Истории Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 18:43, шпаргалка

Описание работы

Разработка плана нападения на СССР началась директивой № 21 “План Барбаросса” (план был назван именем германского короля, участника крестовых походов в 12 в. Фридриха 1 Барабароссы) и подписана фюрером германского рейха 18 декабря 1940 г. Стратегической задачей данного плана были разгром в кратчайшие сроки (до окончания войны с Англией к осени 1941 г.) основных сил КА на запад от Днепра и Западной Двины, захват важнейших политических и экономических центров, в том числе Москвы, Ленинграда, Донбасса.

Работа содержит 1 файл

Otvety_na_voprosy_k_ekzamenu.doc

— 635.00 Кб (Скачать)

 

Вопрос 33. Праграма сацыяльна-эканамічнага развіцця Беларусі на 1996 – 2000 гг. (I Усебеларускі сход).

I Всебелорусское народное  собрание состоялось в Минске 19-20 октября 1996 года. В этот период  перед республикой, выходившей из кризиса начала 90-х годов прошлого столетия, стояли серьезные задачи. Нужно было остановить инфляцию, сократить дефицит госбюджета, не погрязнуть в долгах. Все ключевые проблемы, с которыми сталкивалась страна, были вынесены на обсуждение делегатов первого всебелорусского форума.

В 1996 году разработаны  Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2010 года, Основные направления социально-экономического развития республики на 1996-2000 годы.

Собрание приняло первую в истории суверенной Беларуси программу социально-экономического развития республики на пятилетку. В документе были определены три приоритета в развитии страны – экспорт, жилье, продовольствие. Экспортный сектор призван был обеспечить экономику необходимой для поддержания и развития валютой. Строительство жилья рассматривалось не только как забота о нуждающихся, но и как мощная отрасль народного хозяйства, которая сама способна была стать одним из основных локомотивов вывода экономики из кризиса. Поддержка сельского хозяйства обеспечивала продовольственную безопасность страны с одной стороны, с другой – экспорт сельскохозяйственной продукции являлся важной статьей валютных поступлений. Собрание одобрило в целом основные направления эволюционного пути социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы и предложенные Президентом изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь 1994 года.

В социально-экономическом  развитии Республики Беларусь 1996-2000 годы явились переломным этапом в преодолении глубоких кризисных явлений, происходящих в стране вследствие развала СССР и проводимых с 1991 по 1994 годы либеральных экономических реформ. Либерализация цен в 1992 г. вызвала острый финансовый кризис, последствием чего явилась галопирующая инфляция. В целях вывода страны из кризисного состояния в 1994 г. была разработана Программа неотложных мер, реализация которой позволила в определенной мере снизить уровень инфляции и дефицит государственного бюджета, затормозить падение уровня жизни народа, приостановить обвальный спад производства. В этой связи возникла новая задача создать предпосылки для перехода от спада производства к его стабилизации и росту. В этих целях были разработаны и утверждены Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 – 2000 гг., где в качестве приоритетов были определены экспорт, жилье и продовольствие.

На новой основе была восстановлена система управления экономикой, отвечающая реалиям переходного  периода, внесены коррективы в обеспечение социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ с учетом созревания объективных для этого предпосылок в области ценообразования, разгосударствления и приватизации.

Реализация принятых мер позволила в 1996 г. не только преодолеть спад производства, но и достигнуть положительной динамики основных макроэкономических процессов, обеспечить ежегодные приросты ВВП, производства промышленной продукции и потребительских товаров. В определенной мере удалось стабилизировать положение на внутреннем потребительском рынке (табл.9.1.).

В 1996 – 2000 гг. выделяются две различные тенденции: тенденция  относительно высоких темпов роста, характерная для начала периода (1996 – I половина 1998 гг.) и замедление темпов экономического развития во второй его половине. Последнее обусловлено тем, что многие факторы, стимулировавшие экономический рост начала пятилетия, такие, как недоиспользованный производственный и научно-технический потенциал, политика денежной экспансии, жесткое регулирование цен в основном исчерпали себя. С 1998 г. обострились инфляционные процессы. В сложившейся ситуации в качестве основной цели на 1999-2000 гг. было уже определено достижение финансовой стабилизации реального сектора экономики, укрепление национальной валюты, совершенствование системы ценообразования и на этой основе поддержание устойчивого экономического роста и повышение уровня жизни населения.

Однако накопленный  инфляционный потенциал не привел к  существенному улучшению экономической  ситуации. В результате темпы социально-экономического развития начали замедляться. Ухудшилось положение в финансово-кредитной и валютной сферах. Возросла кредиторская и дебиторская задолженность. Не снижалось число убыточных предприятий, сохранялся низкий уровень рентабельности реализуемой продукции, что не  обеспечивало условий для расширенного воспроизводства.

