Проекты государственных
преобразований М.М. Сперанского
Александр I, вступивший на престол
в результате убийства Павла I, в
начале своего царствования обещал управлять
народом «по законам и по сердцу
своей премудрой бабки». Основной заботой
правительства провозглашалась подготовка
коренных (основных) законов для уничтожения
«произвола правления». В обсуждение проектов
реформ были вовлечены придворные вельможи.
Обсуждались относительно мелкие вопросы
и разрозненные реформы некоторых государственных
учреждений, пока в окружение императора
не попал талантливый мыслитель и государственный
деятель Михаил Михайлович Сперанский
(1772–1839 гг.).
По заданию Александра I Сперанский
подготовил ряд проектов усовершенствования
государственного строя империи, по существу,
проектов российской конституции. Часть
проектов написана в 1802–1804 гг.; в 1809 г.
подготовлены обширные «Введение к уложению
государственных законов», «Проект уложения
государственных законов Российской империи»
и связанные с ними записки и проекты.
Проекты Сперанского опираются
на глубокое теоретическое обоснование.
В его записках
и проектах (1802–1803 гг.) подчеркивается,
что любое государство основано
на общей воле народа и передаче
им правительству известного количества сил.
Из физических сил народа составляется
войско, из народных богатств – деньги,
из уважения – почести. Если правительство
распорядится этими силами неправильно,
то чрезмерное войско создаст лишь минутный
признак вооружения, но обессилит и расслабит
государство, выпуск денег в большем количестве,
чем позволяет народный труд, создаст
мнимую монету (т.е. породит, инфляцию),
обильное расточение почестей – неуважаемые
чины и ложные отличия. «Таким образом,
могут быть в государстве войска без силы,
деньги, без богатства и почести без уважения»
Концепция истинной монархии Сперанского
является первым всеобъемлющим планом
реформы политической системы России,
проектом правового государства с принципом
разделения властей, элементами демократии
и «представляет собой наиболее разработанный
конституционный проект из всех тех, которые
появились на рубеже ХVIII-XIX вв.2» Он считал
синтез абсолютизма и гражданского общества,
единовластия и правового, законодательного
регулирования социальных отношений,
совмещение сословно-иерархического строя
и свободной личности. Политическая философия
Сперанского может быть определена как
самодержавный либерализм, сочетающий
характерные особенности менталитета
эпохи феодализма и специфические черты
политической культуры периода буржуазной
модернизации. Важнейшая проблема развития
личности и общественного самоуправления
решалась Сперанским как проблема активизации
личной самодеятельности под началом
верховной власти, а создание правового
государств мыслилось как следствие просвещения
народа. Правовым виделось государство,
построенное на принципе уважения всех
членов общества к закону и его субъекту-самодержцу.
Истинная монархия – это цель и средство
социального преображения, обусловленные
социально-политической реальностью,
конкретными культурно-психологическими
и историческими факторами развития российского
общества и ментальностью россиянина.
Исходя из этого реформатор предложил
Александру 1 два проекта. Первый – для
срединного общества в котором судная
и законодательные власти еще во многом
зависят от власти исполнительной, а народовластие
в значительной степени формально. Этот
проект, по Сперанскому, предназначен
для народов своевольных и анархических,
и там есть только вид закона, но не сам
закон. Для народов же с «добрым смыслом,
простым и твердым разумом» возможен идеал
истиной монархии. Власть исполнительная
поставлена в ответственность от власти
законодательной, и все постановления
на которых управляется истинная монархия
исходит из общечеловеческих принципов.
Политическим идеалом Сперанского была
монархия, сочетающая сильную власть и
законодательство, а также права и свободы
граждан, гарантирующая их равенство перед
законом. Он ратовал за создание такого
государства, в котором бы на первом месте
стоял принцип верховенств закона. Конституционализм
Сперанского является качественно новым
этапов в развитии конституционных попыток
в России, поскольку базировался на глубоком
понимании объективных предпосылок конституционного
процесса: условий жизни людей, их культуры
и состояния общественного сознания. Политическое
преобразование должно соответствовать
гражданскому просвещению народа.
