Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 18:43, шпаргалка
Разработка плана нападения на СССР началась директивой № 21 “План Барбаросса” (план был назван именем германского короля, участника крестовых походов в 12 в. Фридриха 1 Барабароссы) и подписана фюрером германского рейха 18 декабря 1940 г. Стратегической задачей данного плана были разгром в кратчайшие сроки (до окончания войны с Англией к осени 1941 г.) основных сил КА на запад от Днепра и Западной Двины, захват важнейших политических и экономических центров, в том числе Москвы, Ленинграда, Донбасса.
В первые годы после катастрофы, несмотря на многочисленные заверения и обещания союзных и республиканских руководителей, коренных сдвигов в решении возникших проблем не произошло. Деятельность по преодолению последствий чернобыльской катастрофы активизировал избранный в 1989 г. Верховный Совет БССР. Он одобрил разработанную правительством долгосрочную госпрограмму ликвидации последствий аварии на 1990 – 95 гг. Было построено 18 тыс. квартир для переселенцев.
В 1986 – 90 гг. на цели по ликвидации экологических проблем было выделено 702,4 млн. рублей. В 1990 г. обезврежено 4 млн. тонн веществ, в то время как в 1985 г. – 3,2 млн. тонн. В 1992 году было выделено почти 20 % государственного бюджета, в 1994 г. – 10 %, в 1997 – 10 %. Но это не привело к существенному улучшению ситуации. По-прежнему вызывает тревогу экологическая обстановка в Могилеве, Гомеле, Солигорске, Новополоцке и других городах. В Минске, в частности, из 43 объектов, которые по решению городских властей должны быть выведены за пределы города. 30 работают на прежних местах.
Сложная экологическая обстановка и в сельской местности. Большой сброс промышленными предприятиями плохо очищенных, а то и вовсе не очищенных вод привел к загрязнению Свислочи, Вилии, Сожа, Муховцы, Березины, Западной Двины, Днепра и других рек. Международные эксперты, изучавшие экологическую ситуацию в Беларуси, чистые пробы воды получили только на 10% обследованных территорий. Существенный вред природе наносит чрезмерное употребление минеральных удобрений, туков, пестицидов. Землю и воду отравляют крупные животноводческие комплексы, стоки которых фактически не утилизируются.
Помимо чернобыльской проблемы положение Беларуси осложнено высокой концентрацией на ее территории крупных химических, нефтехимических предприятий, предприятий машиностроения, которые размещены в Минске, Могилеве, Новополоцке, Гомеле, Светлогорске, Солигорске, Бобруйске и др и которые часто не имеют достаточно эффективных очистных сооружений.
В целом экологическая обстановка в Беларуси остается неблагоприятной. Ежегодно накапливается 45 млн. тонн отходов, которые не перерабатываются, а складируются на свалках. В воздух выбрасывается около 3 млн. тонн вредных веществ. Почти 10% промышленных отходов сбрасывается в водоемы недостаточно очищенными. Все это создает угрозу здоровью всех жителей республики, в том числе и самому генофонду белорусской нации, представители которой составляют около 80% менее чем 10-миллионного населения Беларуси.
Вопрос 23. Дэмакратызацыя грамадска-палітычнага жыцця. Развіцце галоснасці і плюралізму думак (Горбачев).
27-й съезд КПСС (25.02 – 6.03.1986 г.) и 19-я Всесоюзная конференция КПСС (28.06 – 1.07.1988 г.) уточнили политический курс и определили политику перестройки, обновления всех сфер жизни советского общества.
Перестройку
предусматривалось проводить в
рамках социалистического выбора, социалистических
идеалов и ценностей под
Более демократичной
становилась избирательная
Гласность – политический термин, обозначающий политику максимальной открытости в деятельности государственных учреждений и свободы информации. В узком смысле, в современном словоупотреблении, основной компонент политики перестройки, проводимый М. С. Горбачёвым во второй половине 1980-х в СССР и заключавшийся в существенном ослаблении цензуры и снятии существовавших в советском обществе многочисленных информационных барьеров.
На страницах журналов и газет, в теле- и радиопередачах развернулась полемика об условиях общественной жизни, путях обновления социализма и ускорения реформы. Развитие публичности, которое началось сверху, довольно быстро охватило широкие слои общественности и преобразовалось в сильное течение, остановить которое команда Горбачева уже не смогла. В стране возникают неформальные клубы и объединения, где ведутся дискуссии по всех вопросах политической и общественной жизни, была существенно ограничена роль цензуры.