На 1996 – 2000 гг. одним из приоритетных направлений экономического развития было определено повышение  уровня самообеспечения страны продуктами питания и обеспечение продовольственной безопасности государства. Однако объемы производства сельскохозяйственной продукции уменьшились. Снизился удельный вес продукции сельского хозяйства в ВВП. Если в 1990 г. он составил 22,9%, то в 1999 г.-10,7%. Увеличилось число убыточных предприятий, уровень рентабельности сельскохозяйственного производства снизился до 5%.

В условиях осложнения финансовых проблем не обновляются основные фонды, при этом износ их активной части в большинстве отраслей народного хозяйства достигает 70 и более процентов. Не удалось обеспечить интенсификацию инвестиционных процессов за счет внутренних сбережений. Доля банковских вкладов населения в ВВП страны составляет менее 2%, существенно уменьшились сбережения населения в денежных доходах. Административное подавление инфляции оборачивается нарастанием ценовых диспропорций, а длительное замораживание цен не способствует обеспечению стабилизации внутреннего рынка.

Неустойчивое финансово-экономическое  положение не могло не сказаться  на уровне жизни населения. В 1999 г. 78,8% населения располагало доходами на одного члена семьи ниже минимального потребительского бюджета, а 46% – ниже бюджета прожиточного минимума.

Таким образом, оценка основных тенденций социально-экономического развития страны позволяет выделить следующие основные проблемы, требующие первоочередного решения: высокий уровень инфляции, несбалансированность цен между секторами экономики и в отраслевом разрезах; дефицит валютных ресурсов; недостаточная концентрация ресурсов на приоритетных направлениях; высокий уровень износа основных фондов и недостаточные темпы их обновления, низкая активность инновационно-инвестиционных процессов и недостаточные темпы структурной перестройки экономики; нестабильность финансового положения в экономике; снижение объемов производства сельскохозяйственной продукции; высокая материало – и энергоемкость продукции во всех секторах экономики; медленный рост реальных денежных доходов населения и недостаточная стимулирующая роль заработной платы в повышении эффективности производства; несовершенство законодательно-правовой базы, стимулирующей хозяйственную деятельность в стране; недостаточная роль предпринимательства, малого и среднего бизнеса в развитии экономики.

Первое пятилетие ХХI века должно стать важнейшим этапом в достижении стратегической цели социально-экономического развития страны – повышении благосостояния народа и приближение его к уровню экономически развитых европейских государств. 

Вопрос 34. Праграма сацыяльна-эканамічнага развіцця Беларусі на 1996 – 2000 гг. (II Усебеларускі сход).

II Всебелорусское народное  собрание прошло 18-19 мая 2001 года. К этому времени в жизни  республики произошли существенные  перемены. На двух референдумах  белорусский народ определил  конституционное устройство страны, решил языковые проблемы, утвердил государственные символы. Была создана эффективно действующая система государственного управления. Удалось остановить галопирующую инфляцию, сократился дефицит государственного бюджета. Валовой внутренний продукт за пятилетку увеличился на 36%, продукция промышленности на 65%, инвестиции в основной капитал – на 26%. Ежегодно вводилось в строй более 3,5 млн. кв.м жилья. Была обеспечена продовольственная безопасность страны. Экспорт увеличился с $5 млрд. в 1995 году до $8 млрд. в 2000 году. Кроме того, в 2000 году был превышен уровень самого эффективного в плане экономических показателей советской эпохи докризисного 1990 года. Объем производства промышленности, потребительских товаров, реальные денежные доходы населения и другие показатели были лучшими среди стран СНГ и значительно превышали те, что были намечены на первом собрании.

Исходя из достигнутого, II Всебелорусское народное собрание приняло  программу развития страны на 2001-2005 годы, по существу, белорусскую модель экономического развития. Особое внимание в ней вновь было уделено решению жилищной проблемы, обеспечению продовольственной безопасности, увеличению экспортного потенциала Беларуси. Еще одним новым приоритетом стало здравоохранение. Президент Беларуси А.Г. Лукашенко поставил задачу создать по стране современные исследовательские центры и укрепить материально-техническую базу медицины.

Основными задачами социально-экономического развития Беларуси на 2001—2005 гг. являются:

• создание необходимых  макроэкономических условий для обеспечения устойчивого социально-экономического развития и роста эффективности реального сектора экономики, прежде всего на основе улучшения ее качественных параметров;

• техническое перевооружение и модернизация экономики, реструктуризация предприятий на базе внедрения современных технологий, машин и оборудования;

• снижение налоговой  нагрузки на товаропроизводителей и  население;

• доведение к концу  пятилетия среднемесячной заработной платы работников народного хозяйства  до уровня, эквивалентного 250 долл. США;

• повышение уровня пенсий по возрасту до 48%, стипендий — до 25—30% от средней заработной платы  в народном хозяйстве;

• обеспечение комплексности  социально-экономического развития областей, районов и городов, стабилизации ситуации в проблемных регионах.

