Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 17:19, курс лекций
краткий курс лекций по Истории Дагестана
Культура Дагестана
Говоря о культуре народов Дагестана, следует обратить внимание на такую область, как образование. До XIX в. на территории Дагестана не было светских школ, но повсеместно функционировали мусульманские школы - мактабы и медресе. В каждом селении при мечетях действовали школы - мактабы, которые представляли собой своеобразную начальную мусульманскую школу. Здесь обучали чтению Корана, письму, преподавали элементарные знания по арифметике. Школой более высокого уровня являлось медресе.
Круг наук, изучаемых в медресе, был значительно шире. Здесь изучались логика, арабская грамматика, география, мусульманское право, теология, риторика. Ученик медресе назывался муталим. По окончании медресе, его выпускники могли посвятить себя духовной, просветительской, литературной деятельности. Лучшие ученики могли продолжить свое обучение дальше, так как мусульманское образование в Дагестане не ограничивалось только мактабами и медресе. Здесь существовали научно - просветительские центры, которые складывались вокруг выдающихся дагестанских ученых - алимов, например таких, как Магомед Ярагский, Джамалутдин Казикумухский и др. К ним стекались ученики не только из Дагестана, но и из сопредельных областей. По - настоящему образованный человек должен был пройти наиболее значительные просветительские центры, обучаясь у алимов различным наукам. В начале XX в. в Дагестане имелось 800 мусульманских школ, в которых обучалось около 8 тыс. учеников. Качество мусульманского образования, получаемого в Дагестане, считалось одним из самых высоких на всем Северном Кавказе. Известный историк М. Покровский писал о Дагестане, что "Эта груда голых скал являлась едва ли не самым образованным местом на всем Северном Кавказе". По мере присоединения Дагестана к России здесь начали открываться светские школы. Одним из первых было открыто Дербентское городское училище в 1837 г. Оно было рассчитано на 35 мест и состояло из 3 классов, один из которых был подготовительный. В 1840 г. было открыто специальное мусульманское училище, в котором имелось 60 мест. В январе 1855 г. Дербентская мусульманская школа была переведена в областной центр - Темир-Хан - Шуру. Сюда же перебралась и часть учащихся. Здесь обучали арабскому и русскому языкам. В 1836 г. было решено открыть ряд школ для детей офицеров и чиновников в Темир-хан - Шуре, Дешлагаре, Кусарах. В 1861 г. в Темир-хан - Шуре была открыта окружная трехклассная школа. Сюда же вошло и мусульманское училище. В 60-80-ых гг. XIX в. светские школы начали открываться и в районных центрах Дагестана. В 1859 г. была открыта сельская школа для мальчиков в селении Ахты. Так же школы были открыты в Хунзахе, Дешлагаре, Кумухе, Маджалисе и др. селах. Небывалым явлением для Дагестана оказалось открытие женских школ. Были созданы женская прогимназия в Дербенте, женские училища в Чир - юрте и Хасавюрте. До этого как такового специализированного женского образования в Дагестане не существовало. Девочек обучали чтению Корана на дому. Дербентское женское начальное училище было открыто в апреле 1864 г. Оно содержалось на общественные и частные средства. Училище было рассчитано на 20 мест. Главная цель школы была рассчитана на то, что бы подготовить хороших и образованных домашних хозяек - "добрых жен и матерей" - говорилось в проекте устава школы. Девочек обучали грамоте, 4 действиям арифметики и преподавали полезные знания в рукоделии, ведении домашнего хозяйства, обучали танцам. Курс обучения составлял 6 лет. Девочки из бедных семей воспитывались за счет средств училища. В мае 1864 г. было открыто "общественное училище для бедных девиц" в Темир - хан - Шуре. В конце 60-ых гг. здесь обучалось более 50 учениц. Вообще, к началу XX в., по сведениям Каймаразова Г.Ш., в городах Дагестанской области имелось по одной женской школе, содержащейся за счет государства и средств городских управлений. Дагестанской области насчитывалось около 28 светских школ, но только 2 из них являлись средними - это реальное училище и женская прогимназия в Темир - Хан - Шуре. Здесь обучалось около 520 учащихся. Дагестанцы составляли 48 % от общего количества учащихся. В 60-ых г. г. XIX в. детям именитых дагестанцев был открыт доступ в учебные заведения за пределами области - в Москву, Петербург, Баку, Ставрополь, Харьков. В последнее десятилетие XIX в. в Ставропольской гимназии обучалось 124 уроженца Дагестана. В этот период правительство начало уделять большее внимание системе образования на окраинах империи, что нашло отражение в расширении сети образовательных учреждений. В начале XX в. в Дагестане начали открываться специализированные школы с профессиональным уклоном. В 1904 г. была открыта школа садоводства в Дербенте. Необходимость создания такой школы диктовалось хорошим развитием таких отраслей сельского хозяйства, как садоводство, виноградарство, огородничество, которые занимали большое место среди хозяйственных занятий населения. В 1905 г. было открыто электротехническое училище в Порт - Петровске, которое готовило специалистов - электротехников для работы на электрических станциях. В училище принимались лица от 15 до 40 лет. Срок обучения был определен в 3 года. В 1911 г. была создана низшая ремесленная школа в Темир-Хан - Шуре. В 1912 г. в области было открыто 9 новых школ, в 1915 г. открылись 93 школы. Но, несмотря на это, количество школ было недостаточным. Образование не являлось общедоступным и охватывало лишь незначительную часть общества. Материально - техническая база школ была крайне низкой. Финансирование сферы образования осуществлялось мизерными средствами. Например, на содержание тюрьмы в Дербенте в 1898 г. царское правительство выделило 4718 руб., а на учебные заведения - 1435 руб. Одним из серьезных недостатков сферы образования являлось и отсутствие обучения на родных языках.
