Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:20, дипломная работа
Цель работы: исследовать историю готов V –VI вв. н.э. в свете их взаимодействия с Римом. Задачи: 1. Исследовать различные формы взаимодействия Рима и готов; 2. Проанализировать историю готов с конца IV по VI вв. н.э.; 3. Изучить королевство остготов и его взаимоотношения и политику с римлянами и варварами; 4. Пронаблюдать за эволюцией готского общества и его инкорпорацией
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..………………………..3
ГЛАВА I. ВСТУПЛЕНИЕ ГОТОВ В АКТИВНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С РИМОМ
§1. Появление готов на границах Империи………………………………………………...…..9
§2. Вторжение 376 – 378 гг……………………………………………………………….……12
§3. Институт федератов……………………………………………………………..………….18
ГЛАВА II. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОТОВ С РИМОМ В КОНЦЕ IV–V ВВ.
§1. От Фритигерна до Фравитты………………………………………………………………21
§2. От Алариха до Валии……………………………………………………………………....27
§3. От Теодориха до Евриха…………………………………………………………………...37
ГЛАВА III. ГЕРМАНСКОЕ КОРОЛЕВСТВО
§1. Создание Остготского королевства……………………………………….........................47
§2. Проблема легитимности власти…………………………………………………………...49
§3. Правление Теодориха………………………………………………………………………60
§4. Политика по отношению к варварам в годы правления Теодориха…………………….65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………………….....................72
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА……………………….……………
Однако, уже с 378 года позиции готских вождей сильно отличалась от настроений рядовых членов племени. После сокрушительного поражения римлян при Адрианополе Феодосий не надеялся победить везеготов военной силой, а поставил своей целью расколоть их ряды115, что в конечном счете удалось и стало одним из главнейших инструментов политики последующих императоров. На протяжении полутора веков готская верхушка делилась на два лагеря: одни вожди стояли на том, что некогда данную клятву следует соблюдать; другие, желавшие и дальше принимать императорские дары, утверждали, что о клятве надо забыть и продолжать наслаждаться комфортом, предоставлявшийся императорами. Однако этот раскол затронул только правящую верхушку и почти не распространился на рядовых членов племени, т.к императоры старались привлечь на свою сторону «вождей племени, которые выделялись своим положением и знатностью»116.
Вместе с тем, вовлекаясь в сферу римской политики и культуры, наблюдается плавный, а затем и стремительный распад изжившего себя племенного строя и ряд попыток заменить этот строй новой формой общественной организации. Согласно клятве 376 года, народ должен был продолжать борьбу с Римом до тех пор, пока не овладеет Империей. Но такая политика в конце концов привела бы везеготов к самоуничтожению. У везеготов не хватало военной мощи для того, чтобы сокрушить римлян, даже если бы вожди действительно этого хотели. В течение нескольких веков римской истории многие племена варваров стояли перед подобной дилеммой, и вплоть до 476 года не существовало ни одного северного народа, который бы мог в одиночку справиться с Римом. Даже если бы готам удалось отвоевать у римлян часть земель и удержать их за собой навсегда, они уже не смогли бы вернуться к той жизни, которую вели до 376 года. Сложные социально-экономические условия, в которых они оказались бы, не позволили бы им вернуться к прошлому.
