Введение в языкознание

Автор: b********@bk.ru, 25 Ноября 2011 в 14:10, шпаргалка

Описание работы

Языкознание как наука. Место языкознания в системе наук. Основные разделы языкознания.
Языкознание – наука о естественном человеческом языке и вообще обо всех языках мира как индивидуальных его представителях. Различают наиболее общие и частные разделы языкознания. Один из крупных разделов Я – общее Я – занимается свойствами, присущими любому языку, и отличается от используемых им частных языковедческих дисциплин, которые выделяются в Я по своему предмету – либо по отдельному языку (русистика), либо по группе родственных языков (романистика).

Работа содержит 1 файл

Ответы.doc

— 818.50 Кб (Скачать)

    Диалект (греч. διάλεκτος — «наречие» от греч. διαλέγομαι — «говорить, изъясняться») — разновидность языка, которая употребляется как средство общения между людьми, связанными между собой одной территорией.

    Для диалекта характерны следующие особенности:

  • социальная, возрастная и отчасти половая ограниченность круга носителей диалекта (в России это главным образом жительницы села старшего поколения);
  • ограничение сферы использования семейными и бытовыми ситуациями;
  • образование полудиалектов как результат взаимодействия и взаимовлияния различных говоров;
  • нивелирование своеобразия диалектной речи под влиянием литературного языка (через средства массовой информации, книги, систему образования и т. п.) и возникновение промежуточных форм (напр., диалектно окрашенной лит. речи).

    Койне (от греч. koine dialektos - общий язык) — функциональный тип языка, используемый в качестве основного средства повседневного общения в условиях регулярных социальных контактов между носителями разных диалектов или языков.

    Первоначально термин «койне» применялся в лингвистике лишь к общегреческому языку, сложившемуся в эллинистический период (IV—III вв. до н. э.) и служившему единым языком деловой, научной и художественной литературы греков до II—III вв. В современной социолингвистике койне понимается шире — как любое средство общения (главным образом устного), обеспечивающее постоянную коммуникативную связанность некоторого региона.

    Просторечие -  слова, выражения, грамматические формы и конструкции, распространённые в нелитературной разговорной речи, свойственные малообразованным носителям языка и отклоняющиеся от существующих литературных языковых норм. Носителем просторечия является необразованное и полуобразованное городское население. Просторечие реализуется в устной форме речи, сфера функционирования ограничена бытовыми и семейными коммуникативными ситуациями. Термин «просторечие» был введён Дмитрием Ушаковым.

    От  территориальных диалектов просторечие  отличается тем, что не локализовано в географических рамках, а от литературного  языка (включая разговорную речь, являющуюся его разновидностью) своей некодифицированностью, анормативностью, смешанным характером используемых языковых средств.

    Основными чертами просторечия на фонетическом уровне являются общая небрежность речи, чрезмерное упрощение групп согласных (например: «скока» «щас») и невыразительная интонация.

    Арго - (от фр. argot) - язык какой-либо социально замкнутой группы лиц, характеризующийся специфичностью используемой лексики, своеобразием ее употребления, но не имеющий собственной фонетической и грамматической системы.

    Не  следует путать жаргон и арго. Жаргон обычно имеет профессиональную прикреплённость, арго же может употребляться вне  зависимости от профессии. Часто  под «арго» подразумевается язык деклассированных групп общества, язык воров, бродяг и нищих. Арго не составляет самостоятельной системы и сводится к специфическому словоупотреблению в пределах общего языка. Арго взаимодействует с жаргоном и просторечием, образуя специальный лексический пласт — сленг.

    Часто арго отождествляется с понятием тайный язык. 
 

  1. Территориальное варьирование языка, диалект и методы его изучения.

    Диалектология - отдел языкознания, изучающий диалекты. При анализе диалектного языка в его территориальном варьировании все языковые черты — фонетические, грамматические, словообразовательные, лексические — рассматриваются в системе. Выделяются элементы общие, свойственные всем диалектам, и различительные, имеющиеся только у некоторых из них.

