Развитие въездного туризма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:17, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы был анализ развития въездного туризма в России в период с 1996 г. по настоящее время и выявление возможностей для совершенствования отрасли.
Для реализации поставленной цели последовательно решались следующие задачи:
изучение теоретических основ въездного туризма, рассмотрение истории его становления и развития;
анализ динамики въездного туризма в России и выявление основных тенденций в его развитии;
определение главных проблем в развитии въездного туризма в России и разработка рекомендаций по их решению

Работа содержит 1 файл

Развитие въездного туризма в россии.docx

— 126.39 Кб (Скачать)

Таблица 6

Распределение въезжающих в  Россию туристов по регионам въезда (2006 г.) [по: 39]

Регион

Количество туристов, тыс. чел.

1

2

г. Санкт-Петербург

3835

г. Москва

1627

Московская область

389

Ленинградская область

465

Калининградская область

234

Краснодарский край

1800

Ставропольский край

680

Республика Карачаево-Черкесия

180

Республика Кабардино-Балкария

190

Республика Дагестан

65

Ростовская область

115

Астраханская область

68

Смоленская область

170

Белгородская область

124

Брянская область

115

Курская область

132

Липецкая область

94

Воронежская область

77

Кировская область

65

Тверская область

250

Ярославская область

245


Продолжение таблицы 6

1

2

Костромская область

210

Новгородская область

212

Псковская область

164

Вологодская область

74

Архангельская область

235

Республика Карелия

290

Республика Коми

87

Республика Татарстан

197

Волгоградская область

138

Республика Марий Эл

35

Пермский край

67

Челябинская область

71

Свердловская область

67

Оренбургская область

54

Тюменская область

74

Томская область

126

Алтайский край

48

Республика Алтай

54

Республика Хакасия

44

Республика Тыва

50

Республика Саха (Якутия)

77

Красноярский край

186

Кемеровская область

43

Иркутская область

348

Республика Бурятия

312

Читинская область

143

Амурская область

356


Продолжение таблицы 6

1

2

Приморский край

587

Хабаровский край

327

Камчатская область

129

Сахалинская область

138

Другие регионы России

8467

Итого по России

24330


В июле 2005 года указом Государственной  Думой Российской Федерации принят закон N 116-ФЗ «Об особых экономических  зонах в Российской Федерации». Впоследствии указом Президента РФ утверждены 12 регионов России, где будут созданы особые экономические зоны туристско-рекреационного типа [36]. Эти регионы получат миллиардные  инвестиции на развитие туризма и  туристской инфраструктуры. При этом к государственным инвестиционным проектам присоединятся и частные  инвесторы.

Очевидно, что после реализации программ создания современных рекреационных  комплексов в данных регионах произойдет существенное перераспределение туристических  потоков, в том числе и потоков  въездных туристов в пользу особых экономических зон. Например, если общее  количество туристов, посещающих сегодня  Республику Алтай составляет 600-700 тыс. человек в год (в том числе  иностранцев 50-60 тысяч чел.), то после  создания инфраструктуры особой экономической  зоны прогнозируется увеличение туристских потоков до 2,5-3 млн. чел. в год.

В настоящее время в  Алтайском регионе (Республика Алтай  и Алтайский край) уже запущены два крупных инвестиционных проекта  в туристскую отрасль Алтая: 1) создание рекреационного комплекса «Бирюзовая Катунь» в Алтайском районе Алтайского края (оценочная стоимость 30 млрд. руб.) и 2) создание горнолыжного комплекса  на горе Малая Синюха и рекреационного комплекса «Манжерок» в Майминском районе Республики Алтай (оценочная  стоимость 23 млрд. руб.) [38].

2.3 Рекреационная  мотивация иностранных туристов  и основные разновидности въездного  туризма в России

Одним из ключевых моментов, определяющих выбор потенциальным  туристом той или иной страны для  путешествия и конкретного турпакета, является мотивация путешествия  и выбора туристского продукта.