Философия политики и права Сперанского
была рассчитана на эволюционно изменении
общества, она учитывала взаимосвязь общественных
условий и политических институтов и предусматривала
воспитание людей, способных воспринимать
новые идеи и стать опорой законодательной
власти. Сперанский считал, что чиновники
должны быть подотчетны народу – источнику
государственной власти. В его замыслах
предусматривалось поэтапное преобразование
сословного строя, создание среднего сословия
и освобождение крестьян от крепостного
права. Основываясь на своем жизненном
и обширном административно-управленческом
опыте, Сперанский пришел к убеждению,
что политические реформы в России необходимо
начать с реорганизации центральных органов
управления. М.М. Сперанский был убежденным
конституционалистом. Во всех его политических
трактатах и проектах государственных
преобразований проводилась мысль о верховенстве
закона над самодержавной властью. Сперанский
отмечал, что в России есть только два
состояния: рабы государевы и рабы помещичьи.
«Первые называются свободными только
в отношении ко вторым. Действительно
же свободных людей в России нет, кроме
нищих и философов»3. Конституция, считал
он, способна была ограничить наиболее
крайние проявления тирании, так характерные
для России того времени; появились бы
элементы правового государства, определенные
конституционно-правовые пределы, а гарантом
гражданских прав и законов уже выступала
бы конституция; но установление конституционного
строя, во избежание общественных потрясений,
должно совершиться по инициативе императора.
Однако план Сперанского не предусматривал
введение конституционного строя в России
по типу западноевропейских стран, т.е.
ограничения власти монарха конституцией.
Цель проекта состояла в том, «чтобы облечь
правление самодержавное всеми, так сказать,
Фомами закона, оставив в существе ту же
силу и то же пространство самодержавия»
Таким образом, речь шла о модернизации
российской государственной машины путем
введения буржуазных по своему содержанию
норм и форм, при сохранении самодержавной
власти монарха. В плане Сперанского в
основу государственного устройства был
положен принцип разделения властей, при
верховенстве власти самодержавного монарха.
Сперанский разработал стройную структуру
трех видов власти на всех уровнях, вплоть
до волости – первичной административной
единицы Главные принадлежности. Все силы
государственные – законодательная, судебная
и исполнительная – представляются в
трех сословиях. В Совете действия их соединяются
и через него восходят к государю. Государственной
думе вверяется закон. Сенату – суд. Министерству
– управление. Его идея состояла в создании
двухпалатного парламента с высшей палатой
(Государственным Советом) и низшей выборной
(Государственной Думой), а также в строгом
разграничении деятельности законодательной
власти – четырехстепенной избираемой
Государственной Думы, верховного судилища
– Сената – и Министерств. Особая роль
принадлежала Государственному Совету
– законодательному органу, учрежденному
в 1810 г. при императоре для согласования
работы законодательной, исполнительной
и судебной властей. Изменение функций
Совета преследовало такую же цель, как
и реорганизация всех ветвей власти: защитить
все сословия от деспотизма и фаворитизма.
Объективно это означало некоторое ограничение
самодержавия, так как создавалась относительная
самостоятельность всех ветвей власти
и они становились подотчетным сословиям.План
должен был осуществляться в следующей
последовательности: с учреждения Государственного
Совета, затем реорганизация Министерств
и Сената и завершался он призванием народного
представительства к участию в законодательстве
в форме установления дум волостных, окружных,
губернских, а также Государственной Думы.
В каждом волостном центре каждые три
года из всех владельцев недвижимой собственности
«составляется собрание» – волостная,
которая выбирает членов волостного правления,
заслушивает отчет о сборах и расходах
и выбирает депутатов в окружную думу.
Окружная дума каждые три года заслушивает
отчет о сборах и расходах, выбирает членов
окружного совета, членов окружного суда,
депутатов в губернскую думу и рассматривает
те же вопросы о местных нуждах. Что и волостная
дума, но уже в границах своего округа.
