Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 15:39, дипломная работа
Предмет настоящего исследования – Государственная Дума - будет изучен методом сравнительного анализа законодательства, регулирующего создание и деятельность парламента в начале века и аналогичного законодательства конца ХХ - начала ХХI вв., сравнения выборного законодательства, изучения и сопоставления статистики выборов, принятых парламентами законов, а также общественно-политической и экономической ситуаций в период, предшествующий и сопровождавший выборы депутатов и непосредственно работу Дум Российской Империи и Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДУМЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ………….…… 17
§1. Законодательные органы в России до Государственной
Думы……………………………………………………………
17
§2. Российское общество на пороге XX в. Изменения в
государственном управлении в 1905 – 1906 гг.……………
18
§3. I Государственная Дума……………………………………… 29
§4. II Государственная Дума…………………………………….. 38
§5. III Государственная Дума……………………………………. 43
§6. IV Государственная Дума…………………………………….
50
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………..
58
§1. От съездов Советов к Верховному Совету РСФСР 58
§2. Государственная дума РФ первого созыва…………………. 65
§3. Государственная Дума РФ второго созыва………………… 72
§4. Государственная Дума РФ третьего созыва………………. 78
§5. Государственная Дума РФ четвертого созыва…………….. 81
§6.Конституционный статус и полномочия Государственной
Думы РФ….……………………………………………………….
88
§7. Новое законодательство о выборах…………………………
91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………. 101
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………. 108
По ним устанавливалось, что Дума имеет право дать согласие не только на назначение премьера, но и всех его замов, министров обороны, иностранных и внутренних дел, разведки и службы безопасности.
Команда же Президента и Правительства выступала против принятия этих поправок. Дискуссия становилась все острее, с левого фланга депутатского корпуса раздавались призыва об объявлении импичмента Президенту[172]. Но, поскольку в памяти общества и парламентариев, еще живы были воспоминания о недавних событиях осени 1993 г., все же у сторон хватило политической воли и мудрости, чтобы сгладить конфликт и прийти к определенным компромиссам.
О необходимости поиска компромиссных решений, по возможности уходя от столкновений, говорит в своей работе и Е.И.Голубева, отмечая: " …на этом пути может возникнуть острое противостояние с Президентом и правительством. Выход - либо компромисс, либо конфронтация, при которой неизбежен разгон Думы. Но для разгона парламента требуется социальная опора. Отношение общества к новому акту насилия может быть разным - пассивным, как в октябре 1993 г., или активным - как в августе 1991 г. Результаты тоже могут быть разными. Но исторический опыт свидетельствует, что если даже у высшего лица имеется законное право на роспуск представительного учреждения, разгон парламента всегда ведет к осложнению обстановки в стране, к обострению противостояния различных общественных сил. Государственная дума конца ХХ в. должна избежать ошибок своей предшественницы"[173].
Государственная Дума РФ первого созыва отработала положенный ей срок, и за тот небольшой период работы, отведенный ей Указом Президента, сделала важные шаги для подготовки платформы следующей Думы.
§3. Государственная Дума РФ второго созыва
К выборам в Государственную Думу 1995 года была создана уже более широкая правовая база: Государственная Дума приняла федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»[174] и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».[175] В соответствии с Конституцией Президент Российской Федерации издал Указ от 14 июля 1995 года «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва».[176]
Активность различных политических сил на выборах была довольно высока. По данным Центризбиркома свои списки кандидатов в депутаты Государственной Думы первоначально выдвинули 69 избирательных объединений и избирательных блоков, из которых 43 были зарегистрированы для участия в выборах. [177] От этих избирательных объединений и блоков в выборах по единому федеральному избирательному округу баллотировались 5700 кандидатов на 225 депутатских мест. На выборах в одномандатных округах на 225 мест в Государственной Думе претендовало свыше 2600 зарегистрированных кандидатов в депутаты. [178]
Высокой оказалась и активность избирателей. В выборах участвовали более 69,5 миллиона человек, или 64,7% обладающих активным избирательным правом российских граждан. Это на 11 миллионов человек больше, чем было на предыдущих парламентских выборах.[179]
Результаты выборов 1995 г. привели к значительным изменениям в представительстве партий и других общественно-политических объединений в Государственной Думе. Если на выборах 1993 г. пятипроцентный барьер преодолели восемь избирательных объединений, то на выборах 1995 г. это сумели сделать только четыре объединения. Их поддержали 34,9 миллиона человек, или 50,5% принявших участие в голосовании по общефедеральному избирательному округу.[180]
В новом составе Государственной Думы по сравнению с выборами 1993 г. значительно выше оказалось число депутатов, избранных непосредственно от различных партий, движений, объединений и блоков. Соответственно почти в два раза (со 127 до 77) уменьшилось число депутатов, выдвигавшихся не от партий и движений, а от групп избирателей и имевших статус независимых кандидатов.
