Также должны решаться вопросы
водообеспеченности туристских зон. Для
этого также строятся гидротехнические
сооружения – водозаборы, скважины
и пр. Стоки с турбаз и др. рекреационных
объектов должны попадать не напрямую
в водоемы, как это часто сегодня
бывает, а в очистные сооружения.
На современных туристских базах
должны быть предусмотрены системы
канализации и водопровода. Это
не только создаст лучшие условия
для клиентов, но и обеспечит экологическую
безопасность региона.
Также должны быть налажены
системы мусороудаления и утилизации
отходов. При этом нужно отходить
от практики складирования мусора на
свалках, а создавать мусороперерабатывающие
предприятия [24].
Для обеспечения постоянного
и стабильного турпотока в
Россию должна быть налажена эффективная
современная система транспортных
коммуникаций, связывающих рекреационные
зоны с основными транспортными
узлами России и мира. Для этого
в намеченных рекреационных зонах
необходимо строительство крупных
международных аэропортов, желательно
также налаживание железнодорожного
сообщения и строительство разумно
спланированной сети современных скоростных
автомагистралей. В Алтайском крае
предполагается в ближайшее время
осуществить реконструкцию Барнаульского
и Бийского аэропортов, которые станут
международными. В Республике Алтай
предполагается практически отстроить
заново Горно-Алтайский аэропорт, который
сегодня пригоден только малой авиации.
Также на Алтае будет значительно
расширена и улучшена автодорожная
сеть. В частности планируется
строительство скоростных автомагистралей
Барнаул – Чарышское – Усть-Кан,
Барнаул – Алтайское, Усть-Кокса
– Тюнгур – Иня (свяжет Чуйский
тракт с Уймонским). Но самым масштабным
проектом сегодня является проект автодороги
Алтай – Китай через высокогорное
плато Укок. Параллельно этой дороге
пройдет газопровод и в дальнейшем,
возможно, железная дорога.
Во всем мире в рекреационных
зонах развивается и инфраструктура
развлечений – аквапарки, аттракционы
и пр. [20]. В этом отношении Россия
пока уступает развитым странам, но уже
видны положительные тенденции.
Так на Черноморском побережье в
районе Анапы строится аквапрак, который
должен стать крупнейшим в Европе.
Наличие аквапарка и парка
аттракционов предполагается также
в структуре рекреационного комплекса
«Манжерок» в республике Алтай.
Важнейшей задачей при
оптимизации инфраструктуры ТРС
на локальном уровне является обустройство
туристических троп. На имеющихся
тропах прежде всего необходима рекультивация
нарушенных ландшафтов (вывоз мусора,
уборка бурелома, упавших деревьев
с тропы, задернение поврежденных участков
почвы и т.д.). Не менее важны
профилактические мероприятия. В частности,
для того чтобы защитить тропы
от эрозии и предупредить повреждение
корневых систем деревьев в результате
выбивания полотна тропы лошадьми,
на отдельных, наиболее уязвимых участках
троп следует сооружать деревянные
настилы, делать отсыпку специальным
грунтом и пр. [9]. Для поддержания
санитарно-гигиенических, экологических
и эстетических требований необходимо
обоснованное обустройство стоянок, костровищ,
туалетов, контейнеров для мусора
и прочего с использованием средств
ландшафтной архитектуры и дизайна.
Антропогенные объекты на маршруте
не должны бросаться в глаза и
лишать визуальный облик пейзажа
его естественности, «дикости». Такие
объекты должны размещаться преимущественно
в лесной зоне (лучше на лесных полянах),
где благодаря низкой обзорности,
формируемой древостоем, их визуальное
присутствие распространялось на небольшие
участки местности [12].
