Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:17, дипломная работа
Целью данной дипломной работы был анализ развития въездного туризма в России в период с 1996 г. по настоящее время и выявление возможностей для совершенствования отрасли.
Для реализации поставленной цели последовательно решались следующие задачи:
изучение теоретических основ въездного туризма, рассмотрение истории его становления и развития;
анализ динамики въездного туризма в России и выявление основных тенденций в его развитии;
определение главных проблем в развитии въездного туризма в России и разработка рекомендаций по их решению
Ежегодно WEF опрашивает более
10 тысяч топ-менеджеров компаний, работающих
в 125 странах, о положении дел в
их странах. В числе прочего респонденты
оценивают государственные и
общественные институты, инфраструктуру,
макроэкономику, здравоохранение и
школьное образование, эффективность
рынка, развитость бизнеса. А новый
индекс конкурентоспособности
В соответствии с данным рейтингом преимуществ у нашей страны нашлось немного. Это низкий риск заболеть малярией (Россия получила 1 место), хорошее школьное образование, число врачей на единицу площади (4 место), количество и доступность внутренних авиаперевозок (6). Неплохо на общем фоне обстоят дела с железнодорожным транспортом (30), ценами на топливо (30) и наличием офисов основных мировых компаний по прокату автомобилей (35).
Слабых сторон у России более 40, и лидирует в списке напастей для туристов ненадежная работа правоохранительных органов - тут у страны лишь 120 место. Однако российские аналитики считают, что подобная оценка очень субъективна и связана со сложившимися представлениями респондентов. Так, президент компании «КМП-групп» Владимир Канторович считает, что «никаких существенных проблем с силами правопорядка нет», а столь низкий результат склонен объяснять отношением к людям. «В европейских аэропортах полицейский после проверки вернет вам паспорт с улыбкой и скажет: «Добро пожаловать». Как, интересно, должны реагировать иностранцы на хмурые лица наших таможенников или на патрульных, которые ходят, помахивая резиновыми дубинками?» (www.russiatourism.ru).
Правда, и отношение обычных россиян к приезжим не отличается доброжелательностью: по этому критерию страна оказалась лишь на 119 месте.
Невысокое 104 место страна
получила за въездной режим. Основу турпотока
иностранных туристов в Россию составляют
европейцы, обладающие свободой передвижения
по Евросоюзу. Для них прохождение
визовых формальностей
По качеству дорог Россия заняла 103 место из 124. При этом железнодорожное сообщение – не альтернатива из очень высоких транспортных тарифов, которые к тому же постоянно растут.
В результате, по итогам рейтинга у России лишь 68 место из 124 оцениваемых стран. Помимо признанных лидеров в туризме нашу страну обошли такие государства как Литва (51), Латвия (53), Уругвай (56), Сербия и Черногория (61), Польша (63), Грузия (66) [38].
Таблица 4
Рейтинг
конкурентоспособности стран в сфере туризма
Место в рейтинге |
Страна |
Место в рейтинге |
Страна |
Место в рейтинге |
Страна |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Швейцария |
43 |
Таиланд |
85 |
Тринидад и Тобаго |
2 |
Австрия |
44 |
Словения |
86 |
Филиппины |
3 |
Германия |
45 |
Чили |
87 |
Гондурас |
4 |
Исландия |
46 |
Иордания |
88 |
Вьетнам |
5 |
США |
47 |
Бахрейн |
89 |
Никарагуа |
6 |
Гонконг |
48 |
Ямайка |
90 |
Албания |
7 |
Канада |
49 |
Мексика |
91 |
Монголия |
8 |
Сингапур |
50 |
Доминиканская Республика |
92 |
Мавритания |
9 |
Люксембург |
51 |
Литва |
93 |
Алжир |
10 |
Великобритания |
52 |
Турция |
94 |
Замбия |
11 |
Дания |
53 |
Латвия |
95 |
Молдавия |
12 |
Франция |
54 |
Болгария |
96 |
Камбоджа |
13 |
Австрия |
55 |
Панама |
97 |
Эквадор |
14 |
Новая Зеландия |
56 |
Уругвай |
98 |
Кения |
15 |
Испания |
57 |
Марокко |
99 |
Венесуэла |
16 |
Финляндия |
58 |
Египет |
100 |
Гаяна |
17 |
Швеция |
59 |
Бразилия |
101 |
Уганда |
18 |
ОАЭ |
60 |
Индонезия |
102 |
Киргизия |
19 |
Нидерланды |
61 |
Сербия и Черногория |
103 |
Пакистан |
20 |
Кипр |
62 |
ЮАР |
104 |
Босния и Герцеговина |
21 |
Бельгия |
63 |
Польша |
105 |
Мали |
22 |
Португалия |
64 |
Аргентина |
106 |
Непал |
23 |
Норвегия |
65 |
Индия |
107 |
Зимбабве |
24 |
Греция |
66 |
Грузия |
108 |
Суринам |
25 |
Япония |
67 |
Кувейт |
109 |
Боливия |
26 |
Мальта |
68 |
Россия |
110 |
Таджикистан |
27 |
Ирландия |
69 |
Гватемала |
111 |
Парагвай |
Продолжение таблицы 4
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
28 |
Эстония |
70 |
Ботсвана |
112 |
Мадагаскар |
29 |
Барбадос |
71 |
Китай |
113 |
Буркина Фасо |
30 |
Тайвань |
72 |
Колумбия |
114 |
Малави |
31 |
Малайзия |
73 |
Намибия |
115 |
Нигерия |
32 |
Израиль |
74 |
Армения |
116 |
Бенин |
33 |
Италия |
75 |
Азербайджан |
117 |
Эфиопия |
34 |
Тунис |
76 |
Румыния |
118 |
Камерун |
35 |
Чехия |
77 |
Сальвадр |
119 |
Мозамбик |
36 |
Катар |
78 |
Украина |
120 |
Бангладеш |
37 |
Словакия |
79 |
Шри Ланка |
121 |
Лесото |
38 |
Хорватия |
80 |
Танзания |
122 |
Ангола |
39 |
Маврикий |
81 |
Перу |
123 |
Бурунди |
40 |
Венгрия |
82 |
Казахстан |
124 |
Чад |
41 |
Коста Рика |
83 |
Македония |
||
42 |
Республика Корея |
84 |
Замбия |
Анализ современного состояния въездного туризма в России позволяет проследить основные тенденции его развития:
• число туристских фирм превышает спрос на туристские услуги – отсюда острая конкурентная борьба на рынке;
• существующая материальная база нуждается в инвестициях и реконструкции, поскольку в настоящее время она не соответствует мировым стандартам;
• сохраняется тенденция убыточности гостиничного хозяйства в регионах России;
• происходит процесс внедрения
иностранных гостиничных
Основную роль в процессе формирования и продвижения национального туристского продукта играют национальные общественные организации.
