Истории Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 18:43, шпаргалка

Описание работы

Разработка плана нападения на СССР началась директивой № 21 “План Барбаросса” (план был назван именем германского короля, участника крестовых походов в 12 в. Фридриха 1 Барабароссы) и подписана фюрером германского рейха 18 декабря 1940 г. Стратегической задачей данного плана были разгром в кратчайшие сроки (до окончания войны с Англией к осени 1941 г.) основных сил КА на запад от Днепра и Западной Двины, захват важнейших политических и экономических центров, в том числе Москвы, Ленинграда, Донбасса.

Работа содержит 1 файл

Otvety_na_voprosy_k_ekzamenu.doc

— 635.00 Кб (Скачать)

В первые годы после катастрофы, несмотря на многочисленные заверения  и обещания союзных и республиканских  руководителей, коренных сдвигов в решении возникших проблем не произошло. Деятельность по преодолению последствий чернобыльской катастрофы активизировал избранный в 1989 г. Верховный Совет БССР. Он одобрил разработанную правительством долгосрочную госпрограмму ликвидации последствий аварии на 1990 – 95 гг. Было построено 18 тыс. квартир для переселенцев.

В 1986 – 90 гг. на цели по ликвидации экологических проблем было выделено 702,4 млн. рублей. В 1990 г. обезврежено 4 млн. тонн веществ, в то время как в 1985 г. – 3,2 млн. тонн. В 1992 году было выделено почти 20 % государственного бюджета, в 1994 г. – 10 %, в 1997 – 10 %. Но это не привело к существенному улучшению ситуации. По-прежнему вызывает тревогу экологическая обстановка в Могилеве, Гомеле, Солигорске, Новополоцке и других городах. В Минске, в частности, из 43 объектов, которые по решению городских властей должны быть выведены за пределы города. 30 работают на прежних местах.

Сложная экологическая  обстановка и в сельской местности. Большой сброс промышленными  предприятиями плохо очищенных, а то и вовсе не очищенных вод привел к загрязнению Свислочи, Вилии, Сожа, Муховцы, Березины, Западной Двины, Днепра и других рек. Международные эксперты, изучавшие экологическую ситуацию в Беларуси, чистые пробы воды получили только на 10% обследованных территорий. Существенный вред природе наносит чрезмерное употребление минеральных удобрений, туков, пестицидов. Землю и воду отравляют крупные животноводческие комплексы, стоки которых фактически не утилизируются.

Помимо чернобыльской проблемы положение Беларуси осложнено высокой концентрацией на ее территории крупных химических, нефтехимических предприятий, предприятий машиностроения, которые размещены в Минске, Могилеве, Новополоцке, Гомеле, Светлогорске, Солигорске, Бобруйске и др и которые часто не имеют достаточно эффективных очистных сооружений.

В целом экологическая  обстановка в Беларуси остается неблагоприятной. Ежегодно накапливается 45 млн. тонн отходов, которые не перерабатываются, а складируются на свалках. В воздух выбрасывается около 3 млн. тонн вредных веществ. Почти 10% промышленных отходов сбрасывается в водоемы недостаточно очищенными. Все это создает угрозу здоровью всех жителей республики, в том числе и самому генофонду белорусской нации, представители которой составляют около 80% менее чем 10-миллионного населения Беларуси.

 

Вопрос 23. Дэмакратызацыя грамадска-палітычнага  жыцця. Развіцце галоснасці і плюралізму думак (Горбачев).

27-й съезд КПСС (25.02 – 6.03.1986 г.) и 19-я Всесоюзная конференция КПСС (28.06 – 1.07.1988 г.) уточнили политический курс и определили политику перестройки, обновления всех сфер жизни советского общества.

Перестройку предусматривалось проводить в  рамках социалистического выбора, социалистических идеалов и ценностей под лозунгом: "Больше демократии, больше социализма". Ее целями были преодоление деформаций социализма, более полное раскрытие его потенциальных возможностей, демократизация всех сторон жизни советского общества, реформирование политических институтов государства. Предусматривалось проведение выборов в Советы всех уровней с участием нескольких кандидатов.

