Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 18:43, шпаргалка
Разработка плана нападения на СССР началась директивой № 21 “План Барбаросса” (план был назван именем германского короля, участника крестовых походов в 12 в. Фридриха 1 Барабароссы) и подписана фюрером германского рейха 18 декабря 1940 г. Стратегической задачей данного плана были разгром в кратчайшие сроки (до окончания войны с Англией к осени 1941 г.) основных сил КА на запад от Днепра и Западной Двины, захват важнейших политических и экономических центров, в том числе Москвы, Ленинграда, Донбасса.
Несмотря на то, что промышленность в целом справилась с заданиями семилетки, негативных явлений избежать не удалось. Значительное количество предприятий выпускало продукцию устаревших образцов. Снизились темпы роста валовой продукции промышленности, снизилась производительность труда. Не оправдали себя попытки перестройки промышленности по территориальному принципу. В начале 60-х гг. началось снижение производства сельскохозяйственной продукции. Не дала положительных результатов и реорганизация МТС, в результате которой колхозы оказались в больших долгах у государства. Появился дефицит не только промышленных товаров, но и сельскохозяйственных продуктов. Страна стала закупать зерно за границей. Стало очевидным, что экстенсивный путь развития экономики исчерпал себя.
В середине 60-х годов были проведены экономические реформы. В промышленности вернулись к отраслевому принципу руководства. В Беларуси вместо одного совнархоза было создано 6 министерств союзно-республиканских и 3 республиканских. Предусматривалось расширение хозяйственной самостоятельности предприятий. Сократилось количество утверждаемых "сверху" плановых показателей (вместо 109 только 9). Предприятиям разрешалось распоряжаться частью полученной ими прибыли. Создавались три фонда: развития производства и усовершенствования техники, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства. Деятельность предприятий оценивалась не по валовой, а по реализованной продукции.
Реформы середины 60-х гг. дали определенный импульс экономическому развитию страны, в том числе и Беларуси. 1. Возвращение к отраслевому принципу (вместо совнархозов было создано 6 союзно-республиканских и 3 республиканских министерства). 2. Вместо более чем 100 показателей определялись только 9. Работа предприятий оценивалась не по тому, сколько продукции произведено, а сколько реализовано. 3. Из прибыли предприятия, если таковая была, создавались помимо фонда развития производства фонды материального поощрения для рабочих.
Это нашло отражение в выполнении восьмого пятилетнего плана (1966-1970). Объем промышленной продукции увеличился в 1,8 раза.
В целом реформы 60-х
гг. не достигли цели и к началу 70-х
гг. были фактически прекращены. Отрицательную
роль здесь сыграли приверженность
руководства командно-
Вместе с тем, в 70-80-е
гг. экономика Беларуси, как и
в целом СССР, стала снижать
темпы роста. В 1982 г. среднегодовой
прирост национального дохода составил
3,4%. Научно-технический прогресс затронул
в первую очередь оборонную промышленнос
Таким образом, командно-административные методы руководства экономикой к середине 80-х гг. себя изжили. Настала необходимость глубоких социально-экономических и политических реформ.
Вопрос 17. Сельская гаспадарка (сяр. 50 – сяр. 80-х гг.).
После решений сентябрьского (1953 г.) Пленума ЦК КПСС, который определил меры по экономическому укреплению сельского хозяйства, повышению самостоятельности колхозов и совхозов, материальной заинтересованности крестьян, несколько улучшилось состояние сельского хозяйства. Укрепилась экономика колхозов и совхозов, росло производство сельхозпродукции. В 1958 г. машино-тракторные станции (МТС) были преобразованы в ремонтно-технические станции (РТС). Техника МТС была продана колхозам.
С середины 1950-х гг. производство сх продукции в республике неуклонно возрастало, что определялось следующими факторами: стимулированием колхозно-совхозного производства (повышение закупочных цен, обеспечение села техникой, кадрами механизаторов, агрономов, инженеров); снижением налогового пресса на единоличные хозяйства (оплата в большей степени за земельную площадь, а на за то, что на ней выращивалось).
