Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 15:39, дипломная работа
Предмет настоящего исследования – Государственная Дума - будет изучен методом сравнительного анализа законодательства, регулирующего создание и деятельность парламента в начале века и аналогичного законодательства конца ХХ - начала ХХI вв., сравнения выборного законодательства, изучения и сопоставления статистики выборов, принятых парламентами законов, а также общественно-политической и экономической ситуаций в период, предшествующий и сопровождавший выборы депутатов и непосредственно работу Дум Российской Империи и Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДУМЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ………….…… 17
§1. Законодательные органы в России до Государственной
Думы……………………………………………………………
17
§2. Российское общество на пороге XX в. Изменения в
государственном управлении в 1905 – 1906 гг.……………
18
§3. I Государственная Дума……………………………………… 29
§4. II Государственная Дума…………………………………….. 38
§5. III Государственная Дума……………………………………. 43
§6. IV Государственная Дума…………………………………….
50
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………..
58
§1. От съездов Советов к Верховному Совету РСФСР 58
§2. Государственная дума РФ первого созыва…………………. 65
§3. Государственная Дума РФ второго созыва………………… 72
§4. Государственная Дума РФ третьего созыва………………. 78
§5. Государственная Дума РФ четвертого созыва…………….. 81
§6.Конституционный статус и полномочия Государственной
Думы РФ….……………………………………………………….
88
§7. Новое законодательство о выборах…………………………
91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………. 101
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………. 108
Заметными вехами на этом пути стали законы об изменения и дополнениях Конституции РСФСР от 27 октября 1989 г., от 31 мая, 16 июня и 15 декабря 1990 г., от 24 мая и 1 ноября 1991 г., Закон Российской Федерации от 21 апреля 1992 г.[149] Большинство этих изменений и дополнений были связаны с начавшимися в стране глубокими социально-экономическими и политическими преобразованиями и повышением роли в них представительных институтов.
Самым принципиальным изменением в системе государственной власти этого периода стало введение в 1991 г. поста Президента РСФСР и соответствующее перераспределение властных функций между различными ветвями власти. Хотя съезд народных депутатов как высший орган государственной власти и Верховный Совет, состоящий из двух палат – Совета Республики и Совета национальностей, как его постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган, сохраняли широкие полномочия в области законодательной деятельности, определения внутренней и внешней политики, принятия решений по вопросам государственного устройства и других, многие их прежние права, включая подписание и обнародование законодательных актов, формирование Правительства и назначение его Председателя, контроль за их деятельностью, отошли к Президенту РСФСР как высшему должностному лицу и главе исполнительной власти в Российской Федерации.
Подобное перераспределение общественных ролей в условиях отсутствия парламентских традиций, отработанного механизма согласования интересов, а также личные амбиции руководителей с обеих сторон не раз служили причиной острых правовых и политических коллизий во взаимоотношениях законодательной и исполнительной ветвей власти.[150] На VII Съезде народных депутатов России борьба из концептуальной, программной переросла в открытую схватку за политическую власть. В своем знаменитом обращении к народу от 10 декабря 1992 г. [151] Президент заявил, что Парламент превратился в "реакционную силу" и что он отказывается с этим Парламентом сотрудничать. Только народ (через референдум) должен определить, кто прав. Парламентское большинство в ответ лишило президента всех дополнительных полномочий, данных ему за год до этого. [152]
Постепенно сложились две "партии": "партия президента" и "партия парламента" (Хасбулатова и Руцкого).[153] Рейтинг той и другой сторон быстро падал, хотя у Президента он оставался выше. 20 марта 1993 г. Б.Ельцин заявил о введении "особого режима управления" страной, однако не был поддержан не только Парламентом и оппозицией, но и некоторыми влиятельными людьми из своего ближайшего окружения (А.Руцкой, Ю.Скоков, В.Зорькин, В.Степанков). IX (апрельскому) Съезду народных депутатов РФ не хватило нескольких десятков голосов, чтобы объявить Президенту импичмент.[154]
21 сентября 1993 г. Президент России Б.Н.Ельцин выступил с обращением к гражданам России, в котором подчеркнул, что «в последние месяцы Россия переживает глубокий кризис государственности. В бесплодную и бессмысленную борьбу на уничтожение втянуты буквально все государственные институты и политические деятели»[155]. Тогда же президент издал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации»[156], которым предписывалось «прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов и Верховным Советом Российской Федерации»[157]. Этим Указом вводилось в действие Положение о выборах депутатов Государственной Думы. В соответствии с этим Положением предлагалось провести выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
В конце концов это «противостояние» двух ветвей власти привело к их открытому конфликту, закончившемуся насильственным разгоном Верховного Совета Российской Федерации 3-4 октября 1993 г.[158]
§2. Государственная дума РФ первого созыва
Выборы в Государственную Думу 1993 г. положили начало возрождению парламентских традиций в России.
