Развитие въездного туризма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:17, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы был анализ развития въездного туризма в России в период с 1996 г. по настоящее время и выявление возможностей для совершенствования отрасли.
Для реализации поставленной цели последовательно решались следующие задачи:
изучение теоретических основ въездного туризма, рассмотрение истории его становления и развития;
анализ динамики въездного туризма в России и выявление основных тенденций в его развитии;
определение главных проблем в развитии въездного туризма в России и разработка рекомендаций по их решению

Работа содержит 1 файл

Развитие въездного туризма в россии.docx

— 126.39 Кб (Скачать)

В 1936 г. было организовано Туристско-экскурсионное  управление профсоюзов (ТЭУ ВЦСПС). К 1941 г. в стране работали 25 ТЭУ ВЦСПС, 165 домов туриста, 50 туристских баз, 12 туристских гостиниц, 24 стационарных лагеря, 19 приютов, сотни сезонных палаточных стоянок и кемпингов. В 1962 г. на базе ТЭУ создается система советов  по туризму, руководить которыми стал Центральный Совет по туризму  и экскурсиям ВЦСПС. Объем туристско-экскурсионных  услуг в этой структуре составил по РСФСР в 1985 г. 1167,2 млн. руб., в 1988 г. — 1627,0 млн. руб. Прибыль составила 117,5 млн. руб. и 163,0 млн. руб. соответственно. По СССР эти показатели составили  по объему туристско-экскурсионных  услуг — 2056,5 млн. руб. и 2910,4 млн. руб., по прибыли — 216,0 млн. рублей и 292,8 млн. руб. В 1989 г. предприятия, входящие в  систему ЦСТЭ, обслужили 23,6 млн. чел. в России и 42,0 млн. чел. в СССР. Экскурсантов было обслужено в России 115,3 млн. чел., в СССР — 226,1 млн. чел. Стоимость  основных фондов в 1989 г. была равна в  России 1099,9 млн. руб., в СССР — 1875,9 млн. руб. Количество мест размещения в 1988 г. в России составило 246,4 тысяч, в СССР — 459,6 тысяч, в т. ч. круглогодичных — 76,8 тысяч и 132,7 тысяч соответственно.

В начале 80-х годов нашего столетия в этой структуре, наряду с  санаториями и лечебными пансионатами общим числом около 2,5 тыс., действовало  около 1,5 тыс. домов и пансионатов  отдыха Структура располагала 1 млн. мест (из них около 550 тысяч в санаториях). Здесь за год обслуживалось около 11 млн. человек в т. ч, около 6 млн. нуждающихся в санаторно-курортном  лечении и около 5 млн. чел. – в  оздоровительном отдыхе.

Среди туристских структур страны особое положение занимали созданное  в мае 1929 г. решением Совета труда  и обороны Всесоюзное акционерное  общество «Интурист» и развернувшее свою деятельность с июня 1958 г. Бюро международного молодежного туризма  «Спутник». Обе организации были ориентированы на международный  туризм и централизованно руководились государством и его органами.

Все вышеперечисленные структуры  имели на территории России в 1989 г. 7486 санаториев и учреждений длительного  отдыха с числом коек — 1279 тысяч, в  том числе санаториев с круглосуточным пребыванием и пансионатов с  лечением — 1200 (301 тыс. коек), санаториев-профилакториев — 2210 (186 тыс. коек), домов отдыха и  пансионатов — 544 (169 тыс. мест), баз  отдыха – 3042 (385 тыс. мест), туристских баз  — 490 (238 тыс. мест) [21].

