Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 17:19, курс лекций
краткий курс лекций по Истории Дагестана
В начале XX в. литература народов Дагестана переживает процесс дальнейшего развития. Появляются новые имена, новые личности. Выдающимся поэтом этого периода становится Махмуд из Кахаб - Росо. Он являлся представителем романтического направления, и большинство своих произведений посвятил своей возлюбленной. В этот же период развивается реалистическое направление. Его представителями являлись Сулейман Стальский, Гамзат - Цадаса. В их творчестве отразились реалии новой жизни. Среди поэтов и писателей нового поколения выделяется и Саид Габиев. Он стал известен не только, как поэт - публицист, но и как научный и общественный деятель.
В начале XX в. в Дагестане появилась и печатная литература. К этому времени в области имелось 5 типографий, располагавшихся в городах Дагестана. В 1902 г. была организована частная типография Мавраева в Темир - Хан - Шуре, где начали печататься книги на авароском, кумыкском, даргинском и лакском языках. В основном печаталась религиозная литература. Традиционная арабоязычная литература представляла собой одно из самых популярных литературных направлений. Она была представлена произведениями богословского характера, религиозно - философскими трактатами, толкованиями коранических текстов. Яркими представителями этого направления являлись Саид Араканский, Мирза - Али ахтынский, Гаджи - Магомед Согратлинский и др. Они занимались философско - литературной деятельностью. В творчестве отдельных авторов нашли отражение не только отвлеченные темы, но и события политической истории. В частности, Гаджи Магомед Согратлинский выражал поддержку участникам антиколониальной, антифеодальной борьбы горцев в 20 - 5 - г. г. XIX в. в. Так же он выступил против тех представителей высшего духовенства, которые разговорами о бесперспективности борьбы с Россией вселяли неуверенность и раскол в ряды восставших. При этом, он сознавал, что могущество России велико и борьба с ней не будет легкой. Представители данного направления также внесли весомый вклад в развитие литературного творчества народов Дагестана.
Материальная культура является
подлинно народной культурой, так как
в ней отражается каждодневная жизнь
населения Дагестана. Особенно показательны
в этом отношении архитектура
Дагестана и домостроительство.
В изучаемый период в этих областях
культуры происходят определенные изменения.
Связано это с тем, что с
присоединением к России утрачивает
свое значение оборонительный фактор,
который неизменно учитывался в
домостроительстве народов
В равнинной зоне дома строились, в основном, из самана. Они огораживались заборами. В Дагестане этого периода были распространены несколько видов жилищ - горские сакли, четырехугольные дома на равнине, войлочные юрты у ногайцев ив поселениях казаков - деревянные избы. Первоначально, стандартное дагестанское жилище равнинной и предгорной зоны было одноэтажным, полутороэтажным, двухэтажным. Во 2-ой половине XIX в. они становятся более открытыми, применяются большие окна взамен узких предыдущих отверстий. Используются новые архитектурные элементы - галерея, лоджии, балконы. С развитием капиталистических отношений и появлением состоятельных местных людей появляются особняки, отличающиеся прекрасным качеством постройки а и архитектурой. В то же время в некоторых случаях наблюдается нарушение стилистической направленности домов и ухудшение архитектурного вкуса в связи с перегруженностью различными излишествами.
Определенные изменения
происходят в одежде, в особенности,
в равнинных районах, более всего
испытывавших влияние проникавших
из России веяний. В отличие от распространенной
ранее домотканой одежды, сейчас стали
применяться привозные
Пища дагестанцев, в большинстве случаев, оставалась традиционной. Использовались мясо - молочные продукты, злаковые культуры в виде муки, различных круп. Присоединение к России отразилось и на этой области быта дагестанцев. Пища приобретает определенное разнообразие, все больше применяются овощные культуры, достаточно новые для Дагестана - картофель, томаты, капуста, свекла. От русских поселенцев дагестанцы заимствуют методы засолки овощей, выпечки.
Изменяется и домашняя
утварь. Более распространенной продолжает
оставаться деревянная, гончарная, медная
посуда. В то же время состоятельные
дагестанцы начали применять привозную
фабричную фарфоровую, стеклянную посуду.
В домах все большее
Особо следует отметить ремесленное производство и кустарные промыслы, которые занимали одно из ведущих мест в хозяйственных занятиях населения. Период XIX - XX в. в. характеризуется дальнейшим развитием таких традиционных видов ремесла, как оружейное ювелирное, гончарное производство, ковроткачество.
ОРУЖЕЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО: Эта отрасль ремесленного производства в Дагестане имеет богатейшие исторические традиции. В этой отрасли производства выделяются изготовление защитного вооружения, холодного и огнестрельного оружия. Защитное снаряжение изготавливалось, в основном, до XIX в. Изготовление холодного и огнестрельного оружия осуществляется на всем протяжении изучаемого периода. Из холодного оружия производились кинжалы, сабли, шашки. Из огнестрельного - ружья и пистолеты. В XIX в., по данным отдельных авторов, существовало около 30 центров оружейного производства. Наиболее известными являлись Кубачи, Амузги, Харбук, Кумух, Казанище и др. Большое влияние на развитие этого промысла оказала Кавказская война. Период с начала и особенно середину XIX в. многие исследователи считают временем расцвета оружейного производства. Особенно ходовым товаром на рынке становиться пистолеты. Со второй половины данного столетия конкуренцию дагестанскому традиционному оружию начали составлять новейшие виды фабричного оружия, поступавшие из России. Поэтому в пореформенный период наблюдается ухудшение боевых качеств производимого в Дагестане оружия и на первый план выступает декоративная часть. Кинжалы, шашки являются обязательным аксессуаром повседневной и парадной одежды горцев. Растет популярность сложной отделки, инкрустации, позолоты ножен кинжалов.
ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО: Ювелирное дело зародилось в Дагестане еще на ранних этапах развития и является одним из самых древних занятий населения. XIX в. знаменуется дальнейшим развитием этой отрасли. Наиболее известными ремесленными центрами, специализирующимися на развитии ювелирного дела, являлись села Кубачи, Кумух Чох, Согратль, Гоцатль Харбук и др. Дагестанские ювелиры изготавливали различные изделия - традиционные женские украшения, оправы для оружия, поясные пряжки, газыри, галантерейные изделия - броши, запонки, мундштуки, кошельки и т.д. Высокого уровня развития достигла обработка серебра. Дагестанские мастера применяли такие сложные технологические приемы, как зернь, чернь, насечки золотом и серебром. Также стали применяться инкрустации самоцветными камнями, поступавшими из России. Изделия дагестанских мастеров довольно часто принимали участие в различных выставках за пределами Дагестана. Большой известностью пользовался мастер из Кубачи Ибрагим - оглы, который с 1898 по 1900 г. г. участвовал в выставках Петербурга, Парижа, Тегерана и Константинополя, и получил 5 медалей.
КОВРОТКАЧЕСТВО: Ковроткачество
в Дагестане явление сложное
и многообразное. Исследователи
различают несколько видов
Среди дагестанских промыслов этого периода определенное место занимали обработка шерсти, глины, камня, кости, дерева и др. материалов. Дагестан по степени развития и насыщенности народных промыслов занимал одно из первых мест на Северном Кавказе. Следует отметить, что данный период являлся достаточно сложным для народных промыслов Дагестана, так как с проникновением сюда более качественной и относительно дешевой фабрично - заводской продукции, некоторые отрасли начали приходить в упадок. Но все же богатые традиции ремесленного производства Дагестана сохранились и по нынешний день.
В целом, культура народов Дагестана XIX - начала XX в. в. переживала как процесс расцвета, так и достаточно сложный момент в своем развитии. Она вобрала в себя лучшие народные традиции и в то же время обогатилась за счет влияния, как арабской, так и русской культуры.
В начале XX века Дагестан продолжал оставаться отсталой аграрной, патриархально-феодальной колониальной окраиной Российской империи. Основной отраслью хозяйственной деятельности населения оставалось сельское хозяйство. Промышленное производство только зарождалось, несмотря на бурные темпы его роста в России.
Крестьянство в Дагестане все больше расслаивалось: на одном полюсе выделялась зажиточная верхушка - кулачество, на другом - масса безземельных и малоземельных, а также безовечных крестьян - деревенских пролетариев и полупролетариев. Кулаки, пользуясь материальной зависимостью от них остальной массы крестьянства, использовали в своих интересах земли сельских обществ, а также дешевую рабочую силу разорявшихся односельчан, нередко бесплатно, под видом тухумной взаимопомощи. Расслоение крестьянства, хотя и в гораздо меньших размерах, наблюдалось и в горных районах, где ведущей отраслью хозяйства было животноводство.
Полеводство, садоводство, виноградарство, животноводство в Дагестане в начале XX в. принимают все более товарный характер.
Тем не менее, старые производственные отношения сильно тормозили развитие производительных сил области. Сельское хозяйство Дагестана в целом продолжало оставаться экстенсивным. Практиковались двупольные севообороты, залежная система.
Хотя климатические и
почвенные условия области
К 1 января 1905 г., по данным администрации, в области в частном владении, а также во владения сельских обществ, мечетей, городов и казны находилось 1298 тыс. десятин. Примерно 19,6% этой площади - 254637 десятин принадлежало частным владельцам - бекам, чанкам и другим, составлявшим всего около 0,35% населения, 10,9% - казне, а сельским обществам (крестьянство составляло 93,5% населения области) - около 67,5% (876530 десятин). Мечети имели 13092 десятины, города - 13 106.
Самые лучшие и плодородные
земли принадлежали бекам, владевшим
иногда тысячами и десятками тысяч
десятин, особенно в Темир-Хан-Шуринском
и Кайтаго-Табасаранском
Крестьяне в Дагестане имели в среднем немногим больше одной десятины пашни на душу. Порой же на целое хозяйство приходилось 0,16-0,20 десятины земли. Большое число хозяйств было безземельным.