1 октября 1993 г. Президентом России был издан Указ «Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 г. и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти на переходный период»,[159] в котором был определен численный состав Государственной Думы в количестве 450 депутатов, избираемых по смешанной, мажоритарно-пропорциональной системе: 225 депутатов, избираемых по одномандатным избирательным округам, образуемым в субъектах Российской Федерации на основе единой нормы представительства, и 225 депутатов, избираемых на основе пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации.
Положение устанавливало также порядок выдвижения кандидатов в Государственную Думу, согласно которому списки кандидатов, избираемых по общефедеральному избирательному округу, должны выдвигаться избирательными объединениями – общефедеральными партиями или политическими движениями (их уставы зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации) или блоками таких общественных объединений, создаваемыми на период проведения выборов. Кандидаты в состав Государственной Думы, избираемые по одномандатным округам, выдвигаются группами избирателей или избирательными объединениями.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (Центризбирком) утвердила перечень общероссийских общественных объединений, уставы которых предусматривали возможность их участия в выборах в общефедеральные законодательные органы. Этот список включал 33 партии, 16 движений, а также 89 других общественных объединений и 9 учтенных профсоюзных объединений. [160]
Из 35 избирательных объединений, зарегистрировавших свои списки кандидатов и проводивших сбор подписей, только 21 заявило об успешном завершении этой работы. В результате выявленных Центризбиркомом нарушений, допущенных при сборе подписей, 8 блокам было отказано в регистрации, и лишь 13 партий, блоков и объединений получили право участия в выборах.[161]
В соответствии с Указом Президента России от 19 октября 1993 г. «О некоторых мерах по обеспечению государственной и общественной безопасности в период проведения избирательной кампании 1993 года»[162] ряд общественных объединений были лишены права участвовать в выборах в Государственную Думу. Среди них: Фронт национального спасения, Российская коммунистическая рабочая партия, Общественный клуб «Союз офицеров», Союз социально-правовой защиты военнослужащих, военнообязанных и членов их семей «Щит», Российский коммунистический союз молодежи и Русское национальное единство. Лица, которым предъявлялись официальные обвинения в связи с событиями в Москве 3-4 октября 1993 г., не могли быть зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты.
По завершении регистрации кандидатов в депутаты Государственной Думы борьбу за депутатские мандаты продолжили 1 586 человек в одномандатных округах и 1717 в общефедеральном округе.[163]
12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Государственную Думу. Они проводились параллельно с выборами в Совет Федерации и голосованием по проекту новой Конституции Российской Федерации. Ст. 96[164] Конституции Российской Федерации гласит: "1.Государственная Дума избирается сроком на четыре года. 2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами."
Однако в заключительных и переходных положениях Конституции
Российской Федерации подчеркнуто, что Государственная Дума первого созыва избирается сроком на два года.[165]
Из 13 избирательных объединений, принимавших участие в выборах по партийным спискам, только восемь преодолели пятипроцентный барьер: Либерально-демократическая партия России получила 24,58% голосов, блок «Выбор России» - 15,03%, Коммунистическая партия Российской Федерации – 11,16%, политическое движение «женщины России» - 8,72%, Аграрная партия России – 8,02%, блок «Явлинский-Болдырев-Лукин» - 7,71%, Партия российского единства и согласия – 5,76%, Демократическая партия России – 5,64% голосов. Остальные избирательные объединения получили менее необходимых 5% голосов.[166]
В результате голосования в состав Государственной Думы были избраны 444 депутата. Из них 225 депутатов (представители политических партий и движений) – по общефедеральному округу и 219 – по одномандатным округам. На территории Республики Татарстан из-за низкой активности избирателей в пяти округах выборы не состоялись. Не проводились выборы в Чеченской Республике. 13 марта 1994 г. состоялись повторные выборы в Государственную Думу в Татарстане, в результате которых были избраны пять депутатов.