    Диалектные  различия — основной объект изучения Д. Устанавливаются иерархия диалектных различий, относящихся к разным уровням системы языка, их место на данном уровне, взаимодействие между уровнями.

    Членение  языка на диалекты — второй основной раздел Д. По мнению романских диалектологов  парижской и неоитальянской школ, реально существуют только границы отдельных диалектных явлений и их проекции на карте — изоглоссы, которые не образуют никакого единства, в связи с чем невозможно выделение диалектов. Немецкие и швейцарские диалектологи показали реальность диалектов, наличие у них ядра и пограничной зоны, или "зоны вибрации", представленной пучком изоглосс. Таких же взглядов придерживаются и советские диалектологи, особое внимание уделяющие разработке принципов отбора типических изоглосс, наиболее существенных для диалектного членения языка. Результатом их работы явилась новая диалектологическая карта русского языка. Изучением диалектов в их современном состоянии занимается описательная Д. Её основные методы исследования — монографическое изучение диалекта или диалектного явления и методы лингвистической географии. Диалекты в их историческом развитии изучает историческая Д. Её основные методы — изучение языка памятников письменности в сочетании с ретроспективным рассмотрением современных диалектных данных. Историческая Д. привлекает и внеязыковые факты: данные истории, археологии, этнографии, социальной и культурной истории. В свою очередь, данные Д. используются этими науками. Д. — один из важнейших источников изучения истории языка, т.к. в диалектах часто сохраняются явления, утраченные литературным языком и не отражённые в памятниках письменности. Взаимоотношение литературного языка и диалектов различно в разных странах и в разные эпохи, но на протяжении своей истории литературный язык всегда испытывает влияние диалектов и пополняется за их счёт.

    Вплоть  до 19 в. диалектные черты рассматривались  как отклонения от нормы. В начале 19 в. усиливается интерес к народной культуре, в том числе и к  народному языку. В этот период Д. не отделяется ещё достаточно чётко  от этнографии и фольклористики. К  концу 19 в. по многим языкам было накоплено большое количество данных, и начинается новый этап развития Д.: возникает лингвистическая география. В 20 в. создаются диалектологические атласы разных национальных языков и региональные атласы, ведётся работа над атласами близкородственных языков, разрабатываются вопросы теории лингвистической географии, начинается обобщение нового большого диалектного материала, представленного в атласах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Принципы  классификации гласных.
 

    Звук  речи – это способ материализации морфем и форм слова, которые выступают как единство звучания и значения.

    Во  всех языках мира существуют два типа звуков речи – гласные и согласные. Совокупность гласных образует вокализм, совокупность согласных – консонантизм; вокализм и консонантизм образуют систему фонем данного языка.

    Классификация гласных. Гласные звуки отличаются от согласных наличием голоса — музыкального тона и отсутствием шума. Основанием классификации служат ряд и подъем языка, а также работа губ; дополнительно учитываются назализация, напряжение и долгота.

    Различаются три ряда – три типа гласных  – гласные переднего ряда [и], э [е]; гласные среднего ряда [ы], [а] и гласные заднего ряда [у], [о].

    По  подъему языка различаются три  подъема – гласные верхнего подъема [и], [ы], [у]; гласные среднего подъема э [е], [о]; гласный нижнего подъема [а].

    По  участию губ в их образовании  гласные делятся на губные ([о], [у]) и негубные ([а], э [е], [и], [ы].

    По  долготе гласные делятся на долгие и краткие.

    Кроме долгих гласных в языках мира существуют дифтонги – гласные со сложной артикуляцией, произносимые в один слог и выступающие как одна фонема. Дифтонги делятся на нисходящие и восходящие. В нисходящем дифтонге сильным выступает первый элемент; в восходящем – второй. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие праязыка и проблемы его реконструкции  в сравнительно-историческом языкознании.

