История Дагестана

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 17:19, курс лекций

Описание работы

краткий курс лекций по Истории Дагестана

Работа содержит 1 файл

ИД.docx

— 353.04 Кб (Скачать)

3. Походы Тамерлана

В начале XIY века монголы еще оказывали определенное влияние на политическую обстановку на Северном Кавказе. Но постепенно могущество монгольских государств приходило в упадок. В середине XIY века в Средней Азии складывается новое могущественное государство, возглавляемое Тамерланом. Первоначально охватывавшее область между реками Амударьей и Сырдарьей, называемую Маверенахр, вскоре оно протянулось на значительные территории, дойдя на Западе до Эгейского моря. Вынашивавший планы мирового господства, Тимур проявил большой интерес и к Северному Кавказу. Здесь его основным соперником выступил хан Золотой Орды Тохтамыш. Первоначально являвшиеся союзниками и, более того именно Тимур помог Тохтамышу стать правителем Золотой Орды, они стали непримиримыми врагами. Здесь на стыке их владений столкнулись и их интересы. Тохтамыш пытался поднять угасающее могущество Золотой Орды, в то время как Тимур рассчитывал на то, что его ставленник не проводить противоречащую ему политику. Тохтамыш неоднократно совершал походы в Закавказье. В 1386 году 90-тысячная армия Тохтамыша прошла через Дагестан, вторглась в Северный Азербайджан, разрушила Нахичевань, Тебриз, захватила огромное количество добычи. Обеспокоенный этим, Тимур сам решил вторгнуться в эти области. Столкновение между соперниками было неминуемо. Сражение между силами Тимура и Тохтамыша состоялось в 1387 году на реке Самур. Войска Тимура, возглавляемые его сыном Мираншахом, одержали верх и начали преследовать Тохтамыша, проходя по северным районам Дагестана. По сведениям иранских и грузинских источников войска Тимура захватили огромную добычу, разграбили приморские районы. Правитель Ширвана Ибрагим I Дербенди выступил на стороне Тимура и спас свои владения, в том числе и Дербент от разорения. Тимур же, проводя политику поддержки преданных ему феодалов, утвердил ширваншаха в его владении. В 90-ых годах XIY в. соперничество Тимура и Тохтамыша вступает в решающую стадию. Под предлогом окончательной расправы с ханом Золотой Орды, Тимур вновь вторгается в страны Кавказа. Весной 1395 года Тимур переходит границу Южного Дагестана, проходит в Дербент и вторгается в Кайтаг, который подозревает в пособничестве Тохтамышу. Население Кайтага оказывает Тимуру ожесточенное сопротивление и за это подвергается жестокой расправе. Аулы Кайтага были разрушены, население истреблялось. Затем войска Тимура возвращаются на равнину, и здесь на реке Сулак происходит очередное сражение с силами Тохтамыша. Войска золотоордынского хана отступают к Тереку. Здесь состоялось решающее сражение, в ходе которого силы Тохтамыша были разбиты. Он отступает с территории Дагестана. Преследуя его, войска Тимура доходят до Рязанской земли. В борьбе с Тимуром были разбиты внешнеполитические амбиции Тохтамыша. Также Тимур уничтожил наиболее сильного соперника и приступил к целенаправленному завоеванию народов Дагестана. Возвращаясь из Рязани, его войска вторглись в земли кумыков, обитавших между Тереком и Сулаком, и разорили их. Далее, его отряды подошли к подножию Салатавского хребта. По сведениям известных дореволюционных авторов А. Бакиханова и Г. Алкадари, Тимур разрушил в этой области многие населенные пункты. В народной памяти сохранились предания, свидетельствующие о пребывании здесь жестокого завоевателя. После военных действий в аварских селах, Тимур вернулся на равнину. Отсюда его войска направились на завоевание внутренних районов Дагестана. Придворный историк Тимура, персидский автор Низам-ад-дин Шами пишет, что на пути его следования, встал населенный пункт Капчугай, который был захвачен ценой больших усилий. На берегу реки Шура - озень был разбит лагерь. Здесь впоследствии появилось поселение, названное Темир-хан-Шурой, которое впоследствии превратится в город и станет областным центром Дагестана. Тимур разоряет ряд населенных пунктов. Сохранилось предание, как он захватил село Кадар, применив прием, напоминающий действия греческих войск при захвате Трои. Тимур сделал вид, что отводит свои войска, и оставил сундук с дарами, якобы за храбрость местных жителей. В сундуке были спрятаны воины, которые перебили стражу и открыли ворота. Так, действуя хитростью, Тимур взял Кадар. Жестоким было завоевание Акуши. Местные жители сражались с большим упорством, но устоять не смогли. Здесь, как нигде проявился интернационализм дагестанских народов. На помощь акушинцам пришли отряды из Казикумуха и Аварии. Правитель Казикумуха погиб на поле брани. Сломив сопротивление акушинцев и их союзников, Тимур двинулся на завоевание даргинских, аварских, лакских территорий. Народная память сохранила в эпосе о замечательной воительнице Парту-Патиме события, связанные с пребыванием Тимура в Дагестане. Данный эпос интересен не только как замечательный памятник устного народного творчества, но и как ценный исторический материал, свидетельствующий о героизме дагестанцев и упорном сопротивлении, которое встретил в горах Дагестана жестокий завоеватель. Походы Тимура не являлись такими длительными, как завоевания арабов или монголов. Но при этом они были очень жестокими и сопровождались значительными человеческими жертвами, разрушением целых районов, особенно тех, что оказывали ему наиболее ожесточенное сопротивление. Походы Тимура были связаны с процессом дальнейшей исламизации населения Дагестана. Как известно, ислам являлся идеологическим обоснованием его завоевательных походов. Придворные историки Тимура Шами и Иезди неоднократно подчеркивали, что Тимур совершал походы за веру. Но роль исламского фактора, как причины завоеваний, очевидно, сильно преувеличена историками Тимура, так как к середине XIYв. ислам уже имел определенные позиции в Дагестане. В то же время религиозный фактор использовался Тимуром в борьбе с его соперником Тохтамышем, который, будучи язычником, разрушал мечети и настраивал против себя мусульманское население Дагестана. Внутренняя политика Тимура в завоеванных землях наглядно прослеживается на примере Дагестана. Тимур опирается на преданных ему феодалов и правителей. Шараф-ад-Дин Иезди, упоминаемый ранее, писал о том, что прибывшие с покорностью казикумухские и аухарские калантары были одарены Тимуром. Впоследстивии, они получили ярлыки на властвование. Показателен в этом отношении эпизод с одним из кумыкских феодалов по имени Губден, который изъявил покорность Тимуру, за что был одарен землей. При Тимуре в Дагестане получила распространение своеобразная форма землевладения, характерная для восточных стран - суюргал. Она означала передачу в наследственное владение земли с правом взимания с этой территории государственных налогов. Подобная практика была применена Тимуром в отношении правителей Аварии и Кумуха, которые стали его вассалами, сохранив свои земли. Политика Тимура на завоеванных землях была достаточно дальновидной, но его смерть в начале XY в. ослабила позиции его наследников - Тимуридов на Кавказе.