В целом наибольшего успеха добилось избирательное объединение «Коммунистическая партия Российской Федерации». Оно получило в три с лишним раза больше депутатских мандатов, чем на выборах 1993 г. (99 мандатов по общефедеральному округу и 58 в одномандатных округах)[181], и сформировало крупнейшую фракцию в Государственной Думе второго созыва.[182]
Второе место по числу полученных на выборах 1995 г. мандатов заняло созданное в ходе избирательной кампании Всероссийское общественно-политическое движение «Наш дом – Россия» (45 и 10 соответственно), образовавшее в государственной Думе новую фракцию.[183]
Избирательное объединение «Либерально-демократическая партия России (ЛДПР)» получило на выборах 1995 г. меньше голосов избирателей (50 и 1), чем на предыдущих выборах, и по численности фракции в Думе переместилось со второго на третье место.[184]
На четвертое место переместилась фракция общественного объединения «ЯБЛОКО», увеличив при этом представительство в думе более чем в полтора раза (31 и 14).[185]
Завоевав в общей сложности более 308 депутатских мест, КПРФ, НДР, ЛДПР и «ЯБЛОКО» согласно Регламенту Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации[186] получили право на формирование собственных парламентских фракций. В силу этого же правила ряд партий и других общественных объединений, имевших в думе первого созыва свои фракции, по результатам выборов 1995 г. лишились такой возможности. Среди них оказался и избирательный блок «Выбор России», чья фракция была самой крупной в Государственной Думе первого созыва. В избирательной кампании 1995 г. кандидаты от «Выбора России» баллотировались по списку избирательного блока «Демократический выбор России – Объединенные демократы». От этого блока были избраны только 9 депутатов, что не позволило ему создать собственную фракцию.
В аналогичном положении оказались политическое движение «Женщины России» и Партия российского единства и согласия, не получившие на выборах 1995 г. достаточного количества депутатских мандатов для того, чтобы вновь образовать фракции в Думе. Демократическая партия России, также представленная фракцией в думе первого созыва, на выборах 1995 г. вообще не выставила кандидатов.
Из других партий, ранее располагавших фракциями в Думе, на выборах 1995 г. не преодолела пятипроцентный барьер Аграрная партия России, но ее кандидаты добились победы в 20 одномандатных округах. Остальные избирательные объединения и блоки – общественно-политическое движение «Конгресс русских общин», общественно-политическое движение «Вперед, Россия!», «Блок Ивана Рыбкина» - смогли получить от одного до пяти депутатских мандатов в Государственной Думе второго созыва или вообще оказались не представленными в новом депутатском корпусе.[187]
В отличие от парламентских выборов 1993 г. выборы 1995 г. состоялись во всех избирательных округах на территории России. В результате депутаты Государственной Думы второго созыва с самого начала своей деятельности представляли все без исключения субъекты Российской Федерации.
Обобщенный портрет депутатского корпуса второго созыва выглядел следующим образом. Средний возраст законодателей – 47 лет. Из них: до 30 лет – 4%, от 31 до 40 лет – 20%, от 41 до 50 лет – 44%, от 51 до 60 лет – 26%, старше 60 лет – 6%. Из 450 депутатов – 46 женщин.[188]
В профессиональном отношении депутатский корпус характеризовался такими данными: представители законодательных органов власти разных уровней составляли 46%, исполнительных органов – 6%, органов местного самоуправления – 4%.[189]
От общественных организаций было избрано 7%, столько же – от производственных отраслей экономики, а также от учреждений культуры, науки, искусства, образования, спортивных организаций. Средства массовой информации представляли 9 депутатов. Среди законодателей – 5 военнослужащих, семь представителей правоохранительных органов. 95% парламентариев – служащие, 1,5% - рабочие, столько же – пенсионеры, 2 депутата до избрания числились временно неработающими.[190]
Среди различных профессиональных групп, представленных в Государственной Думе второго созыва, наиболее многочисленной являлась группа работников органов законодательной и представительной власти разных уровней. Всего их насчитывалось 275 человек, в том числе: депутатов Государственной Думы первого созыва – 175, депутатов Совета Федерации первого созыва – 15, народных депутатов Российской Федерации (1990-1993 гг.) – 53, народных депутатов СССР (1989-1991 гг.) – 30, депутатов законодательных (представительных органов власти субъектов Российской Федерации – 16.[191]
Таким образом, значительное число вновь избранных депутатов имели опыт работы в органах законодательной власти различного уровня. При этом «в Государственной Думе второго созыва уменьшилось число бывших народных депутатов Российской Федерации, но возросло число бывших народных депутатов СССР. Определенный опыт привнесли в Государственную Думу 15 депутатов другой палаты Федерального Собрания – Совета Федерации первого созыва, ставших депутатами Думы второго созыва. К этому можно добавить, что почтит такое же число (16 человек) новых депутатов работали в аппаратах фракций, комитетов и помощниками депутатов Государственной Думы и Совета Федерации первого созыва»[192]. Все это не могло не способствовать повышению профессионализма депутатов и более эффективной законотворческой работе Думы второго созыва.