Туристская мотивация  может быть определена как побуждения человека, направленные на удовлетворение рекреационных потребностей, в зависимости  от его индивидуальных физиологических  и психологических особенностей, системы взглядов, ценностей, склонностей, образования и т. д.

В мире насчитывается свыше 300 видов и подвидов путешествия, которые постоянно дополняются  новыми разновидностями, способными удовлетворить  самые разнообразные желания  и потребности туриста.

Мотивация выбора туристского  путешествия (время, продолжительность, направление, вид, затраты, характер деятельности) – важнейшая характеристика, влияющая на поведенческие инициативы туриста  при планировании им отдыха, выборе и приобретении тура.

Анализ мотивации туристов позволяет правильно планировать  рекреационную деятельность на уровне фирмы, региона или государства. Это дает возможность производить  и предлагать на рынок тот туристский продукт, который в наибольшей степени  соответствует потребительским  ожиданиям. Адресность туристского  продукта является залогом его продажеспособности.

Мотивов, которыми руководствуется  турист, много. Причем у туриста всегда присутствует целая гамма побудительных  мотивов, из которых лишь определенные могут иметь существенную значимость и влиять на механизм и результат  принятия окончательного решения. Однако любой мотив в конкретной ситуации под воздействием определенных обстоятельств  способен оказывать влияние на поведение  потребителя в процессе принятия им решения о путешествии и  выбор турпродукта [11].

2.3.1 Систематизация  туристских мотиваций

Цели путешествия являются основой первоначального отличия туристских мотивов.

Цели путешествия позволяют  систематизировать мотивационные  стимулы следующим образом.

1. Отдых:

а) снять стресс, накопленный  за определенный период времени;

б) сменить обстановку и  природно-климатические условия;

в) побыть в окружении других людей;

г) познакомиться с другой культурой, образом жизни других людей, их бытом;

д) сравнить чужой образ  жизни со своим в целях самоутверждения  правильности его организации или  заимствования новшеств;

е) побыть в новой для  себя роли – получить на определенный период времени высокий уровень  обслуживания и ухода;

ж) ощутить волнующие переживания (непременно с благополучным исходом), чтобы потом рассказывать об этом друзьям и знакомым;

з) получить удовольствие от необычных ощущений;

и) принять участие в  азартных играх;

к) расслабиться вне дома;

л) потратить деньги, которые  независимо от уровня дохода турист всегда копит на отдых.

2. Познание:

а) увидеть достопримечательности и явления природы, красивые виды и пейзажи, национальные парки и др.;

б) познакомиться с достижениями культуры, науки и техники (музеи, галереи, культовые сооружения, архитектурные  ансамбли и т. п.);

в) посетить экологически чистые или, наоборот, очень загрязненные объекты;

г) увидеть экзотический животный и растительный мир;

д) посетить исторические места  и сооружения;

е) сделать уникальные фотографии, снять видеофильм.

3. Развлечение:

а) посетить аттракционы, тематические и аквапарки;

б) посетить известные театры, цирки, казино, кабаре, стриптиз-шоу;

в) посетить карнавалы, фестивали, национальные праздники;

г) посетить в качестве зрителей или болельщиков крупные спортивные состязания, игры.

4. Лечение. Любой отдых может иметь оздоровительные цели, а лечение - различную функциональную нагрузку и, в экстремальном случае, быть основной целью поездки. В зависимости от доли лечебной составляющей целевой функции выделяют три вида мотивационных исходов:

а) оздоровительный – общая  цель всех туров (климат, отдых, полезные для здоровья моральные и физические воздействия);

б) лечение в качестве сопутствующей  программы, т. е. не как основная цель;

в) лечение по предписанию  врача как основная цель туристского  путешествия (посещение курорта, водолечебницы, специализированного санатория, клиники  и пр.).

5. Паломничество:

а) празднование культовых  обрядов;

б) самосовершенствование  и утверждение духовного состояния;

в) достижение внутренних конфессиональных целей, служащих для утверждения  в сане и определенного положения  в общине;

г) познание духовного «нового», получение заряда духовной энергии [11].