Каждые три года из числа депутатов от
окружной думы собирается и губернская
дума, избирающая председателя, секретаря,
губернский совет, губернский суд и депутатов
в высший представительный орган страны
– Государственную Думу7. Председатель
Думы назначался верховной властью из
числа представленных Думой трех кандидатов.
В системе высших органах государственной
власти Государственная Дума занимает
положение «равное Сенату» Она собирается
без всякого созыва ежегодно в сентябре
и заседает столько времени, сколько требует
повестка дня. За императором остается
право прервать сессию Думы или распустить,
назначив новые выборы. «Предложения»
на рассмотрение Думой законов принадлежит
одной державной власти. Они «предлагались»
от имени императора одним из министров
или членов Государственной думы. Государственная
Дума, по проекту Сперанского, не обладала
правом законодательной инициативы, однако
ни один закон не мог иметь силы без рассмотрения
в Государственной думе. В компетенцию
Думы входило также издание постановлений
о налогах и общих повинностях, продаже,
залоге государственных имуществ. Думе
позволялось ставить вопросы о государственных
нуждах, об ответственности министров
и указывать на меры правительства, противоречащие
законам. Дума получает ежегодные отчеты
министров об их деятельности, о положении
финансов в стране, но ограничена в своем
контроле над деятельностью министров.
Таким образом, Государственная Дума ходя
и называлась Сперанским «законодательным
учреждением», но по существу это был консультативный,
совещательный орган. Принцип выборности
использовался и при формировании судебной
власти, но только в трех ее первых инстанциях:
волостного, окружного и губернского судов,
которые избирались соответственно волостными,
окружными и губернскими собраниями. Волостной
суд состоял из «главного волостного судьи,
его товарищей и волостных судей, постоянно
пребывающих». Его назначение – «минное
разбирательство» гражданских дел и наложение
взысканий за маловажные поступки. По
существу, первой судебной инстанцией,
которая рассматривала не только крупные
гражданские, но и уголовные дела, был
окружной суд, состоявший из двух отделений
– гражданского и уголовного. На тех же
принципах строился и губернский суд.
Высшей судебной инстанцией являлся Сенат
судебный. Он состоял из четырех департаментов
– двух по гражданским и двух по уголовным
делам. По проекту Сперанского, судебный
Сенат рассматривает протоколы нижестоящих
судов, следит за правильностью исполнения
процедурных норм, в случае их нарушения
направляет дело на вторичное рассмотрение
в те же суды. Это и высшая апелляционная
инстанция. Решения Сената объявляются
публично и печатаются. Во всех трех первых
судебных инстанциях вводится институт
присяжных заседателей, и судебное заседание
является гласным. По такому же принципу,
как и суды, формировалась исполнительная
власть. Три первых инстанции (волосные,
окружные и губернские управления) избирались
на волостных, окружных и губернских собраниях.
«Управление государственное» как высшая
инстанция формировалась из числа лиц,
назначаемых императором и перед них ответственных8.
По плану Сперанского
высшим органом, который призван
был объединить деятельность
законодательной и, судебной и
исполнительной властей, должен
быть Государственный совет.
В функции Государственного совета входило разъяснение смысла законов,
принятие мер к их проведению в жизнь,
распределение по министерствам и ведомствам
государственных доходов и расходов, рассмотрение
отчетов министров. Государственный совет
подразделялся на четыре департамента
– законов, военного, гражданских и духовных
дел, государственной экономии. По предложению
Сперанского государственный совет должен
стать своеобразным связующим звеном
между императором и новыми государственными
органами: Государственной думой, Сенатом
и Комитетом министров. Его члены должны
были избираться, а назначаться императором,
вследствие чего новый орган становится
как бы своеобразной палатой лордов, в
которой происходило бы обсуждение важнейших
проблем государства и законопроектов.
Окончательное обсуждение законопроектов происходило в общем
собрании Совета – объединенном заседании
всех департаментов.
