Введение в языкознание

Автор: b********@bk.ru, 25 Ноября 2011 в 14:10, шпаргалка

Описание работы

Языкознание как наука. Место языкознания в системе наук. Основные разделы языкознания.
Языкознание – наука о естественном человеческом языке и вообще обо всех языках мира как индивидуальных его представителях. Различают наиболее общие и частные разделы языкознания. Один из крупных разделов Я – общее Я – занимается свойствами, присущими любому языку, и отличается от используемых им частных языковедческих дисциплин, которые выделяются в Я по своему предмету – либо по отдельному языку (русистика), либо по группе родственных языков (романистика).

Работа содержит 1 файл

Ответы.doc

— 818.50 Кб (Скачать)

    К. п. было заимствовано народами Малой Азии 1-й половины 1-го тыс. до н. э., а также греками (9—8 вв. до н. э.), которые переделали его в алфавит, т. е. в систему письма, обозначающую как согласные, так и гласные фонемы отдельными буквами.

    Примерами полностью консонантного письма могут служить древнееврейская  и финикийская письменности, где  буквами обозначались согласные, выражавшие корни, а чередовавшиеся между ними гласные, для выражения грамматических форм, обозначались на письме диакритическими знаками (в древнееврейском они назывались «шво», а в арабском – «харакаты»). Таким образом, алфавит становился более экономным: в арабском, например, 28 букв для согласных и всего несколько «харакат» для гласных.

    Примерами частично консонантного являются современные  еврейское и арабское письмо, содержащие знаки для некоторых гласных.  
 
 

10. Понятие языковой и литературной нормы. Проблема кодификации литературной нормы.

    Языковая  норма - исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период. Норма является одним из существенных свойств языка, обеспечивающих его функционирование и историческую преемственность за счёт свойственной ей устойчивости, хотя и не исключающей вариантности языковых средств и заметной исторической изменчивости, поскольку норма призвана, с одной стороны, сохранять речевые традиции, а с другой — удовлетворять актуальным и меняющимся потребностям общества.

    Языковая  норма фиксируется в нормативных  словарях и грамматиках. Значительная роль в распространении и сохранении норм принадлежит художественной литературе, театру, школьному образованию и СМИ..

    Частным случаем языковой нормы является литературная норма.

    В литературном языке обработке и  нормализации подвергаются все стороны  общенародного языка: лексика, произношение, письмо, словообразование, грамматика. Совокупность правил, регламентирующих употребление слов, произношение, правописание, образование слов и их грамматических форм, сочетание слов и построение предложений, называется литературной нормой. Есть нормы лексические, произносительные, орфографические, словообразовательные и грамматические.

    Литературные нормы складываются на протяжении длительной истории языка: из общенациональных языковых средств отбираются наиболее употребительные, которые в сознании говорящих оцениваются как самые правильные и обязательные для всех.

    Литературно-языковые нормы закреплены в словарях, в справочной и учебной литературе, они обязательны для радио и телевидения, массовой печати, зрелищных предприятий и являются предметом и целью школьного обучения русскому языку, а также преподавания лингвистических дисциплин в вузах.

    Процесс фиксации нормы, т. е. внесение определенных правил употребления языковых средств в словари и справочники, называется кодификацией. Языковая система имеет уровневое строение, в зависимости от уровня языка выделяются различные типы норм и соответственно типы словарей: нормы произношения и ударения фиксируются в орфоэпических и акцентологических словарях, нормы словоупотребления – в толковых и фразеологических словарях, словарях синонимов, антонимов, паронимов и т. д., морфологические и синтаксические нормы – в специальных справочниках и грамматиках.

    Следует отметить также, что кодификация  – длительный трудоемкий процесс, который  в современной экономической  ситуации становится еще более сложным, поэтому часто словари не успевают отражать изменения  в современной языковой системе и некоторые случаи, требующие разъяснения, остаются без интерпретации специалистов (например, в современные словари еще не вошло активно употребляемое слово транкинг, значение которого нам приходится определять самим, опираясь на средства массовой информации). 
 
 
 
 
 
 

11. Фонетика как раздел языкознания.

    Фонетика (греч. phone – звук) - раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку). В отличие от других лингвистических дисциплин, Ф. исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений.

    Подходы изучения звуков:

    1) анатомо-физиологический (артикуляционный)

    2) акустический (физический)

    3) функциональный аспект (фонологический)

    Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные.

    Сегментные  единицы — единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).

  • Фонетическая фраза — отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.
  • Синтагма (речевой такт— отрезок фонетической фразы, характеризуется особой интонацией и тактовым ударением. Паузы между тактами не обязательны (или короткие), тактовое ударение не очень интенсивно.
  • Фонетическое слово (ритмическая структура— часть фразы, объединенная одним словесным ударением.
  • Слог — наименьшая единица речевой цепочки.
  • Звук — минимальная фонетическая единица.

