Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:20, дипломная работа
Цель работы: исследовать историю готов V –VI вв. н.э. в свете их взаимодействия с Римом. Задачи: 1. Исследовать различные формы взаимодействия Рима и готов; 2. Проанализировать историю готов с конца IV по VI вв. н.э.; 3. Изучить королевство остготов и его взаимоотношения и политику с римлянами и варварами; 4. Пронаблюдать за эволюцией готского общества и его инкорпорацией
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..………………………..3
ГЛАВА I. ВСТУПЛЕНИЕ ГОТОВ В АКТИВНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С РИМОМ
§1. Появление готов на границах Империи………………………………………………...…..9
§2. Вторжение 376 – 378 гг……………………………………………………………….……12
§3. Институт федератов……………………………………………………………..………….18
ГЛАВА II. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОТОВ С РИМОМ В КОНЦЕ IV–V ВВ.
§1. От Фритигерна до Фравитты………………………………………………………………21
§2. От Алариха до Валии……………………………………………………………………....27
§3. От Теодориха до Евриха…………………………………………………………………...37
ГЛАВА III. ГЕРМАНСКОЕ КОРОЛЕВСТВО
§1. Создание Остготского королевства……………………………………….........................47
§2. Проблема легитимности власти…………………………………………………………...49
§3. Правление Теодориха………………………………………………………………………60
§4. Политика по отношению к варварам в годы правления Теодориха…………………….65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………………….....................72
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА……………………….……………
Однако
если римским сенаторам не приходилось
опасаться публичной казни во
времена Одоакра, с германцами дело
обстояло несколько по-другому. Вероятно
из-за того, что они не одобряли его
отношения к римской
Таким образом, в самой Италии «падение» Западной империи — если понимать под этим смещение Ромула Августула — прошло почти незаметно. Можно сделать вывод, что германская Италия начала VI века, которую привыкли считать творением Теодориха Острогота, на самом деле была создана Одоакром. Веротерпимость, воздержание от принятия новых законов, сохраняя древние римские учреждения сохранялись и до Теодориха.
Действия Одоакра когда Зинон послал Теодориха и остроготов в Италию для того, чтобы лишить его, Одоакра, власти, и когда Одоакр стал «узурпатором» известны только из одного фрагмента в сочинении Иоанна Антиохийского93. Согласно им, что в 489-493 годах, когда Одоакр, будучи объявленным вне закона, боролся с Теодорихом, он начал чеканить серебряные и бронзовые монеты, с которых было убрано имя и изображение Зинона. Вместо него появилось изображение, олицетворявшее Рим и Равенну. Одоакр больше не демонстрировал верность Зинону, но он все же не объявил себя независимым королем. Вместо этого он объявил цезарем своего сына Телу (в других источниках его имя дается как Окла): он должен был стать новым императором Западной империи94. Одоакр, очевидно, намеревался сделать то, что не удавалось еще ни одному из великих варваров-главнокомандующих, а именно посадить на трон сына варвара. Кроме того, 1 апреля 489 года он назначил на должность магистра армии некоего Туфу, а после него на ту же должность был назначен Ливила. Как известно, только император имел право назначать магистра армии, и Одоакр никогда ранее не пытался присвоить себе это право (даже Теодорих во время своего долгого царствования никогда такого назначения не делал). Этот шаг говорит о том, что Одоакр теперь применял императорскую власть, вероятно, от имени Телы. Складывается впечатление, что он пытался вернуться на позиции 476 года: Тела должен был стать новым западным императором, имевшим неограниченную власть, позволявшую ему назначать магистра армии. Обе «части» Римской империи снова должны были восстановиться, а сам Одоакр должен был стать патрицием у своего сына Телы, как когда-то Орест был патрицием у Ромула. Одоакр мыслил исключительно римскими категориями. Ему, видимо, ни разу не пришла в голову идея независимого от Римской империи королевства. Однако Тела был Цезарь, а не rex.