В начале XIX в. в Дагестанской науке господствовали мусульманские традиции. В этот период работали такие выдающиеся ученые, представлявшие мусульманскую науку, как Шайтан Абдула Согратлинский, Магомед Ярагский, Саид Араканский, Джамалутдин Казикумухский и др. Дагестанские ученые внесли большой вклад в развитие науки, занимаясь как естественными, так и гуманитарными областями. Наши ученые были известны за пределами Дагестана, в странах мусульманского Востока. Согласно имеющимся данным, можно говорить, о том, что имена более 20 ученых были внесены в энциклопедические словари, посвященные наиболее знаменитым ученым мусульманского Востока. Особо следует остановиться на философско-этическом учении Магомеда Ярагского, которое с определенного времени превратилось в идеологию анти - колониальной борьбы. Его принципы достижения свободы, изложенные в знаменитых проповедях, такие, как: "Человек рожден свободным, не должен покорять другого и покоряться другому", "Угнетенные должны освободить себя, а свободные отвести от себя дух рабства" - объединяли людей и способствовали росту самосознания народов Дагестана. Неслучайно, что к нему стекались ученики и последователи со всего Дагестана и сопредельных областей, так его учение отвечало чаяниям простого народа. Мусульманская наука, в целом, в Дагестане имела богатые традиции.
Среди наук, разрабатываемых местными учеными, большое значение имела история. В этот период появляются многочисленные, талантливо написанные исторические произведения, повествующие о различных событиях прошлого и настоящего. К их числу относится исследование ученого из Дербента Мухаммеда Хайдара Визирова, посвященное борьбе народов Дагестана с иранским шахом Надиром. Особо стоит отметить исторические труды известного дагестанского ученого Мохаммеда Тахира ал - Карахи. Мохаммед Тахир был известен как ученый - арабист, правовед, автор поэтических произведений. Поскольку, он являлся секретарем Шамиля, то его основные труды были посвящены истории борьбы горцев Северо-Восточного Кавказа под руководством трех имамов. Наиболее значительный его труд - "Хроника дагестанских войн", посвящена освободительной борьбе под руководством Шамиля и представляет собой ценный источник по истории антиколониальной борьбы. Особую значимость ему придает тот факт, что написан этот труд со слов и воспоминаний очевидцев, среди которых был и сам автор. Историко-этнографическим произведением является труд Довлеет Мирзы Шихалиева "Рассказ кумыка о кумыках", который является ценным источником по истории такой народности, как кумыки. В книге освещаются вопросы происхождения, социально - политической истории кумыков, их хозяйственной жизни и быта.
Среди дагестанских ученых XIX в. были и такие, кто получил широкую известность за пределами Дагестана. Среди них был Магомед - Эфенди Османов - уроженец села Аксай, который был специально приглашен для чтения лекций по мусульманскому праву в Петербургский университет. В 1883 году в Петербурге был опубликован собранный им сборник "Ногайских и кумыкских текстов". Так же им были опубликованы и поэтические произведения. Большую часть своей жизни прожил и проработал в России Мирза Мохаммед Казем-бек, получивший благодаря своим трудам мировую известность. Более четверти века он возглавлял кафедру в Петербургском университете и по праву считается одним из основателей русской школы востоковедения. Его труды печатались во многих странах и заслужили высокую оценку. Казем-беку трижды была присуждена Демидовская премия. В 1859 г. в Петербурге он опубликовал произведение "Мюридизм и Шамиль", которая представляет собой одну из первых попыток научного исследования это учения и событий, происходивших на Кавказе.
