Развитие въездного туризма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:17, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы был анализ развития въездного туризма в России в период с 1996 г. по настоящее время и выявление возможностей для совершенствования отрасли.
Для реализации поставленной цели последовательно решались следующие задачи:
изучение теоретических основ въездного туризма, рассмотрение истории его становления и развития;
анализ динамики въездного туризма в России и выявление основных тенденций в его развитии;
определение главных проблем в развитии въездного туризма в России и разработка рекомендаций по их решению

Работа содержит 1 файл

Развитие въездного туризма в россии.docx

— 126.39 Кб (Скачать)

Ежегодно WEF опрашивает более 10 тысяч топ-менеджеров компаний, работающих в 125 странах, о положении дел в  их странах. В числе прочего респонденты  оценивают государственные и  общественные институты, инфраструктуру, макроэкономику, здравоохранение и  школьное образование, эффективность  рынка, развитость бизнеса. А новый  индекс конкурентоспособности туриндустрии 124 стран нужен, чтобы «измерить  факторы, влияющие на привлекательность  сектора в разных странах для  развития и инвестиций». По версии WEF таких факторов 13, и они подразделяются на три блока: госрегулирование и  законодательство (Россия заняла 100 место  из 124 возможных), инфраструктура и условия  ведения бизнеса (49-е) и общество и культурное наследие (65-е). Весьма странно, что рейтинг не учитывает  природно-рекреационный потенциал  стран и их природное наследие.

В соответствии с данным рейтингом  преимуществ у нашей страны нашлось  немного. Это низкий риск заболеть малярией (Россия получила 1 место), хорошее школьное образование, число врачей на единицу  площади (4 место), количество и доступность  внутренних авиаперевозок (6). Неплохо  на общем фоне обстоят дела с железнодорожным  транспортом (30), ценами на топливо (30) и  наличием офисов основных мировых компаний по прокату автомобилей (35).

Слабых сторон у России более 40, и лидирует в списке напастей для туристов ненадежная работа правоохранительных органов - тут у страны лишь 120 место. Однако российские аналитики считают, что подобная оценка очень субъективна  и связана со сложившимися представлениями  респондентов. Так, президент компании «КМП-групп» Владимир Канторович считает, что «никаких существенных проблем  с силами правопорядка нет», а столь  низкий результат склонен объяснять  отношением к людям. «В европейских  аэропортах полицейский после проверки вернет вам паспорт с улыбкой  и скажет: «Добро пожаловать». Как, интересно, должны реагировать иностранцы на хмурые лица наших таможенников или на патрульных, которые ходят, помахивая резиновыми дубинками?» (www.russiatourism.ru).

Правда, и отношение обычных  россиян к приезжим не отличается доброжелательностью: по этому критерию страна оказалась лишь на 119 месте.

Невысокое 104 место страна получила за въездной режим. Основу турпотока  иностранных туристов в Россию составляют европейцы, обладающие свободой передвижения по Евросоюзу. Для них прохождение  визовых формальностей неприятно. Помимо прочего, проблема еще и в  цене. Например, россиянину израильская  виза обойдется всего в $17, а для  израильтянина, желающего посетить Россию, — от $90 до $500 в зависимости  от срока ее получения.

По качеству дорог Россия заняла 103 место из 124. При этом железнодорожное  сообщение – не альтернатива из очень высоких транспортных тарифов, которые к тому же постоянно растут.

В результате, по итогам рейтинга у России лишь 68 место из 124 оцениваемых  стран. Помимо признанных лидеров в  туризме нашу страну обошли такие  государства как Литва (51), Латвия (53), Уругвай (56), Сербия и Черногория (61), Польша (63), Грузия (66) [38].

