Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:17, дипломная работа
Целью данной дипломной работы был анализ развития въездного туризма в России в период с 1996 г. по настоящее время и выявление возможностей для совершенствования отрасли.
Для реализации поставленной цели последовательно решались следующие задачи:
изучение теоретических основ въездного туризма, рассмотрение истории его становления и развития;
анализ динамики въездного туризма в России и выявление основных тенденций в его развитии;
определение главных проблем в развитии въездного туризма в России и разработка рекомендаций по их решению
Международный туризм может стать (и уже становится) особенно значимым для развития депрессивных регионов мира, так как при сравнительно малых начальных затратах он способен приносить значительную прибыль, попутно развивая сопутствующие отрасли, действуя по принципу мультипликатора.
Туризм использует возобновимые
природные ресурсы и как
Весьма популярным становится так называемый «экотуризм» (экологический туризм), имеющий целью «общение с природой, при котором делается сознательная попытка свести к минимуму негативное воздействие на окружающую среду, оказать помощь в финансировании охраняемых природных территорий, создать источники дохода для местного населения» [35].
При оптимальной организации
и грамотном управлении туризм способен
давать стабильно высокий доход,
не нарушая природной среды
В мире существуют примеры, когда
именно благодаря туризму как
альтернативе сохранялись уникальные
природные ландшафты. Так, когда
в канадском национальном парке
Глэйшер были обнаружены крупные
месторождения меди, горнорудные
корпорации попытались наладить ее добычу
в горах близ живописного озера,
но столкнулись с сопротивлением
общественности. При этом главным
аргументом, побудившим правительство
запретить вторжение
Конечно, при спонтанном и неуправляемом развитии туризм может стать мощной разрушительной силой, губительной как для местной природы, так и для традиционной культуры. Важно не допустить такого положения вещей.
Общественное значение туризма, его социальную, экономическую, политическую и психологическую роль в современном мире трудно переоценить. Очевидно одно: роль туризма с каждым годом будет только возрастать и для его рационального и гармоничного развития необходимо всестороннее научное изучение и осмысление данного феномена.
Чтобы в полной мере осознать
современное состояние и
Люди путешествовали всегда,
и тому сохранились письменные свидетельства.
По мере расширения торговой деятельности
и завоеваний в Греции, Риме и
Китае представители знатного сословия
этих стран все чаще отправлялись
в поездки для развлечения, а
также с торговыми или
Во времена колониальных завоеваний и географических открытии арабами (VII-IX вв.) и европейцами (в том числе Марко Поло в XIII в.) оставлено много записей о путешествиях. Эти описания представляют собой замечательное наследие, востребованное до настоящего времени. Так «Книга» Марко Поло открыла европейцам Азию, а мемуары поэта Баско, посетившего Японию в XV веке, и сейчас служат прекрасным справочным материалом нынешним туристам. Русский купец Афанасий Никитин совершил путешествие в Персию и Индию (1471 – 1474). На обратном пути посетил африканский берег (Сомали), Турцию. Путевые записки «Хождение за три моря» содержит уникальные страноведческие сведения об этих странах.
Туризм в это время, как правило, не имел познавательного характера, а был ориентирован на встречи важных персон и делегаций, а также на посещение священных мест.
С XV века европейская экспансия в мире усилилась, чему отчасти способствовали появление подробных карт и новых типов морских судов, а также рост купеческого сословия. Согласно документам, начиная с середины XVI века, жители Северной Европы регулярно ездили на лечение к минеральным водам, в известные учебные центры Италии и к памятникам великих цивилизаций в Южную Европу. Однако в это время путешествовала лишь знать, паломники и дипломатические посланники [10].
Тем не менее, первыми массовыми
туристскими потоками в их современном
понимании можно считать сбор
греческих граждан со всех уголков
страны на олимпийские состязания,
паломничества древних иудеев в
Иерусалим на время крупных религиозных
празднеств, а в более поздние
времена путешествия христиан-
Понятие «тур» было введено
в 1750-х годах, а термин «турист» был
принят для обозначения участников
развлекательных и
Длящиеся поначалу 2-3 года, туры постепенно сокращались по времени, а количество туристов росло. Туристы (как правило, молодые люди) сопровождались опекунами; многие из них описали свои путешествия в мемуарах, туристских справочниках и путеводителях. Это были не только литературные, но описательные и познавательные труды, одним из выдающихся образцов которых, являются записки И.В. Гете, посетившего Италию в 1786-1788 гг. (т. 1-3, изданы в 1816-1829 гг.).
Однако современная история туризма начинается лишь в XIX веке. И появление во истину массового организованного туризма связано не столько с колониализмом распространением империализма, принявшими в это время глобальный характер, сколько с индустриальной революцией. И видимо не случайно родиной современного туризма считается и страна зарождения капитализма – Англия.
Считается, что первой по-настоящему туристской поездкой явилось путешествие 570 членов общества трезвости из Лейстера в Лафборо, организованное Томасом Куком в июне 1841 г.
Дальнейшее развитие экономики Англии потребовало увеличения подвижности населения, а это в свою очередь — развития средств транспорта. Созданные вначале лишь для перевозки грузов железные дороги Англии с 30-х годов начинают перевозить и пассажиров. К 1842 г. английские железные дороги ежегодно перевозили 23 млн. человек (при общем населении Англии и Уэльса – 18 млн. человек). Через 12 лет протяженность железных дорог выросла в несколько раз, и они перевозили 79 млн. человек в год.
