Развитие въездного туризма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:17, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы был анализ развития въездного туризма в России в период с 1996 г. по настоящее время и выявление возможностей для совершенствования отрасли.
Для реализации поставленной цели последовательно решались следующие задачи:
изучение теоретических основ въездного туризма, рассмотрение истории его становления и развития;
анализ динамики въездного туризма в России и выявление основных тенденций в его развитии;
определение главных проблем в развитии въездного туризма в России и разработка рекомендаций по их решению

Работа содержит 1 файл

Развитие въездного туризма в россии.docx

— 126.39 Кб (Скачать)

Развитие въездного  туризма в россии

дипломная работа

ДР 100103.11.000

Дипломник группы СКС-21________________________________

Руководитель  работы профессор, д.и.н.________________________

Барнаул

Введение

В настоящее время международный  туризм является важнейшей отраслью мировой экономики и главной  специализацией десятков государств. В индустрии туризма сегодня  занято 338 млн. чел. (т.е. 10 % работающих в  мире), а общий доход ее достиг в 2005 г. 7.2. трлн. долл. США. Туризм представляет собой третью по доходности (после  нефтяной и золотодобывающей) отрасль  экономики. Кроме того, темпы роста  в туриндустрии за последние полвека  оказываются гораздо более высокими (иногда на порядки) по сравнению с  другими сферами экономической  деятельности [38]. Это позволяет расценивать  туризм как возможный катализатор  развития экономики в целом для  любой страны, обладающей необходимыми рекреационными ресурсами. Примеров тому множество (Турция, Греция, Чехия, Мексика, Ямайка и др.). Укрепление международных  связей в XX веке, формирование мирового рынка, рост благосостояния населения  и совершенствование транспорта привели к «рекреационному буму», который начался в 1970-х гг. и  продолжается до настоящего времени. Сотни  миллионов людей ежегодно перемещаются по миру в качестве туристов. Путешествия, смена обстановки и отдых вдали  от дома на мировых курортах, в национальных парках или в культурных центрах  стали главным средством восстановления физических и моральных сил, реализации эстетических, интеллектуальных, духовных и прочих потребностей для жителей  высокоурбанизированных территорий с  их агрессивной стрессовой средой. В результате все возрастающего  спроса сформировались общепризнанные центры международного туризма.

Как показывает практика, именно международный туризм, ориентированный  на прием иностранных гостей (въездной туризм), дает максимальные прибыли  в казну государства и региона. Поэтому необходимо рассмотреть  специфику въездного туризма  и его теоретические основы, оценить  конкурентные качества нашей страны на этом рынке, способном вывести  из экономического коллапса многие депрессивные регионы страны и послужить развитию российской экономики в целом. Таким  образом актуальность избранной темы дипломной работы не вызывает сомнений.

Не смотря на усилившийся  в последнее время интерес  к туризму в России, до сих пор  нет ни одной крупной аналитической  работы, в которой бы отражались тенденции развития въездного туризма  в России в течение последнего десятилетия, рассматривались бы основные существующие проблемы и предлагались пути их решения. Это определяет научную новизну работы.

Целью данной дипломной работы был анализ развития въездного туризма в России в период с 1996 г. по настоящее время и выявление возможностей для совершенствования отрасли.

Для реализации поставленной цели последовательно решались следующие задачи:

  1. изучение теоретических основ въездного туризма, рассмотрение истории его становления и развития;
  2. анализ динамики въездного туризма в России и выявление основных тенденций в его развитии;
  3. определение главных проблем в развитии въездного туризма в России и разработка рекомендаций по их решению.

Объектом исследования является въездной туризм в Российской Федерации.

Предмет исследования – тенденции в развитии въездного туризма и его совершенствование.

Теоретическую и  методическую основу исследования составили положения о международном и внутреннем туризме и его оптимизации, изложенные в работах В.А. Квартального, В.С. Преображенского, Н.И. Волошина, Е.Н. Ильиной и др.

При решении поставленных задач применялись следующие методы: аналитический, статистический, графический, сравнительно-географический, картографический, ландшафтно-экологический.

Работа имеет теоретическую  и практическую значимость. Отдельные  ее положения могут использоваться при совершенствовании законодательного обеспечения въездного туризма, территориальной организации рекреационного хозяйства и т.д.