В
итоге на момент завоевания Романии
и образования Германского
С одной стороны Теодорих хотел создать на основе варварского королевства цивилизованное государство. Государство которое вобрало бы в себя всё лучшее от германцев и всё лучшее от римлян. То есть Теодорих стремился к возрождению на Западе Римской цивилизации на новой основе. С одной точки зрения для выполнения этой задачи не были ни ресурсов, ни перспективы. При все ещё столь разном культурном уровне, с различными взглядами на религию и без единого законодательств они старались быть обособленными, избегая, противясь и порой открыто выступая против обоюдного какого бы то ни было влияния. Можно сказать, что рядом с римским государством, внутри него возникло государство остготов со своей собственной постановкой верховной власти, со своими собственными отношениями между государством и обществом, со своей собственное организацией военного дела, суда, управления, со своими собственными взглядами на государственные задачи и способы их решения. С другой же точки зрения, такая романизация должна была добиться успехов в остготском государстве, так как она не оставалась на степени непроизвольного, от воли человека не зависевшего результата чисто объективных, фактических отношений данного момента и среды, но с самого же начала явилась определенной целью сознательной деятельности представителей верховной власти. Теодорих Великий был восторженным поклонник римской культуры и цивилизации, и его высшей мечтой было сделать причастными этой культуре и цивилизации и своих остготов. «Мы лучше хотим сохранить старое, чем воздвигать новое, ибо мы не можем создать что-либо столь же прекрасное, как то, что мы можем сохранить: создание нового не может доставить нам большую славу, чем сохранение старого», — говорил Теодорих о своей строительной деятельности, и слова эти вполне применимы ко всей его правительственной деятельности (таким образом реставрационная деятельность Теодориха преимущественно заключалась в неуничтожении оставшегося, что делает вопрос о своего рода «Ренессансе» Империи является спорным). Римская государственность была поэтому в глазах Теодориха и школой для варваров-остготов, и образцом. Это идейное (и даже идеалистическое) отношение Теодориха к римской государственности, возможно, должно было сообщить большую интенсивность романизации остготов и их политического строя, чем это было бы в том случае, если бы остготский король просто вступил в права римского императора, оставшись чуждым римским политическим идеям.
Таким образом, в таком факте, как распространение Теодорихом своих унаследованных от римских императоров прав, которые он осуществлял в отношении к римскому населению, и на остготов, стоит признать присутствие элемента сознательности. А в этом-то распространении и заключалась сущность романизации остготской государственности.
Политика лавирования между католицизмом и арианством привела в скором будущем к финалу остготской государственности на территории Италии, как и других государств "варваров" (термин «варвар» подчеркивал не ничтожность, а намерение определить лиц, имевших гораздо более низкий уровень развития и потому неспособных на создание подобных государственных объединений самостоятельно). Если рассмотреть их все вместе - Бургундское, Вандальское, Франкское, Вестготское и Остготское королевства, то их в принципе объединяет одно - их администрация почти (а в некоторых случаях полностью) идентична римской, за исключением, естественно, короля. Причем в некоторых случаях эти должности остаются номинальными и впоследствии перерождаются в титулы (например в Вестготском королевстве в VII веке сохранялся даже комит лимитанов). Возникновение таких королевств также проходило по одному и тому же сценарию - поначалу их короли являлись военными магистрами, а затем пользуясь ослаблением империи становились независимыми. Даже самый упорный из всех, Гейзерих, был вынужден в конце концов заключить с Валентинианом III мирный. Самое же устойчивое из всех этих государств - Франкское королевство, поскольку оно единственное сделало выбор в пользу католического христианства, что обеспечило ему поддержку как духовенства Запада (а также лояльность Востока), так и крупных землевладельцев.
Просуществовав
61 год, Остготское королевство, не смотря
на попытки вернуться к ситуации
сосуществования, какой она была
до 476 года (признавая за Велизарием
звание Императора римлян и готов, предлагая
Юстиниану свои услуги в качестве
федератов, выплату дани, предоставление
территорий), пало. Вместе с королевством
прекратил свое существование и народ.
Все оставшиеся в живых готы либо покинули
Италию (и обосновались либо в Южном Тироле,
либо в Итальянских предгорьях Альп), либо,
оставшись в Италии, нанялись на службу
варварам или императору. В конечном итоге
они влились в состав других народов. Если
на протяжении предыдущих двух поколений
состав населения Италии не менялся, то
теперь положение стало совершенно иным
– увеличилось количество кровосмесительных
браков, в результате чего коренные итальянцы,
намного превосходившие по численности
остготов, полностью «впитали» их в себя.
Остготы перестали существовать как
народ.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
ИСТОЧНИКИ
Амвросий Медиоланский. Полные творения. Киев, 1875.
Аммиан Марцеллин. Римская история. Пер. Ю. А. Кулаковского и А. И. Сонни под ред. Л. Ю. Лукомского. (Серия «Античная библиотека». Раздел «Античная история»). СПб., Алетейя. 1994.
Зосим. Новая история. / пер. и коммент. Н. Н. Болгова. Белгород, 1999.