Более демократичной  становилась избирательная система, развивались гласность и плюрализм  мнений, формировалась многопартийная система. Больше возможностей стало  для осуществления демократических прав и свобод граждан, для творческой деятельности.

Гласность – политический термин, обозначающий политику максимальной открытости в деятельности государственных учреждений и свободы информации. В узком смысле, в современном словоупотреблении, основной компонент политики перестройки, проводимый М. С. Горбачёвым во второй половине 1980-х в СССР и заключавшийся в существенном ослаблении цензуры и снятии существовавших в советском обществе многочисленных информационных барьеров.

На страницах  журналов и газет, в теле- и радиопередачах развернулась полемика об условиях общественной жизни, путях обновления социализма и ускорения реформы. Развитие публичности, которое началось сверху, довольно быстро охватило широкие слои общественности и преобразовалось в сильное течение, остановить которое команда Горбачева уже не смогла. В стране возникают неформальные клубы и объединения, где ведутся дискуссии по всех вопросах политической и общественной жизни, была существенно ограничена роль цензуры.

Одним из главных компонентов перестройки была демократизация общественно-политической жизни. Первоначальными ее составляющими являлись гласность, идеологический и политический плюрализм. Демократизация должна была создать социальное и политическое пространство, в котором формировались благоприятные условия для активизации человеческого фактора.

Первоначально демократизация и гласность в  Беларуси стали проявляться в  национально-культурных и экологических  формах. Эти процессы влияли на пробуждение  национального самосознания, повышение активности различных социальных слоев, и в первую очередь, молодежи. В 90-х гг. под влиянием перестройки в Беларуси создаются клубные объединения «Талака», «Паходня». «Тутэйшыя». Они обращаются к наиболее сложным проблемам истории и культуры нашей страны, включаются в политическую жизнь страны в связи с признанием властью идеологического и политического плюрализма.

На начальном  этапе демократизации политической системы происходит процесс обновления избирательного законодательства. В  нем определены демократические основы выборов. Например, разрешалось баллотироваться нескольким кандидатам в депутаты в одном и том же округе. Эти и другие меры, направленные на реформирование избирательной системы носили половинчатый характер. Об этом свидетельствуют результаты выборов в Верховный Совет 4 марта 1990 г. В первом туре в него было избрано только 98 депутатов из 360. Низкой была степень доверия избирателей и к кандидатам в местные органы власти. Так, в городском и районных Советах г. Минска вакантными после выборов оставалось 100 депутатских мандатов .

Важным направлением демократизации общества явилось формирование правового государства. Это связывалось  с началом пересмотра и систематизацией  законодательства. До мая 1992 г. Верховный  Совет принял 153 новых закона, в том числе такие принципиально важные, как «О государственном суверенитете», «О собственности», «О земле» и т.д.

Комиссия  Верховного Совета приступила к разработке Основного Закона - Конституции Республики Беларусь. 15 марта 1994 г. новая Конституция была принята. Беларусь провозглашалась унитарным демократическим социальным правовым государством. Конституцией вводилась президентская форма правления.

 

Вопрос 24. Утварэнне і дзейнасць палітычных партый і грамадска-палітычных рухаў. Фарміраванне шматпартыйнай сістэмы.

С развитием  демократии в обществе сложились  условия для многопартийности. На рубеже 80 -90-х гг. формируется многообразие форм собственности, что составляет основу социальной дифференциации. Возникают  новые социальные группы с многообразием интересов. Они стремятся создать политические и социальные институты для защиты своих экономических и политических устремлений. В политической сфере формируются разнообразные политические теории и идеологии, зарождаются новые демократические традиции. В духовной сфере появляются свобода взглядов, убеждений, свобода слова. Зарождающимся партиям предоставляется право на получение и распространение своевременной достоверной информации о деятельности органов государственной власти. Открывается доступ к средствам массовой информации в порядке, установленном законом.

