История Дагестана

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 17:19, курс лекций

Описание работы

краткий курс лекций по Истории Дагестана

Работа содержит 1 файл

ИД.docx

— 353.04 Кб (Скачать)

В середине X в. ислам уже имел достаточно определенные позиции в Дагестане. Дербент становится мусульманским городом. Подтверждение тому является появление здесь мусульманских имен, мусульманского похоронного обряда, а также арабские надписи, в большинстве своем имеющие строительный характер. Самая ранняя относится к YIII., а следующая уже к 1044 г. Эта надпись содержит перечисление мусульманских имен и формул. Анализ надгробных надписей - эпитафий, позволяет делать вывод о том, что мусульмане Дербента выступают значительной силой в процессе распространения ислама. Судя по надписям, убитые в борьбе за веру, получают звание "шахид". Большой интерес представляет знаменитый могильник "Кирхляр" или "Сороковник", расположенный в 200 - 300 м. к северу от северных ворот крепости Нарын - кала. Местные исторические хроники связывают этот могильник X - XIII вв. с 40 борцами за веру - газиями, погибшими в борьбе с неверными. Этот памятник почитался как мусульманская святыня, да и сейчас сохранил свое значение священного места. В этот период Дербент выступает не только, как религиозный центр, но и как средоточие культурной жизни средневекового Дагестана. О значении этого города как культурно - образовательного центра говорит тот факт, что в XIII в. здесь имелись медресе. Медресе появляются и в других районах Дагестана. В селении Цахур в конце XI в. было создано медресе. Вскоре Цахур становится одним из крупных центров исламизации и выступает распространителем идей ислама в соседних районах.

ВТОРОЙ ЭТАП ИСЛАМИЗАЦИИ: На втором этапе в процессе распространения  ислама значительную роль сыграл тюркский элемент. Проникновение тюркских племен на территорию Дагестана осуществлялось как с севера, так и с юга. На севере - это были половцы, а на юге - турки - сельджуки. В период владычества  сельджукских султанов, территория Южного Дагестана находилась под их контролем. Сельджуки настойчиво распространяли идеи ислама на завоеванных территориях, так как это была государственная  религия султаната. В завоеванных  странах сельджуки раздавали  представителям знати значительные земельные владения. Этим пользовалась местная феодальная знать, так как  быть приверженцем идей ислама означало иметь определенные экономические  выгоды. Следующая волна тюркских завоеваний связана с монголами. Но первые монгольские походы нанесли  огромный вред позициям ислама в Дагестане. Особенно после похода Букдая 1239 г. на Дербент. Город подвергся разрушениям, и значение Дербента как мусульманского центра было подорвано. Но постепенно город восстановился, разрушенные  мечети были построены вновь. Кроме  того, правящая верхушка Золотой Орды при хане Берке (вторая половина XIII в.) сама принимает ислам. Хан Берке и его преемники усиленно поддерживали принятие ислама жителями подвластных областей, в том числе и Дагестана. Под властью Золотой Орды на тот момент находился не только Дербент, но и равнинные районы к северу от него. В лице золотоордынских ханов мусульманское духовенство Северного Кавказа обрело значительную поддержку. Также и выходцы из Дагестана имели определенный вес в Золотой Орде. Арабский путешественник ибн Батута упоминает известного в столице государства - городе Сарае ученого Сулеймана ал - Лакзи, очевидно, уроженца Дагестана.

Следующее укрепление позиций  ислама в Дагестане связано с  именем Тимура. Тимур огромное значение придавал религиозному фактору и  использовал его в своих интересах. Особое значение исламский фактор приобретал в процессе борьбы с его основным политическим соперником на Северном Кавказе - золотоордынским ханом  Тохтамышем. Его историки представляли Тохтамыша как язычника, "неверного". Это отвращало мусульманское  население Дагестана от союза  с ним. Тимур поддерживал местную  феодальную знать, которая принимала  ислам и покорялась ему. Это особенно ярко прослеживается на отношении Тимура к духовенству и правителям аварии и Кази - Кумуха. В этот период ислам  имел значительное распространение  у жителей Кумуха. У жителей  аварии на тот момент существовали и языческие и христианские и  мусульманские верования. Придворный историограф Тимура Низаметдин Шафи сообщал, Тимур подержал "газикумухских  и аухарских калантаров" в борьбе с неверными. Калантарами назывались представители местной знати. Аухарские  калантары, очевидно, это слой правящей верхушки Аварии. Грузинские летописи сохранили сведения о действиях  Тимура по укреплению позиций ислама в Аварии. По сведениям этого исторического  источника, Тимур покорил "лезгин" (в данном контексте - аварцев), которые  ранее были христианами, и совратил их в магометанство то лестью, то угрозами и назначил мулл из арабов, которые обязали учить лезгинских детей письму на арабском языке. Он даже издал строгие повеления, чтобы  люди не учились ни чтению, ни письму на грузинском. Таким образом, Тимур  придавал огромное значение распространению  ислама в горном Дагестане. Но христианство здесь не хотело сдавать свои позиции, равно, как и грузинские цари не хотели терять свое влияние. Поэтому, противостояние ислама и христианства здесь приобретает  наиболее ожесточенные формы. В конце  XIII - XIY вв. ислам окончательно укрепился в Центральной Аварии, и Хунзах становится центром исламизации для соседних районов.