Государственный Совет
призван был придать системе
законодательства строго централизованный
порядок. Все проекты новых
законов по всем отраслям управления
рассматривались в Государственном Совете.
Государственный Совет – не законодательный,
а законосовещательный орган при императоре.
Ни один закон, рассмотренный и принятый
советом, не передается к исполнению без
утверждения императором10. Преимуществом
новой системы управления были профессионализм,
единоначалие в принимаемых решениях
и ответственность исполнителей перед
законом. Следствием такой реформы должен
был стать один из двух вариантов государственного
устройства России, предполагавших следующую
структуру:
– установление
законодательного сословия России,
выражающего мнение народа. В
первом случае сословие законодателей
должно быть свободно от самодержавия,
во втором – законодатели должны
зависеть от «державной власти»;
– учреждение четкой
системы исполнительной власти, подконтрольной законодательной
и судебной;
– формирование
судебной власти, подконтрольной
монарху или же полностью самостоятельной.
К числу важнейших
инициатив Сперанского следует
отнести идею реорганизации сената,
в соответствии с которой его предполагалось разделить
на Правительствующий и Судебный. В первом
должны были быть сосредоточены все дела
по управлению и администрации страны,
второй должен стать высшей судебной инстанцией,
наделенной функциями управления всеми
судебными учреждениями и надзора за правильностью
(законностью) их решений, кроме того он
являлся Верховным уголовным судом. Кроме
того, по предложению Сперанского в 1809
г. Было принято два указа: о придворных
званиях, который предписывал обладателям
придворных знаний в течение двух месяцев
подыскать себе действительную службу,
и указ об экзаменах на чины. Вторым указом
был введен специальный экзамен для высших
государственных чиновников на проверку
их общих знаний в рамках гимназического
курса. В числе экономических начинаний
Сперанского следует назвать проект оздоровления
финансов 1810–1812 гг. (план Сперанского
– Балугьянского – Мордвинова), который
заключался в следующем: предполагалось
изъять из обращения ассигнации и образовать
капитал для погашения, перейти к твердому
устройству монетной системы, установить
равновесие между доходами и расходами,
всячески способствовать развитию торговли.
План финансовых реформ предусматривал
введение нового таможенного тарифа, новые
тарифные положения сводились к сокращению
импорта и к поощрению экспорта товаров,
т.е. к созданию положительного сальдо
во внешней торговле. Разделяя идеи Адама
Смита о естественной свободе и гармоническом
развитии экономических отношений на
основе свободной конкуренции, Сперанский
настаивал на том, чтобы способствовать
«максимальному развитию частной деятельности».
Главная задача правительства – поощрять
свободное экономическое, моральное и
духовное развитие нации. Основа процветания
нации – природные ресурсы и труд. Сперанский
выступал за частную земельную собственность
за освобождение крепостных крестьян
с землей. И в первую очередь необходимо,
считал он, сделать собственниками казенных
крестьян. Считая приоритетным для России
земледелие для ее экономического развития
(и для финансовой политики государства)
промышленности. Правительство должно
принять эффективные меры к поощрению
промышленного предпринимательства и
дать полную свободу торговой деятельности
всем слоям населения. И здесь он считал
основным частное предпринимательство.
Государству, по мнению Сперанского, не
следует содержать свои фабрики и заводы,
кроме как для военных целей, ибо на практике
доказана неэффективность государственных
промышленных заведений в силу более низкой
производительности их по сравнению с
частными заведениями. Налоговая политика
должна быть построена таким образом,
чтобы она не стесняла частного промышленного
предпринимательства, когда налоги не
затрагивают необходимый для производства
капитал, но начисляются лишь на чистые
прибыли, когда метод их получения дешев
для государства и необременителен для
частных лиц. Во внешней политике Сперанский
стал инициатором яда мер, направленных
на защиту интересов России. Среди внешнеполитических
инициатив Сперанского следует назвать
его роль в установлении нормальных отношений
с Финляндией, присоединенной к России
в 1808 г. Они предусматривали сохранение
самостоятельности Финляндии в ряде внутриполитических
вопросов. По существу речь шла о создании
условий для перехода к правовому самодержавию,
учитывающему многообразие национально-политических
форм. Данная политика позволила на протяжении
всего XIX в. сохранить лояльность Финляндии
по отношению к России.
