Деловое общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 17:52, реферат

Описание работы

Деловое общение имеет исторический характер, на различных этапах исторического развития регулируется существующими в том или ином обществе этическими нормами. В них выражены представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности.
В переводе с греческого языка этика означает обычай, нрав. Этика имеет дело с принципами, которые определяют правильное или неправильное поведение. Сегодня этику понимают как учение о морали и нравственности.

Работа содержит 1 файл

Деловое общение.docx

— 135.44 Кб (Скачать)

Таким образом, явная трансакция мужа была как "Коллега". (В—В), но тон, пристройка снизу задают скрытую  трансакцию "Недотепа", на которую и реагирует жена, отвечая трансакцией "Босса": "Ослеп что ли, вот, на трюмо лежат".

· Манипуляция "Ежели бы не было тебя". Разыгрывается в семьях, как женами, так и мужьями. Жена: "Эх, дура я, дура, что вышла за тебя. Вон Сашка, как ухаживал, а сейчас — он большой человек. А ты кто? Молодость мою загубил" и т. д. Цель манипуляции — создать чувство вины у мужа и управлять им: трансакция "Босс" (Р—Д) с той целью, что муж примет это распределение позиций.

Или муж: "Ты мне для  работы никаких условий не создаешь. Если б не было тебя, давно бы уже  диссертацию защитил".

· Манипуляция "Домашний мудрец". Член семьи, нередко старший по возрасту, постоянно поучает остальных по всем вопросам. Когда у кого-то что-нибудь не получается, делает замечания: "Надо было сделать иначе...". Когда же его спрашивают: "Скажите, как поступить, мы так и сделаем", отвечает: "А что вам говорить, вы все равно по-своему сделаете".

Эта манипуляция имеет  целью достижение психологического комфорта, реализуемого прочно захваченной  позицией "Родитель", пристройкой  сверху к остальным членам семьи.

· Манипуляция "Жалко?" .Один спрашивает другого: "Как у тебя с деньгами, нормально?" — "Да вроде нормально". — "А я на мели. Одолжи до зарплаты, продуктов не на что купить". Естественный для наших людей диалог.

Однако представим, что  просящий однажды уже подводил кредитора  — очень долго не отдавал долг. Поэтому желания вновь одалживать ему нет. Однако отказать — жестоко: у него семья голодать будет, а у меня деньги лежат без пользы, и представляется возможным сделать доброе дело. Откажу — заслужу репутацию жмота. И даем, хотя и ругаем себя за это. Налицо манипуляция. Механизм ее таков. Первая трансакция — подготовительная ("Коллега — Коллега", чтобы получить нужную информацию. Вторая — "Взрослый — Родитель" ("Парламентер"). Человек в беде, не принято отказывать в помощи; напрашивается ответная трансакция "Родитель — Взрослый": оказать покровительство, помощь.

· Манипуляция "Толстокожий". Ученик не хочет сидеть на уроках некой учительницы. Но просто пропускать уроки — вызовут родителей. Тогда он решает использовать несдержанность учительницы на язык: кода она выведена из себя, может и обозвать. Ученик с начала урока начинает "доводить" ее. Она делает ему замечание, другое, третье. А так как до него "не доходит", она начинает давать ему нелестные эпитеты, а поскольку он "толстокожий" и не реагирует, то по закону эскалации конфликтогенов доходит до оскорбления. Тут манипулятор с шумом поднимается: "Я не намерен терпеть оскорбления" — и покидает класс, точно зная, что учительница не будет на него жаловаться. Можно пропустить и еще несколько уроков.

· Манипуляция "Не с вашими возможностями". Рассмотрим манипуляцию, разыгрываемую иногда в магазине. В коммерческий магазин зашла женщина и направилась к прилавку. Покупателей почти не было. Продавец смерила женщину оценивающим взглядом с ног до головы, что ту несколько смутило, ибо одежда ее была "не очень". Попросила показать электроутюг. "Конечно, этот подошел бы вам больше", — сказала продавец, указывая на самый дорогой. Сказано это было тоном, означающим: "Не с Вашим тощим кошельком покупать хороший товар". "Вот именно его я и беру", — вспыхнула в ответ женщина. Конечно, выкладывая последние деньги, она и рада была бы изменить свое решение, но отступить — значит подтвердить правоту позиции превосходства продавца.