Другой вопрос составляет отношение Тимура к даргинским районам. Исламизация даргинских обществ, в  частности, Кайтага начинается в  конце X в. и протекает усиленными темпами. В пользу распространения ислама в этих районах говорят многочисленные куфические надписи, обнаруженные в Уркарахе, Калакорейше. Также имеются и другие свидетельства о распространении ислама среди даргинцев. В частности, можно говорить о том, что в 1306 г. при участии прибывшего из Ирана шейха Хасана Сухраверди, ислам принимают жители Кубачи. Но в летописях Тимура, жители Ушкуджа (Акуши), Кайтага. Зирихгерана называются "неверными". Делалось это из политических соображений, так как именно здесь Тимур натолкнулся на ожесточенное сопротивление. Распространение здесь ислама ко времени прихода Тимура документально зафиксировано. Но Тимур значительно расширил и утвердил распространение ислама здесь и вообще в Дагестане. В последнюю очередь, ислам в Дагестане принимают жители крайних северо-западных районов, населенных дидойцами, там где наиболее сильным было влияние Грузии и христианство имело устойчивые позиции.

В процессе исламизации выделяют два важнейших фактора, сыгравших  большую роль в его распространении  в Дагестане. В первую очередь, это  внешний фактор, так как ислам  проник на территорию Дагестана в  ходе завоеваний. Сменявшие друг друга  завоеватели - сначала арабы, потом  тюрки, Тимур, Сефевиды создавали непрерывный  мусульманский поток, нахлынувший  на Дагестан. В какой - то момент, этот фактор имел определяющее значение. Но затем на первый план выдвигается  внутренний фактор. Появление в Дагестане  местных мусульмансикх центров, которые сами выступают проводниками идей ислама на покоренных территориях. Такими центрами становятся Дербент, Цахур, Ахты, Кумух, Хунзах, Калакорейш и др. Процесс исламизации Дагестана  продолжался и в XYв. Он сопровождался строительством здесь мечетей, школ, распространением арабского языка и письменности. Большую популярность приобретает арабоязычная литература. Постепенно Дагестан втягивается в орбиту влияния мусульманского Востока и богатейшей исламской культуры, которая имеет большие достижения и в Дагестане.

Лекция Y: "Дагестан в XYIII в."

1. Социально-экономическое  и политическое развитие

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО: В XYIII веке Дагестан представлял раздробленную на множество государственных объединений страну, протянувшуюся от реки Терек на севере до реки Самур на юге. Исторически здесь сформировались две формы национальной государственности - феодальные владения и союзы сельских общин. В Дагестане имелось более 10 крупных и мелких феодальных владения и более 60 сельских союзов. Между реками Терек и Сулак располагались так называемые владения Засулакской Кумыкии - Костековское, Аксаевское и Эндереевское. На территории равнинного Дагестана от реки Салак до реки Орасай-Булак располагалось шамхальство Тарковское, которое являлось одним из влиятельных дагестанских владений и играло заметную роль во внутриполитической жизни Кавказа. Правитель его - шамхал, часто в дипломатических документах именовался валием или наместником Дагестана. Большую часть населения этих владений составляли кумыки. Шамхальство Тарковское включало в себя мелкие феодальные уделы - бийликства. Например, владение Буйнакское, Эрпелинское и др. Далее, северо-восточнее шамхальства располагалось ханство Мехтулинское. Это было небольшое владение, состоящее из 18 аулов, населенных кумыками и аварцами. Имелись также ханства Аварское, Дербенсткое, Казикумукхское. Дербентское ханство образовалось в середине XYIII в. Несмотря на незначительность своих территорий, оно занимало стратегически важное положение и играла активную роль на международной сцене среди государств, заинтересованных в кавказских территориях. Чуть позже Дербентское ханство попало под власть энергичного Кубинского правителя - Фатали-хана. Казикумухское ханство располагалось в центре Нагорного Дагестана. Его правителям - Сурхай-хану I и Сурхай-хану II Кунь-бутаю, удалось расширить границы своего владения за счет присоединения Кюринского ханства. Аварское ханство располагалось в нагорной части Северного и Западного Дагестана. В период правления энергичного Умма-хана территория государства расширилась, и авторитет его значительно укрепился. В конце XYIII в. Умма-хан вынудил грузинского царя Ираклия II платить ему дань в размере 5000 золотых ежегодно.

