому в имамате были запрещены танцы и музыка, под строгим запретом находилось табакокурение и распитие алкоголя. В государстве были установлены достаточно суровые правила, которые неукоснительно выполнялись.

В имамате судебные функции  были возложены на специальных лиц. Гражданское судопроизводство на местах вверялось дибирам, муллам, кадиям, муфтиям. Уголовные наказания устанавливались  низамами. Самым тяжелым преступлением  являлась измена, которая наказывалась смертной казнью. Основной формой наказания  являлись штрафы, палочные удары, высылка, позорящие наказания. Штрафы являлись самым распространенным видом наказания  и сопровождались заключением в  тюрьму на срок до трех месяцев. Штрафами наказывались такие преступления, как  воровство, уклонение от воинской повинности, умышленное прикосновение к женщине  и т.д. Большой интерес представляют правила, направленные на определенную защиту прав женщины. При разводах женщине  полагалось сохранить не только калым, выплаченный за нее, но и родительское приданое. В случае если дети оставались с матерью, отец обязывался выплачивать  им содержание до совершеннолетия. Также  были снижены размеры выкупа за невесту. Зачастую, большой размер калыма, запрашиваемый за девушку, не позволял молодым жениться. Шамиль назначил размеры выкупа от 20 руб. за девушку и 10 руб. за вдову и разведенную. Также сторонам было предоставлено право договариваться о размерах выкупа и уменьшать их по взаимному соглашению. Существовавшее в условиях военного времени государство, ставило одной из своих целей создание боеспособной армии. Армия Шамиля включала в себя несколько родов войск - пехота, конница, артиллерия. Основу войска составляла конница. Воины, находившиеся на постоянной службе, назывались муртазакеты или муртазеки. Всадники набирались от каждых 10 дворов один и содержание его возлагалось на 9 дворов. Войско подразделялось на десятки, сотни, пятисотни, тысячи. Во главе тысячи стоял наиб. Помимо регулярного войска созывалось и ополчение. Призывной возраст варьировался от 15 до 50 лет. Численность армии не была постоянной и находилась в зависимости от территорий, входивших в состав государства. В период расцвета, в 40-ых годах XIX в. число ее составило 20 тыс. чел. От воинской повинности освобождались жители отдельных аулов, например, производивших соль, селитру для нужд государства. Также освобождались и владельцы мельниц, которые выплачивали ежемесячно по мерке муки. Проявившие храбрость в бою награждались орденами, медалями, значками, специально созданными для этой цели. Трусость в бою наказывалась. На спину или рукав воинам, покинувшим поле боя, нашивался кусок войлока, который снимался при первом же проявлении храбрости. Войско Шамиля являлось по сути интернациональным. Помимо представителей кавказских народов, в них принимали участие граждане иностранных государств, в частности, польские повстанцы. Один из них, Калиновский, почти год провел в армии Шамиля и утверждал, что в 40 - ых г. г. имам располагал иностранным полком, в составе которого были польские перебежчики. Также имелись и венгерские легионеры. В имамате было налажено производство собственного вооружения, в частности, пороха, пушек. Всего было отлито от 40 до 50 пушек, но годными признаны были 12-14. Основная масса орудий была трофейной. Порох производился в таких аулах, как Ведено, Дарго, Унцукуль, Гуниб. Литьем орудий и производством пороха руководил уроженец села Унцукуль Джабраил Хаджи. Центром производства пушек и ядер являлся аул Ведено. Оружейники пользовались большими привилегиями в государстве. Также весьма благоприятным было отношение к купцам. Многим купцам предоставлялись охранные грамоты имама. Также их освобождали от воинской службы. Государство имамат было вполне жизнеспособным и осуществляло все государственные функции. С 1851 года начинается период упадка государства, что связано с тем, что и само восстание идет на убыль. Внутренние ресурсы его истощаются. С переменой тактики русских войск сокращается и его территория. В поисках новых союзников Шамиль обращается к Турции, которая всегда проявляла интерес к Дагестану. Кроме того, немаловажен был фактор одной веры. Но эта обычная практика искать в трудный момент союзников получила в исторической литературе другое освещение. Версии об инспирированности восстания в Дагестане извне на самом деле не имеют под самой никакой реальной исторической основы. В целом, существование государства имамат является ярким примером высокой политической организованности горских народов и их готовности жить в рамках единых и достаточно суровых законов.