Таблица 4

Рейтинг

конкурентоспособности стран  в сфере туризма

Место в рейтинге

Страна

Место в рейтинге

Страна

Место в рейтинге

Страна

1

2

3

4

5

6

1

Швейцария

43

Таиланд

85

Тринидад и Тобаго

2

Австрия

44

Словения

86

Филиппины

3

Германия

45

Чили

87

Гондурас

4

Исландия

46

Иордания

88

Вьетнам

5

США

47

Бахрейн

89

Никарагуа

6

Гонконг

48

Ямайка

90

Албания

7

Канада

49

Мексика

91

Монголия

8

Сингапур

50

Доминиканская Республика

92

Мавритания

9

Люксембург

51

Литва

93

Алжир

10

Великобритания

52

Турция

94

Замбия

11

Дания

53

Латвия

95

Молдавия

12

Франция

54

Болгария

96

Камбоджа

13

Австрия

55

Панама

97

Эквадор

14

Новая Зеландия

56

Уругвай

98

Кения

15

Испания

57

Марокко

99

Венесуэла

16

Финляндия

58

Египет

100

Гаяна

17

Швеция

59

Бразилия

101

Уганда

18

ОАЭ

60

Индонезия

102

Киргизия

19

Нидерланды

61

Сербия и Черногория

103

Пакистан

20

Кипр

62

ЮАР

104

Босния и Герцеговина

21

Бельгия

63

Польша

105

Мали

22

Португалия

64

Аргентина

106

Непал

23

Норвегия

65

Индия

107

Зимбабве

24

Греция

66

Грузия

108

Суринам

25

Япония

67

Кувейт

109

Боливия

26

Мальта

68

Россия

110

Таджикистан

27

Ирландия

69

Гватемала

111

Парагвай


Продолжение таблицы 4

1

2

3

4

5

6

28

Эстония

70

Ботсвана

112

Мадагаскар

29

Барбадос

71

Китай

113

Буркина Фасо

30

Тайвань

72

Колумбия

114

Малави

31

Малайзия

73

Намибия

115

Нигерия

32

Израиль

74

Армения

116

Бенин

33

Италия

75

Азербайджан

117

Эфиопия

34

Тунис

76

Румыния

118

Камерун

35

Чехия

77

Сальвадр

119

Мозамбик

36

Катар

78

Украина

120

Бангладеш

37

Словакия

79

Шри Ланка

121

Лесото

38

Хорватия

80

Танзания

122

Ангола

39

Маврикий

81

Перу

123

Бурунди

40

Венгрия

82

Казахстан

124

Чад

41

Коста Рика

83

Македония

   

42

Республика Корея

84

Замбия

   

Анализ современного состояния  въездного туризма в России позволяет  проследить основные тенденции его  развития:

• число туристских фирм превышает спрос на туристские услуги – отсюда острая конкурентная борьба на рынке;

• существующая материальная база нуждается в инвестициях  и реконструкции, поскольку в  настоящее время она не соответствует  мировым стандартам;

• сохраняется тенденция  убыточности гостиничного хозяйства  в регионах России;

• происходит процесс внедрения  иностранных гостиничных компаний на российский рынок.

Основную роль в процессе формирования и продвижения национального  туристского продукта играют национальные общественные организации.

Существуют большие проблемы в законодательной поддержке  въездного туризма, обеспечении  безопасности пребывания иностранцев  в России, упрощении визового режима в сфере туризма.

В настоящее время доходы от туризма в России составляют всего  около 1 % ВВП (в развитых странах  в среднем 10%). В ближайшие годы, по прогнозам Федерального агентства  по туризму РФ, доходы от въездного  туризма в Россию должны возрасти, хотя число гостей из-за рубежа, скорее всего, уменьшится.

Для увеличения турпотока  в Россию необходимо предпринять  ряд мер, среди которых выделим  следующие:

  1. развитие рекреационной инфраструктуры и индустрии развлечений (в рекреационных зонах должны быть не только турбазы и приюты, но и аквапарки, канатные дороги, парки развлечений и т.д.);
  2. Россия должна развивать событийный туризм - приглашать как можно больше гостей на различные фестивали, концерты, чемпионаты и так далее;
  3. в России имеет смысл делать ставку на развитие активного отдыха, особенно это касается периферийных регионов, где еще слабо развита рекреационная инфраструктура;
  4. для продвижения отечественного турпродукта за рубежом необходимы обширные рекламные компании, участие в международных туристических выставках, фестивалях, конференциях и т.п.;
  5. необходимо облегчение визового режима для туристического въезда в страну. Снижение цен на туристические визы всегда экономически оправдывается увеличением потока туристов;
  6. проведение масштабных экологических программ в стране и поддержание высокого качества природной среды в рекреационных зонах. Формирование благоприятного имиджа и брэнда России, а также борьба с антирекламой;
  7. обеспечение безопасности и финансовых гарантий международного туризма на законодательном уровне.