Лекция IY. "Религия в древнем и средневековом Дагестане"

1. Доисламские  верования народов Дагестана

Религиозные верования зафиксированы  еще на ранних этапах развития народов  Дагестана. Одними из первых религиозных  представлений являлись языческие  верования. В археологических материалах древнего Дагестана обнаруживаются памятники, свидетельствующие о  поклонении небесным светилам, явлениям природы. Одним из ранних культов  являлось поклонение огню, которому придавалось  значение очистительной силы. Языческий  обряд разжигания костров перешел  в качестве народного обычая и  в последующие эпохи. Во многих памятниках сохранились многочисленные солярные знаки, свидетельствующие о поклонении солнцу. Это изображение солнца в  виде диска с расходящимися лучами, свастики (изображение креста внутри солнечного диска, которое является древнейшим знаком, олицетворяющем солнце). Солярные знаки обнаруживаются с  эпохи мезолита и встречаются  вплоть до раннего средневековья. Следы  поклонения солнцу встречаются в  религиозных представлениях отдельных  народов Дагестана. В частности, в пантеоне богов у лакцев бог  солнца занимает одно из главных мест. Его представляли в виде прекрасного  юноши, озарявшего своей красотой весь мир. Интересен тот факт, что этот образ напоминает античные представления  о солнечных божествах, что свидетельствует  об определенных культурных связях народов  Дагестана с античным миром, но в  уже более поздние эпохи.