Томас Кук первым заметил
и начал использовать появившиеся
возможности. Когда в 1851 г. в Лондоне
состоялась. Первая международная промышленная
выставка, он смог за время ее работы
организовать только из Йоркшира приезд
165 тыс. посетителей. В 1854 г. в Англии
был издан первый справочник по гостиницам,
включавший около 8 тыс. гостиниц. Динамичное
развитие внутреннего туризма привело
Т. Кука к идее организовывать поездки
за границу. Первая из них была осуществлена
в 1855 г. в связи со Всемирной выставкой
в Париже, а с 1856 г. Т. Кук начал
организацию регулярных туристских
поездок в европейские страны.
Отметив коммерческие перспективы
массового туризма, он положил начало
современной туристской индустрии:
создал первые бюро путешествий, ввел
резервирование мест в транспорте и
гостиницах, классификацию отелей,
дорожные чеки, издавал расписания
и качественные путеводители с исчерпывающей
информацией. Международный туризм
приобрел массовый характер. С середины
1860-х годов развиваются
Вслед за конторой Т. Кука в Англии появляются новые туристские бюро. Возникли туристские клубы и ассоциации. Несколько позднее туристские агентства были созданы во Франции, затем и в других странах Европы. В 1885 г. первое туристское бюро Л. Липсона открыто в Петербурге.
Начало XX в. ознаменовалось появлением нового вида транспорта — автомобильного. Произошел качественный скачок в развитии морского транспорта. На трансатлантические линии вышли суда водоизмещением до 50 тыс. тонн – «Император», «Фатерленд», «Титаник», «Лузитания» и др. Это привело к увеличению числа туристов и прежде всего в США.
Первая мировая война
приостановила развитие туризма. Трагическим
символом этого явилась гибель «Лузитании»
с туристами на борту, потопленной
немецкой подводной лодкой. После
окончания первой мировой войны
объем международного туризма быстро
достиг довоенного уровня и через
три года превзошел его в большинстве
стран. Если в 1913 г. максимальное число
американцев, выезжавших за границу, составило
286 тыс. чел., то в 1923 г. оно достигло 308
тыс. чел., в 1930 г. – 447 тыс. чел. В 1920-х
годах произошло расширение географических
рамок международного туризма. В
сферу туризма оказались
Важным фактором развития туризма в 1920-30-х годах стало бурное распространение новых видов транспорта — автомобильного и авиационного. В 1924 г. в Англии на базе четырех небольших авиакомпаний была создана корпорация «Импириэл Эйрвейз», которая через два года смогла обслужить авиалинии протяженностью более 2,5 тыс. миль. В целом к концу 1930-х годов авиакомпании обслуживали авиалинии общей протяженностью около 350 тыс. миль, а количество пассажиров превысило 23 млн. человек.
Развитие туризма в XX в.
шло крайне неравномерно из-за общемирового
экономического кризиса 1929-33 гг. и второй
мировой войны. Война прервала международные
туристские связи и нанесла значительный
ущерб материально-технической
В 1950-х годах начался новый этап в развитии туризма. К 1960 г. число туристов, выезжавших за границу, достигло 70 млн. человек (почти утроилось), поступления приблизились к 7 млрд. долл. (увеличение более чем в три раза).
В 1960-х годах достоинства
туризма уже не ставились под
вопрос. Возникло предположение, что
туризм может стать прекрасным способом
поощрения рабочего класса как в
странах так называемого
Философия «туризм = развитие» требовала внедрения туризма на новых территориях, вовлечения в туристскую деятельность большого количества людей. Ожидалась большая отдача от туризма, в несколько раз превышающая расходы, стимулирующая местную экономику и улучшающая условия жизни. Массовый туризм растет, и проекты, внедренные в жизнь, подвергаются анализу, а иногда и критике.
В эти же годы появились противники массового туризма. Среди всеобщей критики особенно отчетливо зазвучали голоса представителей консервативных и ностальгических взглядов. Серьезная критика возникла и в экономической среде, которая после детального изучения продемонстрировала, что хваленый приумноженный доход на поверку оказывается ниже ожидаемого и что утечка капитала и преувеличение положительных сторон зачастую сводят на нет предполагаемые экономические преимущества в области туристской индустрии.
Многими учеными было тщательно
изучено отрицательное
С 1970-х годов развитие международного
туризма в мире переходит на новый
качественный уровень. Растет ассортимент
и качество оказываемых рекреационных
услуг, совершенствуется материально-техническая
база туризма практически во всех
крупных центрах международного
туризма, туризм активно рекламируется
и гуманизируется, активизируются научные
разработки по рациональной организации
туризма и минимизации его
негативных последствий. Ежегодное
увеличение числа международных
прибытий составляет 10-15 млн. Очевидно,
это связано, прежде всего, с ростом
уровня жизни, личного располагаемого
дохода, уровня образования (повышающего
интерес человека к путешествию),
а также с политическими
Стремительное развитие рынка международного туризма обеспечивают также и новые информационные технологии и эффективные коммуникации.