Таким образом,
разработанный Сперанским план
политического преобразования дополнялся
и планом экономического развития
страны, в основе которых – защита государством
частной собственности граждан, свободы
предпринимательства и конкуренции. Идеи
государственного переустройства на основах
конституционной монархии, финансовые
преобразования и вся реформаторская
деятельность М.М. Сперанского вызывали
резкое неприятие значительной части
дворянства, сановников и чиновничества.
Интриги, сплетни и немыслимые измышления
в адрес М.М. Сперанского пошатнули его
положение при дворе. К тому же в это время
шло активное насаждение в общественном
сознании доктрины политического консерватизма.
Даже поэтапный и постепенный характер
реформ пугал и отталкивал дворян, видевших
в них, прежде всего, потерю льгот и привилегий.
Сам М.М. Сперанский позднее писал: «Существенные
преобразования, и особенно преобразования
финансов, везде влекут за собой важное
неудобство: прикосновение к частным интересам.
Людей и интересы их никогда нельзя затрагивать
безнаказанно. Наиболее опасны такие столкновения
в таких государствах, где общественное
мнение слишком слабо, чтобы защитить
усердие и талант от нападений, зависти
и невежества». В 1812 г. Сперанский был сослан
в Нижний Новгород, а затем переправлен
в Пермь. Оттуда он обращался к царю с письмами
к царю, в которых объяснял свои действия.
Сперанский также доказывает свою преданность
императору, находясь в трудном положении,
он не отчаивается и хочет быть полезным
своему государю и отечеству. В 1816 Сперанский
был назначен гражданским губернатором
г. Пензы, 1819 г. он получил назначение на
пост генерал-губернатора Сибири. По возвращении
из Сибири 1821 г. Сперанский назначен членом
Государственного Совета и Сибирского
комитета, управляющим Комиссией составления
законов.
Таким образом, место и роль
Сперанского в истории преобразований
отечественной государственности и формировании правительственной
законодательной политики являются общепризнанными
и имеют непреходящее значение. Именно
Сперанский стоял у истоков создания в
России министерств, по-прежнему являющихся
сердцевиной исполнительной власти. Он
же создавал Государственный Совет и проект
Государственной Думы. При этом его план
коренного преобразования российской
государственности был реализован лишь
в небольшой степени, тем не менее, он подготовил
почву для последующего упорядочения
судебной и законодательной системы.
Сперанскому удалось
впервые в русской истории
кодифицировать российское законодательство
– под его руководством были
созданы «Полное собрание законов»
(56 томов) и «Свод законов Российской
империи» (15 томов). В основе мировоззрения Сперанского лежало стремление утвердить
в России верховенство права в противоположность
привычному верховенству властного произвола,
пусть даже облекаемого формально в форму
«закона».
3. Социально – культурные программы
Современная социокультурная ситуация в стране характеризуется
динамичным развитием и преобразованием
культурных компонентов повседневной
жизнедеятельности людей. При этом существенно
меняется структура социокультурной деятельности,
она освобождается от заорганизованности,
администрирования, поверхностно-назидательной
просветительности и приобретает гуманистическое
общечеловеческое содержание, делает
актуальным индивидуальное своеобразие,
национальную самобытность, авторское
начало в культурной деятельности. Данная
ситуация предполагает глубокое переосмысление
общественной значимости социально-культурной
деятельности как составной части единого
процесса возвышения культуры каждой
личности. Разработка теоретико-методологических,
методических, организационно-управленческих
проблем в этой сфере дает возможность
преодолеть кризисные явления в социально-культурной
деятельности. Актуальным является и поиск
новых способов исследования многообразных
компонентов социально-культурной деятельности
на базе интеграции различных культурологических
дисциплин.