Когда Теодерих, ставший патрицием, в 489 году отправился в Италию, он понимал свое положение так: если он свергнет Одоакра, то «сам будет править вместо него до тех пор, пока туда не прибудет Зинон»95. Так утверждает хорошо информированный автор — современник тех событий, и это утверждение заслуживает доверия. Теодорих должен был de facto занять положение Одоакра, хотя это положение никогда не было определено ни законом, ни формальным договором. Положение Теодориха тоже невозможно определить: слово «король» не использовалось и не подразумевалось, поэтому некоторые западные историки по этому случаю изобрели должность magisterium militum per Italiam (магистр армии в Италии)96. Позиция, не определенная во времена Одоакра, не определилась и сейчас. Но Одоакр правил Италией целых тринадцать лет, и наверняка сама жизнь определила его полномочия. При Теодорихе подразумевалось, что Италия остается частью Римской империи и что Зинон остается ее законным правителем: он имел право приехать и мог прибыть в любой день. А пока что Теодорих, подавивший «восстание» Одоакра, будет присматривать за Италией по поручению Зинона и управлять ею от его имени. Таким образом, Зинон, который никогда не признавал независимость Италии, не сделал этого и сейчас. Он, кроме того, не стал назначать Теодориха магистром армии, хотя в течение нескольких лет вождь остроготов был патрицием.
В 491 году Зинон умер и его преемником стал Анастасий (491-518). Вскоре после его восшествия на трон «готы подтвердили, что Теодорих является их королем, не ожидая приказа нового императора»97. До этого в Италии было два правителя-варвара — Одоакр и Теодорих. Теперь Одоакр был уничтожен. Теодорих, очевидно, должен был ожидать, когда новый император признает его вождем обеих групп варваров, живших в Италии, — людей Одоакра (тех из них, кто уцелел) и остроготов. Но последние были в нетерпении. Они предупредили действия императора. В источнике не говорится, что Теодерих был назначен королем варваров, он уже был правителем много лет, по крайней мере королем остроготов. Теперь он был утвержден королем, и, вероятно, не только остроготов, но и остатков тех герулов, ругов и других варваров, которые подчинялись Одоакру. Однако Теодорих не стал королем и италийцев и варваров. У италийцев в этот период «короля» не существовало. Поэтому в официальных документах единственный титул Теодориха — это титул короля без уточнения, над чем и над кем. Он не называет себя «королем готов» (хотя на самом деле он вполне мог им быть), потому что если бы он принял этот титул, он, видимо, ограничил бы свою власть варварами, исключив из нее италийцев. В то же время он не «король римлян» и не «король Италии». Он просто «король», без уточнения.
Его власть не была неограниченной. Прокопий приводит слова неких готов98, которые отмечали, что Теодерих никогда не принял ни одного закона, ни письменного, ни устного. Он имел право издавать «эдикты» и делал это в рамках римского законодательства, хотя свои уточнения он толковал весьма свободно. Послы также отмечали, что Теодерих всегда позволял Восточным императорам назначать западных консулов. Он не мог предоставить готу римское гражданство или назначить его в римское государственное учреждение или сенат. Что касается последнего, то Теодорих, видимо, превысил свои полномочия, когда, по словам Кассиодора, назначил гота по имени Аригерн членом римского сената. Правда, Теодорих представил этого гота как «почти» римского гражданина99. Другой гот, по имени Тулуин, стал сенатором и патрицием при исключительных обстоятельствах, последовавших за смертью Теодериха, когда новый король был еще ребенком. Насколько известно, допуск Тулуина в сенат мог быть санкционирован императором Юстинианом. Теодерих мог присваивать готам титул vir illustris, который в римские времена автоматически подразумевал допуск в сенат. Но везеготские короли Испании также удостаивали готов этого титула, хотя в Испании не было сената, куда они могли бы войти. Так что если Теодерих и присваивал титул vir illustris готам, то из этого не следовало, что они обязательно становились членами сената.
Как бы ни назывался пост, занимаемый Теодерихом, ему понадобилось целых пять лет (492-497) терпеливых переговоров для того, чтобы убедить императора Анастасия признать его; и с этих пор он отбросил титул патриция, который до этого использовал. Когда Атанарих, внук и наследник Теодориха, в 526 году объявил императору Юстину (518-527), что занимает трон своего деда, он также выразил надежду, что Юстин удостоит его своей дружбы «на тех же договоренностях и условиях» (illis pactis, illiis condicionibus), на которых он и его предшественник строили свои отношения с Теодорихом. Но он не сделал ни малейшей попытки объяснить, в чем заключались эти «договоренности» и «условия»100. Возможно, что эти договоренности и условия уже невозможно было установить, потому что и в прошлом они не были четко определены. Вполне возможно, что Анастасий признавал статус Теодориха в той же мере, в какой Зинон признавал статус Одоакра.