Лекция YII: "Дагестан в пореформенный период"

1. Реформы 60-ых  гг. XIX в.

После окончания восстания  под руководством Шамиля Дагестан был  включен в состав Российской империи. Одними из первых мероприятий, проведенных  на покоренных территориях, являлись реформы  политической и судебной системы, аграрная реформа. Одной из основных проблем  являлся вопрос об управлении покоренными  народами. Необходимость решения  этого вопроса диктовалась тем, что на момент окончания восстания в Дагестане здесь существовали различные формы политического устройства - феодальные владения, сельские общества, территории, находившиеся в русском управлении, типа Самурского округа. Часть горного Дагестана в период восстания входила в состав имамата Шамиля. Одной из целей реформы являлась ликвидация разнотипности управления и включение Дагестана в политическую систему России. В новых условиях правительству требовалась такая система управления, которая соответствовала бы интересам России и способствовала бы окончательному усмирению беспокойного населения. В основу реформы был положен проект князя Барятинского, предложенный на высочайшее рассмотрение императора среди прочих проектов в 1856 году. Проект этот подвергся дополнительной доработке и в окончательном виде вошел в "Положения о Кавказской армии", утвержденные 1 апреля 1858 года. Непосредственное отношение к Дагестану имел специальный раздел этого документа. "Положение" послужило основой для создания новой формы административного деления и управления. Введению нового управления предшествовала предварительная доработка подготовленного проекта, обсуждение его. После этого, 5 апреля 1860 г. было утверждено "Положение об управлении Дагестанской областью и Закатальским округом". Новое управление получило название военно-народного. Оно предусматривало создание новой административной единицы в составе России - Дагестанской области. В административном порядке она разделялась на 4 военных отдела и 2 гражданских управления. Военные отделы именовались Северный, Южный, Средний и Верхний Дагестан. В Северный Дагестан вошли Даргинский округ, владение Тарковское, ханство Мехтулинское, наибство Присулакское. Южнеый Дагестан составляли округа Кайтаго - Табасаранский, Самурский, ханство Кюринсоке. В Средний Дагестан вошли округа Гунибский, казикумухский, ханство Аварское в границах, существовавших до 1813 г. Также сюда были причислены некоторые горские общества - Карата, Цунта и др. Верхний Дагестан целиком состоял из горных обществ. Гражданское управление составили Дербентское градоначальство, а так же управление городом Петровском с прилегающими к нему землями. Отделы разделялись на округа, округа делились на наибства.

Во главе области находился  областной начальник, который назначался из числа военных генералов и  увольнялся по высочайшему указу  правительства. Ему принадлежала полнота  власти по всем частям управления - административной, финансовой, хозяйственной и военной. В своих правах он приравнивался  к генералу - губернатору. Областному начальнику подчинялись все главы  отделов. В их функции входило  управление вверенными им отделами и  командование расположенными здесь  войсками. Помимо решения задач управления и командования войсками, начальники отделов имели право вмешательства  в судебную часть. Они могли принимать  жалобы на решение дел окружными  судами, останавливать приведение в  исполнение приговоров. Начальникам  отделов подчинялись окружные начальники. Они обладали собственным штатом работников, при них действовал окружной суд. Окружному начальнику подчинялись  войска, дислоцированные в округе. По судебной части, окружные начальники исполняли обязанности председательствующего  в суде с правом одного голоса и  перевеса решения в пользу его  мнения. Округа подразделялись на наибства. На должности наибов большей частью назначались дагестанцы. Их главная  обязанность определялась, как точное исполнение требований начальства. Низовое  звено администрации составляло сельское управление. В "Положении" говорилось, что оно было оставлено  без изменений. В рамках этой же реформы  правительство отстранило от власти имевшихся еще феодальных правителей. В период с 1860 - по 1867 г. г. существовавшие еше феодальные владения были упразднены. Их территории были введены в состав округов. Пока шли военные действия, правительство нуждалось в союзниках. Ими и являлись феодальные правители. С окончанием войны, необходимость  в них отпала. Кроме того, феодальные владения не вписывались в политическую систему России. Отстранение от власти местных правителей было проведено преимущественно в форме их добровольного отказа от власти. Взамен они получили существенные денежные компенсации и земельные владения. Таким образом, в Дагестане было создано единое управление, которое полностью обеспечивало колониальные интересы царизма. Ничего народного в управлении Дагестаном не было. Главным плюсом реформы считалась возможность подавления любого народного недовольства.

