Истории Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 18:43, шпаргалка

Описание работы

Разработка плана нападения на СССР началась директивой № 21 “План Барбаросса” (план был назван именем германского короля, участника крестовых походов в 12 в. Фридриха 1 Барабароссы) и подписана фюрером германского рейха 18 декабря 1940 г. Стратегической задачей данного плана были разгром в кратчайшие сроки (до окончания войны с Англией к осени 1941 г.) основных сил КА на запад от Днепра и Западной Двины, захват важнейших политических и экономических центров, в том числе Москвы, Ленинграда, Донбасса.

Работа содержит 1 файл

Otvety_na_voprosy_k_ekzamenu.doc

— 635.00 Кб (Скачать)

По сообщения  ЦИК Белоруссии за проголосовало 79,42% (5 548 477 чел.) от числа граждан, внесенных в списки для голосования. Против одобрения вынесенного на референдум вопроса проголосовало 9,90% (691 917 чел.) от числа граждан, внесенных в списки для голосования. Число бюллетеней, признанных недействительными, составило 67 001.

В результате референдума Александр Лукашенко  получил возможность участвовать  в президентских выборах неограниченное число раз (ранее конституция  предусматривала только два президентских  срока подряд) и принял участие в выборах 2006 года.

 

Вопрос 29. Разбурэнне эканамічных сувязей  пасля развала СССР. Эканамічныя  рэформы, іх станоўчыя і адмоўныя вынікі.

Разрушение  экономических связей после распада  СССР ускорило негативные процессы в  экономике республики. В 1991 г. в Беларуси произошло падение производства промышленной и сельхозпродукции. В следующие года для народного хозяйства республики стала характерным резкое обострение экономического кризиса. Он проявился в значительном снижении всех основных макроэкономических показателей, падении общественного производства, увеличении дефицита госфинансов, росте инфляции, падении ценности белорусского рубля.

Начало  рыночным реформам в Беларуси положил  Верховный Совет, приняв в конце 1990 г. программу перехода к новой  экономике. Она предусматривала ряд стабилизационных мер, приватизацию, демонополизацию, смену системы государственного регулирования экономики. Либерализация цен должна была стать поэтапной, чтобы не допустить резкого падения жизненного уровня основной массы населения. В 1991 г. утверждена Госпрограмма стабилизации экономики и социальной защиты населения. Она конкретизировала программу перехода к рынку. Предусматривалось ускорение реформирования при сохранении экономики от разрушения, намечались меры против развала денежного оборота. Приоритет отдавался госрегулированию.

Все это предпринималось в условиях, когда промышленность Беларуси оказалась  в кризисе. Объем производства к  началу 1992 г. сократился почти на 10%. Чувствительным ударом для экономики  Беларуси стало резкое повышение цен на энергоносители в 1992 – 93 гг., в результате чего возросла себестоимость белоруской продукции, увеличились трудности со сбытом. За 1991 – 95 гг. ВВП снизился на 27%, объем капитальных вложений сократился более чем в 2 раза.

В первой половине 1990-х гг. в республике был провозглашен курс на изменение соотношения форм собственности в сельхозе. Однако осуществление задуманного шло медленно и противоречиво. В середине 1993 г. насчитывалось 2700 колхозов и совхозов, почти 2 млн. сельских подворий, 2658 фермерских хозяйств.

К критическому снижению жизненного уровня людей привела  либерализация цен в январе 1992 г. Переход к свободному ценообразованию  при монополизме производителей вызвал рост цен, в том числе и  на товары первоочередного спроса. Это еще больше дестабилизировало потребительский рынок. Только в 1992 г. цены на товары и услуги выросли в 11 раз. Объем продажи за 1992 г. сократился на 26%.

Падение производства вызвало безработицу. В 1991 г. ее наличие в республике было признано официально. В 1993 г. на учете в службе занятости находилось 58 тыс. безработных. В конце 1996 г. официальный статус безработного имели 183 тыс. человек, что составило ок. 3,3% всего трудоспособного населения страны.

В целом  проведение реформ в 1992 – 94 гг. позволило создать в республике необходимый минимум основных рыночных институтов, нормативно-правовых документов, установить систему руководства экономикой с опорой на рыночные структуры. Либерализировались хозяйственные связи. Дефицит товаров на внутреннем рынке уступил место дефициту денег у населения. В то же время к 1994 г. почти все предприятия были на грани остановки. Падение производства на 50% в сравнении с концом 1980-х гг., критическое положение с обеспечением хозяйства энергоресурсами, рост инфляции, галопирующий рост цен, увеличение безработицы, обострение других социальных проблем угрожали безопасности государства.

 

Вопрос 30. Прадпрымальніцтва  ў Беларусі.