Идаций. Хроника (отрывки). Пер. Ю. Б. Циркина. Античные и раннесредневековые источники по истории Испании. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006.
Иордан. О происхождении и деяниях гетов (Getica). СПб., Алетейя, 2001.
Клавдий Клавдиан. Полное собрание латинских сочинений. Пер., вступ. ст., коммент. и указ. Р. Л. Шмаракова. СПб.: Издательство СПбГУ. 2008.
Олимпиодор. История (В записях и выборках Фотия). Византийский временник, Том 8 (33). 1956
Павел Орозий. История против язычников. Пер., вступ. ст., комм. и указ. В. М. Тюленева. 1-е изд. В 3 т. Серия: Византийская библиотека. СПб.: Алетейя. 2001—2003.
Проспер Аквитанский. Хроника. перевод с лат. Суровенков Д. 2009.
Сидоний Аполлинарий. Письма. Пер. Н. Н. Трухиной. История Древнего Рима. Тексты и документы: Учебное пособие. Ч. 1. М., 2004.
Сократ Схоластик. Церковная история. Пер. СПбДА под ред. И. В. Кривушина. (Серия «Классики античности и средневековья»). М., Росспэн. 1996
Филосторгий. Сокращение «Церковной истории». Пер. В. А. Дорофеевой, комм. М. Ф. Высокого, М. А. Тимофеева. Церковные историки IV—V веков. М.: Росспэн, 2007.
Эвнапий Сардиец. История. Византийские историки: Дексипп, Эвнапий, Олимпиодор, Малх, Петр Магистр, Менандр, Кандид Исавр, Ноннос и Феофан Византиец. / Пер. Г. С. Дестуниса. переизд.: (Серия «Византийская историческая библиотека»). Рязань, Александрия. 2003.
ЛИТЕРАТУРА
Византийские хронисты: Сборник 'История Византии. Том 1. Сказкин С.Д. (отв.редактор) - Москва: Наука, 1967
Вайштейн О. Л. Западноевропейская средневековая историография. М.-Л., Наука. 1964
Беликов Д. Н. Христианство у готов. Казань, 1887
Буданова В. П. Готы в эпоху великого переселения народов. М., 1990
Вольфрам Х. Готы. СПб. Ювента, 2003
Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории. Т. 1. СПб, 1994
Ермолова И. Е. Римская империя и федераты в IV веке Новый исторический вестник. 2001, № 2 (4).
История Древнего Рима. Тексты и документы: Учебное пособие. Ч. 2. М., 2005
Зиньковская И. В. Королевство Эрманариха: источники и историография. Воронежский Государственный Университет, 2010
Корсунский А.Р. Вестготы и Римская империя в конце IV — начале V века. Вестник МГУ. Серия IX. История. № 3. М., 1965
Кулаковский Ю.А. История Византии. Т. 1. Киев, 1913
Мишулин А.В. Примечания. Греческие полиоркетики: Флавий Вегеций Ренат. Краткое изложение военного дела. СПб, 1996
Мусин А. Е. Империя и федераты: Археологические аспекты изучения христианизации. Материалы IV Боспорских чтений. Керчь, 2003
Немировский А. И., Дашкова М. Ф. «Римская история» Веллея Патеркула. Воронеж, 1985
Норвич Д., История Византии. АСТ Москва, 2010
Памятники средневековой латинской литературы IV – IX веков. М. Наука. 1970
Пфальшифтер Г. Теодорих Великий. СПб, Евразия, 2004
Сиротенко В.Т. История международных отношений в Европе во второй половине IV - начале VI в. Пермь. Пермский университет, 1975
Скржинская Е.Ч. Примечания. Олимпиодор. История. Пер. с греч., вступ. статья, комм. и указатели Е.Ч. Скржинской. Изд. 2-е. СПб, 1999
Теодор Моммзен. История Рима. СПб. Наука, Ювента, 1997.
Томпсон Э. Римляне и варвары. Падение Западной империи. СПб. Ювента, 2003
Черняк
Е.Б. Времен минувших заговоры. М. Международные
отношения, 1991
Информация о работе Готы в V- VI вв. н.э. (взаимоотношения готов и Римской империи)