В начале 60-х гг. началось снижение производства сельскохозяйственной продукции. Не дала положительных результатов и реорганизация МТС, в результате которой колхозы оказались в больших долгах у государства. Появился дефицит не только промышленных товаров, но и сельскохозяйственных продуктов. Страна стала закупать зерно за границей. Стало очевидным, что экстенсивный путь развития экономики исчерпал себя.
В середине 60-х годов
были проведены экономические реформ
На положение дел в сх в первой половине 60-х гг. отразилась поспешность в реорганизации МТС (с 1958 г.). Большинство колхозов, не имея возможности выкупить всю технику сразу, вынуждены были залезть в долги к государству. Существенную опасность для сх представляла также кампания по ликвидации личных хозяйств, которая развернулась под лозунгом непосредственного перехода к коммунизму.
Реформы середины 60-х гг. дали определенный импульс экономическому развитию страны, в том числе и Беларуси. Это нашло отражение в выполнении восьмого пятилетнего плана (1966-1970). Валовая продукция сельского хозяйства возросла по сравнению с семилеткой на 45%. В сельском хозяйстве создавались животноводческие комплексы и фермы, осуществлялась механизация сельскохозяйственных работ, мелиорация заболоченных земель.
Пытаясь удешевить производство
животноводческой продукции по опыту
ГДР, с конца 1960-х гг. в республике
стали создавать крупные
В целом реформы 60-х гг. не достигли цели и к началу 70-х гг. были фактически прекращены. Отрицательную роль здесь сыграли приверженность руководства командно-административному стилю, недоверие к экономическим методам управления. Но ситуация в эти годы в Беларуси не была еще критической.
Вместе с тем, в 70-80-е гг. экономика Беларуси, как и в целом СССР, стала снижать темпы роста. За 1970 – 84 гг. уменьшилось почти в 1,5 раза сельское население. В 1982 г. была сделана попытка улучшить ситуацию в сх (Продовольственная программа). Наряду со стимулированием колхозно-совхозного производства обращалось определенное внимание и на производство в личных подсобных хозяйствах. Изменилась система управления сельским хозяйством (агропромышленный комплекс). В 1982 г. среднегодовой прирост национального дохода составил 3,4%. Противоречиво развивалось и сельское хозяйство Беларуси. С одной стороны, шло укрепление его материально-технической базы, а с другой - снижались темпы развития сельскохозяйственного производства. Росло количество нерентабельных хозяйств.
Этому способствовал рост стоимости техники, отчуждение крестьянина от средств производства, низкая заработная плата, плохие социально-культурные условия и т. д. Все это привело к оттоку мужского населения в города, "старению" деревни. Не дали результатов и решения майского Пленума ЦК КПСС о Продовольственной программе. Несмотря на то, что изменилась система управления сельским хозяйством, что создавались агропромышленные комплексы, что в сельское хозяйство вкладывались огромные средства - аграрная проблема осталась нерешенной.
Таким образом, командно-административные методы руководства экономикой к середине 80-х гг. себя изжили. Настала необходимость глубоких социально-экономических и политических реформ.
Вопрос 18. Грамадска-палітычнае жыцце (сяр. 50 – сяр. 80-х гг.).
С 5 марта 1953 г до октября 1964 г. – политическая “оттепель”. Необходимо было решить ряд задач: ликвидация тоталитарного режима и переход к коллективному руководству, остановление массовых репрессий и реабилитация жертв сталинского террора, изменение экономической политики, изменение внешенполитической доктрины.
Решения ХХ Съезда КПСС (13 февраля 1956 г.) подтвердили изменение политического курса, разрыв со многими сталинскими постулатами и традициями. На закрытом заседании съезда с докладом “О культе личности и его итогах” выступил Н. С. Хрущев. 30 июня 1956 г. – постановление ЦК КПСС “О преодолении культа личности и его итогах”.
После ХХ Съезда КПСС (1956 г.) в БССР начался процесс реабилитации жертв сталинских репрессий. С 1955 по 1963 гг. было реабилитировано 5 619 человек. Среди них партийные, государственные и общественные деятели В.Г. Кнорин, Н.Ф. Гикало, Н.М. Голодед, А.Г. Червяков, И.П. Уборевич и др.
