Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 18:43, шпаргалка
Разработка плана нападения на СССР началась директивой № 21 “План Барбаросса” (план был назван именем германского короля, участника крестовых походов в 12 в. Фридриха 1 Барабароссы) и подписана фюрером германского рейха 18 декабря 1940 г. Стратегической задачей данного плана были разгром в кратчайшие сроки (до окончания войны с Англией к осени 1941 г.) основных сил КА на запад от Днепра и Западной Двины, захват важнейших политических и экономических центров, в том числе Москвы, Ленинграда, Донбасса.
По сообщения ЦИК Белоруссии за проголосовало 79,42% (5 548 477 чел.) от числа граждан, внесенных в списки для голосования. Против одобрения вынесенного на референдум вопроса проголосовало 9,90% (691 917 чел.) от числа граждан, внесенных в списки для голосования. Число бюллетеней, признанных недействительными, составило 67 001.
В результате
референдума Александр
Вопрос 29. Разбурэнне эканамічных сувязей пасля развала СССР. Эканамічныя рэформы, іх станоўчыя і адмоўныя вынікі.
Разрушение экономических связей после распада СССР ускорило негативные процессы в экономике республики. В 1991 г. в Беларуси произошло падение производства промышленной и сельхозпродукции. В следующие года для народного хозяйства республики стала характерным резкое обострение экономического кризиса. Он проявился в значительном снижении всех основных макроэкономических показателей, падении общественного производства, увеличении дефицита госфинансов, росте инфляции, падении ценности белорусского рубля.
Начало рыночным реформам в Беларуси положил Верховный Совет, приняв в конце 1990 г. программу перехода к новой экономике. Она предусматривала ряд стабилизационных мер, приватизацию, демонополизацию, смену системы государственного регулирования экономики. Либерализация цен должна была стать поэтапной, чтобы не допустить резкого падения жизненного уровня основной массы населения. В 1991 г. утверждена Госпрограмма стабилизации экономики и социальной защиты населения. Она конкретизировала программу перехода к рынку. Предусматривалось ускорение реформирования при сохранении экономики от разрушения, намечались меры против развала денежного оборота. Приоритет отдавался госрегулированию.
Все
это предпринималось в
В первой половине 1990-х гг. в республике был провозглашен курс на изменение соотношения форм собственности в сельхозе. Однако осуществление задуманного шло медленно и противоречиво. В середине 1993 г. насчитывалось 2700 колхозов и совхозов, почти 2 млн. сельских подворий, 2658 фермерских хозяйств.
К критическому снижению жизненного уровня людей привела либерализация цен в январе 1992 г. Переход к свободному ценообразованию при монополизме производителей вызвал рост цен, в том числе и на товары первоочередного спроса. Это еще больше дестабилизировало потребительский рынок. Только в 1992 г. цены на товары и услуги выросли в 11 раз. Объем продажи за 1992 г. сократился на 26%.
Падение производства вызвало безработицу. В 1991 г. ее наличие в республике было признано официально. В 1993 г. на учете в службе занятости находилось 58 тыс. безработных. В конце 1996 г. официальный статус безработного имели 183 тыс. человек, что составило ок. 3,3% всего трудоспособного населения страны.
В целом проведение реформ в 1992 – 94 гг. позволило создать в республике необходимый минимум основных рыночных институтов, нормативно-правовых документов, установить систему руководства экономикой с опорой на рыночные структуры. Либерализировались хозяйственные связи. Дефицит товаров на внутреннем рынке уступил место дефициту денег у населения. В то же время к 1994 г. почти все предприятия были на грани остановки. Падение производства на 50% в сравнении с концом 1980-х гг., критическое положение с обеспечением хозяйства энергоресурсами, рост инфляции, галопирующий рост цен, увеличение безработицы, обострение других социальных проблем угрожали безопасности государства.
Вопрос 30. Прадпрымальніцтва ў Беларусі.
Целями развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса являются обеспечение повышения эффективности и активизации производственной, инновационной, инвестиционной деятельности, а также развитие всех видов предпринимательства в сельской местности.
Для достижения
поставленных целей
* разработка критериев отнесения к малым и средним предприятиям, а также мер по их государственной поддержке, развитие инфраструктуры малого бизнеса;
* дифференцированная
и адресная государственная
* разработка новых
направлений и расширение
* упорядочение системы
государственной регистрации и
лицензирования видов
* дальнейшее развитие
инфраструктуры
* развитие корпоративных
форм предпринимательства (
* создание льготных
условий для доступа малого
и среднего бизнеса к
• расширение и
совершенствование системы
• обеспечение
координации деятельности
В течение прогнозируемого периода предстоит обеспечить комплексное совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность.
Реализация намечаемых
мероприятий позволит, задействовав
созидательный потенциал
Доля малого и среднего бизнеса в общем объеме выручки от реализации продукции по народному хозяйству возрастет с 9% в 2000 г. до 25% в 2005 г.
Вопрос 31. Аграпрамысловы комплекс у Беларусі: напрамкі і праблемы (1985 – 2009 гг.).
АПК Беларуси включает: сельское хозяйство (растениеводство и животноводство), перерабатывающую промышленность (пищевая, мукомольно-крупяная, комбикормовая, первичная обработка льна), обслуживающую сферу (производственно-техническое, мелиоративное, землеустроительное, научное, агрохимическое, ветеринарное, строительное, торговое и другие виды обслуживания). Приоритетами в развитии АПК Беларуси являются животноводческий, льняной, зерновой, свеклосахарный и маслорастительный комплексы.
В результате начатого реформирования в системе АПК за последние четыре года несколько возросли объемы производства основных видов продовольственной продукции. В 1991 – 2000 гг. в рыночные структуры преобразовано около 5% колхозов, 120 перерабатывающих и обслуживающих предприятий республиканской собственности, создано 316 открытых акционерных обществ.