2.2 География российского  въездного туризма

По числу прибытий в  Россию традиционно лидируют такие  страны как Германия, Китай, Финляндия, США, Польша. Большую долю в структуре  въезда имеют жители стран СНГ  и Прибалтики. Такая ситуация, прежде всего определяется экономическими причинами (большая часть иностранных  туристов в Россию – представители  высокоразвитых стран, имеющие значительные доходы), а также географическими  факторами (близость государств к России).

Национальная структура  иностранных прибытий представлена в Таблице 5.

Таблица 5

Численность иностранных  граждан, въехавших в Россию в 2005-2003 гг. с целью туризма (тыс. чел.) [38]

Страна

2005

2004

2003

1

2

3

4

Германия

3135470

3510990

2885510

Китай

2041920

2838390

2032640

Финляндия

1755570

2428160

2420750

США

1567370

1817210

1255530

Польша

1330960

3539860

9561880

Италия

1253100

1253970

1144430

Великобритания

1189960

1156220

908310

Франция

1093050

1411130

1185480

Эстония

646620

741650

538840

Украина

621550

843200

2362890

Испания

601800

513950

393760

Япония

508420

567800

552300

Швеция

458130

318920

262560

Турция

439780

418880

306730

Южная Корея

433040

443970

318860

Нидерланды

326960

331010

266530

Израиль

303970

269240

239360


Продолжение таблицы 5

1

2

3

4

Австрия

290950

324040

225830

Швейцария

213430

243690

192440

Норвегия

212150

236720

198920

Бельгия

199450

174750

149690

Греция

175580

187350

136580

Дания

170660

211310

159930

Монголия

150270

140830

135300

Австралия

146840

141890

90650

Канада

134830

174320

148090

Всего

23846260

28608020

31519150


Что касается регионов въезда, то здесь также существуют устойчивые закономерности.

Больше всего иностранцев  посещают г. Санкт-Петербург (2,1 млн. чел  в 2002 г., 3,8 млн чел. в 2006 г.), г. Москву (1,2 млн. чел. в 2002 г., 1,6 млн. чел. в 2006 г.). Ленинградскую и Московскую область  в 2006 г. посетили соответственно 465 тыс. чел. и 389 тыс. чел [16].

Далее следует Северный Кавказ (свыше 2 млн. посещений), который, не смотря на криминогенную обстановку в Чечне  и некоторых сопредельных республиках  продолжает привлекать значительное число  иностранных туристов. Более всего  их принимает Краснодарский край (1,8 млн. чел. в 2006 г.), где туристов привлекает пляжный и санаторно-курортный  отдых на черноморском побережье, развитая индустрия развлечений; Ставропольский край (680 тыс. чел.) с его бальнеологическими и горнолыжными курортами в местности  Кавказских минеральных вод; республики Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария с их горнолыжными и горноклиматическими  курортами (Архыз, Теберда, Эльбрус, Домбай и др.)(около 260 тыс. чел.) [16].

Популярными у иностранцев  также являются города «Золотого  Кольца» России (Суздаль, Владимир, Ярославль, Ростов Великий, Тверь, Сергиев  Посад и др.), Северные регионы  европейской части страны (Архангельская, Новгородская области, республика Карелия), Горный Алтай (Республика Алтай и  горная часть Алтайского края), побережье  озера Байкал (Иркутская область, республика Бурятия), Камчатка (Камчатская область).

Информация о работе Развитие въездного туризма в России