Д.А. Дирин отмечает, что
в рекреационных районах «Необходимо
выявление и обустройство видовых
(смотровых) площадок в местах, из которых
открываются наиболее живописные пейзажные
виды (точках пейзажного обзора). Это, как
правило, высокие склоны речных долин,
горные вершины, перевалы и т.д. Видовые
площадки могут быть устроены и перед
аттрактивными объектами, в местах,
где этот объект открывается с
лучшего ракурса. При организации
смотровых площадок необходимо помимо
эстетического фактора учитывать
степень доступности и комфортности
видовой точки. Как правило, они
должны быть доступными для массового
посетителя и достаточно комфортными,
чтобы находиться там в течение
определенного времени. Такие места
могут быть оборудованы различными
специальными объектами рекреационной
инфраструктуры: беседками, навесами,
смотровыми галереями, башнями и
пр. [8].
Этим, конечно, вопросы улучшения
материально-технической базы и
туристской инфраструктуры не исчерпываются
и их необходимо исследовать более
тщательно и обстоятельно.
3.4 Стабилизация
социально-экономической и политической
ситуации
Важной задачей при
развитии международного туризма выступает
стабилизация социально-экономической
и политической ситуации в стране.
Актуальность ее наглядно демонстрирует
практически иссякший после начала
Чеченского конфликта туристский поток
в республики Северного Кавказа.
Естественно, что туристы не поедут
отдыхать в регион, где идет война
или есть вероятность, что она
начнется, где накалены политические
страсти и есть возможность государственного
переворота и т.д. Туризм любит стабильность.
Стабильность дает уверенность в
безопасности.
Что касается социально-экономической
стабильности, то она обеспечивает
возможность развития турфирмам
и способность их выполнять свои
обязательства перед клиентами.
Социально-экономическая стабильность
также работает на имидж страны,
что немаловажно при принятии
туристом решения о путешествии
в ту или иную страну. Также в
странах со стабильно развивающейся
экономикой и с хорошей системой социального
обеспечения лучше криминогенная обстановка,
ниже процент враждебно настроенных к
иностранным туристам людей.
Это объясняет важность данного
фактора для развития въездного
туризма в России.
3.5 Решение экологических
проблем
Качество природной среды
рекреационных зон, их экологическое
благополучие напрямую влияет на туристические
потоки. Серьезные экологические
проблемы региона почти автоматически
исключают его из разряда объектов
въездного туризма. Поэтому обеспечение
экологической безопасности рекреационных
регионов – задача № 1 для всей туристской
отрасли России. И решаться эта
задача должна на всех уровнях: на уровне
федерального правительства, руководства
регионов, туроператоров и пр.
На правительственном
уровне должен быть решен вопрос о
выводе из главных рекреационных
зон страны экологически опасных
производств, крупной промышленности
и пр. Рекреационные зоны должны
стать и зонами экологической
стабильности и благополучия. Целесообразно
получение статуса «Экологически
чистый продукт» для производимой здесь
сельхозпродукции. Должна действовать
отработанная система экологического
мониторинга и контроля. Также
необходимо проведение масштабных государственных
программ по экологическому оздоровлению
территорий уже сегодня испытывающих
экологические проблемы (например,
Черноморское побережье, дельта Волги,
Московская область и др.), формированию
экологического каркаса территории
(создание систем особо охраняемых
природных территорий, масштабное озеленение
и др.) [7].
При этом можно утверждать,
что в большинстве случаев
вывод промышленных предприятий
из рекреационных зон будет и
экономически оправдан, поскольку за
счет улучшения имиджа регионов, они
смогут привлечь дополнительно значительное
количество туристов. Так, например, давно
стоит проблема переноса Байкальского
целлюлозно-бумажного комбината
из акватории Байкала, являющегося
главной экологической угрозой
для этого уникального природного
объекта. Необходима рекультивация
отработанных шахт, карьеров, рудников
(существует опыт организации на базе
карьеров и хвостохранилищ прудов,
которые становятся рекреационными
объектами) [22].
Также на уровне непосредственных
пользователей рекреационных земельных
угодий (туроператоры) должно проводиться
экологическое обустройство территории
средствами ландшафтного планирования
и дизайна. При этом обеспечивается
удаление и утилизация отходов, создание
рациональной дорожно-тропиночной
сети, не нарушающей экологического состояния
ландшафтов (не приводящей к эрозии
почв и т.п.), производится локальное
озеленение, создание искусственных
водных объектов и т.д.
