Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 15:39, дипломная работа
Предмет настоящего исследования – Государственная Дума - будет изучен методом сравнительного анализа законодательства, регулирующего создание и деятельность парламента в начале века и аналогичного законодательства конца ХХ - начала ХХI вв., сравнения выборного законодательства, изучения и сопоставления статистики выборов, принятых парламентами законов, а также общественно-политической и экономической ситуаций в период, предшествующий и сопровождавший выборы депутатов и непосредственно работу Дум Российской Империи и Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДУМЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ………….…… 17
§1. Законодательные органы в России до Государственной
Думы……………………………………………………………
17
§2. Российское общество на пороге XX в. Изменения в
государственном управлении в 1905 – 1906 гг.……………
18
§3. I Государственная Дума……………………………………… 29
§4. II Государственная Дума…………………………………….. 38
§5. III Государственная Дума……………………………………. 43
§6. IV Государственная Дума…………………………………….
50
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………..
58
§1. От съездов Советов к Верховному Совету РСФСР 58
§2. Государственная дума РФ первого созыва…………………. 65
§3. Государственная Дума РФ второго созыва………………… 72
§4. Государственная Дума РФ третьего созыва………………. 78
§5. Государственная Дума РФ четвертого созыва…………….. 81
§6.Конституционный статус и полномочия Государственной
Думы РФ….……………………………………………………….
88
§7. Новое законодательство о выборах…………………………
91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………. 101
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………. 108
В качественном отношении состав депутатов Государственной Думы третьего созыва немногим отличался от состава предыдущего парламента. По-прежнему наибольшее представительство в Думе имели работники органов законодательной власти. Из депутатов предыдущего созыва в новый состав Думы были избраны 157 человек. [200] Кроме того, в нее вошли 9 бывших депутатов палаты первого созыва и 7 депутатов Думы второго созыва, в свое время досрочно сложивших свои полномочия в связи с переходом на ответственные государственные посты. С учетом 38 человек, которые до своего избрания были депутатами в региональных органах государственной власти и местного самоуправления, а также бывших работников аппаратов законодательных органов федерального и регионального уровней и помощников депутатов, то в Государственной Думе третьего созыва насчитывалось не менее 220 депутатов, в той или иной мере имевших опыт работы в законодательных и представительных органах власти.[201]
Другую многочисленную категорию составили те депутаты, которые непосредственно перед своим избранием занимали различные должности в органах исполнительной власти, других госучреждениях, а также в государственных производственных кампаниях. Их насчитывалось около 70 человек. Свыше 12% депутатов являлись лидерами общероссийских политических партий и движений, различных общественных организаций и фондов, в том числе профсоюзов. Сферу культуры, науки, образования, здравоохранения, искусства представляли 11% законодателей. Среди депутатов – 6 работников правоохранительных органов, 7 представителей СМИ, 5 военнослужащих, 3 пенсионера. 1 из депутатов до избрания работал мастером на заводе, 1 – фермером.[202]
«Средний возраст законодателей составлял 48 лет. Из них: до 30 лет – 3%, от 31 до 40 лет – 20%, от 41 до 50 лет – 35%, от 51 до 50 лет – 31%, старше 60 лет – 11%. Из 441 депутат – 34 женщины. Это меньше, чем в Думе первого (58) и второго (46) созывов.»[203]
§5. Государственная Дума РФ четвертого созыва
7 декабря 2003 г. состоялись выборы депутатов Государственной Думы четвертого созыва.
По данным Центризбиркома в выборах депутатов по федеральному избирательному округу участвовали 19 политических партий и 4 избирательных блока. Пятипроцентный барьер смогли преодолеть 3 партии – «Единая Россия», Коммунистическая партия Российской Федерации и ЛДПР, а также избирательный блок «Родина» (народно -патриотический союз)». [204]
«За «Единую Россию» проголосовали 22 миллиона 779 тысяч 279 избирателей, что составляет 37,5% от общего числа голосовавших на этих выборах.
За КПРФ проголосовали 7 миллионов 647 тысяч 820 избирателей, что составляет12,61% от общего числа участвовавших в выборах.
За ЛДПР проголосовали 6 миллионов 943 тысячи 875 избирателей, или 11,45% от общего числа участвовавших в выборах.