Следует отметить, что в  советский период российской истории  в стране развивался преимущественно  внутренний туризм. В 1930-1960 гг. в эпоху  наиболее острого идеологического  и военного противостояния коммунистической и капиталистической систем, международный  туризм в СССР практически отсутствовал. Только с 1970-х гг. в Советском Союзе  стали уделять внимание международному туризму. Поездками за рубеж поощряли наиболее ценных сотрудников. Въездной же туризм имел не столько экономические, сколько идеологические цели – показать иностранцам все преимущества страны победившего социализма. Среди иностранных  туристов в СССР преобладали представители  стран, входящих в соцлагерь. Лидерами въездного туризма в СССР были Болгария, Польша, Чехословакия, Югославия, ГДР, Вьетнам, МНР. Основными районами въездного туризма в стране были Москва и Ленинград, а также южные  регионы – Кавказ и Крым.

Своих максимальных показателей  въездной туризм в Россию в советский  период добился в 1989 г., когда пал  «железный занавес», была провозглашена  гласность и началась перестройка  политической и социально-экономической  систем. В этом году Россию посетили 7,5 млн. иностранцев.

Однако распад СССР в 1991 г. и последовавшие кризисы в  социально-экономической и общественно-политической жизни страны, приостановили развитие въездного туризма в Россию.

Уже к 1994 году въездной поток  туристов в страну уменьшился до 4,6 млн. человек (за 1991-1993 гг. данные отсутствуют, так как Госкомстат России ведет  учет и публикует данные о прибытиях  иностранных граждан в РФ начиная  только с 1993 г.). В начале 1990-х гг. резко  упал туристический имидж России. Расстрел парламента, военные действия в Чечне, терроризм, расцвет криминала  – все это не могло не сказаться  на привлекательности нашей страны в качестве объекта международного туризма. Кроме того, кризис в экономике  привел к обветшанию материально-технической  базы туризма. Многие предприятия, имеющие  собственные рекреационные объекты (санатории, дома отдых и пр.), в  первую очередь снимали их со своего баланса, что вело к их постепенному разрушению [3].

С распадом СССР Россия лишилась основных Всесоюзных курортов и главных  рекреационных регионов: Закавказья, Крыма, Прибалтики, Карпат, Тянь-Шаня, Памира и пр.

И, тем не менее, въездной туризм в России не только имеет  шансы на развитие, но и уже активно  развивается. Очевидно то, что огромные пространства России с ее разнообразной  и уникальной природой, сохранившимися девственными ландшафтами, с ее древней  историей и великой культурой, всегда будут привлекать большое количество иностранцев. Важно только преодолеть политические и социально-экономические  препятствия этого объективного и закономерного процесса – процесса развития въездного туризма в  России. И сегодня уже можно  констатировать, что это условие  частично выполнено. Наметились вполне ощутимые положительные тенденции  в этой сфере. Переломным периодом, когда въездной туризм в России не только перестал падать, но и достиг рекордной отметки (10,3 млн. прибытий) стал 1996 год. С этого времени въездной туризм в России имеет в целом  положительную динамику, а показатели роста в отдельные годы просто уникальны. Однако существуют и определенные проблемы в развитии въездного туризма, о чем пойдет речь в последующих  двух главах.

Глава 2 Динамика развития въездного туризма в

России после 1996 года

2.1 Условия развития  въездного туризма в России  в период

с 1996 по 2006 гг. и  тенденции его развития

В последнее десятилетие (1996-2006 гг.) развитие въездного туризма  в России нельзя охарактеризовать однозначно. На фоне общей положительной динамики за этот период в отечественном въездном туризме были вполне объяснимые «взлеты» и «падения».

Как отмечалось в предыдущей главе, 1996 г. стал переломным для российского  въездного туризма, когда наметилась ярко выраженная положительная динамика в его развитии. Так, если в 1996 г. в  Россию приехало 10,3 млн. туристов, то в 1997 г. страна приняла 17,5 млн. человек, что  в 2,5 раза больше, чем в 1991 г. Такой  невероятный «всплеск» в количестве прибытий специалисты связывают, прежде всего, с инвестициями, которые впервые  за постсоветское время стали  поступать в отрасль, а также  с развитием законодательства в  сфере туризма и рекламной  деятельностью [39]. Однако уже в 1999 г. нашу страну ожидал серьезный спад, вызванный рядом причин:

  1. последствия дефолта 1998 г. (банкротство многих фирм, ухудшение имиджа России в мире, социально-экономическая и политическая нестабильность в стране и пр.);
  2. участившиеся террористические акты на территории РФ;
  3. ужесточение визового режима;
  4. начавшаяся вторая военная кампания в Чечне;
  5. экономический спад в развитых странах мира.