Важнейшей задачей является
экологическое просвещение и
воспитание местного населения и
объяснение правил экологического поведения
туристам.
3.6 Страхование
туризма
Одной из проблем российского
въездного туризма является обеспечение
безопасности иностранцев во время
пребывания их на территории нашей
страны, а также обеспечения необходимых
компенсаций возможного ущерба иностранным
туристам. Во всем мире данная проблема
решается при помощи страхования
туристских рисков. В России пока, к
сожалению, рынок страховых услуг
в туризме развит слабо.
Применяются следующие виды
страхования: медицинское; жизни и
здоровья; имущества; на случай задержки
транспорта; на случай плохой погоды во
время нахождения на отдыхе; расходов,
связанных с невозможностью совершить
поездку; ответственности владельца
автотранспортных средств и т. п.
Одним из основных видов страхования
в туризме является медицинское
страхование, которое обычно покрывает
расходы на медицинские услуги, услуги
стационаров, перевозку машиной скорой
помощи, приобретение лекарств, уход за
больным (при несчастном случае или внезапном
заболевании), транспортировку тела на
родину (в случае смерти за рубежом).
При страховании иностранных
туристов российские страховщики и
турфирмы часто сотрудничают с известными
зарубежными страховыми компаниями.
В этом случае иностранный турист
может быть застрахован в своей
стране, а в случае наступления
страхового случая, получить выплату
в России.
Однако в последнее
время наметились отчетливые сдвиги
в вопросе страхования туристической
деятельности. 5 февраля 2007 г. принят Федеральный
закон № 12-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об основах
туристской деятельности в Российской
Федерации»» [34]. Этим законом сегодня
регулируются вопросы заключения договоров
страхования гражданской ответственности
за неисполнение или ненадлежащее исполнение
обязательств по договору о реализации
туристского продукта и/или получении
банковской гарантии исполнения обязательств
по договору о реализации туристского
продукта. Теперь, согласно этому закону
все российские туроператоры обязаны
страховать своих клиентов. При этом минимальная
сумма страховой гарантии составляет
500 тысяч рублей.
3.7 Реклама турпродукта,
формирование благоприятного имиджа
и
туристического
брэнда России в целом и ее рекреационных
регионов
Реклама, как известно, –
двигатель торговли. И рынок въездного
туризма здесь не исключение. Тем
не менее, Россия только в последнее
десятилетие активизировала деятельность
по рекламированию своего турпродукта
за рубежом. При этом реклама туризма
в России на государственном уровне
рекламируется преимущественно
путем участия нашей страны во
всевозможных специализированных выставках,
конференциях, фестивалях. Рекламу
в иностранных средствах массовой
информации могут позволить себе
только крупнейшие российские туристические
компании, такие как «Интурист»,
«Тез-Тур», «Натали-Турс», «Инна-Тур». И,
тем не менее, даже такие гиганты
предпочитают давать рекламу своей
деятельности внутри страны, выходя на
международный рекламный рынок
лишь эпизодически. В соответствии
с такой рекламной политикой
в сфере въездного туризма
и расходы на рекламу российского
турпродукта совершенно не соответствуют
имеющимся потребностям. Для сравнения,
в 2005 г. Федеральное Агентство по
туризму РФ выделило 2,5 млн. долларов
на рекламу российского турпродукта
за рубежом. В этом же году бюджет Гавайских
островов (пятидесятый штат США) выделил
на рекламу туризма 28 млн. долларов
[39].
Очевидно, что данное положение
необходимо менять. И решать это
нужно на правительственном уровне.
Для достижения желаемого
эффекта в результате рекламных
акций необходимо последовательное
и целенаправленное формирование благоприятного
имиджа России, а также создание
туристического бренда России в целом
и ее рекреационных регионов в
частности. При этом необходимо учитывать
сложившиеся стереотипы и ассоциации
в отношении России у иностранцев.
Необходимо, чтобы выделенные в России
рекреационные зоны в ближайшее
время превратились в известные
туристические брэнды. Для этого
потребуется не только вкладывать средства
в развитие инфраструктуры и материально-технической
базы туризма, о чем говорилось выше,
но и в рекламу создаваемых
рекреационных комплексов.