Целями развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса являются обеспечение повышения эффективности и активизации производственной, инновационной, инвестиционной деятельности, а также развитие всех видов предпринимательства в сельской местности.

  Для достижения  поставленных целей предполагается  устранить факторы, препятствующие  развитию предпринимательства, выйти на более высокий уровень государственной поддержки, что потребует осуществления мероприятий по следующим основным направлениям:

  * разработка критериев  отнесения к малым и средним  предприятиям, а также мер по  их государственной поддержке, развитие инфраструктуры малого бизнеса;

  * дифференцированная  и адресная государственная поддержка  предпринимательства, малого и  среднего бизнеса при реализации  ими инвестиционных проектов  в приоритетных направлениях, в  том числе в производственной, научно-инновационной сферах, в деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, оказанию торговых, социальных и бытовых услуг на селе;

  * разработка новых  направлений и расширение сферы  применения мер государственной поддержки предпринимательства (включая льготное налогообложение, льготные условия кредитования; частичную компенсацию расходов по выплате процентов за пользование банковскими кредитами, оплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды, частичную компенсацию расходов, связанных с участием в выставках и ярмарках и др.);

  * упорядочение системы  государственной регистрации и  лицензирования видов деятельности;

  * дальнейшее развитие  инфраструктуры предпринимательства,  в том числе на региональном  уровне (центров поддержки предпринимательства, технопарков, инкубаторов, инновационных центров, венчурных фондов и т.п.), при частичном финансировании государством;

  * развитие корпоративных  форм предпринимательства (финансово-промышленные  группы, корпорации, включая транснациональные, холдинги и другие интегрированные структуры);

  * создание льготных  условий для доступа малого  и среднего бизнеса к финансовым (включая упрощение процедуры  получения небольших кредитов), материально-техническим  и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам и технологиям;

  • расширение и  совершенствование системы подготовки  и переподготовки кадров для  предпринимательских структур, в  том числе с использованием  для этих целей потенциала  высших учебных заведений;

  • обеспечение  координации деятельности государственных  органов, экономических и общественных  организаций по оказанию поддержки  предпринимательства, малого и  среднего бизнеса.

  В течение прогнозируемого  периода предстоит обеспечить  комплексное совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность.

  Реализация намечаемых  мероприятий позволит, задействовав  созидательный потенциал малого  и среднего бизнеса, превратить  его в активно формирующееся  звено интенсивно развивающейся экономики; реализовать предпосылки к освоению ресурсосберегающих наукоемких технологий, созданию благоприятных условий для технологического и организационного обновления производства, ускорению выхода на зарубежные рынки.

  Доля малого и  среднего бизнеса в общем объеме выручки от реализации продукции по народному хозяйству возрастет с 9% в 2000 г. до 25% в 2005 г.

 

Вопрос 31. Аграпрамысловы комплекс у  Беларусі: напрамкі і праблемы (1985 – 2009 гг.).

АПК Беларуси включает: сельское хозяйство (растениеводство и животноводство), перерабатывающую промышленность (пищевая, мукомольно-крупяная, комбикормовая, первичная обработка льна), обслуживающую сферу (производственно-техническое, мелиоративное, землеустроительное, научное, агрохимическое, ветеринарное, строительное, торговое и другие виды обслуживания). Приоритетами в развитии АПК Беларуси являются животноводческий, льняной, зерновой, свеклосахарный и маслорастительный комплексы.

В результате начатого реформирования в системе  АПК за последние четыре года несколько возросли объемы производства основных видов продовольственной продукции. В 1991 – 2000 гг. в рыночные структуры преобразовано около 5% колхозов, 120 перерабатывающих и обслуживающих предприятий республиканской собственности, создано 316 открытых акционерных обществ.

Сельское  хозяйство в структуре ВВП  составляет свыше 10%. Площади сельскохозяйственных угодий, находящиеся в государственной  собственности, составляют 7,61 млн. га, земли сельскохозяйственного назначения граждан - 1,47 млн. га.

Сельское хозяйство специализируется на производстве продукции животноводства (молоко, мясо), а также выращивании льна и картофеля. Широкомасштабное развитие получило возделывание зерновых и овощных культур, сахарной свеклы, рапса и кормовых культур.

Республика  в 1996 – 2000 гг. производила в среднем за год 642 тыс. т. мяса в убойном весе, или 63 кг на душу населения, молока соответственно 5091 тыс. т. и 498 кг. В доперестроечный период производство молока на душу населения достигало 700 кг, мяса в убойном весе – 111 кг.

Развитие  растениеводства направлено на расширение производства льна, картофеля, зерна, сахарной свеклы, рапса и создание надежной кормовой базы для животноводства.

