Автор: b********@bk.ru, 25 Ноября 2011 в 14:10, шпаргалка
Языкознание как наука. Место языкознания в системе наук. Основные разделы языкознания.
Языкознание – наука о естественном человеческом языке и вообще обо всех языках мира как индивидуальных его представителях. Различают наиболее общие и частные разделы языкознания. Один из крупных разделов Я – общее Я – занимается свойствами, присущими любому языку, и отличается от используемых им частных языковедческих дисциплин, которые выделяются в Я по своему предмету – либо по отдельному языку (русистика), либо по группе родственных языков (романистика).
К. п. было заимствовано народами Малой Азии 1-й половины 1-го тыс. до н. э., а также греками (9—8 вв. до н. э.), которые переделали его в алфавит, т. е. в систему письма, обозначающую как согласные, так и гласные фонемы отдельными буквами.
Примерами полностью консонантного письма могут служить древнееврейская и финикийская письменности, где буквами обозначались согласные, выражавшие корни, а чередовавшиеся между ними гласные, для выражения грамматических форм, обозначались на письме диакритическими знаками (в древнееврейском они назывались «шво», а в арабском – «харакаты»). Таким образом, алфавит становился более экономным: в арабском, например, 28 букв для согласных и всего несколько «харакат» для гласных.
Примерами
частично консонантного являются современные
еврейское и арабское письмо, содержащие
знаки для некоторых гласных.
10. Понятие языковой и литературной нормы. Проблема кодификации литературной нормы.
Языковая норма - исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период. Норма является одним из существенных свойств языка, обеспечивающих его функционирование и историческую преемственность за счёт свойственной ей устойчивости, хотя и не исключающей вариантности языковых средств и заметной исторической изменчивости, поскольку норма призвана, с одной стороны, сохранять речевые традиции, а с другой — удовлетворять актуальным и меняющимся потребностям общества.
Языковая
норма фиксируется в
Частным случаем языковой нормы является литературная норма.
В литературном языке обработке и нормализации подвергаются все стороны общенародного языка: лексика, произношение, письмо, словообразование, грамматика. Совокупность правил, регламентирующих употребление слов, произношение, правописание, образование слов и их грамматических форм, сочетание слов и построение предложений, называется литературной нормой. Есть нормы лексические, произносительные, орфографические, словообразовательные и грамматические.
Литературные нормы складываются на протяжении длительной истории языка: из общенациональных языковых средств отбираются наиболее употребительные, которые в сознании говорящих оцениваются как самые правильные и обязательные для всех.
Литературно-языковые нормы закреплены в словарях, в справочной и учебной литературе, они обязательны для радио и телевидения, массовой печати, зрелищных предприятий и являются предметом и целью школьного обучения русскому языку, а также преподавания лингвистических дисциплин в вузах.
Процесс фиксации нормы, т. е. внесение определенных правил употребления языковых средств в словари и справочники, называется кодификацией. Языковая система имеет уровневое строение, в зависимости от уровня языка выделяются различные типы норм и соответственно типы словарей: нормы произношения и ударения фиксируются в орфоэпических и акцентологических словарях, нормы словоупотребления – в толковых и фразеологических словарях, словарях синонимов, антонимов, паронимов и т. д., морфологические и синтаксические нормы – в специальных справочниках и грамматиках.
Следует
отметить также, что кодификация
– длительный трудоемкий процесс, который
в современной экономической
ситуации становится еще более сложным,
поэтому часто словари не успевают
отражать изменения в современной языковой
системе и некоторые случаи, требующие
разъяснения, остаются без интерпретации
специалистов (например, в современные
словари еще не вошло активно употребляемое
слово транкинг, значение которого
нам приходится определять самим, опираясь
на средства массовой информации).
11. Фонетика как раздел языкознания.
Фонетика (греч. phone – звук) - раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку). В отличие от других лингвистических дисциплин, Ф. исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений.
Подходы изучения звуков:
1)
анатомо-физиологический (
2) акустический (физический)
3) функциональный аспект (фонологический)
Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные.
Сегментные единицы — единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).
Суперсегментные единицы (интонационные средства) — единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).
Фонетика делится на общую, сравнительную, историческую и описательную.
12. Грамматическое значение и грамматические способы (средства) его выражения.
Большинство
слов обладает двумя значениями: лексическим
и грамматическим. Лексическое значение
индивидуально для каждого
Грамматическое значение - обобщенное, отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее в языке свое регулярное (стандартное) выражение.
В области морфологии это общие значения слов как частей речи (напр., значения предметности у существительных, процессуальное у глаголов), а также частные значения словоформ и слов в целом, противопоставляемые друг другу в рамках морфологических категорий (например, значения того или иного времени, лица, числа, рода).
Грамматических способов для всех языков существует 9:
1. 1-ая группа – аффиксация (присоединение того или иного аффикса к корню, в результате чего изменяется грамматическое значение;
2-ая
группа – способы
2. флексия - внешняя (окончания) и внутренняя (значимые чередования гласных (реже согласных) в корне: foot - feet);
3. супплетивизм - при сохранении одного и того же лексического, но разных грамматических значений используются разные корни
4. редупликация (повтор) – одно и то же слово/корень повторяется дважды, чтобы выразить грамматическое значение (малазийский яз.: аранк – человек; аранк-аранк – люди)
5. сложение – объединение двух корней в одну лексиму (паровоз, footprint)
6. порядок слов
7. интонация
8. ударение
9.
служебные слова
13. Стилистическая дифференциация литературных языков. Стили функциональные, стили исторические и т.д. Учение о трех стилях.
Функциональные стили — исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.
Научный стиль — стиль научных сообщений. Сфера использования - наука. Основная функция — сообщение информации, а также доказательство ее истинности. Характерно наличие малых терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики. Жанры - научная статья, учебная литература, монография, школьное сочинение и т. д. Основные черты этого стиля подчёркнутая логичность, доказательность, точность (однозначность), отвлечённость, обобщённость.
Официально-деловой стиль используется в сфере законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности. Этот стиль служит для оформления документов: законов, приказов, постановлений, характеристик, протоколов, расписок, справок. Этот стиль существует исключительно в письменной форме речи. Основная функция официально-делового стиля — информационная (передача информации). Характерно наличие речевых клише, широкое использование терминологии и номенклатурных наименований, сложных несокращенных слов, аббревиатур.
Публицистический стиль служит для воздействия на людей через СМИ. Встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, фельетона, интервью и характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. Употребляется в сферах политико-идеологических, общественных и культурных отношений.
Разговорный стиль служит для непосредственного общения по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. Часто используется разговорная и просторечная лексика. Форма реализации стиля – диалог. Используется в устной речи. В этом стиле большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка. Языковые средства разговорного стиля: эмоциональность, слова с суффиксами субъективной оценки; употребление неполных предложений, вводных слов, слов-обращений, междометий, модальные частицы, повторов и т.д.
Художественный стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства.
Учение о трех стилях – высоком, среднем и низком – было развито М. В. Ломоносовым. Суть «Теории трех штилей» состояла в том, что все средства книжного и разговорного языка были разделены по трем разрядам. Для каждого литературного жанра была указана мера употребления народных и книжных (для того времени – церковно-книжных) слов и выражений.