Влиятельным Дагестанским владением  являлось и уцмийство Кайтагское, которое занимало территорию от реки Орасай-Булак до реки Дарбак и тянулось на запад Каспийского побережья. Уцмийство разделялось на 10 районов - магалов. Здесь проживали кумыки, даргинцы, терекемейцы, таты, горские  евреи. Уцмийство разделялось на две части - узденскую и райатскую. Первая была относительно свободной, а  вторая платила правителю - Уцмию  налоги. В Табасаране имелось два  владения - майсумство Табасаранское  и владение кадия. В изучаемый  период население Табасарана составляло 50 тыс. чел. На границе Грузии, Дагестана  и Азербайджана располагалось султанство Элисуйское с центром в Цахуре.

Все владения управлялись  наследственными правителями. Они  обладали политической, военной и  судебной властью. Власть передавалась либо старшему сыну по праву майората, либо старшему по возрасту представителю  ханского дома, как было, например, в  уцмийстве Кайтагском. При них  действовал определенный аппарат управления. Помощники правителей назывались визири. Они иногда составляли совет приближенных, который обладал совещательными функциями. Охрана правопорядка и наказание  непокорных возлагалась на личную дружину  правителя - нукеров. Заметным влиянием обладал кадий, который осуществлял  суд по шариату, выполнял секретарские функции. Местное управление в селах  осуществляли старшины.

Союзы сельских общин представляли собой другой тип государственного устройства. Наиболее крупные включали по несколько десятков селений и  могли соперничать по своей силе с феодальными владениями. Например, общество Акуша-Дарго состояло из пяти союзов и включало в себя 36 селений. Союзы сельских общин объединялись по этническому признаку. Аварские союзы назывались бо (войско), даргинские - хуребва (войско, ополчение), лезгинские - магалы. Основной социально-экономической  и политической составляющей сельского  союза являлась самоуправляемая  община - джамаат. Основным органом  власти являлся сельский сход, который  разбирал все наиболее важные вопросы  внутреннего управления и внешнеполитической жизни. В состав схода входило  все юридически свободное мужское  население общины, достигшее совершеннолетия. Во главе джамаата находился старшина, избираемый населением общины. Он обладал  правом решающего голоса по основным вопросам управления. В некоторых  союзах главным должностным лицом  являлся кадий, как, например, в Акуша-Дарго. Главным органом власти сельского  союза являлся общий сход, на котором  были представлены все села данного  союза. На общесоюзном сходе решались вопросы войны и мира, тяжбы  и споры между общинами, следили  за выполнением адатов. Адаты регулировали всю жизнь общества. Также, здесь  выбирали и главного кадия, который  разбирал дела по шариату, следил за духовной жизнью общества. Несмотря на кажущийся  демократизм, сельские общины Дагестана  переживали процесс феодализации, выражавшийся в обособлении общинной верхушки, укреплении позиций влиятельных  тухумов.

Между феодальными владениями и сельскими союзами существовали сложные отношения, варьирующиеся  от экономических связей до открытых вооруженных столкновений. Примером первого варианта отношений могут  служить связи шамхальства Тарковского  и Акушинского общества. Примеры  же враждебного отношения встречаются  на протяжении всего изучаемого периода и основываются на притязаниях правителей на свободу и независимость сельских союзов.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: На экономическое развитие Дагестана  в этот период оказывали влияние  несколько факторов и, в первую очередь, внутри и внешнеполитическое положение  Дагестана, так как феодальные распри и междоусобицы, противостояние иноземным  завоевателям - все это негативно  сказывалось на состоянии экономики. Лишь во второй половине XYIII в. с окончанием пагубного нашествия иранского шаха Надира и установлением относительно мирного периода в истории Дагестана, население его получает возможность заниматься мирным трудом.