За блок «Родина» проголосовали 5 миллионов 469 тысяч 556 человек, что составляет 9,02% от общего числа участвовавших в выборах.» [205]
Число избирателей, проголосовавших против всех партий и блоков, внесенных в избирательный бюллетень по федеральному избирательному округу, составило 4,7% от всех участвовавших в выборах[206], что свидетельствует в первую очередь о том, что из представленных на выборах партий, претендовавших на получение депутатских мандатов в Государственной Думе, ни одна своей программой или поставленными целями не смогли заинтересовать избирателей или убедить их в своей искренности. Кстати, это на 650 тысяч голосов больше общего числа голосовавших против всех по федеральному избирательному округу на выборах 1999 г. депутатов Государственной Думы третьего созыва.[207]
Исходя из числа голосов, поданных на выборах 2003 г. по федеральному избирательному округу, партия «Единая Россия» получила 120 депутатских мандатов, КПРФ – 40, ЛДПР – 36, «Родина – 29.[208]
Одновременно состоялись выборы в 222 одномандатных избирательных округах. В трех округах выборы были признаны несостоявшимися, и там проходят повторные выборы. На выборах по одномандатным округам партия «Единая Россия» получила 103 депутатских мандата, КПРФ – 12, блок «Родина» - 8 мандатов. Также на этих выборах победили 17 кандидатов, баллотировавшихся от Народной партии Российской Федерации, по 3 кандидата – от партий «Союз Правых Сил», «ЯБЛОКО» и от избирательного блока «Партия Возрождения России – Российская партия Жизни»; 2 кандидата – от Аграрной партии России, по 1 кандидату – от избирательных блоков «Ведикая Россия – Евразийский Союз» и «Новый курс – Автомобильная Россия».[209]
Кроме того, депутатами Государственной Думы четвертого созыва были избраны 67 кандидатов, зарегистрированных в порядке самовыдвижения.[210]
После начала работы Государственной Думы четвертого созыва были образованы и зарегистрированы следующие депутатские объединения: фракция «Единая Россия» - 306 депутатов, фракция Коммунистической партии Российской Федерации – 52 депутата, фракция «Родина» - 38 депутатов, фракция Либерально-демократической партии России (ЛДПР) – 36 депутатов. Кроме того, 15 депутатов не вошли ни в одно из образованных в Государственной Думе четвертого созыва депутатских объединений.[211]
«Из 447 депутатов Думы четвертого созыва 44 депутата – женщины. 440 депутатов имеют высшее образование. Девяти депутатам не исполнилось 30 лет. В возрасте от 30 до 39 лет – 72 депутата, от 40 до 49 лет – 134 депутата, от 50 до 59 лет – 182 депутата, от 60 лет и старше – 50 депутатов. Таким образом, средний возраст депутата Государственной Думы четвертого созыва составляет 49 лет»[212].
Предыдущие составы Думы обновлялись после каждых выборов примерно на две трети. Так, в Государственную Думу третьего созыва в 1999 г. первоначально были избраны 158 депутатов второго созыва. С тех пор достигнут более высокий уровень преемственности в составе депутатского корпуса. На выборах 2003 г. в Государственную Думу четвертого созыва было избрано уже 208 депутатов третьего созыва. Если же суммировать число всех депутатов Думы четвертого созыва, которые в свое время были депутатами первого, второго и (или) третьего созывов, то получится 222 человека. При этом 27 депутатов избраны в Государственную Думу уже четвертый раз, начиная с выборов 1993 г. Думается, это обстоятельство свидетельствует о существенной стабилизации всей политической системы Российской Федерации. Фактор преемственности в работе Государственной Думы, несомненно, очень важен для поддержания высокого профессионального уровня парламентской работы.
В то же время парламентские выборы привели и к существенному обновлению депутатского корпуса. В Государственную Думу пришли 225 впервые избранных депутатов[213], которым предстоит осваивать специфику и всю сложность парламентской работы на федеральном уровне законодательной деятельности.
Помимо 222 депутатов, которые уже работали в Государственной Думе предыдущих созывов, депутатами стали 42 человека, бывшие непосредственно перед избранием депутатами законодательных органов власти субъектов Российской Федерации. Из них 23 совмещали депутатскую работу с научной и творческой профессиональной деятельностью. В Государственную Думу четвертого созыва были избраны 14 бывших членов Совета Федерации, а также 6 депутатов представительных органов местного самоуправления. Следует отметить, что в нынешнем составе Думы есть несколько депутатов, которые в свое время были народными депутатами СССР или РСФСР. Таким образом, число депутатов Государственной Думы четвертого созыва, имеющих определенный опыт работы в законодательных и представительных органах власти, составляет свыше 280 человек.[214]
Среди депутатов, избранных в Думу четвертого созыва, около 50 ранее работали в органах исполнительной власти федерального или регионального уровня. В их числе 11 бывших военнослужащих, работников силовых ведомств и правоохранительных органов. 9 депутатов ранее были руководителями исполнительных органов местного самоуправления на уровне городов и районов.[215]
Свыше 60 депутатов до своего избрания в Государственную Думу занимали управленческие должности в производственных объединениях, возглавляли предпринимательские организации. В их числе 7 представителей агробизнеса и других руководителей сельскохозяйственного производства.[216]
«Среди депутатов Думы четвертого созыва свыше 20 человек до своего избрания занимались научной, преподавательской или экспертно-консультативной деятельностью, 5 были журналистами, 4 – юристами, 4 – врачами, 14 – помощниками депутатов или работниками Аппарата Государственной Думы. Пять депутатов баллотировались в Думу как пенсионеры, при этом они, как правило, занимались активной общественно-политической деятельностью. Как и в Государственную Думу предыдущих созывов, в Думу четвертого созыва было избрано немало партийных функционеров и руководителей различных общественных, благотворительных, некоммерческих организаций»[217].