Среди стран СНГ Беларусь занимает третье место после России и Украины  по производству льна. В благоприятные годы производилось 26% общего объема льноволокна бывшего СССР и 11% мирового его производства.  Экспорт льноволокна и в настоящее время достигает 9 – 12% объема производства. Природные условия и сложившиеся традиции населения Беларуси обусловили развитие картофелеводства. Выращивается продовольственный и технический картофель.

В 2000 г. объемы его производства составили  около 9 млн. т. Основными рынками  сбыта картофеля остаются Москва, Санкт-Петербург, районы крайнего Севера и промышленные центры Российской Федерации.

В 1999 – 2000 г. возросли по сравнению с 1995 г. объемы экспорта мясопродуктов, молока, картофеля. Основными рынками сбыта  сельскохозяйственной продукции Республики Беларусь являются регионы России (86% общего объема экспорта).

Перерабатывающая  промышленность по объему производимой продукции занимает второе место  в структуре АПК. Она включает крупные подотрасли мясной, молочной, пищевкусовой, рыбной, мукомольно-крупяной, комбикормовой промышленности и  первичной обработки льна. В ней функционирует 5538 предприятий и производств, занято 143,9 тыс. работающих.

К ведущим  отраслям перерабатывающей промышленности относятся мясная, молочная, мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность, которые в структуре товарной продукции пищевой промышленности составляют 57.

Рост  производства продовольственных товаров  позволил увеличить их экспорт. В  общем экспорте Беларуси продовольствие составило в 1995 г. 6,6%, в 2000 г. – 7,5%. Продукция  поставляется в основном в страны СНГ (более 80%) и около 17% – в страны дальнего зарубежья. Беларусь вывозит молочные, мясные и кондитерские изделия, плодоовощные консервы, алкогольные и безалкогольные напитки, солод пивоваренный, эндокринное сырье, соль и др.

В то же время Беларусь импортирует пищевые продукты из более чем 30 стран мира. Ввозятся в основном плодоовощные консервы из южных сортов овощей и фруктов, сахар, растительное масло, виноградное вино, коньяк, рыба и рыбопродукты, чай, кофе, специи, а также технологическое оборудование для отраслей пищевой промышленности.

 

Вопрос 32. Фермерства на Беларусі.

В начале весны 1990 года Совмин БССР с участием представителей Союза крестьянских хозяйств, хозяйственных кооперативов и организаций арендаторов БССР разработал и принял Временный порядок  отвода земли для организации крестьянских хозяйств. Это послужило толчком для появления фермерства в Беларуси. И хотя закон, который регламентировал работу крестьянских хозяйств, был принят только в 1991 году, в текущем году белорусское фермерство отмечает свое 20-летие.

Как считают эксперты, 20-летняя практика создания и развития фермерского  движения в Беларуси носит противоречивый характер. Рост количества хозяйств в  начале 1990-х годов постепенно сменился падением в 2000-х. В 1990 году в Беларуси насчитывалось 84 крестьянских хозяйства (на данный момент из них работают только 4), в 1993 году - уже 2658. Сегодня, по данным Белорусского общественного объединения фермеров, в Беларуси чуть более 2 тыс. фермерских хозяйств.

За  период реформирования распалось 1605 фермерских хозяйств. Главные причины – в слабой материально-технической базе, низком качестве выделяемой земли, отдаленности змельного участка от места жительства. Рост фермерских хозяйств сдерживается отсутствием финансирования для приобретения техники и других материальных ресурсов. В республике принят Закон “О внесении изменений и дополнений в Закон РБ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве””, реализация которого позволила бы укрепить существующие и развивать новые хозяйства.

Площадь выделенных в 1990-х гг. земель для фермерских хозяйств составила 51 956 га, или 0,5% всех сельхозугодий республики (в России на долю фермеров приходилось больше 3%, на Украине – 0,8% сельхозугодий). Средняя площадь фермеров составляла 19,9 га. В США средний размер фермерского хозяйства увеличивался со 149 до 190 га.

В 1993 г. на каждое фермерское хозяйство Беларуси приходилось по 3,5 человека, в том  числе 2 работоспособных работника. Почти 35% фермерской земли использовалось неэффективно. В ряде мест создавались  хозяйства практически натурального характера.

На создание одного оборудованного фермерского  хозяйства в 1990-х гг. требовалось  свыше 10 млн. рублей капиталовложений (в ценах конца 1992 г.). В связи  с недостатком средств и по другим причинам фермеры мало строили  животноводческих помещений, хранилищ, перерабатывающих объектов. Каждый фермер держал в среднем 3 – 4 головы крупного рогатого скота и свиней, 5 – 6 овец и коз, что соответствовало обыкновенному приусадебному хозяйству колхозника. Урожайность зерновых и картофеля у фермеров была ниже, чем в колхозах и совхозах.

Информация о работе Истории Беларуси