Государственные Думы России: история и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 15:39, дипломная работа

Описание работы

Предмет настоящего исследования – Государственная Дума - будет изучен методом сравнительного анализа законодательства, регулирующего создание и деятельность парламента в начале века и аналогичного законодательства конца ХХ - начала ХХI вв., сравнения выборного законодательства, изучения и сопоставления статистики выборов, принятых парламентами законов, а также общественно-политической и экономической ситуаций в период, предшествующий и сопровождавший выборы депутатов и непосредственно работу Дум Российской Империи и Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДУМЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ………….…… 17
§1. Законодательные органы в России до Государственной
Думы……………………………………………………………
17
§2. Российское общество на пороге XX в. Изменения в
государственном управлении в 1905 – 1906 гг.……………
18
§3. I Государственная Дума……………………………………… 29
§4. II Государственная Дума…………………………………….. 38
§5. III Государственная Дума……………………………………. 43
§6. IV Государственная Дума…………………………………….
50
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………..

58
§1. От съездов Советов к Верховному Совету РСФСР 58
§2. Государственная дума РФ первого созыва…………………. 65
§3. Государственная Дума РФ второго созыва………………… 72
§4. Государственная Дума РФ третьего созыва………………. 78
§5. Государственная Дума РФ четвертого созыва…………….. 81
§6.Конституционный статус и полномочия Государственной
Думы РФ….……………………………………………………….
88
§7. Новое законодательство о выборах…………………………
91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………. 101
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………. 108

Работа содержит 1 файл

диплом госдума.doc

— 544.50 Кб (Скачать)

 

§3. I Государственная Дума

 

Выборы в I Государственную Думу проходили в марте-апреле 1906 г.
Возникшие многочисленные политические партии в отношении к участию в выборах исходили из оценки ситуации, сложившейся в общественном движении после опубликования Манифеста 17 октября[63]: на фоне четко обозначившегося спада стачечной борьбы широкий размах сохраняло крестьянское движение, вспыхивали восстания в армии и на флоте. Большинство левых партий бойкотировали выборы – большевики, национальные социал-демократические партии, эссеры, Всероссийский крестьянский союз.

Очень продуманно и умело провели свою предвыборную кампанию кадеты, сумевшие привлечь на свою сторону большинство демократических
избирателей обязательствами «сосчитаться» в Думе с правительством,
провести радикальную крестьянскую и рабочую реформы, ввести
законодательным путем весь комплекс гражданских прав и политических
свобод. Тактика кадетов принесла им победу на выборах: они располагали 153 мандатами в начале работы Думы (в конце 161) или 1/3 от общего числа депутатов.[64]

Черносотенные партии (представители реакционной общественной организации России начала ХХ в. «Объединенный русский народ», придерживающиеся крайних националистических взглядов) мест в Думе не получили. Серьезное поражение потерпели на выборах октябристы – к началу думской сессии у них было всего 13 депутатских мест. Заметное место среди депутатов занимала крестьянская трудовая группа (107 мест) [65], в которую в начале работы Думы входили рабочие и социал-демократы, прошедшие на выборах в тех губерниях, где бойкот не удался.  Председателем Думы был избран кадет С.А. Муромцев.

Главным статистиком первой Думы считается ее депутат Н.А.Бородин. Проанализировав данные о 448 депутатах, он пришел к выводу, что первая Дума на ⅔ состояла из интеллигентов и на оставшуюся треть – из крестьян и рабочих.[66] Иначе выглядел сословный состав депутатов: «45,5% - крестьяне, 36,7% - дворяне, доля других социальных групп не превышала 5%…..По профессиональной деятельности 109 депутатов были землевладельцами (21,9%), 120 – земледельцами (24%). Под понятие «интеллигенция» попадало 153 депутата ( 30,7%), рабочие составили всего 5% (25 человек)»[67]. Интересно, что, судя по данным, приведенным Н.А.Бородиным[68], из депутатов первой Думы 189 человек получили высшее образование, 62 – среднее. Россмотрев профессиональную составляющую депутатов, Н.А.Бородин делает вывод: «…наличность в Думе талантливых юристов, специалистов по всем отделам юриспруденции, и создает ту спокойную и полную достоинства умелую защиту народных прав и конституционных начал, которая особенно ценна для нашего молодого парламента, явившегося одновременно и законодательным учреждением, и высшей практической политической школой для вновь нарождающихся граждан земли русской».[69]

«Российское народное представительство было одним из самых молодых в Европе: 77,6% депутатов Думы было от 30 до 50 лет»[70].