Появляется необходимость
целостного подхода к исследованию,
который требует от научных работников
знания основных проблем социально-культурной
деятельности, органически включающие
в себя методологический, теоретический,
методический и эмпирический уровни их осмысления.
Предполагаемая программа
опирается на учет современных требований,
предъявляемых к исследователям
проблем социально-культурной деятельности.
История социально-культурной
деятельности
Предмет, значение и задачи истории социально-культурной
работы, ее периодизация, источники и литература.
Зарождение досуговых
форм деятельности у древних славян.
Влияние социального статуса
на способы времяпровождения и выбор
досуговых занятий в эпоху
становления феодальных отношений
в России (Х-ХVII вв.). Формирование системы культурно-досуговых
учреждений в ХVIII-ХIХ вв. Использование
досуговой сферы в целях образования и
просвещения. Деятельность передового
дворянства и прогрессивной русской интеллигенции
по реализации идеи всеобщей грамотности
народа. Общественные движения в сфере
культуры и их роль в организации досуговой
деятельности беднейших слоев русского
общества. Возникновение и развитие вечерне-воскресных
школ, народных библиотек. Народные чтения.
Появление первых народных домов, народных
университетов, народных театров на рубеже
XIX – начала XX века. Деятельность сословных
клубов в России. Русские меценаты.
Влияние революций 1905 и
февральской 1917 гг. на развитие культурно-творческой
активности народа. Рабочие и политические
клубы. Общественные культурно-просветительные организации
в России.
Государственная политика
в области внешкольного образования
после октябрьских событий 1917 г. Роль
клубов, библиотек, изб-читален, народных
университетов и других культурно-просветительных
учреждений в ликвидации неграмотности. Художественно-творческая
деятельность народа в первые послеоктябрьские
годы.
Основные теоретические
положения культурно-просветительной
работы в трудах А.А. Богданова, П.П. Блонского,
Н.К. Крупской, В.И. Ленина, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, В.В. Плевнева, М.П. Ломского,
Л.Д. Троцкого, С.Т. Шацкого и др. и реализация
их в практической деятельности учреждений
культуры. Усиление партийно-государственного
контроля
Методика
и организация социально-культурной
деятельности
Методика социально-культурной деятельности
как механизм реализации теории в практическую
деятельность учреждений культуры. Цели
деятельности учреждения культуры как
конкретизации функции социально-культурной
деятельности. Цель как идеальная модель
и проектируемый результат деятельности
учреждения культуры. Осознание цели как
важнейший фактор определения направления
деятельности учреждения культуры. Основные
требования к определению целей деятельности
учреждений культуры.
Методика социально-культурной
деятельности как процесс определения целей, средств,
методов и форм социально-культурной деятельности.
Закономерности функционирования
общей методики социально-культурной
деятельности. Особенности частных
методик социально-культурной деятельности.
Особенности специальной методики социально-культурной
деятельности. Основы взаимодействия
общих, частных и
2.2 Основные
направления в социально-культурной
деятельности
Информационно-просветительная
деятельность – ведущее направление
в организационно-методической структуре деятельности учреждений культуры.
Информация – основа
информационно-просветительной деятельности
учреждений культуры. Классификация
и общая характеристика видов
информации. Источники информации;
содержание; характер сбора информации;
методика обработки информации в процессе сбора и анализа;
изначальные цели фиксации информации;
методы сбора и анализа информации.
Сравнительная характеристика
методов сбора и анализа информации,
используемых при выработке решений.
Ведущее требование к работе с
информацией – ясность промежуточных и конечных целей
ее использования. Значение в информационно-пропагандистской
деятельности: уточнения зоны обслуживания;
определения круга потенциальной аудитории;
ее структуры; ранжировки категорий населения
по удельному весу в структуре потенциальной
аудитории; уточнения структуры категорий
населения, посещающих учреждение культуры;
выявления степени различий в структурах
потенциальной и реальной аудитории с
целью коррекции последней.