Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:17, дипломная работа
Целью данной дипломной работы был анализ развития въездного туризма в России в период с 1996 г. по настоящее время и выявление возможностей для совершенствования отрасли.
Для реализации поставленной цели последовательно решались следующие задачи:
изучение теоретических основ въездного туризма, рассмотрение истории его становления и развития;
анализ динамики въездного туризма в России и выявление основных тенденций в его развитии;
определение главных проблем в развитии въездного туризма в России и разработка рекомендаций по их решению
Таблица 6
Распределение въезжающих в Россию туристов по регионам въезда (2006 г.) [по: 39]
Регион |
Количество туристов, тыс. чел. |
1 |
2 |
г. Санкт-Петербург |
3835 |
г. Москва |
1627 |
Московская область |
389 |
Ленинградская область |
465 |
Калининградская область |
234 |
Краснодарский край |
1800 |
Ставропольский край |
680 |
Республика Карачаево-Черкесия |
180 |
Республика Кабардино-Балкария |
190 |
Республика Дагестан |
65 |
Ростовская область |
115 |
Астраханская область |
68 |
Смоленская область |
170 |
Белгородская область |
124 |
Брянская область |
115 |
Курская область |
132 |
Липецкая область |
94 |
Воронежская область |
77 |
Кировская область |
65 |
Тверская область |
250 |
Ярославская область |
245 |
Продолжение таблицы 6
1 |
2 |
Костромская область |
210 |
Новгородская область |
212 |
Псковская область |
164 |
Вологодская область |
74 |
Архангельская область |
235 |
Республика Карелия |
290 |
Республика Коми |
87 |
Республика Татарстан |
197 |
Волгоградская область |
138 |
Республика Марий Эл |
35 |
Пермский край |
67 |
Челябинская область |
71 |
Свердловская область |
67 |
Оренбургская область |
54 |
Тюменская область |
74 |
Томская область |
126 |
Алтайский край |
48 |
Республика Алтай |
54 |
Республика Хакасия |
44 |
Республика Тыва |
50 |
Республика Саха (Якутия) |
77 |
Красноярский край |
186 |
Кемеровская область |
43 |
Иркутская область |
348 |
Республика Бурятия |
312 |
Читинская область |
143 |
Амурская область |
356 |
Продолжение таблицы 6
1 |
2 |
Приморский край |
587 |
Хабаровский край |
327 |
Камчатская область |
129 |
Сахалинская область |
138 |
Другие регионы России |
8467 |
Итого по России |
24330 |
В июле 2005 года указом Государственной
Думой Российской Федерации принят
закон N 116-ФЗ «Об особых экономических
зонах в Российской Федерации». Впоследствии
указом Президента РФ утверждены 12 регионов
России, где будут созданы особые
экономические зоны туристско-рекреационного
типа [36]. Эти регионы получат
Очевидно, что после реализации
программ создания современных рекреационных
комплексов в данных регионах произойдет
существенное перераспределение
В настоящее время в Алтайском регионе (Республика Алтай и Алтайский край) уже запущены два крупных инвестиционных проекта в туристскую отрасль Алтая: 1) создание рекреационного комплекса «Бирюзовая Катунь» в Алтайском районе Алтайского края (оценочная стоимость 30 млрд. руб.) и 2) создание горнолыжного комплекса на горе Малая Синюха и рекреационного комплекса «Манжерок» в Майминском районе Республики Алтай (оценочная стоимость 23 млрд. руб.) [38].
2.3 Рекреационная
мотивация иностранных
Одним из ключевых моментов,
определяющих выбор потенциальным
туристом той или иной страны для
путешествия и конкретного
Туристская мотивация
может быть определена как побуждения
человека, направленные на удовлетворение
рекреационных потребностей, в зависимости
от его индивидуальных физиологических
и психологических
В мире насчитывается свыше 300 видов и подвидов путешествия, которые постоянно дополняются новыми разновидностями, способными удовлетворить самые разнообразные желания и потребности туриста.
Мотивация выбора туристского путешествия (время, продолжительность, направление, вид, затраты, характер деятельности) – важнейшая характеристика, влияющая на поведенческие инициативы туриста при планировании им отдыха, выборе и приобретении тура.
Анализ мотивации туристов
позволяет правильно
Мотивов, которыми руководствуется турист, много. Причем у туриста всегда присутствует целая гамма побудительных мотивов, из которых лишь определенные могут иметь существенную значимость и влиять на механизм и результат принятия окончательного решения. Однако любой мотив в конкретной ситуации под воздействием определенных обстоятельств способен оказывать влияние на поведение потребителя в процессе принятия им решения о путешествии и выбор турпродукта [11].
2.3.1 Систематизация туристских мотиваций
Цели путешествия являются основой первоначального отличия туристских мотивов.