Интересно повествование Прокопия об этом. Складывается впечатление, что он не знает, как точно называть готских вождей. Он говорит, что Теодерих свергнул Одоакра и что он сам взял «власть» (kratos) над готами и италийцами, при этом он не присвоил себе ни одеяния, ни имени «императора» (basileus) римлян, но по-прежнему назывался rex, то есть так, как называли правителей-варвар101. В другой части своего повествования он повторяет, что Теодерих имел власть над готами, но не упоминает италийцев102. Он приписывает Велизарию замечание о том, что Зинон «не посылал Теодориха бороться с Одоакром для того, чтобы Теодерих правил Италией. Зачем императору менять одного тирана (узурпатора) на другого? Его цель состояла в том, чтобы Италия была свободна и подчинялась императору»103. Аталарих, по словам историка, также имел власть над готами и италийцами. Когда Амаласунта решила продать свой народ Юстиниану, она предложила передать ему власть над готами и италийцами104. Именно это желал сделать и Теодат105. С другой стороны, в одном месте своего сочинения историк высказывает личное мнение, что Теодорих был по имени узурпатором (tyrannos), но на деле настоящим императором (basileus), равных которому не было среди тех, кто завоевал себе славу на этом посту106. Далее он подчеркивает, что Теодерих был широко популярен как среди италийцев, так и среди готов. Однако это оценочное мнение, а не определение конституционного положения варвара.
§ 3. Правление Теодориха
Компания Теодориха против Одоакра длилась четыре с половиной года с переменным успехом, пока в начале 493 года Одоакр через архиепископа Равеннского Иоанна не предложил Теодорихо мирное соглашение, согласно которому они оба сообща станут править Италией. Теодорих пошел на компромисс, и 5 марта того же года торжественно вошел в Равенну, где его во главе пышной процессии, несущей кресты, кадильницы и священное Евангелие, сам архиепископ Иоанн.
Однако уже через несколько дней Теодорих убил Одоакра своей же собственной рукой, и в тот же день все воины Одоакра с семьями, которые были найдены, тоже были умерщвлены107. Устранив Одоакра, Теодорих занял его место, и был провозглашен своими войсками королем.
Но
государство Теодориха уже не
было прежним королевством готов, которое
возродилось в этой части Италии.
Скорее можно сказать, что составлявшая
из представителей самых разных племен
армия стала представлять собой
новый самостоятельный народ. Об
остроготском королевстве можно
говорить только поскольку основная
масса этого народа все-таки состояла
из остготов. О неоднозначном
Каких-либо
серьезных государственных
Итак,
в королевстве Теодориха
Он
полностью сохранил все государственные
учреждения Империи, все общественные
и частные формы римской жизни
и формировал из остготов только оборонительные
отряды, предназначенные для борьбы
с враждебными варварскими
Управление
страной принадлежало римлянам, а
е вооруженная защита – готам,
и готы подчинялись римским законам,
если не считать семейных и личных
правовых отношений, которые были отданы
под юрисдикцию готского права. Однако,
готов не судили римские судьи, так
как будучи солдатами, они представали
перед готским военным
Теодорих не предпринимал никаких усилий для сближения двух народов с целью слияния их в одну нацию, так как не имел достаточного людского ресурса готов. Ему пришлось распределить готский контингент армии (15000 человек) по всей Италии среди римлян, и при попытке сближения с римлянами, готы были бы уничтожены при культурном и количественном перевесе римлян. К тому же Теодориху стоило бы ожидать сопротивления к сближению со стороны римлян.
Буквально
в то же время Хлодвиг, имея достаточный
людской ресурс, стал уже ортодоксальным
христианином, и тем самым получил
возможность осуществить
Вестготы
познакомились с христианством
в III веке. В ходе своих грабительских
набегов на Римскую империю они
захватили множество пленных, среди
которых были и христиане. Обращением
готов занимались прежде всего христиане
из Каппадокии. Какую роль наряду с
этим при распространении
Информация о работе Готы в V- VI вв. н.э. (взаимоотношения готов и Римской империи)