    Суперсегментные единицы (интонационные средства) — единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).

  • Ударение — выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука.
  • Тон — ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала.
  • Темп — скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени.
  • Длительность — время звучания сегмента речи.

    Фонетика  делится на общую, сравнительную, историческую и описательную.

  • Общая фонетика рассматривает закономерности, характерные для звукового строя всех мировых языков. Исследует строение речевого аппарата человека и использование его в разных языках при образовании звуков речи, рассматривает закономерности изменения звуков в речевом потоке, устанавливает классификацию звуков, соотношение звуков и абстрактных фонетических единиц — фонем, устанавливает общие принципы членения звукового потока на звуки, слоги и более крупные единицы.
  • Сравнительная фонетика сопоставляет звуковой строй языка с другими языками. Сопоставление чужого и родного языков в первую очередь нужно для того, чтобы увидеть и усвоить особенности чужого языка. Но такое сопоставление проливает свет и на закономерности родного языка. Иногда сравнение родственных языков помогает проникнуть вглубь их истории.
  • Историческая фонетика прослеживает развитие языка на протяжении довольно длительного периода времени (иногда со времени появления одного конкретного языка — его отделения от праязыка).
  • Описательная фонетика рассматривает звуковой строй конкретного языка на определенном этапе (чаще всего фонетический строй современного языка).

12. Грамматическое значение и грамматические способы (средства) его выражения.

    Большинство слов обладает двумя значениями: лексическим  и грамматическим. Лексическое значение индивидуально для каждого слова.

    Грамматическое  значение - обобщенное, отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее в языке свое регулярное (стандартное) выражение.

    В области морфологии это общие  значения слов как частей речи (напр., значения предметности у существительных, процессуальное у глаголов), а также  частные значения словоформ и слов в целом, противопоставляемые друг другу в рамках морфологических категорий (например, значения того или иного времени, лица, числа, рода).

    Грамматических способов для всех языков существует 9:

1. 1-ая группа – аффиксация (присоединение того или иного аффикса к корню, в результате чего изменяется грамматическое значение;

2-ая  группа – способы функционально  равнозначные аффиксам:

2. флексия - внешняя (окончания) и внутренняя (значимые чередования гласных (реже согласных) в корне: foot - feet);

3. супплетивизм  - при сохранении одного и того же лексического, но разных грамматических значений используются разные корни

4. редупликация (повтор) – одно и то же слово/корень повторяется дважды, чтобы выразить грамматическое значение (малазийский яз.: аранк – человек; аранк-аранк – люди)

5. сложение – объединение двух корней в одну лексиму (паровоз, footprint)

6. порядок слов

7. интонация

8. ударение

9. служебные слова 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

13. Стилистическая дифференциация литературных языков. Стили функциональные, стили исторические и т.д. Учение о трех стилях.

    Функциональные  стили — исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.

    Научный стиль — стиль научных сообщений. Сфера использования - наука. Основная функция — сообщение информации, а также доказательство ее истинности. Характерно наличие малых терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики. Жанры - научная статья, учебная литература, монография, школьное сочинение и т. д. Основные черты этого стиля подчёркнутая логичность, доказательность, точность (однозначность), отвлечённость, обобщённость.

    Официально-деловой  стиль используется в сфере законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности. Этот стиль служит для оформления документов: законов, приказов, постановлений, характеристик, протоколов, расписок, справок. Этот стиль существует исключительно в письменной форме речи. Основная функция официально-делового стиля — информационная (передача информации). Характерно наличие речевых клише, широкое использование терминологии и номенклатурных наименований, сложных несокращенных слов, аббревиатур.

    Публицистический  стиль служит для воздействия на людей через СМИ. Встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, фельетона, интервью и характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. Употребляется в сферах политико-идеологических, общественных и культурных отношений.

    Разговорный стиль служит для непосредственного общения по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. Часто используется разговорная и просторечная лексика. Форма реализации стиля – диалог. Используется в устной речи. В этом стиле большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка. Языковые средства разговорного стиля: эмоциональность, слова с суффиксами субъективной оценки; употребление неполных предложений, вводных слов, слов-обращений, междометий, модальные частицы, повторов и т.д.

    Художественный  стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства.

      Учение о трех стилях – высоком, среднем и низком – было развито М. В. Ломоносовым. Суть «Теории трех штилей» состояла в том, что все средства книжного и разговорного языка были разделены по трем разрядам. Для каждого литературного жанра была указана мера употребления народных и книжных (для того времени – церковно-книжных) слов и выражений.

Информация о работе Введение в языкознание