Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 15:39, дипломная работа
Предмет настоящего исследования – Государственная Дума - будет изучен методом сравнительного анализа законодательства, регулирующего создание и деятельность парламента в начале века и аналогичного законодательства конца ХХ - начала ХХI вв., сравнения выборного законодательства, изучения и сопоставления статистики выборов, принятых парламентами законов, а также общественно-политической и экономической ситуаций в период, предшествующий и сопровождавший выборы депутатов и непосредственно работу Дум Российской Империи и Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДУМЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ………….…… 17
§1. Законодательные органы в России до Государственной
Думы……………………………………………………………
17
§2. Российское общество на пороге XX в. Изменения в
государственном управлении в 1905 – 1906 гг.……………
18
§3. I Государственная Дума……………………………………… 29
§4. II Государственная Дума…………………………………….. 38
§5. III Государственная Дума……………………………………. 43
§6. IV Государственная Дума…………………………………….
50
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………..
58
§1. От съездов Советов к Верховному Совету РСФСР 58
§2. Государственная дума РФ первого созыва…………………. 65
§3. Государственная Дума РФ второго созыва………………… 72
§4. Государственная Дума РФ третьего созыва………………. 78
§5. Государственная Дума РФ четвертого созыва…………….. 81
§6.Конституционный статус и полномочия Государственной
Думы РФ….……………………………………………………….
88
§7. Новое законодательство о выборах…………………………
91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………. 101
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………. 108
Особенно оживился интерес к деятельности первых Дум России с возникновением Федерального Собрания Российской Федерации. Много внимания историки уделяют механизму функционирования, организационно-правовым вопросам формирования и деятельности Думы начала ХХ века, получило развитие исследование истории думских фракций на примере I и II Государственной Думы, уточняются социокулътурные характеристики и политические ориентации, состав разных созывов парламента.[20]
Остается актуальной задача изучения истории думских фракций ведущих политических партий, национальных и конфессиональных групп, опыта конструктивного межфракционного взаимодействия, роли партий в деятельности их парламентских фракций. По-прежнему мало освещена проблема взаимосвязи избирателей и депутатов, а также эволюции общественных настроений и отношения к Думе в разные периоды ее деятельности, уровня эффективности сотрудничества правительства и законодательной власти на примере решения определенных задач социально-экономического, культурного и политического характера и другие.
Но теперь, когда в стране появилась новая Государственная дума, это
изучение приобретает и большое практическое значение. Политики, ученые, историки, публицисты часто совершают экскурсы в историю царской Думы, сопоставляют ее с современной, нередко называют нижнюю палату Федерального Собрания восьмой Думой. Сравнивается их компетенция, делаются попытки извлечь уроки из прошлого, обратить их на пользу действующему парламенту, ибо признается, что “работа Государственной думы явилась в России начала XX века важным фактором политического развития, оказавшим влияние на многие сферы общественной жизни”[21]. Исключительную важность изучения истории создания и функционирования первых Дум России для максимального применения всего передового опыта в деятельности Думы современной осознали и депутаты. С первых дней работы Думы Российской Федерации ведется кропотливая исследовательская работа по изучению, сохранению и продолжению исторических традиций российского парламентаризма, популяризации идеи органа народного представительства. Издаются монографии, статьи по этой теме, многие исторические документы думской тематики собираются и хранятся в Парламентской библиотеке, на основе их публикуются сборники документов, выпускаются издания, посвященные истории Государственных Дум царской и современной России.[22]
Целью данной работы является определение общего и особенного в деятельности Государственных Дум России в начале ХХ в. и на современном этапе.
Исторические традиции проявляются не только в сохранении определенной формы правления. Они бывают связаны, в частности, с особенностями развития парламентаризма, который так же может существовать в различных формах (например, президентская или парламентская республика). Иными словами, конкретные условия организации и деятельности законодательных органов страны формируются под воздействием исторически определенных факторов. Немалую роль в этом играют накопленный опыт, устойчивость демократических традиций, восприятие их населением и др.
Задачами, ставящимися в работе для исследования этого, будут:
- раскрыть причины, побудившие верховную власть России начала и
конца ХХ в. к реформированию государственного устройства;
- сравнить основы законодательства о выборах в Думу царской и
современной России;
- проанализировать состав депутатского корпуса и его эволюцию в
следующих созывах;
- выявить основы законотворчества и показать последствия этой
деятельности для судьбы страны и самого Парламента.
Предмет настоящего исследования – Государственная Дума - будет изучен методом сравнительного анализа законодательства, регулирующего создание и деятельность парламента в начале века и аналогичного законодательства конца ХХ - начала ХХI вв., сравнения выборного законодательства, изучения и сопоставления статистики выборов, принятых парламентами законов, а также общественно-политической и экономической ситуаций в период, предшествующий и сопровождавший выборы депутатов и непосредственно работу Дум Российской Империи и Российской Федерации.