В 60-ых гг. XIX в. научная мысль приобретает все более светский характер, и появляются представители новой науки, воспитанные в традициях европейского просвещения и светской общественно - политической мысли. Одним из выдающихся дагестанских просветителей являлся Абдулла Омаров, уроженец села Куркли. Омаров был известен, как переводчик, фольклорист, этнограф, педагог. Он написал ряд этнографических очерков, которые были опубликованы в России, среди них были "Казикумухские народные сказания". В этот период большой интерес исследователей вызывает изучение родных языков. Среди дагестанских языковедов можно выделить Магомеда Ханвердиева, который изучал восточные, европейские, в том числе и русский, языки. Им была составлена азбука и хрестоматия на аварском языке. Он же осуществил перевод на аварский язык "Сказку о рыбаке и рыбке" Пушкина. Выдающимся ученым являлся и Гасан - Эфенди Алкадари. Известный российский ученый И.Ю. Крачковский считал Алкадарского крупным историком и поэтом. Алкадари изучил арабский, персидский, несколько тюрских языков, что значительно помогло ему в его исследованиях. После восстания 1877 г., к которому он примкнул, Алкадари был сослан. Вернувшись из ссылки, он начал заниматься преподавательской и научной деятельностью. Наиболее значительным его произведением является "Асари Дагестан", которое является ценным источником по изучению истории Дагестана. В целом, данный период является весьма плодотворным для развития науки. Можно привести целый список ученых, которые внесли большой вклад в развитие научной и общественно - политической мысли Дагестана. Большую известность не только в Дагестане, но и на мусульманском Востоке получил выдающийся ученый, философ Хафиз Умархаджи - Зияудин из Миатли. Им было написано более 16 произведений в различных областях науки. В это время Дагестан привлекает внимание русских исследователей. Среди тех, кто посвятил себя изучению Дагестана, был топограф Ф. Гейне, биолог и врач Х. Стивен, историки И. Березин, А. Берже, С. Броневский, М. Ковалевский и др. Особо следует выделить известного языковеда П.К. Услара. Он описал и исследовал аварский, даргинский, лакский, лезгинский и табасаранский языки. Им был записан и переведен на русский язык известный героический дагестанский эпос "Песня о Хочбаре". Автором многочисленных исторических произведений являлся Е. Козубский. Ему принадлежит "История города Дербента", "Памятная книжка Дагестанской области", "История Дагестанского конного полка" и др. Развитие науки продолжается и в начале XX в. Усиливается интерес к историческому прошлому отдельных народов Дагестана, вследствие чего и появляются специальные труды, посвященные этой теме. Такие как, например, произведение известного дагестанского просветителя Саида Габиева "Лаки, их прошлое и быт". Это один из первых опытов создания обобщающего труда по истории конкретной народности Дагестана. Так же широкую известность приобретают научные этнографические произведения Б. Далгат, такие как "Цудахарские песни", "Материалы по обычному праву даргинцев" и др. Башир Далгат являлся прогрессивным общественно - политическим деятелем. Закончив юридический факультет Петербугского университета, он начал активную общественно - политическую и просветительскую, а так же научную деятельность. Его научная работа осуществлялась в контакте с такими известными русскими учеными, как М. Ковалевский, В. Миллер и др.Б. Далгат был участником нескольких научных обществ, таких как общество любителей естествознания, антропологии, этнографии при Московском университете. Его научные исследования были посвящены изучению религии, культуры, обычного права и быта народов Дагестана.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ: Медицина в Дагестане представляло собой отрасль науки, в которой имелись серьезные проблемы. В начале XIX в. здесь развивалась народная медицина. Дагестанские лекари имели хорошие навыки в лечении огнестрельных и ножевых ранений, переломов и вывихов, что отмечал даже выдающийся русский хирург Н.И. Пирогов. Известным в горах врачом был будущий тесть Шамиля Абдулазиз, который вылечил будущего имама от тяжелейшего ранения, полученного в ходе битвы под Гимрами в 1832 г. В журнале "Русская медицина" за 1890 г. №17 в статье И. Селюка упоминался знахарь (джарах) из селения Испик Кюринского округа Шахабаз, который представил свидетельство о 33 произведенных им операций по трепанации черепа. Селение Аксай славилось в Дагестане своими врачами - костоправами. Многие знахари были знакомы с трудами восточных ученых и владели культурным наследием восточной медицины, но многие совершенно были незнакомы с научной медициной. Большую опасность для горцев в те времена представляли инфекционные болезни, такие как холера, оспа, корь, чума и др. Они поражали в, основном, бедные слои населения. Высока была детская смертность. В силу скученности домов в дагестанских аулах, в случае заболевания, эпидемия в короткие сроки охватывала весь аул. Причинами частых эпидемий являлись неблагоприятные социально - экономические условия, отсутствие специально проводимых санитарно - гигиенических мероприятий. Определенную роль играл и тот факт, что по традиции, существовал запрет на вскрытие тел умерших. Отстающей областью знаний было и лечение внутренних болезней.