Сельское
хозяйство в структуре ВВП
составляет свыше 10%. Площади сельскохозяйственных
угодий, находящиеся в государственной
собственности, составляют 7,61 млн. га,
земли сельскохозяйственного
Сельское хозяйство специализируется на производстве продукции животноводства (молоко, мясо), а также выращивании льна и картофеля. Широкомасштабное развитие получило возделывание зерновых и овощных культур, сахарной свеклы, рапса и кормовых культур.
Республика в 1996 – 2000 гг. производила в среднем за год 642 тыс. т. мяса в убойном весе, или 63 кг на душу населения, молока соответственно 5091 тыс. т. и 498 кг. В доперестроечный период производство молока на душу населения достигало 700 кг, мяса в убойном весе – 111 кг.
Развитие растениеводства направлено на расширение производства льна, картофеля, зерна, сахарной свеклы, рапса и создание надежной кормовой базы для животноводства.
Среди стран СНГ Беларусь занимает третье место после России и Украины по производству льна. В благоприятные годы производилось 26% общего объема льноволокна бывшего СССР и 11% мирового его производства. Экспорт льноволокна и в настоящее время достигает 9 – 12% объема производства. Природные условия и сложившиеся традиции населения Беларуси обусловили развитие картофелеводства. Выращивается продовольственный и технический картофель.
В 2000 г. объемы его производства составили около 9 млн. т. Основными рынками сбыта картофеля остаются Москва, Санкт-Петербург, районы крайнего Севера и промышленные центры Российской Федерации.
В 1999 – 2000 г. возросли по сравнению с 1995 г. объемы экспорта мясопродуктов, молока, картофеля. Основными рынками сбыта сельскохозяйственной продукции Республики Беларусь являются регионы России (86% общего объема экспорта).
Перерабатывающая промышленность по объему производимой продукции занимает второе место в структуре АПК. Она включает крупные подотрасли мясной, молочной, пищевкусовой, рыбной, мукомольно-крупяной, комбикормовой промышленности и первичной обработки льна. В ней функционирует 5538 предприятий и производств, занято 143,9 тыс. работающих.
К ведущим
отраслям перерабатывающей промышленности
относятся мясная, молочная, мукомольно-крупяная
и комбикормовая
Рост производства продовольственных товаров позволил увеличить их экспорт. В общем экспорте Беларуси продовольствие составило в 1995 г. 6,6%, в 2000 г. – 7,5%. Продукция поставляется в основном в страны СНГ (более 80%) и около 17% – в страны дальнего зарубежья. Беларусь вывозит молочные, мясные и кондитерские изделия, плодоовощные консервы, алкогольные и безалкогольные напитки, солод пивоваренный, эндокринное сырье, соль и др.
В то же время Беларусь импортирует пищевые продукты из более чем 30 стран мира. Ввозятся в основном плодоовощные консервы из южных сортов овощей и фруктов, сахар, растительное масло, виноградное вино, коньяк, рыба и рыбопродукты, чай, кофе, специи, а также технологическое оборудование для отраслей пищевой промышленности.
Вопрос 32. Фермерства на Беларусі.
В начале весны 1990 года Совмин БССР с участием представителей Союза крестьянских хозяйств, хозяйственных кооперативов и организаций арендаторов БССР разработал и принял Временный порядок отвода земли для организации крестьянских хозяйств. Это послужило толчком для появления фермерства в Беларуси. И хотя закон, который регламентировал работу крестьянских хозяйств, был принят только в 1991 году, в текущем году белорусское фермерство отмечает свое 20-летие.
Как считают эксперты, 20-летняя практика создания и развития фермерского движения в Беларуси носит противоречивый характер. Рост количества хозяйств в начале 1990-х годов постепенно сменился падением в 2000-х. В 1990 году в Беларуси насчитывалось 84 крестьянских хозяйства (на данный момент из них работают только 4), в 1993 году - уже 2658. Сегодня, по данным Белорусского общественного объединения фермеров, в Беларуси чуть более 2 тыс. фермерских хозяйств.
За период реформирования распалось 1605 фермерских хозяйств. Главные причины – в слабой материально-технической базе, низком качестве выделяемой земли, отдаленности змельного участка от места жительства. Рост фермерских хозяйств сдерживается отсутствием финансирования для приобретения техники и других материальных ресурсов. В республике принят Закон “О внесении изменений и дополнений в Закон РБ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве””, реализация которого позволила бы укрепить существующие и развивать новые хозяйства.
Площадь выделенных в 1990-х гг. земель для фермерских хозяйств составила 51 956 га, или 0,5% всех сельхозугодий республики (в России на долю фермеров приходилось больше 3%, на Украине – 0,8% сельхозугодий). Средняя площадь фермеров составляла 19,9 га. В США средний размер фермерского хозяйства увеличивался со 149 до 190 га.
В 1993 г. на каждое фермерское хозяйство Беларуси приходилось по 3,5 человека, в том числе 2 работоспособных работника. Почти 35% фермерской земли использовалось неэффективно. В ряде мест создавались хозяйства практически натурального характера.
На создание одного оборудованного фермерского хозяйства в 1990-х гг. требовалось свыше 10 млн. рублей капиталовложений (в ценах конца 1992 г.). В связи с недостатком средств и по другим причинам фермеры мало строили животноводческих помещений, хранилищ, перерабатывающих объектов. Каждый фермер держал в среднем 3 – 4 головы крупного рогатого скота и свиней, 5 – 6 овец и коз, что соответствовало обыкновенному приусадебному хозяйству колхозника. Урожайность зерновых и картофеля у фермеров была ниже, чем в колхозах и совхозах.