· Манипуляция "Если вы компетентны..." представляет собой способ "поймать" собеседника на его желании выглядеть компетентным, знающим человеком или "подыграть" его внутренней вере в своей компетентности и опытности, а затем привести собеседника к унижению, показав его несостоятельность и некомпетентность. Первое действие в этой манипуляции может слегка варьироваться (либо задать такой вопрос, который первоначально кажется достаточно легким, но является неопределенным: например, "Вы слышали о такой стране, как Аргентина? Тогда, скажите, а что самое интересное в Аргентине?" — в результате неопределенности вопроса любой" ответ можно оценить как неправильный и в конце манипуляции унизить отвечающих, показав их некомпетентность), либо эту манипуляцию начинают с просьбы: "Можно с вами посоветоваться по поводу...?", а затем на все советы реагируют по типу: "Да, но я так пробовала и толку от этого нет. Что же делать?", на следующий совет — вновь: "Да, но ведь...", и так до тех пор, пока собеседник не придет в тупик, исчерпав свои советы — завершается манипуляция фразами типа: "Так я и не знаю, что и делать. Никто, даже вы, помочь не сможет". Манипуляция в форме "поиска совета" внешне начинается трансакцией "Взрослый—Взрослый" (как видимость равноправного обсуждения какой-либо проблемы), но скрытый план трансакции "Дитя— Родитель" (Дитя запрашивает совета у Родителя, а получив его, показывает Родителю, что его совет никуда не годится).

 

Способы нейтрализации  манипуляций

Правила нейтрализации манипуляций  направлены на то, чтобы помочь человеку не стать объектом манипулирования  со стороны безнравственных партнёров.

Противостояние манипулированию  требует умения, во – первых, распознавать манипуляции , во – вторых, их нейтрализовать.

Существует несколько  способов нейтрализации манипулятивных уловок.

· Открытое объявление о недопустимости использования манипуляций ;

· Разоблачение уловки, т. е. раскрытие её сути (особенно эффективно, если удаётся не только назвать используемую ) уловку "по имени", но и подробно объяснить окружающим ее предназначение и особенности применения в той или иной ситуации);

· повторное напоминание  о недопустимости использования  уловок;

· "информационный диалог" (если партнер по общению эмоционально требует чего-то или в чем-то обвиняет, нужно как можно точнее и подробнее  выяснить все, что с ним происходит, не вступая в пререкания или объяснения). Если партнер изменяет давление, вызывая  вас к сопротивлению, нужно стойко удерживаться на позициях человека, желающего  выяснить мнение другого. Умение поставить  вопрос, требующий содержательного  и развернутого ответа, активизирует и собственные интеллектуальные усилия;

· "конструктивная критика" (при использовании партнером  манипулятивных приемов конструктивная критика позволяет вывести беседу на уровень открытой интеллектуальной борьбы; это позволяет защититься от манипуляций и остаться этичным по отношению к собеседнику);

· "цивилизованная конфронтация" (когда безуспешно использованы все  методы, следует твердо дать понять партнеру, что общение в таком  ключе не представляется вам конструктивным, и, если он настаивает на своем, вы готовы прервать общение);

· "уловка на уловку" (этот способ нейтрализации может быть использован, когда все предыдущие не дали положительно-; го результата).

 

Заключение

Таким образом, манипуляции  как очень распространённый способ взаимодействия людей является в  некоторых случаях очень опасным. В нашем обществе сложно разоблачить  истинных манипуляторов, которые злоупотребляют доверием других людей и нормами  этики. Важно помнить, что не каждый человек сможет стать манипулятором  и манипулируемым. Нужен багаж знаний социально – психологических.

Практически все мы – манипуляторы, но только разного пошиба.

Как отмечал ещё гоголь, Россия славится плохими дорогами и  дураками. Поэтому и прежде, и сейчас для нас срабатывает фундаментальный закон манипуляции:

На дурака не нужен нож:

Ему с три короба наврёшь –

И делай с ним, что хошь!

 

 

 

 

 

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ ИМ. ПРОФ. М.А БОНЧ-БРУЕВИЧА

Гуманитарный  факультет

Кафедра СО и РЯ.

ЗАЩИТА  ОТ МАНИПУЛЯЦИЙ

Выполнила студентка

группы СО-93

Рыжкова Елизавета.

Научный руководитель

Забранюк АП.

СПб

2002

ПЛАН

I. ВСТУПЛЕНИЕ

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1 Понятие психологической защиты.

2 Виды психологических защит.

3 Базовые стратегии психологических защит.

4 Механизмы специфических и неспецифических психологических защит.

5 Как распознать манипулятивное воздействие.