С возникновением производящей экономики и увеличением значения земледелия и скотоводства в жизни  древних людей, появляются аграрные культы. Они характерны для многих стран мира, переживавших аналогичные  процессы. Главным культом этого  периода становится культ плодородия, который почитался в виде женского божества. Женщина являлась символом постоянно возрождающейся природы, ее материнской силы. Во многих памятниках Дагестана встречаются женские  глиняные статуэтки, олицетворявшие плодородие. Важное место среди аграрных культов  занимало поклонение домашним животным, в частности, быку, который являлся  основной тягловой силой того времени. Поклонение быку соприкасается с  общим культом пашни, существовавшем у древних дагестанцев. Об этом свидетельствуют  глиняные рельефы с изображением сцен пахоты и быка. Интересные находки  обнаружены в археологических материалах Верхнегунибского поселения и датируются они эпохой бронзы. Это глиняные рельефы с изображением сцен пашни  с запряженными быками. Все эти  культы свидетельствуют об устойчивом оседлом быте населения Дагестана. Об этом же нам говорит культ домашнего  очага. Об этом говорят находки различных  приношений возле очагов жилища. Для  верований древнего Дагестана характерен тотемизм. У многих народов животные считались покровителями людей. Так в некоторых представлениях добрый дух дома и его хранитель  выступает в облике змеи. У аварцев  Хунзахского района - это золотистая змея, у лакцев - змея с золотыми рогами. Встречается и белая змея. По народным преданиям, домовой - змея обитает в  центральном столбе жилища. Хозяева  время от времени должны задабривать  домового различными дарами. Одними из религиозных ранних представлений  являлась вера в загробную жизнь, свойственная всем народам, находящимся  на определенной стадии развития. У  древних жителей Дагестана существовал  обычай класть в погребения различный  инвентарь - предметы быта, труда, вооружение, так как это могло пригодиться  их обладателю в загробном мире. Также появляется обычай хоронить покойника  в специальных погребениях, напоминающих жилища. В переходный период от бронзы к железу, религиозные представления дополняются новыми культами. Большое значение приобретает культ предков. По представлениям дагестанцев, умершие предки являлись покровителями домашнего очага и защищали жилище от злых духов. В этот период появляется обычай проводить тризны по покойникам, а также устраивать жертвенные места около могил. В эпоху железа большое значение приобретает культ этого металла. Древние дагестанцы носили оружие из железа - топоры, ножи, так как, по их представлениям, они отгоняли нечистую силу. В связи с этим большое значение приобретает профессия кузнеца и почитание представителей этой профессии. С усилением значения войны, распространяется и культ коня.

В Албанскую эпоху также  большое значение имело поклонение небесным светилам. Главным божеством  Албании являлась богиня Луны. Ей посвящались  храмовые области и священные  рощи. Остатки их обнаружены в Южном  Дагестане, в частности, в районе Шалбуздага. Жрец богини Луны являлся  вторым лицом в государстве, что  также подчеркивает значение этого  культа. В Дагестане также существовало поклонение Луне. Старинная кумыкская  поговорка гласит: "Тяжесть Луны перетянет Солнце". Существовали в Албании также боги Солнца, Огня, Земли. В античных источниках они  называются Греко - римскими именами. Бог  огня назывался у албан Алп. Некоторые  исследователи полагают, что от имени  этого божества произошло и название государства. Божество с таким названием  встречается у лезгин.

В IY в. н.э. на территорию Албании проникает христианство, которое соответствовало новым общественно - экономическим отношениям, характеризующим феодализм. В 70-ых гг. этого столетия албанский царь Урнайр и высшая знать приняли новую религию. Но попытки распространения ее среди населения страны натолкнулись на ожесточенное сопротивление. Отправленный из Армении в Албанию епископ Григорис попытался приобщить кочевников - маскутов и их царя - Санатрука к новой религии не увенчались успехом. Григорис был схвачен и привязан к хвосту дикой лошади. Народное предание связывает смерть Григориса с селением Мола - Халил, расположенном близ Дербента. В царствование албанского царя Вачагана Ш в конце Y в. христианство в Албании уже имело крепкие позиции. Следовательно, и в Дагестане его позиции укреплялись. Патриарший престол (резиденция каталикоса - христианского главы Албании) находилась в первой половине YI в. в районе Чора (область близ Дербента), а потом уже была перенесена в Партав. На Верхнечирюртовском городище были обнаружены остатки двух раннехристианских церквей, которые датировались YI-YIII вв. Большую роль в процессе распространения христианства в Дагестане сыграли крепнущие политические связи с соседними государствами Закавказья - Арменией и Грузией. Южный Дагестан находился под влиянием армянской церкви, а западный - в орбите влияния грузинской церкви. Христианские миссионеры проникали в области Дагестана, создавали здесь свои миссии и семинарии. Успех деятельности миссионеров в районе Южного Дагестана был связан с усилением влияния армянских царей на политическую жизнь этой части Дагестана. Применялись различные методы в процессе христианизации местного населения. По сообщениям грузинских хроник, грузинский царь Арчил (668 - 718 гг.)