На протяжении 90-х годов были созданы правовые основы для многопартийности.

Третий съезд  народных депутатов (март 1990 г.) отменяет статью шестую Конституции СССР, которая  закрепляла монополию на власть одной партии.

Узнікненню  ў Беларусі новых партый і палітычных рухаў садзейнічаў Закон СССР "Аб грамадскіх аб'яднаннях", які  ўступіў у дзеянне з 1 студзеня 1991 г. У выніку ў рэспубліцы на сярэдзіну 1993 г. прайшлі рэгістрацыю 12 партый і 7 грамадска-палітычных рухаў. Адрозненне паміж сабою партый і рухаў заключаецца ў праграмных мэтах, шляхах іх дасягнення, прынцыпах арганізацыйнай пабудовы. У партыях звычайна устанаўліваецца фіксаванане членства, а ў рухах гэта адсутнічае, затое ў іх склад на правах калектыўных членаў нярэдка ўваходзяць нават партыі і ўстановы.

У чэрвені 1989 г. на з'езде ў Вільнюсе арганізацыйна  аформіўся Беларускі народны  фронт "Адраджэнне". У праграмнай заяве было падкрэслена, што БНФ  выступае за перабудову грамадства на прынцыпах дэмакратыі і сацыяльнай справядлівасці, прававую дзяржаву, реальны суверэнітэт Беларусі.

У лістападзе 1990 г. адбыўся ўстаноўчы з'езд  Аб'яднанай дэмакратычнай партыі Беларусі (АДПБ). Галоўная праграмнай мэтай  партыя аб'явіла пабудову дэмакратычнага грамадства з прыярытэтам агульначалавечых каштоўнасцей. Па сваей арыентацыі АДПБ стала арганізацыяй агульнадэмакратычнай накіраванасці і выступала за свабоду асобы, прыватную ўласнасць, сямейныя традыцыі.

Для абароны  палітычных правоў і эканамічных  інтарэсаў сялянства ў лютым 1991 г. была створана Беларуская сялянская партыя (БСП). Галоўная сваей задачай партыя прызнала ажыццяўленне зямельнай рэформы і ліквідацыю камандна-адміністрацыйнай сістэмы ў сельскай гааспадарцы. Рэформа павінна была праходзіць па двух напрамках: стварэнне фермерскіх гаспадарак і пераўтварэнне калгасаў і саўгасаў у асацыяцыі і акцыянерныя таварыствы. Сялянам трэба было вярнуць права ўласнасці на зямлю.

Група народных дэпутатаў у Вярхоўным Савеце БССР, навукоўцаў і пісьменнікаў арганізавала сваю партыю – Беларускую сацыял-дэмакратычную грамаду (БСДГ), устаноўчы з'езд якой адбыўся ў 1991 г. Асноўная мэтай грамада аб'явіла пабудову свабоднага і дэмакратычнага грамадства, заснаванага на прынцыпах свабоды, роўнасці, прыярытэту права. БСДГ выступіла за пераўтварэнне грамадства з дапамогай рэформ, без прымусу і насілля пры дасягненні сваіх мэт, абапіраючыся на Канстытуцыю і заканадаўства.

В 1991 году принят Закон «Об общественных объединениях». В нем определен порядок создания и деятельности различных политических партий и общественных объединений.

В настоящее  время процесс создания и деятельности политических партий в Беларуси регулируется Конституцией (ст. 4,5), законом «О политических партиях» (1994), Законом «Об общественных объединениях» (1994).

В январе 1999 г. был издан Декрет Президента республики Беларусь «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений.

Указанные выше изменения в обществе придали  динамику процессу образования политических партий.

В 1991 году в  республике действовало 15 политических партий, в 1995 - 34, в 1997 - 46 партий, более  тысячи общественных объединений и  фондов. В 2002 г. - 18 партий.