Одним из главных компонентов перестройки была демократизация общественно-политической жизни. Первоначальными ее составляющими являлись гласность, идеологический и политический плюрализм. Демократизация должна была создать социальное и политическое пространство, в котором формировались благоприятные условия для активизации человеческого фактора.
Первоначально демократизация и гласность в Беларуси стали проявляться в национально-культурных и экологических формах. Эти процессы влияли на пробуждение национального самосознания, повышение активности различных социальных слоев, и в первую очередь, молодежи. В 90-х гг. под влиянием перестройки в Беларуси создаются клубные объединения «Талака», «Паходня». «Тутэйшыя». Они обращаются к наиболее сложным проблемам истории и культуры нашей страны, включаются в политическую жизнь страны в связи с признанием властью идеологического и политического плюрализма.
На начальном этапе демократизации политической системы происходит процесс обновления избирательного законодательства. В нем определены демократические основы выборов. Например, разрешалось баллотироваться нескольким кандидатам в депутаты в одном и том же округе. Эти и другие меры, направленные на реформирование избирательной системы носили половинчатый характер. Об этом свидетельствуют результаты выборов в Верховный Совет 4 марта 1990 г. В первом туре в него было избрано только 98 депутатов из 360. Низкой была степень доверия избирателей и к кандидатам в местные органы власти. Так, в городском и районных Советах г. Минска вакантными после выборов оставалось 100 депутатских мандатов .
Важным направлением демократизации общества явилось формирование правового государства. Это связывалось с началом пересмотра и систематизацией законодательства. До мая 1992 г. Верховный Совет принял 153 новых закона, в том числе такие принципиально важные, как «О государственном суверенитете», «О собственности», «О земле» и т.д.
Комиссия Верховного Совета приступила к разработке Основного Закона - Конституции Республики Беларусь. 15 марта 1994 г. новая Конституция была принята. Беларусь провозглашалась унитарным демократическим социальным правовым государством. Конституцией вводилась президентская форма правления.
Вопрос
24. Утварэнне і дзейнасць
С развитием демократии в обществе сложились условия для многопартийности. На рубеже 80 -90-х гг. формируется многообразие форм собственности, что составляет основу социальной дифференциации. Возникают новые социальные группы с многообразием интересов. Они стремятся создать политические и социальные институты для защиты своих экономических и политических устремлений. В политической сфере формируются разнообразные политические теории и идеологии, зарождаются новые демократические традиции. В духовной сфере появляются свобода взглядов, убеждений, свобода слова. Зарождающимся партиям предоставляется право на получение и распространение своевременной достоверной информации о деятельности органов государственной власти. Открывается доступ к средствам массовой информации в порядке, установленном законом.
На протяжении 90-х годов были созданы правовые основы для многопартийности.
Третий съезд народных депутатов (март 1990 г.) отменяет статью шестую Конституции СССР, которая закрепляла монополию на власть одной партии.
Узнікненню ў Беларусі новых партый і палітычных рухаў садзейнічаў Закон СССР "Аб грамадскіх аб'яднаннях", які ўступіў у дзеянне з 1 студзеня 1991 г. У выніку ў рэспубліцы на сярэдзіну 1993 г. прайшлі рэгістрацыю 12 партый і 7 грамадска-палітычных рухаў. Адрозненне паміж сабою партый і рухаў заключаецца ў праграмных мэтах, шляхах іх дасягнення, прынцыпах арганізацыйнай пабудовы. У партыях звычайна устанаўліваецца фіксаванане членства, а ў рухах гэта адсутнічае, затое ў іх склад на правах калектыўных членаў нярэдка ўваходзяць нават партыі і ўстановы.
У чэрвені 1989 г. на з'езде ў Вільнюсе арганізацыйна аформіўся Беларускі народны фронт "Адраджэнне". У праграмнай заяве было падкрэслена, што БНФ выступае за перабудову грамадства на прынцыпах дэмакратыі і сацыяльнай справядлівасці, прававую дзяржаву, реальны суверэнітэт Беларусі.
У лістападзе
1990 г. адбыўся ўстаноўчы з'езд
Аб'яднанай дэмакратычнай
Для абароны палітычных правоў і эканамічных інтарэсаў сялянства ў лютым 1991 г. была створана Беларуская сялянская партыя (БСП). Галоўная сваей задачай партыя прызнала ажыццяўленне зямельнай рэформы і ліквідацыю камандна-адміністрацыйнай сістэмы ў сельскай гааспадарцы. Рэформа павінна была праходзіць па двух напрамках: стварэнне фермерскіх гаспадарак і пераўтварэнне калгасаў і саўгасаў у асацыяцыі і акцыянерныя таварыствы. Сялянам трэба было вярнуць права ўласнасці на зямлю.