Еще одним их важных итогов избирательной кампании 1995 г. явилось расширение представительства в Государственной Думе региональных политиков. В новом составе депутатского корпуса они составили 65,8% по сравнению с 37% в 1993 г.[193]
Государственная Дума РФ второго созыва создала важный процедурный прецедент, приняв решение о том, что «Дума второго созыва считает себя преемницей законотворческого процесса, начатого Думой первого созыва».[194] Была создана специальная комиссия, занявшаяся изучением законопроектов, "доставшихся в наследство" от депутатов предыдущего созыва с позиции их актуальности для страны. Таким образом, кроме законопроектов, вносимых на рассмотрение депутатами текущего созыва и Правительством, Дума рассматривала и законопроекты, внесенные депутатами Думы первого созыва.
Ситуация в стране в период работы Думы второго созыва продолжала оставаться нестабильной. Так, за относительно спокойным 1995 г., наступила череда финансовых неурядиц – «черный вторник», затем дефолт. Все это вызвало скачок инфляций, рост недовольства населения, ухудшение уровня жизни в стране. Депутаты Государственной Думы второго созыва оперативно реагировали на происходящие в стране события (в том числе продолжающиеся антитеррористические действия в Чечне). В целом законы, рассматриваемые и принятые Государственной Думой в этот период были направлены на усиление социальной поддержки граждан, а также не совершенствование правового регулирования различных сфер жизни российского общества. Депутатами было принято большое количество постановлений, заявлений, запросов в различные органы государственной власти, поручений Счетной палате. Эти действия также призваны были способствовать разрешению самых острых и неотложных проблем внутренней и внешней политики России.
§4.. Государственная Дума РФ третьего созыва
Выборы в Государственную Думу 1999 г. проводились на основе нового Федерального закона от 24 июня 1999 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[195], в котором более детально регламентированы правила проведения парламентских выборов. В нем, в частности, установлено, что правом создания избирательных объединений обладают только политические партии и движения, предусмотрен строгий порядок формирования избирательных комиссий всех уровней, обеспечивающий представительство в них различных политических сил, сбора подписей в поддержку кандидатов и контроля за их достоверностью, введен избирательный залог как альтернатива сбору подписей.
По данным Центризбиркома[196], всего в выборах приняли участие 66,8 миллиона избирателей. Это 61,85% обладающих активным избирательным правом российских граждан. В результате выборов был избран 441 из 450 депутатов государственной Думы: 225 по федеральному избирательному округу и 216 по одномандатным избирательным округам. В восьми одномандатных округах выборы не состоялись и был проведены 26 марта. В одномандатном избирательном округе на территории Чеченской республики выборы прошли позднее.
Из 26 избирательных блоков и объединений, выставивших своих кандидатов по федеральному округу, 20 не сумели преодолеть предусмотренный законом для избрания пятипроцентный барьер.[197] В итоге мандаты депутатов государственной Думы поделили между собой шесть объединений и блоков – «Коммунистическая партия Российской Федерации», «Единство» («МЕДВЕДЬ»), «ОТЕЧЕСТВО - ВСЯ РОССИЯ», «Союз Правых Сил», «БЛОК ЖИРИНОВСКОГО» и «ЯБЛОКО». «Их поддержали 81, 37% избирателей, принявших участие в голосовании. КПРФ получила 24,29% голосов и соответственно 67 мест в Государственной Думе из 225, предусмотренных для депутатов, избранных по партийным спискам, «Единство» - 23,32% (64 места), ОВР – 13,33% (37 мест), СПС – 8,82% (24 места), «БЛОК ЖИРИНОВСКОГО» - 5,98% (17 мест), «ЯБЛОКО» - 5,93% (16 мест)».[198]
Больше всего депутатских мандатов завоевала КПРФ и в одномандатных округах – 46, ОВР – 31, «Единство» - 9, СПС и «ЯБЛОКО» - по 5, «БЛОК ЖИРИНОВСКОГО» - ни одного. Таким образом, общее количество представителей КПРФ в Думе составило 113 человек, «Единство» - 73, ОВР – 68, СПС – 29, «ЯБЛОКО» - 20, «БЛОК ЖИРИНОВСКОГО» - 17. Из других избирательных блоков и объединений, участвовавших в выборах, в Государственной Думе представлены: Всероссийское общественно-политическое движение «Наш дом – Россия» - 7 депутатов, движения «В поддержку армии» и «Российский общенародный союз» - по 2 депутата, еще пять избирательных блоков и объединений («Конгресс русских общин и движение Юрия Болдырева», «Духовное наследие», «Блок генерала Андрея Николаева и академика Святослава Федорова», «Партия пенсионеров», «Русская социалистическая партия») – по 1 депутату[199].
Информация о работе Государственные Думы России: история и современность