Насильно обращал в  христианство "язычников", среди  которых были и аварцы. Активная деятельность христианской церкви в  Дагестане связана и с именем выдающейся грузинской правительницы - царицы Тамары. С процессом христианизации Дагестана, а также усилением  грузинского влияния, связано появление  двуязычных текстов - билингв, которые  свидетельствовали о крепнущих  культурно - политических связях, а  также о попытках местных народов  создать собственное письмо. Интересны  религиозные представления народов, населявших Хазарский каганат. По сведениям  арабского автора ал-Истархия, хазары - мусульмане, христиане и иудеи. Есть среди них и идолопоклонники. Самый малочисленный класс - иудеи. Самый большой - мусульмане и христиане. Но царь и его приближенные - иудеи. Принятие верхушкой Хазарского каганата такой малораспространенной среди жителей государства религии, преследовало чисто политические цель. Возможно, это объяснялось нежеланием хазарской верхушки попасть под влияние могущественных государств средневековья - христианского - Византии и мусульманского - арабского Халифата. Следы иудаизма в Дагестане, таким образом, весьма незначительны. Что же касается христианства, то позиции его были достаточно крепкими. В горном Дагестане это объяснялось значительным политическим и культурным влиянием соседней Грузии. Именно здесь обнаруживаются остатки христианских культовых сооружений и предметов христианской символики, таких как кресты. Большую помощь в определении религиозных представлений жителей средневекового Дагестана нам оказывают письменные источники. Известный арабский автор ибн Русте описывает похоронный обряд, распространенный у жителей Серира и дает интересные сведения о религии населения этой области Дагестана. Он пишет, что все обитатели крепости (очевидно, местная знать) - христиане, а все остальные жители страны - язычники. Далее, он описывает языческий обряд захоронения. "Когда кто-нибудь умрет, - пишет он, - они кладут его на носилки и выносят на открытое место, где оставляют на три дня. Затем жители садятся на коней и облачаются в панцири и кольчуги. Они едут на край места и со своими конями устремляются на мертвое тело на носилках. Они кружат вокруг носилок, направляя коня на тело, но не пронзая его". Смысл производимого действия, описанного арабским автором не вполне понятен и очевидно, связан с определенными суевериями, существовавшими у средневековых жителей Серира.

Среди верований средневекового Дагестана следует упомянуть  и иранскую религию - зороастризм, распространившуюся здесь в период господства Сасанидов. Обращаясь вновь к письменным источникам, следует обратить внимание на сведения опять таки арабского  автора - Ал-Андалуси ал - Гарнати. Он описывает погребальный обряд, распространенный у жителей Зирихгерана (Кубачи) в XII в. Он пишет: "Когда умирает у них человек, и если он мужчина, то передают его мужчинам под землей, которые расчленяют кости покойника, очищают кости от мяса и собирают… мясо и дают его на съедение черным воронам. Если это женщина, то мужчины под землей … вытягивают ее кости и дают мясо коршунам".

2. Распространение  ислама в Дагестане

Родиной ислама является западная часть Аравийского полуострова, а именно города Мекка и Медина. Возникновение ислама совпало с  процессом складывания государственности  у арабов и объединения кочевых  и полукочевых племен. Новая религия  превратилась в мощный консолидирующий  фактор, который способствовал политическому, идеологическому и культурному  единству Аравии. Начало проповедей связано  с уроженцем города Мекки Мохаммедом, который родился приблизительно в 570 г. Мохаммед принадлежал к знатной, но не богатой семье. Начало проповедей новой религии относится приблизительно к 610 г. Но этот период не был удачным  для Мохаммеда. Мало кто из сограждан  признавали его. Поэтому пророк вынужден был переселиться в город Йасриб. Позднее этот город стал называться "городом пророка" или ал - Мадина. Сам процесс переселения получил  название "хиджра" (буквально, выселение, эмиграция). Состоявшаяся в 622 г. хиджра была признана началом мусульманского летоисчисления. Постепенно позиции  новой религии начали укрепляться, и она вскоре заменила земледельческие  языческие культы аравийских племен. Процесс политического объединения  арабов, начатый Мохаммедом завершился созданием нового государства - халифата, которому было суждено сыграть большую  роль в исторических судьбах многих народов. Правители государства  получили титул халифа. При первых трех халифах - Абу Бекре, Омаре и  Османе начинается эра "великих завоеваний". В состав халифата были включены новые  территории. Причем, для народов некоторых стран, арабы выступали, как избавители от гнета. Так, простой люд Византийской империи, Ирана видели в лице арабов спасителей от гнета своей феодальной верхушки. В этом важную роль сыграл тот факт, что арабы использовали более щадящие методы эксплуатации покоренных народов. В процессе завоеваний было выработано учение о "джихаде" - священной войне с неверными, которое также способствовало успехам исламизации. В мусульманской традиции существует разделение земель на категории в зависимости от их отношения к исламу. Различаются территории ислама - мусульманские страны, находящиеся под властью мусульманских правителей; территории договора - немусульманские земли, которые вносят определенную дань арабом, но сохраняют внутренний собственный порядок и территории войны - земли, находящиеся в состоянии войны с арабами. В зависимости от категории земель, политика арабов в отношении их различалась. Также определенное значение имело конфессиональное положение местного населения. В исламе существовало понятие ахл ал-китаб, т.е. "люди писания". К ним относились христиане и иудеи. Отношение к ним было более терпимым, и они относились к разряду "покровительствуемого" населения. Гораздо более непримиримым было отношение к неверующим и язычникам. Дагестан, в котором преобладало языческое население относился к территории войны.