Уже после подписания Гюлистанского соглашения в 1813 г., царское правительство размещало в Дагестане свои гарнизоны, а с ними сюда прибывали и военные врачи. Среди тех, кто сыграл большую роль в становлении научной медицины Дагестане, следует назвать упомянутого выше Н. Пирогова. В 1847 г. при осаде села Салты им был впервые применен эфирный наркоз при проведении операций. Всего Пирогов провел в Дагестане более 600 операций с применением наркоза, многие, из которых носили обучающий характер. Уважением местного населения пользовался врач А.Н. Ефимов. Он проработал в Самурском округе более 20 лет и преодолел некоторое предубеждение, существовавшее в начале у горцев в отношении русских врачей. Многих пациентов Ефимов лечил совершенно бесплатно. И все равно, положение в данной области в начале XX в. было критическим. В 1900 г. на каждый округ Дагестана приходилось 9 врачей, 18 фельдшеров и 27 оспопрививателей. В 1913 г. после издания указа о создании в округах фельдшерских пунктов, в области было образовано 18 пунктов или по 2 пункта на округ. В городах Дагестана действовало 10 больничных учреждений на 199 коек. Население Дагестана на тот момент составляло более 600 тыс. человек, а для его лечения в области имелось всего 18 больниц на 108 коек каждая. Один врач приходился на 18, 4 тыс. чел, а 1 фельдшер более чем на 7 тыс. чел. Прирост населения оставался крайне невысоким. Отсутствовали специализированные детские, женские больничные учреждения. В медицинских учреждениях работали приезжие специалисты, которые не были знакомы с особенностями воспитания и традициями местных народов. В дореволюционном Дагестане практически не было квалифицированных женских медработников из представителей местных национальностей.
Литература Дагестана
этого периода переживало процесс
развития и расцвета. Литературное
творчество народов Дагестана развивалось
в нескольких направлениях. Одним
из главных направлений являлся
фольклор. В устном народном творчестве
нашли отражения события
Одной из особенностей развития литературы в этот период является переход от анонимности к авторскому творчеству. Среди поэтов нового поколения можно назвать Ирчи Казака, Омарлу Батырая, Етима Эмина и др. Классиком кумыкской поэзии XIX в. являлся Ирчи Казак. В своем творчестве он проделал эволюцию от лирического автора, воспевавшего природу родного края, к написанию остросоциальных произведений. Перелом в его творчестве произошел после того, как поэт был сослан в Сибирь по требованию шамхала Тарковского. Вернувшись на родину, Ирчи Казак начал писать о тяжелой доле простого человека. В его творчестве звучали мотивы социальной борьбы.
Даргинский поэт Омарла Батырай может считаться основателем реалистического направления в даргинской литературе. Среди его произведений выделяется цикл песен "О герое". В них предстает образ мужественного героя - дагестанца, который выше всего ставит такие качества, как честь, храбрость и борется за народное счастье. Основоположником лезгинской письменной литературы являлся поэт Етим Эммин. Владея несколькими языками, он писал на лезгинском, азербайджанском и арабском языках. Его творчество имеет некоторую лирическую направленность, но при этом поэт призывает к освобождению от национального и социального угнетения. Для творчества Етима Эммина характерны элементы революционного демократизма. Среди выдающихся поэтов этого периода можно выделить Сукур Курбана, Эльдарилава, Тажутдина Чанку и др. Поэты - демократы второй половины XIX в. чутко улавливалди изменения, происходившие в социально - экономической деятельности и в своем творчестве отражали их. Будучи выходцами, из простого народа, они на себе испытывали тяготы непосильного труда и протестовали против социальной несправедливости. В своих произведениях они выступали, как представители крестьянской демократии. Особо следует отметить творчество девушек - поэтесс, таких как Анхил Марин из сел. Ругуджа, Патимат из Кумуха, Шаза из Куркли, Саят Стальская. Девушки поднимали в своем творчестве новые темы расширения прав женщины, возможность им самим выбирать себе спутников жизни. Они доказывали своими произведениями, что женщина - это самостоятельная личность, которая должна обладать определенными правами, а не следовать слепо установленным феодально-патриархальным порядкам. Анхил Марин резко выступала против духовенства. За свое творчество она была подвергнута изуверскому средневековому наказанию - ей зашили рот, но она не прекратила свое творчество. Саят Стальская, подчеркивала, что причина ее несчастий - имущественное неравенство и призывала женщин бороться за свое счастье, несмотря на все трудности, даже если придется отдать свою жизнь.