Важнейшей задачей, решаемой
на государственном уровне является
борьба с антирекламой российского
турпродукта, которая часто используется
иностранными корпорациями.
Заключение
Современный этап развития человечества
характеризуется нарастающим развитием
туристской индустрии. Международный
туризм становится одной из самых
важных отраслей мировой экономики.
При этом темпы развития туризма
поражают – удвоение числа международных
туристических поездок происходит
каждые 15 лет (в 1990 г – 390 млн., 2005 г. –
782 г., 2020 прогнозируется 1,6 млрд.). Туризм
имеет не только экономическое значение.
Велика его роль в деле поддержания
мира на планете, развитии толерантности,
в решении экологических проблем
и в деле охраны природы, туризм несет
важные оздоровительные, образовательные
и воспитательные функции.
После падения железного
занавеса, воздвигнутого в советское
время, Россия также активно включилась
сферу международного туризма. Пока,
к сожалению, имеющийся туристско-рекреационный
потенциал России крайне недостаточно
используется и абсолютно не соответствует
тому положению, которое занимает наша
страна на мировом туристическом
рынке. Тем не менее, уже в ближайшие
годы, как прогнозирует Всемирная
туристская организация, данная ситуация
должна измениться в корне. По расчетам
этой авторитетной организации уже
к 2020 г. Россия должна выйти на 9-е
место в списке самых популярных
туристских направлений мира и принимать
ежегодно до 50 млн. иностранных туристов.
В связи с этим, неудивителен возросший
интерес к проблеме въездного
туризма в России. Этой теме посвящена
и данная дипломная работа.
Проведенный автором анализ
развития российского туризма за
последнее десятилетие (с 1996 г. по настоящее
время) позволил выявить его основные
тенденции, а также существующие
проблемы отрасли. В дипломной работе
также предложены некоторые рекомендации
по совершенствованию управления в
сфере въездного туризма.
В основу работы положен
анализ многочисленных литературных и
статистических источников, а также
электронных ресурсов.
Как результат проделанной
работы можно сформулировать следующие
выводы:
- Несмотря на существенные спады в российском въездном туризме, вызываемые политическими (например, война в Чечне) и социально-экономическими (в частности рост цен на гостиничные услуги и транспортных тарифов) причинами, общая его динамика положительна.
- В российском въездном туризме сложилась своя специализация. Наиболее популярными видами въездного туризма в России являются: экологический, спортивный и экстремальный, охотничий и рыболовный, культурно-исторический (экскурсионный). Но также все большее развитие и популярность у иностранных туристов приобретают горнолыжный, оздоровительный, круизный, событийный и паломнический туризм в России.
- Существуют сложившиеся закономерности в географии российского въездного туризма. Так основные регионы, принимающие иностранцев это гг. Санкт-Петербург и Москва, Краснодарский и Ставропольский края, Ленинградская и Московская области, Приморский край (за счет туристов из Китая и Японии), области «Золотого кольца», Прибайкальские регионы (Иркутская область и Республика Бурятия. Что касается самих туристов, то среди них преобладают граждане следующих стран: Германия, Китай, Финляндия, США, Польша, Италия, Великобритания, Франция.
- Многие регионы, прежде всего сибирские, обладающие значительным рекреационно-ресурсным потенциалом (в частности, Горный Алтай) используются в недостаточной мере. Интенсификация их использования должна осуществляться на основе экологического нормирования и научно-обоснованного развития туристской инфраструктуры.
- В числе основных рекомендаций по совершенствованию въездного туризма в России автор выделяет следующие: совершенствование управления в сфере туризма и развитие его на основе формирования территориальных рекреационных систем (ТРС); развитие материально-технической базы и рекреационной инфраструктуры; стабилизация социально-экономической и политической ситуации в стране; решение экологических проблем; развитие системы страхования в сфере туризма; реклама турпродукта, формирование благоприятного имиджа и туристического бренда России в целом и ее рекреационных регионов.