Введение в языкознание

Автор: b********@bk.ru, 25 Ноября 2011 в 14:10, шпаргалка

Описание работы

Языкознание как наука. Место языкознания в системе наук. Основные разделы языкознания.
Языкознание – наука о естественном человеческом языке и вообще обо всех языках мира как индивидуальных его представителях. Различают наиболее общие и частные разделы языкознания. Один из крупных разделов Я – общее Я – занимается свойствами, присущими любому языку, и отличается от используемых им частных языковедческих дисциплин, которые выделяются в Я по своему предмету – либо по отдельному языку (русистика), либо по группе родственных языков (романистика).

Работа содержит 1 файл

Ответы.doc

— 818.50 Кб (Скачать)

    Полифункциональность  не означает обязательного охвата литературным языком всех сфер общения: классические Л. я. Японии, Китая, арабского Востока являлись языками письменного общения, в устном общении господствовали диалекты и городские койне; в западноевропейских странах проникновение Л. я. в сферу обиходно-разговорной коммуникации также происходило относительно поздно. Ограничение функций Л. я. происходит и в результате его исключения из сфер государственного управления, науки, деловой переписки при использовании в этих сферах чужого Л. я.: немецкий язык 11—12 вв. фактически был исключён из этих областей общественной практики, поскольку в них господствовала латынь, ср. также статус чешского языка в пределах Австро-Венгрии или многих развитых Л. я. в дореволюционной России.

    Становление единых кодифицированных норм относится к поздним периодам истории литературных языков; чаще всего нормализационные процессы соотнесены с эпохой формирования национальных языков.

    Социальная  база Л. я. определяется тем, на какую языковую практику он опирается и каким образцам следует в своем становлении и развитии. Для средневековых Л. я. типична узкая социальная база, поскольку они обслуживали культуру высших слоёв феодального общества, что обусловило стилистическую систему Л. я. той эпохи, их обособление от разговорного языка не только сельского, но и городского населения. Процесс формирования и развития национальных Л. я. характеризуется нарастанием тенденций к демократизации, к расширению их социальной базы, к сближению книжно-письменных и народно-разговорных стилей.

    Понятия «Л. я.» и «язык художественной литературы» не тождественны. Л. я. охватывает не только язык художественной литературы, но и языковые реализации в области публицистики, науки, государственного управления, а также язык устных выступлений и определённый тип разговорной речи (устная форма Л. я.).

    Язык  художественной литературы — более широкое понятие, так как в художественные произведения могут быть включены помимо литературных языковых форм элементы территориальных диалектов и полудиалектов, жаргонизмы. В истории многих Л. я. большую роль играет творчество выдающихся писателей, такова роль А. С. Пушкина в формировании русского Л. я., У. Шекспира — английского языка и т. п. 
 
 
 
 
 
 
 

  1.   Понятие просодики. Интонация и ударение как явления просодического уровня.

    Просодия  (от греч. prosodia — ударение, припев) (просодика) - система фонетических средств (высотных, силовых, временных), реализующихся в речи на всех уровнях речевых сегментов (слог, слово, словосочетание, синтагма, фраза, сверхфразовое единство, текст) и играющих смыслоразличительную роль. Часто выделяются след. элементы (компоненты) П.: интонация, ударение, временные и тембральные характеристики, ритм, для тональных языков — словесные тоны.

    Ударение  – выделение с помощью голоса звука в слове или слова в предложении. Выделяют словесные и синтаксические (фразовые) ударения.

    Словесное ударение:

    - качественное (с большей силой  произносим ударный слог) - ит. яз.;

    - музыкальное (существует несколько  ударных слогов. В зависимости  от того, на какой слог падает  ударение, меняется смысл) – вьет., кит. яз.;

    - количественное (ударный слог произносится дольше, чем безударн.) – фр. яз.

    Свободное – нет четкого места для ударения (фр. яз. – ударение всегда на последний слог). М.б. одноместным (во всех производных от слова ударение падает на один и тот же слог) и разноместным (в производных словах падает на разные слоги); либо фиксированное.

    Функция словесного ударения – фиксирующая. Структурирует фразу. В языках, где  ударение свободное, оно может выступать, как средство словообразования и  формообразования (кр¢ужки - кружк¢и).