Однако к реабилитации отношение руководства страны было сложным. Например, до 1988 г. власти не соглашались на партийную реабилитацию Д. Жилуновича, В. Ластовского, В. Игнатовского и др. С приходом к власти Л.И. Брежнева реабилитация была почти прекращена. С 1972 по 1988 гг. было реабилитировано только 169 человек.
Общественно-политическая жизнь этого период характеризуется борьбой 2 тенденций: консерватизма и демократизма.
Процесс либерализации, который затронул разные сферы общественной жизни, начался, прежде всего, с демократизации. Стали регулярно созываться съезды и пленумы ЦК КПСС и партийных организаций союзных республик. По важнейшим вопросам развития народного хозяйства начали созываться совещания.
В эти годы партийную организацию Беларуси возглавляли К.Т. Мазуров, П.М. Машеров, Совет Министров - Т.Я. Киселев , Верховный Совет - С.О. Притыцкий, Н.А. Сурганов. Все они много сделали для развития экономики, культуры, улучшения материального благосостояния народа, имели свои взгляды на решение тех или иных проблем, пользовались уважением народа.
В деятельности компартии Беларуси, Советов, профсоюзов, комсомола углублялась колегиальность и делалались соответствующие заходы к расширению участия населения в их работе.
11 марта 1957 г. Верховный
Совет СССР принял закон,
В октябре 1961 г. на ХХII съезде КПСС была принята новая партийная программа, которая поставила цель уже через 20 лет построить коммунизм в СССР и обеспечить народу самый высокий жизненный уровень.
В 1962 г. была изменена структура руководящих партийных органов Беларуси. Они были разделены на промышленные и сельские. Были созданы Президиум ЦК КПБ, Бюро ЦК по управлению промышленности и строительству, Бюро ЦК по управлению сх, а также единый контролирующий орган - Комитет партийно-государственного контроля. В Беларуси было создано 12 обкомов, 25 горкомов, 23 комитета по промышленным зонам и 77 - по производственным колхозно-совхозным управлениям. По такому принципу были разделены советские, комсомольские, профсоюзные и общественные организации. Эта структура не оправдала себя и в 1964 г. была ликвидирована.
Началом нового этапа советской истории явился октябрьский (1964) пленум ЦК КПСС, который освободил Н.С. Хрущева от занимаемых должностей и избрал первым секретарем ЦК КПСС Л.И. Брежнева, который сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Повышение руководящей роли партии объявлялось универсальным средством решения всех экономических и социальных проблем. Партия объявляет курс на стабилизацию общества. В политической лексикон вводятся новые понятия: "развитой социализм", "развивающийся социализм", "зрелый социализм". Из общественно -политической литературы, докладов, материалов съездов и пленумов исчезают недостатки, проблемы. Действительность лакируется на фоне нарастающих экономических трудностей.
В этих условиях в стране назревает недовольство населения. Представители интеллигенции начали выступать с критикой Системы. Высшее политическое руководство все делало для того, чтобы покончить с политической оттепелью, резко усилилась цензура. В 1969 г. ЦК КПБ принял решение любые отклонения от официальных установок осуждать. Под борьбу с инакомыслием была подведена статья 67, которая предусматривала за агитацию или пропаганду с целью дискредитации власти, распространение, производство и хранение литературы такого содержания - наказание лишением свободы на срок от шести месяцев до семи лет с высылкой на срок от двух до пяти лет. Людям, которые осмелились, открыто выступать против нарушений прав человека, несправедливости, высказать недовольство проводимой политикой клеился ярлык "диссидента" и они подвергались преследованиям властей.
Авторитет партии сильно пошатнулся, а ее престарелые руководители вызывали раздражение у народа. Экономические проблемы настолько разрослись, что стали угрожать существующей Системе. Общество ждало перемен.
Вопрос 19. Сацыяльнае становішча насельніцтва (сяр. 50 – сяр. 80-х гг.).
В середине 1950-х гг. советским
руководством были сделаны попытки
повернуть экономику к нуждам
человека. Было изменено налогообложение,
что позволило колхозникам