В итоге, в 1999 г. нашу страну посетили лишь 16,2 млн. иностранных туристов.

При этом надо отметить, что  в структуре российского въездного  туризма преобладают граждане ближнего зарубежья, прежде всего Украины, Беларуси, Армении, Грузии, Молдовы, Казахстана, Таджикистана. У многих аналитиков при этом возникает вполне закономерный вопрос: а туристический ли это  въезд. Практика показывает, что многие приезжающие в Россию жители стран СНГ как туристы, на самом деле являются трудовыми мигрантами или бизнесменами. В связи с этим их учет в статистике въездного туризма мало показателен.

Страны, дающие «реальных» туристов, такие как Германия, США, Великобритания и др. занимают гораздо более скромные позиции.

Динамика въезда иностранных  граждан из стран дальнего зарубежья  представлена в Таблице 3.

Таблица 3

Туристские прибытия в  Россию иностранных граждан из стран  вне СНГ, тыс. чел. [27]

Год

1996

1997

1998

1999

2000

Численность туристов

5311

6489

6282 1904

7102

7410


Однако уже к 2001 году кризис в отрасли был преодолен, что  в немалой степени связано  с активной государственной поддержкой индустрии туризма. Но все же набольшую  роль в росте показателей въездного  туризма, вероятно, сыграла общая  стабилизация социально-экономической  и политической ситуации в стране, рост доходов граждан и развитие системы кредитования бизнеса. Все  это способствовало появлению большого количество новых туроператоров, росту  конкуренции, развитию маркетинговой  и рекламной деятельности в сфере  туризма. Немало способствовало росту  популярности России у иностранных  граждан включения в 2001 г. в Список всемирного природного и культурного  наследия ЮНЕСКО ряда территорий России (номинации «Девственные леса Коми», «Алтай – Золотые Горы», «Озеро Байкал», «Вулканы Камчатки»). К объектам Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО целиком  отнесены всего 4 города в мире и  в их числе – Санкт-Петербург (остальные три – Рим, Венеция, Флоренция).

Также в начале 2000-х гг., не смотря на беспрецедентный рост цен на нефть на мировом рынке, большинство развитых стран мира преодолели экономический кризис. Интеграционные процессы в Европе привели к росту  благосостояния граждан большинства  ее стран (тех, которые в прошлом  значительно отставали от европейских  лидеров), и соответственно, росту  их туристической активности. Негативные последствия европейской интеграции отчетливо проявились только в Германии и Франции. Реальные доходы граждан  в них значительно снизились.

В итоге, в 2001 г. объем иностранных  туристских прибытий в Россию увеличился до 22,6 млн., в 2002 г. он составил 26,2 млн. чел., и, наконец, в 2003 г. – 31,5 млн., что стало  своеобразным рекордом [39].

Однако уже в 2004 турпоток уменьшился почти на 3 млн. чел. (2003 – 31519 тыс., 28608 тыс. человек), а в 2005 еще  на 4,7 млн. чел. (23846 тыс. чел.). Таким образом, Россия за два года не досчиталась  более чем 7 млн. иностранных туристов [39].

При этом Россия потеряла преимущественно  реальных туристов из стран традиционно  являющихся донорами отечественной  туриндустрии: Германия сократила турпоток в Россию на 10,7%, Япония – минус 10,5%, США – минус 13,7%. Франция –  минус 22,5%, Канада – минус 22,7%, Финляндия  – минус 27,7%, Китай – минус 28% [38].