Одновременно была проведена  и судебная реформа. В Дагестане  создавались Областной, Народный и  окружной суды. Областной суд действовал в Дербенте. Его ведомству подлежали  все дела, совершенные местными жителями на территории гражданских управлений. Разбирательства осуществлялись по общим законам Российской империи. Областной суд просуществовал до 1875 г. Затем на территории гражданских  управлений были созданы мировые  отделы. Дела оп антиправительственным  выступлениям рассматривались военно-полевым  судом. Политическими делами занималась жандармерия. В Темир - хан - Шуре был  создан народный суд, который состоял  из почетных лиц области из числа  местных национальностей, выбираемых командующим войсками. Он же избирал  председательствующего в суде, кандидатура  которого затеи утверждалась главнокомандующим  Кавказской армии. Дагестанский народный суд рассматривал жалобы, поступающие  туда по решению дел, разбираемых  по адату и шариату в окружных судах и судах при ханских  управлениях, пока они существовали. По этим делам выносились определенные решения. Так же народный суд обсуждал дела по тем вопросам, которые командующий  находил нужным передать в его  компетенцию. Решения постановлялись большинством голосов и выносились на утверждение начальника области. От его усмотрения зависело заключение по делам. Окружные суды рассматривали  дела по гражданским спорам и тяжбам всякого рода - воровства, ссорам, дракам, увозам женщин. Вопросы эти разбирались  по местным обычаям и тем особым правилам, которые давались руководству суда от командующего области с разрешения вышестоящего начальства, в отмену или дополнение к местным адатам. В окружных судах дела рассматривались на родных языках и гласно. В судах заседали председатели, назначаемые из числа русских офицеров, представлявших в своем лице администрацию, выборные народные депутаты и кадии. Последние были введены в состав суда для решения вопросов, рассматриваемых по шариату. Сохранение норм шариата правительство рассматривало как уступку местному населению, но сферы применения были очень ограничены и касались религиозных вопросов и семейных отношений. Суды имели сословный характер. Несмотря на то, что они назывались народными, они не отвечали своему названию. Вся судебная система находилась под контролем царской администрации, представители которой вмешивались в решения суда, отменяли их или утверждали, ведали назначением судей и могли устранять их по своему усмотрению. В дагестанских судах в отличии от российских, где также была проведена реформа, отсутствовали адвокаты, не было судебных следователей, нотариусов и присяжных поверенных. Но, несмотря на эти недостатки, судебная реформа сделала первый шаг к созданию в Дагестане единых норм судопроизводства, близким к буржуазным.

Большое значение имела аграрная реформа. Причинами ее проведения являлись новые социально-экономические условия, в которых оказался Дагестан после  окончании я восстания под  руководством Шамиля и присоединения  к России. В первую очередь в  самой России в 1861 году была проведена  реформа, отменившая существовавший веками институт крепостного права. Нельзя не упомянуть и о том, что в  ходе восстания под руководством Шамиля, на территории имамата были отменены зависимые отношения крестьян в пользу феодалов, и восстанавливать  феодальные привилегии правительство  не решилось. Проект реформы долго  обсуждался.5 февраля 1865 г. был составлен  акт, по которому местные феодалы освобождали крестьян с частичным наделением землей без выкупа. Остальная часть земель сохранялась за землевладельцами. Реформа имела ограниченный характер и коснулась Кумыкского округа, Прикаспийского наибства, шамхальства Тарковского и ханства Мехтулинского. В Кумыкском округе около 30 тыс. зависимых крестьян безвыкупно получили 203123 десятин земли. Реформа не коснулась государственных земель. Во владениях шамхала Тарковского, в ханстве Мехтулинском и наибстве Присулакском было освобождено 25 тыс. крестьян. Реформа была проведена в интересах правящих сословий, которые сохранили за собой большую часть лучших по качеству земель. Крестьяне получили худшие по качеству земли, а некоторые лишились водопоев и выгонов. Распределение земель было проведено таким образом, что у феодалов оставались возможности для эксплуатации. Также правительство не обидело и себя. В собственности казны остались более 20 тыс. десятин лучшей по качеству земли.