Событием огромной исторической важности не только в стране, но и во всем цивилизованном мире было открытие в Петербурге 27 апреля 1906г. I Государственной Думы. Оно состоялось в самом крупном в столице Тронном зале Зимнего дворца и было обставлено весьма торжественно. Прибыло огромное число приглашенных, журналистов и дипломатических
представителей из многих стран. Прибыл царь и произнес речь по случаю открытия Думы. Речь эта, по словам очевидца, "произвела  на всех тягостное впечатление"[71] «Выступление царя разительно отличалось от предложенных ему текстов….Николай поступил парадоксально: вместо того, чтобы в такой              день обнародовать декларацию о намерениях власти по отношению к Думе, чего ждали от него многие, он втайне подготовил другую речь….Его речь не была политической программой, в ней содержалось лишь приветствие в адрес «лучших людей» России.»[72]

Появление первого законодательного представительного учреждения в России, за что боролись десятки лет лучшие представители русского общества, вызвало подлинный шквал приветствий от групп россиян, ученых советов университетов, городских дум и земств. Новый парламент приветствовали парламенты других стран. Так, 30 июня 1906 г. в I Думе была оглашена телеграмма от членов старейшего парламента – лондонского. От российской Думы была даже выбрана делегация для посылки в Лондон, но она не успела туда отбыть, так как I Дума была распущена царем.

Учрежденная в ходе революции 1905-1907 гг., Государственная дума с самого начала фактически стала центром легальной борьбы общественных интересов, выразителями которых являлись политические партии. Уже на второй день работы  I Думы при выборах ее председателя депутаты голосовали согласно принадлежности к одному из политических направлений – консервативному, либерально-оппозиционному или революционному. Тем не менее парламентская деятельность представленных в Думе партий формально никак не регламентировалась. Ни в «Положении об учреждении Государственной Думы», регулировавшем процедурные вопросы, ни в «Наказе думской деятельности»[73], касавшемся организации ее внутренней жизни, не предусматривалось создание каких-либо самостоятельных партийных фракций или групп. В соответствии с этими документами вся парламентская деятельность сосредоточивалась в специальных отделах и комиссиях. Определялось и минимально необходимое число депутатов, которые могли инициировать рассмотрение в Думе вопросов об отмене или изменении действующего закона или о принятии нового. Для этого требовалось подать на имя председателя Думы заявление, подписанное 30 депутатами. Такой же порядок был установлен и для обращений с запросами к правительству. Все это побуждало депутатов к объединению в партийные фракции и группы по политическому признаку.

Первым значительным политическим шагом депутатов I Государственной думы сразу после открытия ее заседания 27 апреля 1906 г. стало принятие адреса на имя царя, где содержалась программа преобразований, явно неприемлемых для власти. Так, заняв первенствующее положение в Думе, кадеты в письменный ответ на «тронную» речь царя дружно включили
требование отмены смертной казни и амнистии политическим заключенным,
установления ответственности министров перед народным представительством, упразднения Государственного совета, реального осуществления политических свобод, всеобщего равенства, ликвидации казенных, удельных монастырских земель и принудительного выкупа частновладельческих для ликвидации земельного голода русского крестьянина.[74] Думцы надеялись, что с этими требованиями царь примет Муромцева, но Николай II не удостоил его этой чести. Ответ думцев был отдан в обычном порядке для «монаршего прочтения» председателю Совета министров И.Л. Горемыкину. [75]

13 мая 67-летний председатель Совета министров  с трудом поднялся на трибуну и на все требования послания ответил категорическим «Нет!»[76].  Даже консерваторы были обескуражены. Вот что, к примеру сказал во время обсуждения выступления И.Л. Горемыкина депутат Ледницкий: «Мы, обращаясь к Престолу с нашими лучшими мыслями и пожеланиями, искренно высказали только то, что от нас требовала и ждала страна….мы прежде всего получили урок:»всяк сверчок знай свой шесток»…Нам сказали: «Вы помните, что вы можете действовать исключительно только в пределах тех рамок, которые для вас установлены», а мы думали, что мы здесь затем, чтобы потушить пожар, который готов разгореться в стране, что мы призваны спасти страну от того страшного водоворота, в который легкомысленными руками власти вот уже два года народ толкается»[77].   Дума в ответ на речь председателя Совета министров приняла резолюцию с выражением недоверия правительству (что не имело, впрочем, юридического значения).

Конфликт между ветвями власти выразился прежде всего в том, что правительство, по существу, отказалось от серьезной законодательной инициативы. Первый правительственный законопроект, внесенный в первый российский парламент, касался ассигнования средств на открытие прачечной при Юрьевском университете. В результате депутатам пришлось самим заняться разработкой законопроектов. Кроме того, за недолгое время своего существования Дума приняла 391 запрос о незаконных действиях правительства.[78] Однако и  в ходе законотворческой деятельности I Думы проявились серьезные внутренние противоречия.

Председателем Думы был избран представитель кадетской партии выдающийся юрист профессор С.А.Муромцев. Левее кадетов оказалась народническая фракция трудовиков. Разногласия между двумя основными фракциями наглядно проявились в ходе обсуждения аграрного вопроса, занявшего центральное место в работе I Думы. Обсуждались в основном два проекта, представленные фракциями кадетов и трудовиков.