На основании итогов голосования по общефедеральному избирательному округу места в Государственной Думе распределились следующим образом: Либерально-демократическая партия России получила 58 мандатов, «Выбор России» - 40, Коммунистическая партия России – 32, Аграрная партия России – 21, блок «Явлинский-Болдырев-Лукин» - 20, Партия российского единства и согласия – 17, Демократическая партия России – 14 мандатов.[167]
Депутатами Государственной Думы первого созыва были избраны представители 32 национальностей. Две трети парламентариев – в возрасте от 20 до 50 лет. Около 95% депутатов – специалисты с высшим и незаконченным высшим образованием. Свыше трети имели ученые степени докторов и кандидатов наук, каждый десятый – звание профессора, члена-корреспондента академии наук или академика.[168]
Представители президентских структур составляли около 5% от состава депутатов, федеральных управленческих структур – около 7%, территориальных органов исполнительной власти, в том числе местного самоуправления, - 9%.
Из представительных органов власти всех уровней в Государственную Думу были избраны 18 человек, или 4,2% депутатского корпуса. Среди депутатов 12% составляли лица, основным видом деятельности которых была работа в профсоюзных, молодежных, других общественных организациях, партиях, общественно-политических объединениях.
Около 11% парламентариев до избрания в Государственную Думу занимались предпринимательской деятельностью, 6,6% пришли из правоохранительных органов. В Государственную Думу были избраны 68 бывших народных депутатов Российской Федерации, из них 32 – по одномандатным округам. [169]
Как видно из приведенной статистики, новый депутатский корпус Государственной Думы включил в себя значительно больше москвичей, чем Верховный Совет. Здесь стало больше предпринимателей. В то же время среди думцев почти не осталось руководителей разного уровня, которые не захотели уходить со своих постов. Зато в Совете Федерации 80% депутатского корпуса составлял региональную политическую элиту: президенты республик, главы администраций, руководители новых представительных органов власти, представители Президента и т.д.
Нужно отметить, что это были нетрадиционные выборы. Они проходили после роспуска Верховного Совета в рамках новых политических правил, установленных Президентом РФ, в обстановке довольно высокой общественной напряженности и ожесточенности. Так, И.П.Рыбкин в Предисловии к изданию, посвященному работе Думы первого созыва делает вывод: "Избрание на всенародных выборах пятой Государственной Думы явилось событием неординарным в жизни современной России по двум принципиальным причинам:
1. Восстановлена прерванная, во многом искусственно, связь времен - России дооктябрьской, исторической, и послеоктябрьской, советской.
2. Подтверждена стержневая линия в обновлении Российской Федерации на укрепление демократического пути развития, недопустимость исключения из государственного строительства миллионов рядовых граждан, их стремления быть активными субъектами державного творчества".[170]
В законопроектной работе Государственная Дума первого созыва руководствовалась несколькими приоритетами:
- принятие блока федеральных законов на основе и в развитие новой Конституции РФ: это блок из 12 законов («О Конституционном Суде Российской Федерации», "О Государственном флаге, Государственном гербе и Государственном гимне РФ", «О Счетной палате Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», "О Конституционном Собрании Российской Федерации", "О референдуме Российской Феедрации", "Об условиях, порядке введения и режиме чрезвычайного положения на территории Российской Федерации", "Об уполномоченном по правам человека Российской Федерации", "О Правительстве Российской Федерации", "Об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации", "О Верховном Суде Российской Федерации"). Без этого блока законов немыслимо ни избрание следующей Думы и других ветвей власти, ни их нормальное функционирование.
- второй блок состоял из 104 нормативных актов, касающихся экономики, в т.ч. законы "О перерасчете пенсий, установленных в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», «О ветеранах», «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», «О государственной поддержке малого предпринимательства». Кроме того, были приняты: Первая часть Гражданского кодекса, Арбитражный процессуальный кодекс, Семейный кодекс. В целом вся законодательная деятельность была посвящена решению той непростой экономической ситуации (по сути – кризиса), в которой оказалась страна. Так же требовалось продолжить начинания, положенные Верховным Советом РСФСР, направленные на формирование нового современного российского законодательства, регулирующего самые разные сферы деятельности: политической, экономической, социальной, культурной, международной и др., а также создание новых институтов государственной власти.
Были и неоднозначные решения депутатов Думы первого созыва, способные привести к печальным последствиям для возродившегося представительного органа. Так, например, 21 июня 1995 г. Дума приняла три блока поправок в Конституцию РФ.[171]
Информация о работе Государственные Думы России: история и современность