В Думе 4-ого созыва образованы следующие комитеты и комиссии[218]: комитет по конституционному законодательству и государственному строительству, по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, по труду и социальной политике, по бюджету и налогам, по кредитным организациям и финансовым рынкам, по экономической политике, предпринимательству и туризму, по собственности, по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, по энергетике, транспорту и связи, по обороне, по безопасности, по международным делам, по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, по делам Федерации и региональной политике, по вопросам местного самоуправления, по Регламенту и организации работы Государственной Думы, по информационной политике, по охране здоровья, по образованию и науке, по делам женщин, семьи и детей, по аграрным вопросам, по природным ресурсам и природопользованию, по экологии, по культуре, по делам общественных объединений и религиозных организаций, по делам национальностей, по физической культуре, спорту и делам молодежи, по проблемам Севера и Дальнего Востока, по делам ветеранов; комиссии ГД по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики, по противодействию коррупции, по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение обороны и государственной безопасности РФ, по расследованию причин и обстоятельств совершения террористического акта в городе Беслане Республики Северная Осетия-Алания 1-3 сентября 2004 г., по проблемам Северного Кавказа, по вопросам практики применения избирательного законодательства РФ, Счетная комиссия. Само название образованных комитетов говорит о приоритетных областях для законодательных инициатив депутатов этого созыва.
В настоящее время в Государственной Думе существуют следующие фракции и депутатские группы[219]:
- фракция "Единая Россия" (303 депутата)
- фракция "Коммунистическая партия Российской Федерации" (47 депутатов)
- фракция "Либерально-демократической партии России" (35 депутатов)
- фракция "Родина" (40 депутатов)
Располагая в Думе значительным большинством, партия «Единая Россия» с самого начала взяла курс на укрепление взаимодействия законодательной и исполнительной власти в решении насущных проблем общества и государства.
При этом большое внимание депутаты Государственной Думы четвертого созыва уделили совершенствованию законодательной работы Думы. Так, в Регламент палаты были введены новые нормы, которые позволяют ускорить процесс принятия решений по ранее внесенным законопроектам, утратившим свою актуальность и значимость. Кроме того, в Регламент Государственной Думы были внесены изменения, направленные на придание «правительственному часу» на заседаниях палаты системного характера, повышение эффективности взаимодействия Думы с Правительством Российской Федерации. Особенную важность такого изменения общество смогло оценить после 1 января 2005 г., после вступления в силу пресловутого закона «о монетизации льгот»: из-за искаженного понимания чиновниками как применять закон на практике значительно ухудшилось положение огромного числа льготников и пенсионеров, что, в свою очередь привело к стихийным митингам протеста, перекрытию движения автомобильных и железнодорожных дорог и т.д. Дума четвертого созыва отреагировала оперативно на ущемление прав граждан и призвало Правительство к ответу. Неоднократно на заседаниях палаты обсуждение этого непростого вопроса проходило бурно, ответственные за проведение реформы министры на «правительственном часе» регулярно отчитывались перед депутатами о принимаемых мерах по преодолению сложившейся ситуации. Очень жестко депутаты спрашивали с министров за допущенные промахи, речь шла даже об отставке Правительства. Министрам ставились жесткие сроки для исправления ошибок и недоработок, и они обязаны были затем доложить депутатам о проделанной работе. Такая позиция палаты имела положительный эффект: ситуация с обеспечением льготников лекарствами, проездными билетами, денежными выплатами стабилизировалась, списки самих льготников были уточнены и упорядочены, недовольство населения спадает.
При всей важности обновления ряда парламентских процедур и регламентных норм депутаты Государственной Думы четвертого созыва первостепенное внимание уделили осуществлению своего главного конституционного полномочия – рассмотрению и принятию федеральных конституционных и федеральных законов. В первый год своей деятельности Государственная Дума приняла целый ряд законодательных актов[220], направленных на совершенствование правового регулирования различных сфер жизни общества – это и новый Жилищный кодекс, важные изменения в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Налоговый кодексы. Принят закон, ограничивающий курение табака, продажу и потребление пива в общественных местах. Принят федеральный конституционный закон, вызванный объединением двух российских регионов – Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа и создания нового субъекта Российской Федерации – Пермский край. Также принят в новой редакции Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», федеральные законы «О федеральном бюджете на 2005 год», «О гражданской службе», «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании», ратификация многих международных договоров, в т.ч. Соглашения о формировании Единого экономического пространства (подписан главами четырех государств – Белоруссии, России, Казахстана и Украины), Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата – вот далеко не полный перечень тех важных законодательных изменений, принятых Государственной Думой четвертого созыва за первый год работы.
Информация о работе Государственные Думы России: история и современность