Цели путешествия позволяют
систематизировать
1. Отдых:
а) снять стресс, накопленный за определенный период времени;
б) сменить обстановку и
природно-климатические
в) побыть в окружении других людей;
г) познакомиться с другой культурой, образом жизни других людей, их бытом;
д) сравнить чужой образ жизни со своим в целях самоутверждения правильности его организации или заимствования новшеств;
е) побыть в новой для себя роли – получить на определенный период времени высокий уровень обслуживания и ухода;
ж) ощутить волнующие переживания (непременно с благополучным исходом), чтобы потом рассказывать об этом друзьям и знакомым;
з) получить удовольствие от необычных ощущений;
и) принять участие в азартных играх;
к) расслабиться вне дома;
л) потратить деньги, которые независимо от уровня дохода турист всегда копит на отдых.
2. Познание:
а) увидеть достопримечательности и явления природы, красивые виды и пейзажи, национальные парки и др.;
б) познакомиться с достижениями культуры, науки и техники (музеи, галереи, культовые сооружения, архитектурные ансамбли и т. п.);
в) посетить экологически чистые или, наоборот, очень загрязненные объекты;
г) увидеть экзотический животный и растительный мир;
д) посетить исторические места и сооружения;
е) сделать уникальные фотографии, снять видеофильм.
3. Развлечение:
а) посетить аттракционы, тематические и аквапарки;
б) посетить известные театры, цирки, казино, кабаре, стриптиз-шоу;
в) посетить карнавалы, фестивали, национальные праздники;
г) посетить в качестве зрителей
или болельщиков крупные
4. Лечение. Любой отдых может иметь оздоровительные цели, а лечение - различную функциональную нагрузку и, в экстремальном случае, быть основной целью поездки. В зависимости от доли лечебной составляющей целевой функции выделяют три вида мотивационных исходов:
а) оздоровительный – общая цель всех туров (климат, отдых, полезные для здоровья моральные и физические воздействия);
б) лечение в качестве сопутствующей программы, т. е. не как основная цель;
в) лечение по предписанию врача как основная цель туристского путешествия (посещение курорта, водолечебницы, специализированного санатория, клиники и пр.).
5. Паломничество:
а) празднование культовых обрядов;
б) самосовершенствование
и утверждение духовного
в) достижение внутренних конфессиональных целей, служащих для утверждения в сане и определенного положения в общине;
г) познание духовного «нового», получение заряда духовной энергии [11].
При выборе турпродукта турист, как правило, руководствуется целой гаммой мотивов, из которых лишь определенные имеют существенную значимость. Эти мотивы часто объединяются в многокомпонентные комплексы ощущений и желаний, в значительной мере усиливающих свое влияние на механизм и результат принятия потребителем окончательного решения. Таким образом, потенциальным туристом может быть принято решение о выборе путешествия, соответствующего одновременно нескольким мотивационным исходам.
Практика показывает, что
при посещении иностранными туристами
России основными мотивами являются
познавательный интерес к природе
и культуре нашей страны, а также
потребность в активном (зачастую
экстремальном) отдыхе. Однако с развитием
туристско-рекреационной
2.3.2 Наиболее популярные
виды въездного туризма в
В настоящее время, в соответствии
с имеющимся рекреационным
Наиболее активно развиваются экологический, спортивный, экстремальный, горнолыжный, познавательный, деловой, лечебно-оздоровительный, круизный, рыболовный и охотничий, событийный и гастрономический виды туризма. Популярен также индивидуальный и детско-молодежный отдых [37].
1. Экологический туризм. Экотуризм направлен на «мягкое» общение туристов с окружающей природной средой и стимулирование ее сохранения. Для развития этого очень популярного в мире вида туризма в России имеется огромный потенциал, так как наша страна, как никакая другая обладает значительными территориями практически девственных ландшафтов, отличающихся уникальными по своей живописности пейзажами и имеющих мировую значимость. В список мирового наследия ЮНЕСКО входит пять российских природных объектов: «Девственные леса Коми», «Озеро Байкал», «Вулканы Камчатки», Алтай – Золотые горы», «Западный Кавказ». В этих регионах именно экотуризм может помочь охране природы, росту занятости населения и социально-экономическому развитию. Кроме того, мы имеем 101 заповедник, в том числе 36 биосферных (в них может развиваться экологический туризм) и 35 национальных парков, представляющих великолепные условия для экотуризма [35].
2. Спортивный и
экстремальный туризм. Спортивн
Спелеотуризм предполагает посещение естественных или рукотворных пещер и лабиринтов. Он интересен разнообразием их рельефа, создающего препятствия для прохода (колодцы, завалы, узкие щели, подземные реки и т.д.), а также экстремальными – неблагоприятными – физическими условиями (высокая влажность и отсутствие естественного освещения). Все это вносит в спелеотуризм элемент приключений и делает его невероятно популярным среди молодежи.