При выборе турпродукта турист, как правило, руководствуется целой  гаммой мотивов, из которых лишь определенные имеют существенную значимость. Эти  мотивы часто объединяются в многокомпонентные  комплексы ощущений и желаний, в  значительной мере усиливающих свое влияние на механизм и результат  принятия потребителем окончательного решения. Таким образом, потенциальным  туристом может быть принято решение  о выборе путешествия, соответствующего одновременно нескольким мотивационным  исходам.

Практика показывает, что  при посещении иностранными туристами  России основными мотивами являются познавательный интерес к природе  и культуре нашей страны, а также  потребность в активном (зачастую экстремальном) отдыхе. Однако с развитием  туристско-рекреационной инфраструктуры в России все большее распространение  получают другие мотивации въездного  туризма. Например, увеличивается количество иностранных туристов, предпочитающих пляжный отдых в России, посещающих различные праздники и фестивали  в нашей страны, совершающих паломнические  туры и др.

2.3.2 Наиболее популярные  виды въездного туризма в России

В настоящее время, в соответствии с имеющимся рекреационным потенциалом  страны, при учете мотивов иностранных  граждан, посещающих Россию сложились  основные виды туристической деятельности, востребованные въездным туризмом.

Наиболее активно развиваются  экологический, спортивный, экстремальный, горнолыжный, познавательный, деловой, лечебно-оздоровительный, круизный, рыболовный и охотничий, событийный и гастрономический виды туризма. Популярен также индивидуальный и детско-молодежный отдых [37].

1. Экологический  туризм. Экотуризм направлен на «мягкое» общение туристов с окружающей природной средой и стимулирование ее сохранения. Для развития этого очень популярного в мире вида туризма в России имеется огромный потенциал, так как наша страна, как никакая другая обладает значительными территориями практически девственных ландшафтов, отличающихся уникальными по своей живописности пейзажами и имеющих мировую значимость. В список мирового наследия ЮНЕСКО входит пять российских природных объектов: «Девственные леса Коми», «Озеро Байкал», «Вулканы Камчатки», Алтай – Золотые горы», «Западный Кавказ». В этих регионах именно экотуризм может помочь охране природы, росту занятости населения и социально-экономическому развитию. Кроме того, мы имеем 101 заповедник, в том числе 36 биосферных (в них может развиваться экологический туризм) и 35 национальных парков, представляющих великолепные условия для экотуризма [35].

2. Спортивный и  экстремальный туризм. Спортивный туризм, который в России принято называть активным туризмом, включает походы по маршрутам определенной категории сложности и соревнования по технике туризма. Он нацелен на повышение мастерства туристов, совершенствование маршрутов, отработку различных приемов страховки и освоение новых видов снаряжения. Сложность похода определяется категорией сложности маршрута. В настоящее время к активным видам туризма относят пешеходный, лыжный, водный, велосипедный, горный, конный, авто- ,мототуризм и спелеотуризм, дайвинг. Самые массовые из них – пеший, водный, горный и лыжный. Наиболее динамично развиваются горный и водный туризм. Спортивный туризм на уровне самых высоких категорий сложности, где на первое место выходят испытание резервов человека, острые ощущения, новые впечатления и открытия, называют экстремальным. В этом случае в нем появляются элементы риска, реальной опасности. Абсолютно экстремальные виды туризма – дельтапланеризм и парапланеризм.

Спелеотуризм предполагает посещение естественных или рукотворных  пещер и лабиринтов. Он интересен  разнообразием их рельефа, создающего препятствия для прохода (колодцы, завалы, узкие щели, подземные реки и т.д.), а также экстремальными – неблагоприятными – физическими  условиями (высокая влажность и  отсутствие естественного освещения). Все это вносит в спелеотуризм элемент приключений и делает его невероятно популярным среди  молодежи.

Информация о работе Развитие въездного туризма в России