    Праязык – древний язык, из которого возникли языки, относящиеся к данной семье языков (латинский по отношению к романским языкам: французскому, итальянскому, испанскому, румынскому и др.). Праязык, не зафиксированный письменностью (напр., индоевропейский праязык), реконструируется с помощью сравнительно-исторического метода.

    Праязык может пониматься и как группа близкородственных диалектов, из которых  в результате обособленного развития возникли позднейшие группы исторически засвидетельствованных языков. Если возникновение и развитие группы родственных языков не выходит за исторические рамки, реальность праязыка может быть строго документирована (в качестве примера приведем современные романские языки, для которых праязыком был народный латинский - т. н. вульгарная латынь). Элементы и формы праязыка называют архетипами.

    Установление  родственных связей между несколькими  языками и восстановление их общего праязыка носит название лингвистической реконструкции. Обычно для этого используют сравнительный метод.  Реконструкция может быть внешней и внутренней.

    Внешняя реконструкция — обнаружение генетически тождественных морфем и слов в родственных языках и выявление в них результатов регулярных звуковых изменений исходного языка (праязыка), построение его гипотетической модели и правил выведения конкретных морфем языков-потомков из этой модели.

    Внутренняя  реконструкция — обнаружение в системе отдельного языка явлений и соотношений, однозначно свидетельствующих о существовании некоторых элементов системы языка на более ранних этапах его истории.

    При лингвистической реконструкции  обычно осуществляется переход от современной  к более ранним стадиям развития языковой семьи. Производится сравнение  сходных в фонетическом и семантическом отношениях слов в родственных языках. Они записываются в виде таблицы, и каждой общей форме систематически приписывается значение  в праязыке. Как правило,  чем чаще какая-либо форма  встречается в семье языков, тем она древнее. Формы, не поддающиеся анализу, считаются более древними, чем другие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Язык  как общественное явление. Взаимодействие языка и общества. Социолингвистика как раздел языкознания.

    Язык  выполняет в обществе следующие социальные функции:

  • коммуникативная / иформативная (осуществляемые в актах межличностной и массовой коммуникации передача и получение сообщений в форме языковых / вербальных высказываний, обмен информацией между людьми как участниками актов языковой коммуникации, коммуникантами),
  • познавательная / когнитивная (обработка и хранение знаний в памяти индивида и общества, формирование картины мира),
  • интерпретативная / толковательная (раскрытие глубинного смысла воспринятых языковых высказываний / текстов),
  • регулятивная / социативная / интерактивная (языковое взаимодействие  коммуникантов, имеющее целью обмен коммуникативными ролями, утверждение своего коммуниативного лидерства, воздействие друг на друга, организация успешного обмена информацией благодаря соблюдению коммуникативных постулатов и принципов),
  • контактоустанавливающая / фатическая (установление и поддержание коммуникативного взаимодействия),
  • эмоционально-экспрессивная (выражение своих эмоций, чувств, настроений, психологических установок, отношения к партнёрам по коммуникации и предмету общения),
  • эстетическая (создание художественных произведений),
  • магическая / "заклинательная" (использование в религиозном ритуале, в практике  заклинателей, экстрасенсов и т.п.),
  • этнокультурная (объединение в единое целое представителей данного этноса как носителей одного и того же языка в качестве родного),
  • метаязыковая / метаречевая (передача сообщений о фактах самого языка и речевых актах на нём).История каждого языка самым тесным образом связана с историей народа, являющегося его носителем.
  • идентифирующая (есть существенные функциональные различия между языком племени, языком народности и языком нации. Язык играет исключительно важную роль в консолидации родственных (и не только родственных) племён в народность и в формировании нации.

      Социолингвистика (социологическая лингвистика) — раздел языкознания, изучающий связь между языком и социальными условиями его бытования. Социолингвистика тесно связана с такими лингвистическими дисциплинами, как психолингвистика и этнолингвистика. Социолингвистика возникла в 1920-х (Афанасий Селищев), развитие получила в 1950-1970-е годы (Уриэль Вайнрайх, Уильям Лабов).

Информация о работе Введение в языкознание