Готы в V- VI вв. н.э. (взаимоотношения готов и Римской империи)

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:20, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: исследовать историю готов V –VI вв. н.э. в свете их взаимодействия с Римом. Задачи: 1. Исследовать различные формы взаимодействия Рима и готов; 2. Проанализировать историю готов с конца IV по VI вв. н.э.; 3. Изучить королевство остготов и его взаимоотношения и политику с римлянами и варварами; 4. Пронаблюдать за эволюцией готского общества и его инкорпорацией

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..………………………..3
ГЛАВА I. ВСТУПЛЕНИЕ ГОТОВ В АКТИВНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С РИМОМ
§1. Появление готов на границах Империи………………………………………………...…..9
§2. Вторжение 376 – 378 гг……………………………………………………………….……12
§3. Институт федератов……………………………………………………………..………….18
ГЛАВА II. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОТОВ С РИМОМ В КОНЦЕ IV–V ВВ.
§1. От Фритигерна до Фравитты………………………………………………………………21
§2. От Алариха до Валии……………………………………………………………………....27
§3. От Теодориха до Евриха…………………………………………………………………...37
ГЛАВА III. ГЕРМАНСКОЕ КОРОЛЕВСТВО
§1. Создание Остготского королевства……………………………………….........................47
§2. Проблема легитимности власти…………………………………………………………...49
§3. Правление Теодориха………………………………………………………………………60
§4. Политика по отношению к варварам в годы правления Теодориха…………………….65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………………….....................72
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА……………………….……………

Работа содержит 1 файл

Работа.docx

— 144.87 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОРБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО  «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИСТОРИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА АРХЕОЛОГИИ 
 

  «Готы в V- VI вв. н.э. (взаимоотношения готов и Римской империи)» 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..………………………..3

ГЛАВА I. ВСТУПЛЕНИЕ ГОТОВ В АКТИВНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С РИМОМ

§1. Появление готов на границах Империи………………………………………………...…..9

§2. Вторжение 376 – 378 гг……………………………………………………………….……12

§3. Институт федератов……………………………………………………………..………….18

ГЛАВА II. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОТОВ С РИМОМ В КОНЦЕ IV–V ВВ.

§1. От Фритигерна до Фравитты………………………………………………………………21

§2. От Алариха  до Валии……………………………………………………………………....27

§3. От Теодориха  до Евриха…………………………………………………………………...37

ГЛАВА III. ГЕРМАНСКОЕ КОРОЛЕВСТВО

§1. Создание Остготского королевства……………………………………….........................47

§2. Проблема легитимности власти…………………………………………………………...49

§3. Правление  Теодориха………………………………………………………………………60

§4. Политика по отношению к варварам в годы правления  Теодориха…………………….65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………………….....................72

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА……………………….……………………….…………..77 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Готы  – народ, сыгравший значительную роль в истории Европы периода  поздней античности, раннего средневековья. За время своего существования и  миграций по территории восточной и  южной частей Европы среди других «варваров»  они оказали немалое  влияние на окружавшие их племена и народы. Но, несмотря на попытки облагородить своё происхождение и свою историю, в лице потомков они рассматривались двояко: с одной стороны как благородные герои, а с другой - как варвары, повинные в разрушении античной цивилизации. В средневековой историографии они воспринимались как праотцы германских народов, и благодаря им территории Восточной Европы, Северного Причерноморья воспринимались на ровне со Скандинавией германской прародиной.

      Однако, изучение народа готов, как и изучение других раннегерманских народов, сталкивается с проблемой невозможности понимания внутреннего мира и мировоззрения «варваров». В ранние века Римской империи варвары были неграмотны, или, точнее, «дограмотны»1, и следовательно, они оставили о себе крайне малое количество письменных источников. В лучшем случае мы имеем возможность ознакомления с источниками времен варварских королевств, которых тоже не много. При полном отсутствии каких-либо произведений на языках вандалов, бургундов или франков в период IV – VI вв., на языке готов, помимо фрагментов перевода Библии, сделанного епископом Ульфилой, до наших дней сохранились лишь  шестнадцать страниц комментария Евангелия от Иоанна и несколько других обрывков текстов, в основном церковного содержания, преимущественно датируемых первой половиной VI века.

      Работы  авторов-готов по происхождению  были редки и для современников, что можно проследить на примере  Иоанна Бикларского. Его труд написан  на латыни, а основным источником сведений о его жизни являются свидетельства, содержащиеся в 44-й главе сочинения Исидора Севильского. Согласно этим данным, Иоанн родился в городе Скалябис (около современного Сантандера) в вестготской семье. Вопреки обычаям вестготов—ариан, он с детства исповедовал ортодоксальное христианство. Если б не это упоминание Исидора, Иоанна, изучая его работу, вполне можно было бы принять за римлянина. Он имел хорошее греческое и латинское образование, и неизвестно, знал ли он вообще готский язык. Для него главным было то, что он — христианин и католик. В подобных случаях, даже если перед нами сочинение гота, оно ничего или почти ничего не скажет нам об авторе как о готе. Насколько можно судить по его книге, Иоанн был полностью поглощен римской цивилизацией, и для историков он гот только лишь номинально2.

