Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 17:19, курс лекций
краткий курс лекций по Истории Дагестана
На крестьянство давили многочисленные
прямые и косвенные налоги, повинности.
Это усиливало разорение
В конце XIX - начале XX в., особенно
в связи с проведением железной
дороги и строительством в Дагестанской
области целого ряда промышленных предприятий
- текстильной фабрики, бондарных, гвоздильного
и других заводов, - некоторые виды
кустарных изделий стали быстро
вытесняться фабрично-
Среди кустарей и ремесленников в Дагестане в начале XX в. также наблюдалось значительное расслоение. Состояние кустарных промыслов имело большое значение для рабочего движения.
Увеличение беднейших слоев в Дагестане и массовое обезземеливание сказывались на росте отходничества, которое превращалось в важный фактор социально-экономической жизни дагестанского общества и способствовало распаду отсталых феодально-патриархальных традиций и уклада жизни. По данным 1913 года число отходников в Дагестане достигало 93,5 тысяч человек. В условиях развертывания рабочего и крестьянского движения в стране отходничество способствовало росту политической сознательности дагестанцев.
В начале XX в. заметных успехов,
главным образом благодаря
Социально-экономические и культурные изменения в жизни Дагестана в начале XX века сказывались на дальнейшем увеличении городского населения. В 1913 году число горожан составило 11% по сравнению с 1896 годом, в котором число городского населения составляло 5%. Рост городского населения намного опережал рост области вообще, что было связано с превращением городов в торгово-промышленные центры. Развитие промышленности способствовало увеличению числа сельскохозяйственных и промышленных рабочих. По данным всеобщей переписи населения за 1897 год в Дагестане насчитывалось около 19,5 тысяч рабочих. К 1913 году численность их возросла до 58,5 тысяч человек. Большую роль в социально-экономической жизни Дагестана сыграло строительство железной дороги. К 1894г. Владикавказская железная дорога была доведена до г. Порт-Петровска. Дагестан втягивался в общероссийский рынок, что дало значительный толчок таким отраслям хозяйства, как рыбный промысел и производство консервов и вин. Росли предприятия обрабатывающей и горнодобывающей промышленности.
На базе развивавшихся в области промышленности и транспорта формировался и рабочий класс. По данным Первой Всероссийской переписи населения 1897 г., в Дагестане можно было насчитать фактически не более 1300-1400 постоянных промышленных, строительных и транспортных рабочих. В 1905 г. этих рабочих было уже 9,5 тыс. Кроме того, в области было несколько тысяч рабочих-поденщиков и чернорабочих, десятки тысяч сезонных рабочих и батраков, кустарей и ремесленников.
В Баку, бывшем важной кузницей рабочих кадров, работали в 1905 г.3,5 тыс. дагестанцев. Работали дагестанцы также в Грозном и других городах. Возвращаясь в родные аулы, они становились организаторами революционных выступлений крестьянства. Рабочий класс в Дагестане складывался из пришлых русских рабочих и крестьян, отходников-дагестанцев и отходников из Ирана. Русские капиталисты (местная буржуазия только зарождалась) набирали рабочую силу, прежде всего из русских губерний, поскольку эти рабочие обладали уже некоторой квалификацией. Немаловажную роль при этом играла, и национальная дискриминация. Поэтому постоянные кадры рабочих в Дагестане в промышленности и на транспорте состояли в основном из русских.
Положение рабочих Дагестана было очень тяжелым. Предприниматели обходили даже те куцые фабричные законы, которые существовали в царской России. Во всех отраслях промышленности и транспорта был широко распространен ручной труд. Охрана труда практически отсутствовала, фабричная и горная инспекция, а также местные власти поддерживали предпринимателей. На соляных промыслах, например, рабочим не выдавали спецодежду и соль разъедала кожу ног и рук. Отсюда большая текучесть рабочих на добыче соли. Из-за плохой охраны труда имели место несчастные случаи на нефтяных промыслах, в рыбной промышленности, на железной дороге. Рабочий день на предприятиях Дагестана был длительным. На текстильной фабрике работали 9 часов, на фруктовоконсервных предприятиях в Темирханшуринском, Даргинском и Аварском округах-9-11, бондари и рыбаки-18, грузчики в порту-16-18, ремонтные рабочие телеграфа-17 часов. На железной дороге были широко распространены сверхурочные работы.