Одним из мероприятий этой реформы являлась ликвидация рабства. Следует упомянуть, что еще раньше в имамате Шамиля предпринимались  меры, направленные на ограничение  и ликвидацию рабства. После подавления восстания правительство также  проводило ряд мер по ограничению  рабства. С 1866 года правительство приступило к ликвидации рабства в плоскостном  Дагестане. За два года было освобождено  более 5 тыс. рабов. Большая часть  их освобождалась за выкуп, а 22 % были освобождены бесплатно. Обеспечение  реформы правительство взяло  на себя. В ходе мероприятий реформы  в 1868 году получили свободу и 2 тыс. крепостных - чагар, но большей частью без наделения  землей. Несмотря на свой ограниченный и непоследовательный характер аграрная реформа имела огромное значение, так как расчистила дорогу для  проникновения в экономику Дагестана  капиталистических отношений.

Последней реформой, проведенной  в Дагестане в 60-ые г. г. XIX в., являлась реформа сельского управления. Оно представляло собой низовое звено власти, которое было наиболее приближенно к населению. Поскольку военно-народное управление уже действовало, и была проведена ликвидация ханств, правительство решило коснуться и этой ступени власти. Основаниями к проведению реформы послужило утвержденное 26 апреля 1868 г. "Положение о сельских обществах, их общественном управлении и повинностях государственных и общественных в Дагестанской области". Этот документ приближал управление сельскими обществами к тому типу, что существовал в губерниях России и Грузии. Сельское управление составили сельский сход, старшина, кадий и сельский суд. По новым правилам значительно была ослаблена роль сельского схода - джамаата. Если раньше в нем участвовали все юридически свободные, достигшие совершеннолетия мужчины, то теперь в состав схода входил самый старший представитель от дыма. Выборности должностных лиц сельского управления был нанесен удар, хотя формально и было провозглашено, что сельский сход выбирает старшину, утверждение его зависело от начальства. Оно же определяло срок службы данного лица. Старшины теперь назначались начальством и находились в непосредственном его ведении. Старшины были наделены большими полномочиями. В их компетенции находились вопросы полицейского и охранного порядка. Им было разрешено подвергать арестам подозрительных и виновных лиц, взыскивать мелкие штрафы. Сельский сход разбирал в основном текущие вопросы хозяйственной жизни, например, связанные с общинным земледелием, раскладкой повинностей, мог выносить решения об отстранении отдельных представителей от участия в нем. Сход также избирал сельский суд и кадия с обязательным утверждением их военным начальством. Суд состоял из кадия и избираемых на каждое трехлетие лиц для отправления обязанностей судей, числом не менее 3. Он рассматривал дела, связанные с мелкими гражданскими исками на сумму, не превышающую 100 руб., и правонарушениями. Мерами наказания являлись штрафы, принудительные работы, арест до семи суток. Но эти меры не были применимы к лицам бекского сословия офицерам и состоящим на русской службе. Кадий участвовал в суде, исполняя секретарские обязанности, осуществлял надзор за примечетскими школами. Сельское управление полностью лишилось самостоятельности и зависело от правительственных властей, которые в любой момент сместить должностных лиц сельской администрации и заменить их новыми. В то же время и эта реформа способствовала унификации сельского управления на всей территории Дагестана и избавила сельских жителей от феодального произвола.

Информация о работе История Дагестана