Основным занятием населения  Дагестана в этот период оставалось земледелие и скотоводство. Земледелие получило преимущественное развитие в  равнинном Дагестане. Но и в нагорном Дагестане, несмотря на природные трудности, полеводство также играло важную роль в хозяйстве. В горных районах  развивалось традиционное террасное  земледелие. Основными зерновыми  культурами оставались пшеница, ячмень, но также получает распространение  выращивание риса, кукурузы. В горном Дагестане выращивали бобовые культуры. Из технических культур получили распространение лен, хлопок, конопля, марена. Среди ведущих занятий  населения Дагестана были также  садоводство и виноградарство. В  основе животноводства находилась отгонная система, которая позволяла с  наибольшей пользой учитывать кормовые ресурсы Дагестана. На равнине существовала стационарная система скотоводства. В Дагестане разводили крупный  и мелкий рогатый скот. В качестве транспортного средства использовали лошадей, мулов. В ногайских степях разводили верблюдов. В качестве подсобных отраслей выступали огородничество, бортничество, рыболовство. Развивались  и горные промыслы, добыча полезных ископаемых. В Кайтагском уцмийстве  и в отдельных районах Дагестана  добывали нефть, используя естественные выходы ее из колодцев. В шамхальстве  Тарковском добывали соль из Туралинских  соляных озер, которая шла и на продажу. Также добывали селитру, торф, серебро и другие полезные ископаемые.

Большое распространение  получили домашние промыслы, которые  в отдельных районах становились  основным источником существования, особенно, в горном Дагестане. Значительную роль играл обрабатывающий промысел. Обработке  подвергались различные материалы - шерсть, камень, глина, дерево, кость  и др. В этом виде ремесла участвовали  как женщины, так и мужчины. Высокий  уровень мастерства привел к образованию  специализированных центров ремесленного производства, многие из которых формировались  по этническому признаку. Признанными  центрами оружейного, ювелирного производства являлись даргинские аулы Кубачи, Харбук, Амузги, аварское село Голотль, лакское - Кумух и др. Центрами бурочного  производства являлись аварские села Анди, Ботлих. Искусство деревообработки  получило развитие в Унцукуле. Производство глиняной посуды развивалось в Балхаре, Испике. Ковроткачество получило распространение  в Южном Дагестане. Ремесло в  Дагестане преодолело стадию домашнего  промысла и переросло в мелкотоварное  производство. Предметы ремесленного производства реализовывались не только на внутреннем рынке, но и поступали  на продажу и за пределами Дагестана. Продолжало развиваться отходничество. Экономическая необеспеченность вынуждала  дагестанцев покидать родные места  и искать заработок иногда и за пределами края. Они поступали  на различные работы в городах  Закавказья, ближайших русских городах. С развитием ремесла развивалась  и торговля. Натуральный характер экономики обусловил тот факт, что внутренняя торговля продолжала оставаться меновой. Крупными торговыми  центрами являлись Дербент, Тарки, Чиркей, Хунзах и т.д. В кумыкском селении  Эндерей располагался крупнейший на Северном Кавказе невольничий рынок. Внешняя торговля имела товарно-денежный характер. В Дагестане имели хождение иранские, турецкие, русские, голландские  и так называемые ханские деньги. Последние чеканились в Закавказских ханствах. В связи с усилением русско-дагестанских внешнеполитических контактов в XYIII в. приоритетное влияние приобретает русский рубль. На развитии торговых связей между Россией и Дагестаном положительно сказались введение беспошлинной торговли в 1725 году после похода Петра I и указы Екатерины II в 1762 и 1765 г. г. об освобождении от таможенных пошлин товаров, привозимых из Дагестана и приобретаемых горцами у русских купцов. Предметами вывоза из Дагестана являлись скот, продукты животноводства, марена, ремесленные изделия, сухофрукты. А предметами ввоза служили хлеб, рис, металлы, ткани, пряности и т.д. Развитию торговли препятствовали постоянные войны, отсутствие связей между районами и плохие дороги, высокие таможенные пошлины, натуральный характер экономики.

Информация о работе История Дагестана