Существуют большие проблемы в законодательной поддержке въездного туризма, обеспечении безопасности пребывания иностранцев в России, упрощении визового режима в сфере туризма.
В настоящее время доходы от туризма в России составляют всего около 1 % ВВП (в развитых странах в среднем 10%). В ближайшие годы, по прогнозам Федерального агентства по туризму РФ, доходы от въездного туризма в Россию должны возрасти, хотя число гостей из-за рубежа, скорее всего, уменьшится.
Для увеличения турпотока в Россию необходимо предпринять ряд мер, среди которых выделим следующие:
2.2 География российского въездного туризма
По числу прибытий в Россию традиционно лидируют такие страны как Германия, Китай, Финляндия, США, Польша. Большую долю в структуре въезда имеют жители стран СНГ и Прибалтики. Такая ситуация, прежде всего определяется экономическими причинами (большая часть иностранных туристов в Россию – представители высокоразвитых стран, имеющие значительные доходы), а также географическими факторами (близость государств к России).
Национальная структура иностранных прибытий представлена в Таблице 5.
Таблица 5
Численность иностранных граждан, въехавших в Россию в 2005-2003 гг. с целью туризма (тыс. чел.) [38]
Страна |
2005 |
2004 |
2003 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Германия |
3135470 |
3510990 |
2885510 |
Китай |
2041920 |
2838390 |
2032640 |
Финляндия |
1755570 |
2428160 |
2420750 |
США |
1567370 |
1817210 |
1255530 |
Польша |
1330960 |
3539860 |
9561880 |
Италия |
1253100 |
1253970 |
1144430 |
Великобритания |
1189960 |
1156220 |
908310 |
Франция |
1093050 |
1411130 |
1185480 |
Эстония |
646620 |
741650 |
538840 |
Украина |
621550 |
843200 |
2362890 |
Испания |
601800 |
513950 |
393760 |
Япония |
508420 |
567800 |
552300 |
Швеция |
458130 |
318920 |
262560 |
Турция |
439780 |
418880 |
306730 |
Южная Корея |
433040 |
443970 |
318860 |
Нидерланды |
326960 |
331010 |
266530 |
Израиль |
303970 |
269240 |
239360 |
Продолжение таблицы 5
1 |
2 |
3 |
4 |
Австрия |
290950 |
324040 |
225830 |
Швейцария |
213430 |
243690 |
192440 |
Норвегия |
212150 |
236720 |
198920 |
Бельгия |
199450 |
174750 |
149690 |
Греция |
175580 |
187350 |
136580 |
Дания |
170660 |
211310 |
159930 |
Монголия |
150270 |
140830 |
135300 |
Австралия |
146840 |
141890 |
90650 |
Канада |
134830 |
174320 |
148090 |
Всего |
23846260 |
28608020 |
31519150 |
Что касается регионов въезда, то здесь также существуют устойчивые закономерности.
Больше всего иностранцев посещают г. Санкт-Петербург (2,1 млн. чел в 2002 г., 3,8 млн чел. в 2006 г.), г. Москву (1,2 млн. чел. в 2002 г., 1,6 млн. чел. в 2006 г.). Ленинградскую и Московскую область в 2006 г. посетили соответственно 465 тыс. чел. и 389 тыс. чел [16].
Далее следует Северный Кавказ (свыше 2 млн. посещений), который, не смотря на криминогенную обстановку в Чечне и некоторых сопредельных республиках продолжает привлекать значительное число иностранных туристов. Более всего их принимает Краснодарский край (1,8 млн. чел. в 2006 г.), где туристов привлекает пляжный и санаторно-курортный отдых на черноморском побережье, развитая индустрия развлечений; Ставропольский край (680 тыс. чел.) с его бальнеологическими и горнолыжными курортами в местности Кавказских минеральных вод; республики Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария с их горнолыжными и горноклиматическими курортами (Архыз, Теберда, Эльбрус, Домбай и др.)(около 260 тыс. чел.) [16].
Популярными у иностранцев также являются города «Золотого Кольца» России (Суздаль, Владимир, Ярославль, Ростов Великий, Тверь, Сергиев Посад и др.), Северные регионы европейской части страны (Архангельская, Новгородская области, республика Карелия), Горный Алтай (Республика Алтай и горная часть Алтайского края), побережье озера Байкал (Иркутская область, республика Бурятия), Камчатка (Камчатская область).