Структура работы включает следующие  элементы: Введение, Основную часть, состоящую  из трех глав, Заключение, Список использованных источников и литературы.

Первая глава имеет  название «Въездной туризм как социально-культурное и экономическое явление». В ней  рассматривается феномен международного туризма в его многочисленных проявлениях и анализируется  его роль в жизни общества. Также  представлена история развития въездного  туризма в мире и в России до 1996 года.

Вторая глава («Динамика  развития въездного туризма в  России после 1996 года») посвящена изучению развития въездного туризма в  России в течение последнего десятилетия, а также его географии.

В третьей главе, называющейся «Проблемы и перспективы  развития российского въездного  туризма» исследуются основные проблемы отрасли и даются рекомендации по их решению.

Работа выполнена на 77 листах машинописного текста и иллюстрирована таблицами, графиками, диаграммами, картами. Список литературы включает 58 наименований.

Глава 1 Въездной туризм как социально-культурное

и экономическое  явление

    1. Сущность въездного туризма и его общественная роль

Туризм настолько обширное явление, что сформулировать его  однозначное определение представляется довольно трудной задачей. Международная  ассоциация научных экспертов туризма  определяет его следующим образом: «Туризм – это ряд явлений  и взаимоотношений в результате путешествий людей, до тех пор, пока это не приводит к их постоянному  пребыванию в определенном месте  и не связано с получением какой  либо выгоды (дохода)» [11, с. 26].

Основным действующим  лицом в туризме выступает  турист, которого Комиссия по туризму  и рекреационной географии Всемирного географического конгресса дает следующее определение: «Турист  – лицо, путешествующее с любой  целью, кроме поиска заработка и  перемены постоянного места жительства при сроке пребывания вне своего места жительства не менее 24 часов (менее 24 часов – экскурсант)» [11, с. 30]

Туризм как таковой  принято разделять на две разновидности  – внутренний туризм и международный.

Внутренний туризм – временный  выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ той  же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий  спортом или в других туристских целях. Внутренний туризм не представляет собой отдельную сферу, а связан со всеми другими секторами национальной жизни [2].

Международный туризм – систематизированная  и целенаправленная деятельность предприятий  сферы туризма, связанная с предоставлением  туристских услуг и туристского  продукта иностранным туристам на территории Российской Федерации (въездной туризм) и предоставлением туристских услуг  и туристского продукта за рубежом (выездной туризм) [29].

В России Федеральный закон  «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. определяет въездной туризм как «путешествия в пределах Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации» [33].

Как уже отмечалось выше, развитие именно въездного туризма  приносит максимальные доходы стране и региону. Эти доходы складываются не только из реализации собственно турпродукта, под которым понимается комплекс разнообразных рекреационных услуг, оказываемых туристам специализированными  туристскими организациями, но и  из развития сопутствующих туризму  отраслей – транспорта, пищевой  и сувенирной промышленности, игрового и шоу-бизнеса, местных традиционных промыслов и пр.

Какова же общественная роль современного мирового туризма?

Известный французский ученый и путешественник Элизе Реклю  писал: « Теперь, благодаря путешествиям, сама Земля своими видами будет облагораживать чувства людей и даст им понятие  об истинно прекрасном. Кто посещал  Пиренеи, Альпы или Гималаи, кто  побывал в девственных лесах  и видел вулканы, тот без сомнения научается при виде этих величественных картин, понимать настоящую красоту. …Под страхом умственного и нравственного  измельчения нам нужно созерцанием  великих картин природы противиться  влиянию пошлости, проявляющейся  в словах некрасивых… в которых  узкие умы видят выражение  новейшей цивилизации» [цит. по 28, с. 14].

Итак, помимо своих бальнеологических  свойств, физического и психического оздоровления, туризм воспитывает, он развивает интеллектуально и  нравственно, знакомит с иными культурами и раскрывает тайны природы. Туризм развивает чувство красоты и  прекрасного. Появилось даже понятие  «эстетический туризм» – т.е. путешествия в целях созерцания красивых пейзажей.

Туризм позволяет прикоснуться к другим культурам, учит уважать  ценности и традиции других народов, что необходимо в современном  мире с его межнациональными и  межкультурными конфликтами. Международный  туризм является важным средством для  построения межкультурного диалога  в мире.