Кадеты в своем проекте предусматривали дополнительное наделение крестьян землей за счет казенных, монастырских, удельных земель и земель, частично отчужденных от частных собственников за выкуп «по справедливой» аренде (но не по рыночной)».[79]

19 мая 104 депутата Трудовой группы внесли своей законопроект (проект
104-х)[80]. Суть аграрной реформы по законопроекту сводилась к образованию
«общественного земельного фонда» для обеспечения безземельного и
малоземельного крестьянства путем отвода ему не в собственность, а в
пользование участков в пределах определенной «трудовой» или
«потребительской» нормы. Что касается помещиков, то трудовики предлагали
оставить им лишь «трудовую норму». Конфискация земли у помещиков, должна была, по мнению авторов проекта, компенсироваться вознаграждением
помещиков за изъятые земли.

6 июня появился еще более радикальный эссеровский «проект 33-х»[81]. Он
предусматривал немедленное и полное уничтожение частной собственности на
землю и объявление ее со всем недрами и водами общей собственностью
всего населения России.

Выступавшие с трибуны I Государственной думы крестьянские депутаты требовали наделения их землей и обвиняли правительство в защите интересов помещиков.

Обсуждение аграрного вопроса в Думе вызвало рост общественного
возбуждения в широких массах и революционные выступления в стране. Желая
укрепить положение правительства, отдельные его представители –
Извольский, Коковцев, Трепов, Кауфман – выступили с проектом обновления
правительства[82] путем включения туда кадетов (Милюкова и др.). Однако это
предложение было встречено в штыки консерваторами. Некоторые из них
считали, что лучше избавиться от Думы вообще, чем обсуждать эту проблему. Они взяли верх.

Левые либералы, назвав новое учреждение в структуре самодержавия «Думой народного гнева»[83], начали, как они говорили, «штурм правительства». Дума приняла резолюцию о полном недоверии правительству и потребовала его отставки[84]. За все созывы десятилетней истории таких резолюций было
множество, но все они, как и в этот раз, оставались без последствий.

Теперь, зная настроение царя, некоторые министры объявили бойкот Думе, они перестали посещать ее заседания.

Правительство было недовольно поведением депутатов Думы и 20 июня 1906 г. опубликовало официальное сообщение по аграрному вопросу. В сообщении говорилось, что распространяемое среди сельского населения убеждение о необходимости проведения принудительного отчуждения частновладельческих земель правительство признает совершенно неприемлемым и вредным и потому никогда не допустит этого. Для улучшения крестьянского землепользования правительство обещало дать крестьянам свободу выхода из общины и возможность закрепления своего надела в собственность, а в случаях острого малоземелья обещало оказать помощь в переселении крестьян из европейской части страны в Сибирь и Среднюю Азию.[85]

Но за стенами Таврического дворца, а тем более далеко за пределами
России, начавшиеся столкновения депутатов с правительством в Думе не
были известны.

6 июля председатель Совета министров, вялый и безынициативный Горемыкин, был заменен энергичным Столыпиным (за Столыпиным был сохранен пост министра внутренних дел, который он занимал ранее). Сделано это было для того, чтобы смягчить «горькую пилюлю», деморализовать оппозицию для проведения в жизнь манифеста о роспуске I Думы.

9 июля 1906 г. депутаты пришли в Таврический дворец на очередное заседание и наткнулись на закрытые двери; рядом на столбе висел манифест за подписью царя о прекращении работы I Думы, так как она, призванная «вносить спокойствие» в общество, лишь «разжигает смуту».[86] Так же  в Манифесте от 8 июля 1906 г. говорилось о назначении новых выборов. При этом, однако, сохранялось избирательное законодательство. Позднее Правительствующий Сенат издал некоторые разъяснения к Положению о выборах, сводившиеся к отстранению от выборов отдельных категорий избирателей, но решающей роли это не сыграло.

I Государственная Дума просуществовала в России всего 72 дня. Все это
время она находилась под обстрелом различных сил, и, прежде всего -
консерваторов. В «Правительственном вестнике» из номера в номер
печатались довольно однотипные «верноподданейшие письма», подписанные
группами лиц, в которых Дума называлась «инородной выдумкой»,
«чужеродным изобретением», которому не суждено «привиться на истинно
русской почве», доказывалось, что она всегда будет вредным учреждением.
При этом предлагалось «пока не поздно» Думу разогнать.[87] Дума даже сделала специальный запрос, на каком основании в официальном органе
правительства ведется антидумская пропаганда.[88] Однако тогдашний министр внутренних дел П.А. Столыпин ответил довольно однозначно: подданные монарха вправе печатать свои письма где угодно.[89]

Дума была распущена, но ошеломленные депутаты не сдались без боя. Около 200 депутатов, и среди них кадеты, трудовики и социал-демократы
собрались в Выборге, где после бурных сетований и обсуждений приняли
воззвание – “Народу от народных представителей”.[90] В нем говорилось, что
правительство сопротивляется наделению крестьян землей, что оно не имеет
права без народного представительства собирать налоги и призывать солдат
на военную службу, делать займы. Воззвание призывало к сопротивлению
такими, например, действиями, как отказ давать деньги в казну,
саботирование призыва в армию.

Но на эти акции народ не откликнулся, разочаровавшись в Думе как пустой “говорильне”.[91]

Информация о работе Государственные Думы России: история и современность