В соответствии с принятыми  “Основными положениями Программы  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы” основными  задачами являются: создать необходимые  условия для оздоровления населения, повышения уровня его образования и культуры на основе приоритетного развития здравоохранения, образования, культуры, спорта и туризма; улучшить демографическую ситуацию в стране и укрепить институт семьи; создать условия для устойчивого социально-экономического развития и роста эффективности реального сектора экономики; снизить налоговую нагрузку на товаропроизводителей и население; осуществить техническое перевооружение и реструктуризацию предприятий на базе внедрения новых и высоких технологий; существенно увеличить среднемесячную зарплату работников народного хозяйства; повысить уровень пенсий и стипендий; улучшить экологическую ситуацию, осуществить действенные меры по преодолению последствий Чернобыльской катастрофы; обеспечить комплексность социально-экономического развития областей, районов и городов, стабилизацию ситуации в проблемных регионах.

Исходя из поставленных целей и задач на очередное  пятилетие в Беларуси определены следующие приоритеты: формирование эффективной системы здравоохранения; активизация инновационной и инвестиционной деятельности; наращивание экспорта товаров и услуг; дальнейшее развитие жилищного строительства на безэмиссионной основе с максимальным использованием внебюджетных источников финансирования; развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей.

Главными средствами реализации приоритетов являются: финансовое оздоровление экономики, улучшение  состояния платежного баланса и  увеличение валютных резервов; активизация  структурной перестройки экономики  на основе специализации, кооперирования и интеграции крупных и небольших предприятий, ускоренного развития наукоемких, ресурсосберегающих отраслей и производств, а также развитие сферы услуг; государственная поддержка инноваций и важнейших инвестиционных проектов, обеспечивающих повышение уровня конкурентоспособности экономики республики и ее регионов; внедрение эффективного механизма инвестирования в экономику, включая увеличение объемов прямых иностранных инвестиций и кредитов, новую амортизационную политику, концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях; дальнейшая интеграция Беларуси в систему международного разделения труда, формирование эффективных межгосударственных и межрегиональных финансово-промышленных групп в рамках Союзного государства Беларуси и России, СНГ и других международных интеграционных образований; ускоренное развитие институтов внебюджетного финансирования жилищного строительства – системы стройсбережений, стройнакоплений, ипотечного кредитования; расширение государственной поддержки предпринимательства, малого и среднего бизнеса, создание условий для привлечения частного капитала.

Реализация целей и  задач в 2001-2005 годах будет проходить  в условиях некоторой неопределенности ожидаемых воздействий внешних  и внутренних факторов на социально-экономические  процессы. В связи с этим Программой социально-экономического развития страны предусмотрено осуществление развития экономики Беларуси по двум основным сценариям (вариантам). Принципиальные различия между ними заключаются в степени интенсивности использования факторов экономического роста для перехода в стадию устойчивого развития, а также в глубине и эффективности проводимых реформ, скорости приближения к новой экономической системе.

 

Вопрос 35. Праграма сацыяльна-эканамічнага развіцця Беларусі на 1996 – 2000 гг. (III Усебеларускі сход).

III Всебелорусское народное  собрание состоялось 2-3 марта 2006 года.

В докладе Президент  Республики Беларусь А.Г.Лукашенко  отметил, что страна выполнила важнейшие  показатели Программы социально-экономического развития республики на 2001-2005 годы. Все, о чем договаривались на II Всебелорусском народном собрании, было реализовано и воплощено в жизнь. Валовой внутренний продукт за период с 2001 по 2005 вырос больше чем на 43%. Объем промышленного производства потребительских товаров был увеличен в полтора раза. За пять лет капитальные вложения и инвестиции, направляемые в сельское хозяйство, увеличились почти в 4 раза, промышленность – в 2 раза, транспорт – в 2 раза, жилищное строительство – почти в 1,5 раза. Значительно повысился жизненный уровень населения республики. Изменилась к лучшему структура потребительских расходов. Доля расходов на покупку продуктов питания в общем объеме потребительских расходов семьи снизилась за пять лет с 60% до 45%. Это означает, что люди получили возможность направлять большую часть заработанных денег на строительство жилья, покупку дорогостоящих бытовых приборов, автомобилей, техники, отдых, развлечения и другие нужды. Беларусь оказалась единственной из бывших республик Советского Союза, которая не допустила снижения качества здравоохранения. Объем предоставляемых медицинских услуг в этот период в расчете на 1000 жителей в республике был на 30% выше, чем в Украине, и на 20% выше, чем в России.

Информация о работе Истории Беларуси