    Фразовое  ударение:

    - синтагматическое (выделяется последнее слово во фразе) -самое нейтральное;

    - эмфатическое = эмоциональное (можно  выделить любое слово в предложении  под влиянием эмоций);

    - логическое (Я купила книгу – Я купила книгу - Я купила книгу).

    Функция фразового ударения также структурирующая.

    Интонация – совокупность просодических характеристик предложения. Вместе с ударением образует просодическую систему языка.

    Характеристики:

    Темп  – скорость произнесения (практически  не оказывает влияния на понимание)

    Тембр – специфическая окраска звуков

    Ритм  – распределение ударных и  безударных слогов

    Мелодика  – вопросительные, отрицательные  и повествовательные предложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Синтагматические, парадигматические, иерархические отношения  в языке.

    Свойства  всех единиц языка проявляются в их отношениях с другими единицами языка. В наиболее общем виде эти отношения можно свести к трем видам: синтагматические, парадигматические и иерархические.

    Синтагматические — это отношения единиц в линейной последовательности (иначе их называют комбинаторными); могут характеризоваться отношением реального (актуального) взаимодействия. В абстрактной форме они могут быть представлены как отношения некоторых классов.

    Парадигматические — это, по терминологии Ф. де Соссюра, ассоциативные отношения (группировки единиц в классы на основании общности или сходства. их некоторых существенных свойств); никогда не характеризуются отношением реального взаимодействия, так как они представляют собой отношения относительно однородных единиц, образуемых, говоря словами Ф. де Соссюра, по  умственной ассоциации. 

    Иерархические отношения — это отношения по степени сложности, или отношения “вхождения” (компонентности) менее сложных единиц в более сложные. Способность вступать в указанные три вида отношений относится числу наиболее общих свойств всех единиц языка. Все эти три вида отношений определенным образом между собой связаны.

    В синтагматические отношения могу вступать лишь единицы относительно одинаковой степени сложности (относительно однородные единицы).

    Так, например, в линейной последовательности фонемы не сочетаются ни с морфемами, ни со словами, но только с другими фонемами; морфемы не сочетаются ни с фонемами, ни со словами, но только с другими морфемами, слова сочетаются только с другими словами, но не с предложениями и не со словосочетаниями.

    Способность соответствующих единиц вступать в  синтагматические отношения сопровождается способностью тех же единиц вступать в парадигмагические отношения.

    Так, фонемы группируются в различные  классы или парадигмы, например, классы гласных и согласных. Эти классы в свою очередь объединяются в общий класс “фонем”. Такой класс является предельно широким объединением данных единиц (фонем) в языке. Его уже нельзя объединить в более широкий класс ни с какими другими единицами языка. Предельно широкие объединения единиц можно назвать сверхклассами, или сверхпарадигмами.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
  1. Синтаксис как раздел грамматики. Предложение как  основная единица  языка и речи. Основные синтаксические категории  предложения.

    Синтаксис (от греч. 'строй, порядок'), в традиционном понимании совокупность грамматических правил языка, относящихся к построению единиц, более протяженных, чем слово: словосочетанию и предложению.

    Предложение является основной коммуникативной  единицей языка и речи. Предложение как образец принадлежит языку его реализация принадлежит речи. Предложение является в то же время наиболее сложной единицей, в которой функционируют слова, словоформы и словосочетания. Предметом синтаксиса предложения является не конкретное содержание высказываний, а обобщенная семантика предложения, его конструктивная основа, правила ее распространения и актуализации.

    Предикативность имеет две стороны — формально-логическую и модально-смысловую. Иногда эти два свойства рассматривают как два аспекта предложения, называя первое свойство предикативностью, а второе — модальностью.

    Семантически  предикативность проявляется в наличии соотношения модели предложения с такой формой мысли, как суждение. Как суждение имеет два основных компонента — субъект и предикат (или атрибут), так и предложение имеет два главных члена предложения— подлежащее и сказуемое. Как семантическая структура предложения, так и особенно его формальное строение могут отличаться от структуры суждения, соотносясь с ним опосредованно, неполно и избыточно.