Обновлялось профсоюзное движение. В октябре 1990 г. состоялся первый съезд Федерации профсоюзов Беларуси (ФПБ), являющейся самым крупным общественным объединением в стране. В ноябре 1991 г. состоялся учредительный съезд Свободных профсоюзов Беларуси, которые объявили себя конкурентами ФПБ.

В июле 1994 г. состоялись выборы Президента Республики Беларусь. На этот пост претендовало шесть кандидатов. В результате всенародного волеизъявления первым в белорусской истории президентом 10 июля 1994 г. стал А.Г. Лукашенко. За него проголосовали 81 % участвующих в выборах. Предвыборная программа А.Г. Лукашенко предусматривала такие важные положения, как обеспечение суверенитета страны, ее экономической и политической стабильности, проведения курса на реформирование общества, улучшение материального положения трудящихся, борьба с коррупцией и преступностью. Эта программа последовательно реализовывалась на протяжении 90-х гг. на практике.

Одним из главных  политических событий этого стало  Всебелорусское народное собрание, состоявшееся 19-20 октября 1996 г. Это своеобразное вече обсудило основные положения Программы социально-экономического развития республики до 2000-го года.

 

Вопрос 25. Прыняцце Дэкларацыі аб дзяржаўным суверэнітэце і наданне ей статуса  Канстытуцыйнага закона.

18 июня 1990 года — под влиянием Декларации  о государственном суверенитете РСФСР 12 июня, Верховным Советом БССР принимается решения о подготовке Декларации о государственном суверенитете.

23 июля проект  декларации был представлен и  находился на утверждении по  статьям и отдельным формулировкам.  В итоге 27 июля за принятие Декларации целиком проголосовало 229 депутатов из 232 зарегистрировавшихся (при трёх не голосовавших).

27 июля 1990 года Верховным Советом БССР  была принята Декларация Верховного Совета «О государственном суверенитете Белорусской советской социалистической республики». В Декларации было заявлено о верховенстве на территории республики Конституции БССР и её законов.

В то же время, 17 марта 1991 по итогам референдума о сохранении СССР 82,7 % проголосовавших высказались за сохранение СССР.

Однако  после событий августа 1991 Верховный  Совет БССР 25 августа 1991 принял решение  о придании Декларации о государственном  суверенитете статуса конституционного закона (для принятия было необходимо 232 голоса, 253 высказались «За»). На основании этого были внесены изменения и дополнения в Конституцию 1978 г. В этот же день были также приняты постановления об обеспечении политической и экономической самостоятельности республики и о приостановке деятельности КПБ.

19 сентября 1991 г. Белорусская Советская Социалистическая  Республика (БССР) была переименована  в Республику Беларусь, были приняты  новый государственный герб и  новый государственный флаг, а  позднее — новая Конституция  и гражданский паспорт.

День независимости (главный национальный праздник) был  приурочен к дате принятия Декларации о государственном суверенитете и с 1991 по 1996 годы отмечался 27 июля. После республиканского референдума 1996 года было принято решение о праздновании Дня независимости 3 июля, в день освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.

О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ДЕКЛАРАЦИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 27 июля 1990 г. N 193-XII

 Верховный  Совет Республики Беларусь, выражая волю народа Республики Беларусь, осознавая ответственность за судьбу белорусской нации, подтверждая уважение достоинства и прав людей всех национальностей, проживающих в Республике Беларусь, свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов Союза ССР и мира, считая республику полноправным и независимым членом мирового сообщества, действуя в соответствии с принципами Всеобщей декларации прав человека и другими общепризнанными международно-правовыми актами, торжественно провозглашает полный государственный суверенитет Республики Беларусь как верховенство, самостоятельность  и полноту государственной власти республики в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях и заявляет о решительности создать правовое государство.

Информация о работе Истории Беларуси