Источниковая база изучения создания, деятельности, функций, роли и места Государственной Думы в Российской Империи и в Российской Федерации весьма велика, имеет огромное количество документов и материалов, которое постоянно пополняется. В ходе написания работы использовалось большое количество как опубликованных, так и неопубликованных источников.
Первую группу источников составляют официальные государственно-правовые документы: Манифест «Об учреждении Государственной думы» 6 августа 1905 г., «Положение о выборах в Государственную думу», Манифест 17 октября 1905 г., Свод основных государственных законов 1906 г., другие царские указы, положения, постановления, устанавливающие и регулирующие деятельность Государственной думы Российской Империи, Конституции советского периода и Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, определяющие статус как Федерального Собрания Российской Федерации в целом, так и обеих его палат: Совета Федерации и Государственной Думы. К этой группе источников относятся так же указы и послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.
Вторая группа источников весьма обширна, она включает стенограммы заседаний Государственных Дум, парламентских слушаний в Государственной Думе, Регламент Государственной Думы, информационные и аналитические издания Аналитического управления Аппарата Государственной Думы и т.д.
В третью группу источников входят различные материалы парламентских фракций, депутатских групп, комитетов, выступления депутатов.
К четвертой группе источников относятся документы, содержащие статистические сведения о проведении выборов в Думы начала и конца ХХ в., о депутатах и политических партиях, прошедших в парламент, а также документы и материалы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, содержащие обширные сведения об избирательных кампаниях 1993, 1995, 1999, 2003 гг..
Пятая группа источников состоит из данных многочисленных социологических исследований, посвященных изучению отношений граждан царской России и Российской Федерации к различным сторонам деятельности Государственной Думы.
Шестую группу источников составляют многочисленные публикации в средствах массовой информации начала и конца ХХ в., а также воспоминания участников и современников рассматриваемых событий.
Для использования указанных источников при написании работы неоценимую помощь также оказали информационно-правовые Интернет-сайты, где оперативно размещаются принятые новые законы и нормативно-правовые акты, указы и постановления Президента, а так же имеется база ранее принятых актов, начиная с первых законов Советской власти, размещаются статистические данные по различным вопросам, касающимся выборов депутатов и деятельности Государственной Думы. Это официальные сайты Государственной Думы,[23] Центризбиркома,[24] Президента,[25] правовая база данных "Кодекс".[26] Так же необходимо отметить, что в подтверждение актуальности и большого интереса к истории развития парламентаризма в России на Интернет-сайте «Кодекса» создан раздел, где размещены документы о создании Государственных Дум Российской Империи, библиографические сведения о литературе и краткие биографические сведения о депутатах Дум 1906-1917 гг.[27]. Также на сайте Демократия.ру, занимающемся проблемой истории выборного законодательства России, представлены многочисленные исторические документы по этой тематике,[28] начиная с Земских соборов, в том числе и материалы о подготовительной работе, проведении выборов и созыве Государственных Дум 1906-1917 гг..
При написании первой части работы в качестве одного из основных справочников, содержащих источники по истории Государственных дум 1906-1917 гг., использовалась книга «У истоков российского парламентаризма»[29].
Эта книга-альбом, будучи коллективным трудом историков, архивистов, библиографов, наиболее полно отражает этапы становления и развития законотворческой системы России: начиная с традиций народовластия и опыта первых представительных учреждений в государстве, подробно останавливаясь на деятельности Государственного совета и Государственных Дум 1906-1917 гг., заканчивая разгоном Учредительного Собрания 6 января 1918 г. В издании так же размещено огромное количество малоизвестных документов из архивов Санкт-Петербурга, портреты и фотографии ведущих политических деятелей России того времени сопровождаются яркими биографическими очерками.
Статистические и иные данные о составе депутатского корпуса первых Дум России содержатся в книге, составленной современником изучаемых событий, депутатом I Государственной Думы, Н.А.Бородиным[30]. В этом издании содержатся обстоятельные сведения о социально-классовом, национальном, партийном, возрастном, религиозном и профессиональном составе I Государственной Думы.
При написании второй части работы опорным источником стали издания Государственной Думы РФ, подготовленные коллективами авторов, посвященные как деятельности Дум первого[31], второго[32], третьего[33] и четвертого[34] созывов, так и обобщающий труд о деятельности Дум в период 1993-2004 гг.[35] В этих трудах приводятся статистические данные о законотворческой деятельности Дум указанного периода, статистика выборов, биографические данные депутатов, а так же совершаются экскурсы в историю дореволюционного Парламента.
В качестве сборника документов, касающихся статуса современной Госдумы, регламентирующих ее работу, использовалась также книга Гостева Р.Г. «Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации».[36] На богатом фактическом материале в книге показано формирование, структурирование Государственной Думы, анализируется ее законотворческая и иная деятельность.