6 Манипуляции, от которых не следует защищаться.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

“Если обобщить выводы многочисленных и изощренных экспериментов, то

можно сказать, что мы —  люди — необоснованно считаем  себя умнее, рациональнее,

тверже и последовательнее, чем мы есть на самом деле. Мы опасно недооцениваем 

силу влияния как различных ситуаций, так и других людей. Мы способны вести себя

так же слепо, как существа с «куриными мозгами», например индюшки. Наше семейное

воспитание, школьное и высшее образование не дают ни информации, ни навыков,

необходимых для реалистичного  и здравого понимания самих себя и окружающих. Мы

регулярно обманываем самих  себя, ошибаемся в понимании других людей и ситуаций.

Мы слишком часто не рассуждаем рационально, а рационализируем, то есть

оправдываем свои заблуждения. Мы не анализируем обстоятельства, а поддаемся 

стереотипам, помогающим другим обводить нас вокруг пальца.»

кандидат философских  наук

Евгений ВОЛКОВ.

Я хочу, чтобы человек, который  читает мою работу, ни в коем случае не смотрел на оборот этой страницы..

Вступление.

Конечно же каждый знает о том, что в мире его существует манипуляция[1]. Однако встречается она гораздо чаще, чем человек может предположить. Все известные формы массовой культуры: комиксы, мультфильмы, кино, телевизионные и радиопредставления, спортивные соревнования и т.д. - составляют необыкновенно разнообразный аппарат обработки сознания. Однако в данной работе своё основное внимание я уделю не манипуляции самой, а возможностям защиты от неё.

Понятие психологической защиты.[2].

В психологической литературе понятие «психологическая защита»  тесно связана с понятием целостности  личности. Особое внимание уделяется  самооценке, чувству уверенности, самоуважению, Я-концепции, представлению о себе, индивидуальности. Психологической защите может подвергаться как любая целостность, будь то организация, группа людей, семья, отдельный человек, психика в целом, так и поведенческие проявления (привычки, стили жизни, умения), когнитивные структуры (мнения, знания, мировоззрения), мотивационные образования (желания, вкусы, предпочтения). Происходит это оттого, что единое Я защищает самое себя целиком, свои проявления и качества.

В ответ на нарушение или  угрозу нарушения психологических  границ, которое способно нанести  ущерб целостности личности или  её индивидуальной обособленности, возникает  защита в условиях межсубъектной борьбы. Такая защита называется психологической защитой.

В данной работе, употребляя термин «психологическая защита», я  буду иметь в виду определение, которое  вывел в своей книге «Психология  манипуляции» Доценко Е.Л.: «психологическая защита – это употребление субъектом психологических средств устранения или ослабления ущерба, грозящего ему со стороны другого субъекта».

Виды  психологических защит.

В зависимости от защищающего  субъекта и от направленности можно  выделить 2 группы психологических  защит.

Во-первых, это могут быть соответственно межличностные и  внутриличностные защиты, и, во-вторых, защиты бывают специфическими и неспецифическими.

Внутриличностные защиты возникают в условиях внутриличностной борьбы, которые ведут между собой относительно самостоятельные личностные подструктуры. Это могут быть, например, отдельные желания человека, его умения, предпочтения, самоуверенность, самооценка. Каждая из этих подструктур определяет особенности внутреннего мира человека и формирует его внешнее поведение. Каждая из них имеет свои собственные устремления, которые, по меньшей мере, не совпадают, а иногда и противоречат друг другу. Происходит естественная конкуренция между ними. Когда эта конкуренция перерастает во внутриличностную борьбу, возникает необходимость в психологических защитах, которые уберегают одни внутрипсихические образования от ущерба со стороны других. Такие психологические защиты называются внутриличностными.

Вот как говорит об этом К.Роджерс: «Когда существует несогласованность, но индивид не осознаёт этого, он потенциально уязвим тревожностью, угрозой и дезорганизацией. Если значимое противоречие становится столь ясно, что оно должно быть сознательно воспринято, то индивид будет под угрозой и его Самость дезорганизуется этим противоречием. В этом случае с целью сохранения структуры Самости выступает в действие защита»[3]

Межличностные защиты обнаруживаются там, где речь идёт о борьбе межличностной. Так как люди, вступающие в общение, являются носителями несовпадающих желаний, между ними естественным образом возникают противоречия, которые вызывают стремление защищаться. Предметом межличностных защит является индивидуальная целостность, соотносимая с индивидуальной обособленностью, и направленная против силы желаний и устремлений оппонента.

Информация о работе Деловое общение