Отходники, городское население, промышленные рабочие превращались постепенно в одну из общественно-политических сил Дагестана. События начала XX века, происходившие в России, нашли отклик и на территории Дагестана. Усилившаяся в стране революционное движение, сложная социально-политическая обстановка способствовали усилению политической активности масс. В Дагестане начали образовываться общественно-политические организации и группы. Социально-демократические организации в Дагестане складывались при помощи Тифлисской, Бакинской, Астраханской организации РСДРП. Большинство в них занимали меньшевики. Связано это было с отсутствием в Дагестане крупных промышленных предприятий, а также и с тем, что большинство социал-демократических организации представляли собой объединение различных слоев интеллигенции и студенчества
Расстрел царскими войсками мирной демонстрации в Петербурге 9 января 1905 года вызвал гнев и возмущение народных масс, положил начало первой российской революции, события кровавого воскресенья всколыхнули и народы Дагестана. Для Дагестана рассматриваемый период характерен тем, что происходит формирование рабочего класса, устанавливаются более тесные экономические и культурные связи с центральными районами России, соседними народами. Среди трудящихся области все больше распространяются идеи интернационализма. В конце 1904 года в Порт-Петровске - в главном промышленном центре Дагестана-создается первая в области организация РСДРП, возникают и организационно оформляются социал-демократические группы в Темир-хан-Шуре, Дербенте, Кизляре, объединенные в Терско-Дагестанский Комитет РСДРП. Одним из инициаторов создания первых социал-демократических организаций в Дагестане был Джелалутдин Коркмасов (1877-1937). Создавались и функционизировались социал-демократические кружки среди рабочих депо порта, текстильщиков, рабочих бондарей, табачных фабрик. Их организаторами были рабочий - текстильщик Д. Атаев, железнодорожный техник Н. Шевченко, бондарь М. Есейкин, учительница О. Лопухина, студент В. Казаринов и др. наиболее активные члены РСДРП.
Началось рабочее движение, основной формой которого являлось стачка. Всего в годы первой русской революции дагестанские рабочие провели более 67 стачек и забастовок. В начале 1905 года все они проходили под экономическими лозунгами, но весной 1905 года рабочее движение в Дагестане пошло на подъем и начали выдвигаться политические требования. Дагестанские рабочие требовали уменьшения рабочего дня до 8 часов, созыва Учредительного собрания.
Особенно крупные выступления произошли на фабрике Каспийская мануфактура в Порт-Петровске. Именно здесь был создан первый рабочий забастовочный комитет, который руководил действиями работников предприятий и добился остановки работ и на других предприятиях города. Источники сообщают о состоявшемся в начале февраля 1905 года стачке рабочих фабрики "Каспийская мануфактура" в Порт-Петровске, организованной по инициативе местной социал-демократической группы. Благодаря стойкости и организованности рабочих, администрация была вынуждена пойти на некоторые уступки - рабочий день был сокращен до 10 часов. Однако рабочие проявляли недовольство в связи с повышением штрафов. Отказ администрации выплатить рабочим зарплату 30 апреля переполнили чашу терпения. В тот день все прекратили работу и разошлись по домам, договорившись о сборе на маевку.1 мая ранним утром к селению Тарки стали прибывать рабочие целыми семьями, группами. Собралось более 600 человек. Был составлен список требований: установление 8 - часового рабочего дня, увольнение ненавистных мастеров, организация обучения детей рабочих, свобода собраний и т.д.
Колонна демонстрантов вернулась в город с красным флагом, на котором было записано: "Да здравствует 1мая - праздник рабочих!"
Когда по утреннему гудку рабочие явились на фабрику, управляющий объявил об увольнении 19 из них - зачинщиков стачки. Остальные отказались приступить к работе, администрация была вынуждена отменить свое решение об увольнении.
В 1907 году в первомайской демонстрации Порт - Петровска участвовало 2000 рабочих. Они требовали введения 8-часового рабочего дня, улучшения материального обеспечения. Против них были брошены войска.
Организованно прошли политические забастовки железнодорожников города Дербента. В ходе забастовки выдвигались как экономические, так и политические требования: свержение царизма, защита прав и свобод бастующих рабочих. Летом началось выступление на Владикавказской железной дороге. Первыми забастовали жители Минеральных Вод.14 июля к ним примкнули железнодорожники из Дербента.15 июля забастовка приняла всеобщий характер. Число бастующих составило 12 тысяч человек. Забастовка железнодорожников была подавлена. Наибольшую активность в период первой русской революции проявляли такие категории рабочих, как железнодорожники, ткачи, портовики.
Рабочее движение, развернувшееся
в 1905 году, оказало влияние и на
крестьянские выступление. Руководство
аграрным движением осуществлял
Крестьянский центр, основанный в 1905 году
(Ее возглавляли Д. Коркмасов и
П. Ковалев). По своему характеру крестьянский
центр являлся революционно-
Рабочие движения сказывалось
и на росте выступления среди
солдат и казаков. Социал-демократические
организации появлялись и в воинских
частях. При Терско-дагестанском союзе
была создана Владикавказская
Восстание в крупной воинской части вызвало переполох в Тифлисе и Петербурге. Военное командование на Кавказе быстро стянуло под Дешлагар, где дислоцировался полк, крупное армейское соединение и вынудило восставший гарнизон крепости сдаться. Восстание было жестоко подавлено. Руководители его расстреляны. Около 149 участников приговорены к различным срокам ссылки.
Также крупным являлось выступление
Каспийского военного порта. Особую
активность проявляли моряки Порт-Петровска.
Руководство флота после