     Книга Иордана «Гетика» или «О происхождении и деянии гетов» является основным письменным источником по истории данного этноса. При своеобразной тенденциозности и компилятивности эта работа зачислена в разряд первоклассных исторических источников на готскую тему. Однако, несмотря на всеобъемлющее изложение «национальной истории»3 готов, Иордан интересен не только (и, возможно, не столько) как историк, но как гот по происхождение, который этим происхождением гордится. 

      Вследствие  всего этого во время изучения «варваров», приходится  смотреть на них «со стороны», довольствоваться преимущественно римскими источниками  и римским представлением «варваров». Известно, что многие римляне, побывавшие в плену, говорили на германских языках и знали многое о тех, кто их пленил, однако редко когда случалось, чтобы образованные римляне самостоятельно и добровольно изучали германский язык. До возникновения варварских королевств образованная часть римского населения презирала и боялась  варваров. Подавляющее большинство  христианских епископов не предпринимало  распространение среди них Евангелие, а в сочинение одного из епископов (причем арианина) есть даже намек на то, что каждый, кто возьмется  обратить варваров, будет виновен  в святотатстве4. Было распространено мнение, что «у варваров есть человеческие конечности и человеческий голос, но больше ничего человеческого в них нет». Это были субчеловеки, квазичеловеки, или же просто звери и чудовища5. Образованный римлянин видел в них только жестоких разрушителей и захватчиков.

     Преимущественно в таком свете древнегерманские народы представлялись в цивилизованных античных источниках, что делает сложным  осознание и понимание их мироощущения теперь, их отношение к окружающему миру, природным явлениям, божествам. Их фольклор и народные традиции дошли лишь частично в прозаическом изложении Иордана. Даже сохранившиеся своды законов варваров записаны на латыни, и составляли их в основном римляне. Иногда варвары следовали римской традиции и высекали надпись на могильном камне умершего родственника, однако все эти надписи — тоже на латыни, и только германские имена отличают их от римского происхождения. Поэтому, несмотря на огромное количество  упоминаний в основном уничижительного характера и активное и массовое участие в мировой истории, варварские народы остались в определенном духовно-культурном смысле неизученными.

     И тем не менее те же самые варвары  позднего римского периода на поколения  обеспечили большую часть Западной Европы стабильными и надежными  правителями, которые, по стандартам своего времени, правили справедливо и  честно. Пока все короли были христианами-арианами, все из них (кроме правителей Африки) проявляли терпимость к своим  подданным-католикам, в то время  как последним римским императорам  Запада и позднейшим королям-варварам католического вероисповедания  подобная терпимость была абсолютно  чужда. Обычно VI век не считают столетием  толерантного правления (по крайней  мере в Испании, а в начале века также в Италии и в некоторых  частях Франции). В этих странах христиане, иудеи и язычники (без всяких ограничений) могли свободно исповедовать свою веру. Жестокие преследования иноверцев, характерные для Римской империи со времен Феодосия Великого, в годы правления первых королей-варваров, казалось, ушли в прошлое, однако такое положение дело сохранилось лишь до последующего воцарения католицизма в варварских королевствах6.

     Цель нашей работы: исследовать историю готов V –VI вв. н.э. в свете их взаимодействия с Римом. Задачи: 1. Исследовать различные формы взаимодействия Рима и готов; 2. Проанализировать историю готов с конца IV по VI вв. н.э.; 3. Изучить королевство остготов и его взаимоотношения и политику с римлянами и варварами; 4. Пронаблюдать за эволюцией готского общества и его инкорпорацией. Хотелось бы уделить внимание рассмотрению духовному и культурному развитию готов, затронуть не столько бытовую сторону культурной жизни, сколько коммуникативную, как в отношении друг друга, так и (в большей степени) в отношение с «цивилизованными» соседями, т.е. Римом. Особые акценты хотелось бы сделать на время первого значимого столкновения мира готов и римлян на уровне народов – нашествие 376 года, а так же на период Германских королевств, конец V – начало VI вв., когда огромные районы Западной Римской Империи оказались во власти соперничающих друг с другом племен, а центр римской цивилизации, Италия – во власти остготов. Теодориху удалось объединить неорганизованные орды соплеменников и воцариться в Италии на четыре десятилетия, стремясь сохранить ценности римской культуры, достигнуть мирного сосуществования культур римлян и остготов, при этом вступая в непрерывные взаимоотношения с преемницей Рима – Византией и окружавшими со всех сторон Италию германскими народами.  Так же хотелось бы проследить процессы активной «романизации» варваров на примере вестготов в промежуток конца  IV – второй половины V вв. н.э.

     По  различным обстоятельствам сложился стандартный набор нарративных  источников о ранней истории готов. В первую очередь это «Римская История» Аммиана Марцелина, труды  ранневизантийских историков, таких, как Евнапий или Зосим, упоминавшиеся  выше «Гетика» Иордана и фрагменты  Библии, переведенные Вульфилой. Так  же в той или иной мере можно  почерпнуть информацию из произведений раннесредневекового эпоса и  раннесредневековых исторических хроник. Постепенное вовлечение в ход  римской истории и пребывание на территории Западной Европы нашло отдельное отражение в документах и памятниках западноримской культуры.