    Вербализация  субъектно-предикатной формы мысли  порождает двусоставные предложения  номинативного строя. Однако смысловая структура предложения и ее логическая характеристика и в этом случае не тождественны. В предложении Человек пилит подлежащее обозначает не только логический субъект, но и действующее лицо (агенс); в предложении Дом построен подлежащее обозначает логический субъект, который не есть действующее лицо: он пассивное лицо (патиенс). Субъектно-предикатная двусоставность может быть не обязательной. В языках есть односоставные предложения, т. е. предложения с одним главным членом, который лишь формально совпадает со сказуемым или подлежащим: Светает. Нетождественность структуры предложения и суждения проявляется также в том, что предложение может объединять словосочетания в одну единицу, хотя каждая из частей имеет соотнесенность с формой суждения, правда, с различной степенью актуальности. Так возникают распространенные, осложненные и сложные модели предложений. Распространенное предложение содержит, кроме главных членов предложения, еще второстепенные — дополнения, обстоятельства, определения.

    Модально-смысловая сторона (модальность) предикативности проявляется в выражении цели высказывания и в оценке содержания высказывания. По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Эти основные типы предложений по цели высказывания отличаются друг от друга не только по направленности семантики, но и по своему построению, интонации и употреблению различных синтаксических частиц.

    По  оценке содержания высказывания предложения  бывают утвердительными и отрицательными, а также содержат значение подтверждения, уверенности или, напротив, значение неуверенности, сомнения и предположения. (слова: конечно, возможно). 
 
 
 
 
 

  1. Консонантное  и слоговое письмо.

    Слоговое  письмо (силлабическое от фр. syllabe — слог)  — вид фонетической письменности, знаки которой обозначают отдельные слоги. Обычно символ в слоговом письме представляет собой факультативный согласный звук со следующим за ним гласным.

    Силлабические системы – часто результат  упрощения словесно-слоговых систем. Они могут возникнуть и вторично путём введения огласовки в консонантное буквенно-звуковое письмо (так появилось эфиопское письмо из др.-семитского) или могут быть придуманы специально в дополнение к логографически-силлабическим системам в языках, отличающихся богатством грамматических форм (Япония, Корея).

    Наиболее  широко распространены силлабические  системы письма в Индии и Юго-Восточной  Азии. Т.к. знаки не закреплялись в  типографской форме, в Южной и  Юго-Восточной Азии выработались десятки  видов скорописей, внешне уже несхожих; лишь в 19-20 вв. многие из них получили и типографское оформление. Важнейшая система письма этой группы - деванагари, применяемая для санскрита, хинди и др. Преимущество силлабического письма - в меньшем числе знаков (100-300), недостаток - некоторая громоздкость и трудность в выборе правильного чтения, особенно при отсутствии словоразделов.

    Консонантное (квазиалфавитное) письмо — слоговое письмо, состоящее из знаков, каждый из которых выражает один определённый согласный с произвольным или нулевым гласным. В К. п. один и тот же знак передаёт звукосочетания Ca, Ce, Ci, Cu, Co, Cø. Как исходное значение знака обычно рассматривается «согласный + a». К. п. было изобретено западными семитами во 2-м тыс. до н. э., видимо, с учётом опыта других письменностей Средиземноморья (египетской, крито-микенской, лувийской иероглифической) и, возможно, на основе протобиблского слогового письма. Засвидетельствовано с конца 2-го — середины 1-го тыс. до н. э. (клинообразное угаритское письмо, линейные синайское, финикийское, южноаравийское и другие аравийские виды письма). Из всех письменностей К. п. является наиболее экономной по числу употребляемых знаков (букв) и скорости изучения, но тексты, писанные К. п., были трудны для однозначного прочтения, особенно до введения словоразделов. В дальнейшем К. п. было усовершенствовано либо путём введения матрес лекционис (в западносемитских письменностях), либо путём модификации форм букв для согласных в зависимости от сопровождающего гласного (в эфиопской, индийской письменностях). Матрес лекционис применялись либо факультативно (в финикийском, древнееврейском, арамейском), либо систематически (в арабском письме).

Информация о работе Введение в языкознание