Процесс исламизации в  Дагестане охватил достаточно длительный временной промежуток. Принято выделять два периода этого долгого  процесса. Первый охватывает YII - первую половину X вв. и связан он непосредственно с арабами. Второй этап продолжается со второй половины X - по XYI вв. Эти этапы имели определенные различия и по темпам распространения, и по тем носителям, которые выступали проводниками идей ислама в Дагестане. Первые арабские походы не сопровождались насильственной исламизацией. Немаловажную роль здесь сыграла специфическая налоговая система, принятая в Арабском халифате. Население покоренных земель, принявшее мусульманство освобождалось от подушной подати, называемой джизья. Джизью платили те местные жители, которые сохраняли свои прежние верования. Таким образом, подушная подать представляла собой своеобразную плату за веротерпимость арабов. Размеры подушной подати устанавливались договором. От джизьи освобождались женщины, старики, дети, бедные, рабы монахи, а также христиане, воевавшие на стороне арабов. С одной стороны, подобная система налогообложения давала определенный доход в казну. С другой же стороны, служила средством экономического принуждения к принятию ислама.

Среди тех, кто одним из первых начал процесс исламизации  в Дагестане исторические источники  называют арабского полководца - Масламу. С ним связывают строительство  первых мечетей в Дербенте. В каждом районе города была построена отдельная  мечеть и соборная Джума - мечеть, которая  сохранилась до наших времен. Так, постепенно Дербент превратился  в центр арабского влияния  в Дагестане и крупнейший мусульманский  центр. Среди мероприятий Масламы  было и переселение в район  Дербента 24 тыс. жителей из Сирии. Многочисленное арабское население города и его  окрестностей значительно способствовало укреплению позиций ислама среди  местного населения. Известная историческая хроника "Дербент - наме" описывает  мероприятия Масламы по насаждению ислама на покоренных территориях и  не только в Дербенте. Согласно данным автора хроники, Маслама пошел на Кумух, сражался с жителями, убил их главу и нанес им поражение. Тех, кто принял ислам пощадил, а кто  нет - тех убил и разделил их имущество  среди борцов за веру. Борцы за веру, так называемые гази, представляли собой специально организованные отряды, способствовавшие распространению  новой религии. Подобные события  повторились в Кайтаге и Табасаране. Обращаясь к другому авторитетному  автору - ал - Гарнати, посетившему Дербент  в 1162 г., мы опять встречаем имя  Масламы. Он сообщает, что жители Табасарана приняли ислам при Масламе. Арабские походы в Дагестане продлились до IX в. Могущество арабского государства начало падать. Территории, ранее подвластные им, вышли из - под контроля арабов. Фактически независимым оказался и Дагестан. После прекращения арабских завоеваний позиции ислама укрепились в районе Дербента и в Южном Дагестане. На первом этапе исламизации основная часть дагестанских земель сохранила свои языческие верования. Возможно, даже те части, что приняли ислам при арабах, по окончании их походов вернулись к прежним верованиям. В ряде районов, особенно горного Дагестана были сильны позиции христианства. Территориально процесс распространения ислама в Дагестане осуществлялся с юго-востока на северо-запад. Причем, надо отметить, что на первом этапе ислам в первую очередь распространялся среди правителей политических объединений Дагестана.

Информация о работе История Дагестана