Глава 1. Государственные Думы Российской Империи
§1. Законодательные органы в России до Государственной Думы.
К народному представительству люди стремились с далекой древности. Под звон колоколов в Новгороде и Пскове, Москве и Рязани, в Киеве и
Владимире собиралось народное вече в Древней Руси, чтобы решить, кого
призвать на княжение, собирать ли в поход дружину, увеличивать ли подати
и т.д. В известной степени продолжением этой формы представительства был
Земский собор. Правда, вначале он походил на “парламент чиновников” из
представителей высшей администрации – руководителей приказов, церкви,
столичного и провинциального дворянства; но постепенно в обществе
вызрела идея выборности соборов: к концу XIV в. Земские соборы стали
выбирать по сословиям.
К концу XVII в. деятельность соборов отмирает. На смену им приходит
Сенат Петра I, который взял на себя функции законодательного органа.
Через Сенат Петр проводил все свои реформы. Столь же самодержавно
правила и Екатерина II, хотя, будучи человеком для своего времени
передовым, с ориентацией на европейские страны, она предприняла
некоторые шаги в сторону формирования выборных общественных органов, в
первую очередь в лице “Уложенных комиссий”.
Попытка направить страну по конституционному пути была предпринята при Александре I. На 1 сентября 1810 г. было даже запланировано открыть
Государственную Думу, созданную, по идеям М.М. Сперанского, по образу и
подобию европейских парламентов. В дальнейшем активное конституционное
брожение в кругах дворянства после победоносного марша в 1813 г. по
Европе испугали царя. Его последователи тоже не пошли на решительные
реформы политической системы. При Александре II были проведены важнейшие реформы – отмена крепостной зависимости крестьян, судебная реформа. Возросло влияние Государственного совета. Последним государственным решением Александра II стало одобрение плана М.Т.Лорис-Меликова о создании при Государственном совете «общей комиссии» с привлечением туда выборных представителей от местного самоуправления. Реализация программы Лорис-Меликова была сорвана убийством Александра II 1 марта 1881 г.. Новый царь, Александр III, категорически отказался от продолжения политики своего отца, сосредоточив все свое внимание на охранении неприкосновенности самодержавной власти в России.
Активный поиск конкретных форм конституционного устройства был отложен до начала XX в.
§2. Российское общество на пороге XX в.
Изменения в государственном управлении в 1905 – 1906 гг.
К началу XX в. Россия была аграрно-индустриальной державой, занимала
пятое место в мире по уровню развития промышленности и первое место по развитию сельского хозяйства.
По всеобщей переписи населения 1897г. в России проживали 125,6 млн.
человек, в том числе сельского населения – около 97 млн. или 77%.[37]
Классовая структура общества выглядела следующим образом: помещики и
крупная буржуазия – 2,4%, зажиточные мелкие хозяева – 18,4%, мелкие
собственники – 28,5%, пролетарии и полупролетарии города и деревни –
50,7% (в т.ч. промышленный рабочие – около 8%).[38] На территории Российской
империи проживало более 200 наций и народностей. 57% населения
составляли нерусские народности. Население Европейской России
составляло 93,4 млн. человек, Царства Польского – 9,5 млн., Великого
княжества Финляндского 2,6 млн., Кавказского края – 9,3 млн., Сибири –
5,8 млн., Средней Азии – 7,7 млн. человек.[39] Подданные Российской империи
делились на сословия: дворянство, духовенство, казачество, купцы, крестьяне, городские и сельские обыватели (мещане). Коренное население Казахстана, Сибири и ряда других районов выделялось в самостоятельное сословие – инородцы.
В начале XX в. в России имелись элементы буржуазной государственности, конституционализма: выборные органы местного самоуправления, общероссийские партии, развивался процесс самоорганизации масс населения.
Начавшаяся в январе 1905 г. революция обострила проблему
политических реформ в России. "В начале ХХ в. под влиянием роста капитализма, консолидации буржуазии переход страны к представительному учреждению стал необходимостью. "Конституционное прикрытие" диктовалось и международной обстановкой: доверие западных правительств к существующему режиму после поражения в русско-японской войне было подорвано и для получения иностранных займов уже требовалось поручительство буржуазного парламента как гаранта стабильности "исторической власти". Революция же 1905-1907 гг. сделала невозможным сохранение самодержавия в "чистом виде"."[40]
Принято считать, что начало процессу становления парламентаризма в России было положено 18 февраля 1905 г., когда царь подписал рескрипт (распоряжение) на имя министра внутренних дел А.Г.Булыгина, где выражалось намерение «привлекать достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения людей»[41] к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений. Одновременно был обнародован царский манифест «О призыве властей и населения к содействию самодержавной власти в одолении врага внешнего и искоренению крамолы и противодействии смуте внутренней».[42]
Информация о работе Государственные Думы России: история и современность