Група народных дэпутатаў у Вярхоўным Савеце БССР, навукоўцаў і пісьменнікаў арганізавала сваю партыю – Беларускую сацыял-дэмакратычную грамаду (БСДГ), устаноўчы з'езд якой адбыўся ў 1991 г. Асноўная мэтай грамада аб'явіла пабудову свабоднага і дэмакратычнага грамадства, заснаванага на прынцыпах свабоды, роўнасці, прыярытэту права. БСДГ выступіла за пераўтварэнне грамадства з дапамогай рэформ, без прымусу і насілля пры дасягненні сваіх мэт, абапіраючыся на Канстытуцыю і заканадаўства.
В 1991 году принят
Закон «Об общественных объединениях».
В нем определен порядок
В настоящее время процесс создания и деятельности политических партий в Беларуси регулируется Конституцией (ст. 4,5), законом «О политических партиях» (1994), Законом «Об общественных объединениях» (1994).
В январе 1999 г. был издан Декрет Президента республики Беларусь «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений.
Указанные выше изменения в обществе придали динамику процессу образования политических партий.
В 1991 году в республике действовало 15 политических партий, в 1995 - 34, в 1997 - 46 партий, более тысячи общественных объединений и фондов. В 2002 г. - 18 партий.
Обновлялось профсоюзное движение. В октябре 1990 г. состоялся первый съезд Федерации профсоюзов Беларуси (ФПБ), являющейся самым крупным общественным объединением в стране. В ноябре 1991 г. состоялся учредительный съезд Свободных профсоюзов Беларуси, которые объявили себя конкурентами ФПБ.
В июле 1994 г. состоялись выборы Президента Республики Беларусь. На этот пост претендовало шесть кандидатов. В результате всенародного волеизъявления первым в белорусской истории президентом 10 июля 1994 г. стал А.Г. Лукашенко. За него проголосовали 81 % участвующих в выборах. Предвыборная программа А.Г. Лукашенко предусматривала такие важные положения, как обеспечение суверенитета страны, ее экономической и политической стабильности, проведения курса на реформирование общества, улучшение материального положения трудящихся, борьба с коррупцией и преступностью. Эта программа последовательно реализовывалась на протяжении 90-х гг. на практике.
Одним из главных политических событий этого стало Всебелорусское народное собрание, состоявшееся 19-20 октября 1996 г. Это своеобразное вече обсудило основные положения Программы социально-экономического развития республики до 2000-го года.
Вопрос 25. Прыняцце Дэкларацыі аб дзяржаўным суверэнітэце і наданне ей статуса Канстытуцыйнага закона.
18 июня
1990 года — под влиянием
23 июля проект
декларации был представлен и
находился на утверждении по
статьям и отдельным
27 июля 1990 года Верховным Советом БССР была принята Декларация Верховного Совета «О государственном суверенитете Белорусской советской социалистической республики». В Декларации было заявлено о верховенстве на территории республики Конституции БССР и её законов.
В то же время, 17 марта 1991 по итогам референдума о сохранении СССР 82,7 % проголосовавших высказались за сохранение СССР.
Однако после событий августа 1991 Верховный Совет БССР 25 августа 1991 принял решение о придании Декларации о государственном суверенитете статуса конституционного закона (для принятия было необходимо 232 голоса, 253 высказались «За»). На основании этого были внесены изменения и дополнения в Конституцию 1978 г. В этот же день были также приняты постановления об обеспечении политической и экономической самостоятельности республики и о приостановке деятельности КПБ.
19 сентября
1991 г. Белорусская Советская
День независимости (главный национальный праздник) был приурочен к дате принятия Декларации о государственном суверенитете и с 1991 по 1996 годы отмечался 27 июля. После республиканского референдума 1996 года было принято решение о праздновании Дня независимости 3 июля, в день освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.
О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ДЕКЛАРАЦИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 27 июля 1990 г. N 193-XII
Верховный Совет Республики Беларусь, выражая волю народа Республики Беларусь, осознавая ответственность за судьбу белорусской нации, подтверждая уважение достоинства и прав людей всех национальностей, проживающих в Республике Беларусь, свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов Союза ССР и мира, считая республику полноправным и независимым членом мирового сообщества, действуя в соответствии с принципами Всеобщей декларации прав человека и другими общепризнанными международно-правовыми актами, торжественно провозглашает полный государственный суверенитет Республики Беларусь как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях и заявляет о решительности создать правовое государство.