Осознавая важность культурного  разнообразия, именно туризм, на фоне всеобщей глобализации и стирании культурных границ позволяет многим некогда  изолированным народностям сохранять  свои традиции при одновременном  улучшении уровня жизни. Ранее совместить две эти задачи было невозможно. Для международного же туризма местный  колорит и культурная самобытность народов является важнейшим ресурсом, за сохранение которого он готов платить.

Важно осознавать, что воздействие  туризма на жизнь местного населения  может быть как положительным, так  и отрицательным. К положительным  аспектам следует отнести:

• создание рабочих мест;

• увеличение доходов, что  ведет к повышению уровня жизни  местного населения;

• ускорение процесса урбанизации, развитие городских служб инфраструктуры, культурных организаций;

• ускорение социальных и  культурных процессов;

• возрождение местных  культурных ценностей, развитие народного  творчества, традиций, обычаев, народных ремесел;

• повышение спроса на сельхозпродукцию и товары местного производства;

• охрану и восстановление местных памятников культуры;

• расширение природных комплексов;

• повышение привлекательности  региона;

• оживление местной культурной жизни.

К отрицательным аспектам следует отнести:

• поляризацию и коммерциализацию интересов различны групп населения;

• возрастание доли неквалифицированного труда;

• рост числа отклонений от общественных норм поведения (алкоголизм, хулиганство, проституция);

• «эрозию» семьи (разводы, легкое отношение молодежи к жизни);

• коммерциализацию культуры;

• потерю самобытности конкретного  туристского направления;

• конфликты между местным  населением и туристами.

Отрицательное воздействие  туризма может быть вызвано, прежде всего, его спонтанностью, отсутствием  предварительной подготовки и контроля. В таких условиях местное население  не имеет возможности приспосабливаться  к происходящим изменениям.

Примером негативного  отношения к туристам может служить  конфликт интересов: местные жители агрессивно настроены против приезжих, так как те «ловят их рыбу, охотятся в их лесах» и т. п. Негодование местных жителей может быть вызвано разницей в материальном положении, системе ценностей, ощущением социального неравенства и так называемой социальной дискриминацией. В некоторых странах доход местных жителей, работающих в туристской индустрии, гораздо выше, чем у тех, кто занят в других сферах. На пример, турист может дать молодому посыльному один доллар в качестве чаевых за доставку багажа, в то время как отец посыльного зарабатывает доллар тяжелым трудом в течение нескольких дней! Такая ситуация создает социальный конфликт, порождает иллюзии «легких» денег.

Как положительные, так и  отрицательные аспекты воздействия  туризма на местное население  проявляются на различных уровнях  национальном, местном или индивидуальном. Удовлетворение туристских потребностей не должно наносить ущерб социальным и экономическим интересам населения  регионов и стран посещения, культурным и историческим ценностям, окружающей среде, природным ресурсам.

Большинства отрицательных  аспектов можно избежать путем комплексного планирования развития туризма и  внедрения современных методов  управления этим процессом (усиление контроля над использованием территорий и  ресурсов, проведение политики просвещения  местного населения), а также путем  определения критериев его наиболее эффективных направлений, которые  являются основой для выбора и  последовательного их развития [11].

Так или иначе, туризм –  важная составляющая экономики многих государств, которая обеспечивает занятость  местного населения, загрузку гостиниц и отелей, ресторанов, зрелищных  мероприятий, поступление иностранной  валюты и др. Туризм основан на эксплуатации местных туристских ресурсов, приносящей данной местности или государству  доход [11].

Туризм для мирового сообщества уже давно является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся  отраслей, приносящей около 10 % валового дохода. Во многих странах туризм входит в тройку ведущих отраслей страны, развивается довольно быстрыми темпами  и имеет важное социальное и экономическое  значение.

Однако, положительное влияние  туризма на экономику государства  происходит лишь в том случае, когда  туризм в стране развивается всесторонне, т. е. не превращает экономику страны в экономику услуг. Другими словами, экономическая эффективность туризма  предполагает, что туризм в стране должен развиваться параллельно  и во взаимосвязи с другими  отраслями социально-экономического комплекса.

Информация о работе Развитие въездного туризма в России