     На  современном же этапе в готоведении  фундаментальным трудом считается  работа австрийского ученого Х. Вольфрама  «Готы». Тема готов вообще считается  актуальной для германоязычных историков, поэтому среди остальных научных  работ о готах и варварах выделяются исследования немцев и австрийцев Ф. Альтхайма (Атилла и гунны», «История гуннов»), Н. Вагнера («Гетика: Исследования жизни Иордана и ранней истории  готов»), Г. Пфальшифтера («Теодорих  Великий») и других. В англо-американской историографии выделяются работы Э. Томпсона («Римляне и варвары. Падения Западной империи»), Генри Брэдли («Готы. С древнейших времен до конца готского владычества в Испании») и Питера Хизера («Готы и римляне, 332-482гг.»). Так же сложились скандинавская, французская, итальянская и польская историографические подборки. Из отечественной же историографии наибольший интерес для нас представляют работы В.П. Будановой (статьи об Иордане) и И.В. Зиньковской (работы по историографии). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА I

     ВСТУПЛЕНИЕ  ГОТОВ В АКТИВНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ  С РИМОМ

     § 1. Появление готов на границах Империи

     Восточногерманские  племена существовали уже в течении  многих веков, и они имели относительно высокую культуру, когда расширяли  ареал своего пребывания от Южной  Швеции и берегов Балтийского  моря до Моравии, Богемии и Силезии. Как только восточные германца подошли границам Римской империи: на Рейне и Дунае, - их сразу же остановили вооруженные отряды западногерманских племен; лишь очень немногим из них удалось поселиться на территории Империи. Восточногерманские племена отступили на восток, оставив Римскую империю в покое. Такое положение дел сохранялось от первых десятилетий нашей эры до середины II в.7

     Затем готы – самое известное из восточногерманских племен – двинулись с низовьев Вислы на юго-восток, к Черному  морю; одновременно с этим бургунды стали переселяться с берегов  Варты на юго-запад. Вследствие с  этим живущие на юге племена пришли в движение, потеснили своих соседей  и вынудили их двинуться вперед, на границы Римской империи. Но римлянам удалось этот вал остановить. На протяжении полутора десятков лет (166-180гг.) шли кровопролитные войны германских племен с Римом, получившие название Маркоманских, после чего наступило затишье. Причиной этих нашествий, можно предположить, было экономическое положение германских племен, обусловленное распределение пригодных для проживания территорий тогдашней Центральной Европы. Огромные земельные площади были покрыты болотами и лесами, ощущался недостаток пригодной для скотоводства земли. Приходилось постоянно перебираться с места на место в поисках новых земель.

     Приблизительно  в 230 году готы осели на некоторое  время в низовьях Днепра и на северном побережье Черного моря. И очень  скоро именно здесь они разделились  на два племени, которые стали  жить самостоятельно друг от друга: вестготов и остготов. По отдельности, в союзе друг с другом или с другими германскими племенами, готы в течении последующих поколений почти каждый год совершали вторжения в Римскую империю, принимавшие всё более угрожающий характер, вплоть до разграбления Афин и других городов Пелопоннеса. Это были разбойничьи набеги с целью захвата богатой добычи, подталкивыемые собственным воинственным духом и ослаблением Империи.

     Так готы впервые прикоснулись к античной культуре, которая, благодаря своему изяществу и великолепию, стала предметом искреннего восхищения и безудержной алчности варваров8

     Под давлением квадов и языгов готы и  другие германские племена были опять  вынуждены накатиться на границы  Римской империи. В 257 году Дакия  была захвачена готами.

     В последующие сто лет готам  не удалось добиться подобных успехов, так как в 270 году в битве при  Найссе Клавдий одержал полную победу над объединенными племенами  вестготов, герулов и гепидов; кроме  того многочисленными гарнизонами  была усилена граница Империи. Побежденные  германские племена были вынуждены  отойти за Дунай и попросить у  императора разрешение на новое поселение. Уже с начала II века такие просьбы, как правило, удовлетворялись, поскольку Империя тем самым получала необходимы людские ресурсы для сельскохозяйственных работ и комплектования армии. Поселившихся на территории империи варваров можно было довольно-таки быстро романизировать, воспитывать в римском духе и привить римский образ мышления. Особенно удачно в своих целях использовал варваров Константин. Он даже заключил с готами, живущими по левый берег Дуная, договор, согласно которому они обязывались защищать границы Империи и поставлять контингент войск за определенные денежные субсидии. Этот федеративный договор юридически позволил считать территории севернее Дуная частью империи. Тем самым так же был принят новый отсчет времени – постановка на службу Империи многочисленных германцев, позволив им занимать должности и посты военачальников, чиновников и дипломатов, и уже в годы правления Юлиана Отступника (361 – 363 гг.) более половины всех высших офицерских должностей были отданы германцам9.

Информация о работе Готы в V- VI вв. н.э. (взаимоотношения готов и Римской империи)