Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 18:29, статья
Сейчас, когда Беларусь определяет свои мировоззренческие и экономические приоритеты, опять возникла полемика, уходящая своими корнями в 19 в., о мировоззренческих приоритетах: Запад (Европа) или Восток (Россия).
УДК 94.47 (08) ЗАПАДНИКИ И СЛАВЯНОФИЛЫ
А.Ю. Никишина, студентка
П.П. Можейко, старший преподаватель
Полесский государственный университет
Сейчас, когда Беларусь определяет свои мировоззренческие и экономические приоритеты, опять возникла полемика, уходящая своими корнями в 19 в., о мировоззренческих приоритетах: Запад (Европа) или Восток (Россия).
Западничество
Западничество на Руси появилось с конца 30-х г., а затем исчезло в 60-х. Западничество — основа мировоззрения большинства русских реформаторов, принципиально новый образ мышления. Термин «западники» возникло в начале 40-х г. в полемических выступлениях славянофилов, потом оно прочно вошло в литературный обиход. Русское западничество 19 в. не было однородным идейным течением. Среди общественных и культурных деятелей западничества были люди разных убеждений: либералы, радикалы, консерваторы. [1]
Западничество — оригинальное направление русской мысли. Было бы неверным утверждать, что оно было заимствовано с Запада, хотя отдельные идеи западников полностью повторяют европейские образцы. Западники выступали за преодоление отсталости России, они видели в странах Западной Европы осуществление идей закона, долга, справедливости. В среде западников обсуждались проекты конституции России, перспективы развития страны. Первостепенной была проблема прав личности. Политическая программа западников предусматривала отмену крепостного права, в этой связи они высоко оценивали реформы Петра I, подготовившие дальнейшее прогрессивное развитие России, строгое соблюдение имеющихся законов, установление конституционной монархии, а в перспективе парламентской республики, и обеспечение гражданских свобод, изложенных в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. [3]
В области социальной политики главными требованиями западников были разрушение общины и ликвидация неравенства сословий. Экономическая программа содержала замену крепостного труда наемным, индустриализацию страны и развитие транспорта, снятие ограничений для частного предпринимательства и свободной торговли. Нравственный кодекс западников предполагал воспитание в людях таких качеств, как чувство собственного достоинства. Это связано было с толерантностью по отношению к любому проявлению «не нашего» и интересом к иным культурам. Они ценили комфорт, жизнь в достатке.
Философскую
основу западничества составляло в
основном гегельянство. Принимался гегелевский
взгляд на исторический процесс, который
истолковывался как однонаправленный,
т.е. как процесс прогрессивного развития.
Конечной целью исторического движения
являлось достижение такого устройства
общества, при котором были бы реализованы
идеалы общественной свободы, создававшие
условия для гармоничного развития личности.
Вслед за Гегелем западники разделяли
народы на «неисторические» (находящиеся
на патриархально-
Славянофильство
Термин «славянофильство» вышел в свет как кличка. Примерно в 1809 году так был прозван адмирал А.С. Шишков, развернувший борьбу за чистоту русского языка. Славянофильство — сложившееся в 1830 - 1850-е националистическое направление русской общественной и философской мысли, представители которого выступали за культурное и политическое единение славянских народов под руководством России и под знаменем православия. Это было течение, противостоящее западничеству. Большинство славянофилов по происхождению и социальному положению были средними помещиками из старых служилых родов, частично выходцами из купеческой и разночинной среды. [1]
Славянофилы полагали, что важнейшая историческая задача России — развитие самобытных общественных и культурных начал, донесение начала истинного христианства до народов Запада. Самобытность России они видели в отсутствии в её истории классовой борьбы, в земельной общине, в православии, которое они считали единственным истинным христианством. Славянофилы боролись против усвоения Россией форм и приёмов западноевропейской политической жизни и порядков, в этой борьбе проявлялся их консерватизм. Они выступали за отмену крепостного права «сверху» с предоставлением крестьянским общинам земельных наделов за выкуп, придавали большое значение мнению просвещённых либерально-буржуазных, имущих слоев, отстаивали идею созыва Думы из выборных представителей всех общественных слоев, возражали против конституции, т.к. она не основана на народных обычаях, поэтому будет чужой, антинародной, и какого-либо ограничения самодержавия. [4]
Долгое время у славянофилов не было своего печатного органа. Свои газеты и журналы они стали издавать с середины 1850-х, но и тогда подвергались цензурным ограничениям, притеснениям. Своим творчеством славянофилы создали мощное общественное и интеллектуальное движение, пошатнувшее идущее с эпохи Петра I западное мировоззрение. Они пытались показать, что западноевропейская цивилизация имеет тупиковый, бездуховный характер. [2, стр. 77]
Славянофилы
призывали интеллигенцию к
Итак, и западники, и славянофилы, «две стороны одной медали», занимались поиском путей построения «общества благоденствия», поэтому каждый из нас решает, взгляды западников или славянофилов ему ближе. Объединяет и западников, и славянофилов любовь к своей стране и народу, и те, и другие были честны в видении будущего России.
Литература:
1. www.wikipedia.org
2. Журнал «Родина», 1992 г., № 3
3. russidea.rchgi.spb.ru, автор A. Cz.
4. bse.sci-lib.com, автор С.С. Дмитриев