Причины данного спада  глава Федерального агентства по туризму РФ Владимир Стржалковский  видит в росте цен на турпакет, увеличении транспортных тарифов и  усложнении получения российскую визу (увеличение стоимости визы, долгие сроки оформления визы и большое  число предоставляемых документов), «провал по рекламе» страны за рубежом  и проблемы инфраструктуры. Одним  из факторов уменьшения числа туристов в Россию он назвал, в частности, введение визового режима с Польшей, откуда в Россию по традиции был  большой туристический поток. Снизится и число гостей из СНГ, приезжавших  в Россию в качестве туристов, а  фактически - трудовых мигрантов, прибывавших  на заработки [38].

В 2006 г. турпоток в Россию вырос на 10,5 % и составил 24330 тыс. человек.

Однако возросло число  иностранцев, приезжающих лишь в  некоторые регионы и города России. Повышенным спросом пользуются Москва и Санкт-Петербург. Увеличилось число  въезжающих в Смоленск (запад), Владимирскую (северо-восток от Москвы) и Тульскую области (южнее столицы). В этих регионах развитая инфраструктура, растет число  комфортабельных малых гостиниц, которые популярны среди туристов. Между большой и малой гостиницей одной и той же категории - к  примеру, «4 звезды», иностранцы часто  выбирают малую [40].

Примечательно, что статистика показывает прирост из тех стран, которые дают реальных туристов. Самые  высокие показатели: Канада (74%), США (43,6%), Австралия (32,7), Швейцария (28,6%), Япония (17,3%). Также прибавили Норвегия (11,8%), Германия (4,8%), Великобритания (4,3%). Въезд из других стран-доноров - Китая, Финляндии, Италии, Франции, Испании, Швеции, Израиля, Австрии – снизился [39].

Однако у большинства  российских туроператоров, работающих на прием, ощущения положительного сдвига нет. Только «Интурист», по большинству  направлений прием увеличил, а  по отдельным - остался на прошлогоднем уровне.

Генеральный директор «Тари-тур» Марина Левченко считает, что положительная  тенденция, если верить статистике –  следствие подвига российских туроператоров. Они взяли на себя неожиданные  подорожания входящих в турпакет услуг и ценой собственных  финансовых потерь не дали очередной  раз упасть въездному рынку. «Договора  на 2006 год мы подписывали с западными  партнерами в августе 2005-го. А в  декабре, например, на 40% повысилась стоимость  билетов на поезд Москва – Санкт-Петербург. Разницу мы покрывали за свой счет» [38].

По мнению генерального директора  компании «Райзебюро Вельт» Константина  Радушкевича, прирост можно объяснить  тем, что в Россию под видом  туристов все чаще приезжают бизнесмены. «Трудно стало делать деловые  визы, многие приезжают по турваучерам. Собственно туристов стало меньше, - говорит он. – Да и гостиниц туркласса  не хватает. Из-за этого мы не смогли удовлетворить процентов 10-15 заявок» [38].

Действительно, по экспертным оценкам, в летний сезон в Москве дефицит гостиничных мест (в особенности  туркласса) составляет порядка 30 тысяч  мест, а Санкт-Петербурга – 100 тысяч  мест. Не так давно столица лишилась крупнейших гостиниц «Москва» и «Россия», вскоре ожидается снос гостиницы  «Украина». В настоящее время  в Москве преобладают пятизвездочные гостиницы стоимостью за номер 700-800 евро в сутки. Это, естественно, негативно  отражается на развитии туризма.

С темой туристического въезда в Россию пересекается рейтинг конкурентоспособности  стран в сфере туризма, опубликованный World Economic Forum (WEF). При его составлении  были использованы как статистические данные и исследования всемирных  организаций IATA, ICAO, UNWTO, WTTC и UNESCO, так  и результаты собственного опроса топ-менеджеров.

Информация о работе Развитие въездного туризма в России