Введение в языкознание

Автор: b********@bk.ru, 25 Ноября 2011 в 14:10, шпаргалка

Описание работы

Языкознание как наука. Место языкознания в системе наук. Основные разделы языкознания.
Языкознание – наука о естественном человеческом языке и вообще обо всех языках мира как индивидуальных его представителях. Различают наиболее общие и частные разделы языкознания. Один из крупных разделов Я – общее Я – занимается свойствами, присущими любому языку, и отличается от используемых им частных языковедческих дисциплин, которые выделяются в Я по своему предмету – либо по отдельному языку (русистика), либо по группе родственных языков (романистика).

Работа содержит 1 файл

Ответы.doc

— 818.50 Кб (Скачать)

    Актуальному членению подвергаются все типы и виды предложений, в составе которых больше одного слова. Чем больше слов в предложении (простом и сложном), чем сложнее его синтаксическая структура, тем больше возможностей его различной актуализации, тем сложнее сами правила актуального членения предложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Фонология как раздел языкознания. Понятие фонемы и  фонологических оппозиций.

    Фонология (от греч. phone – звук), раздел языкознания, наука о звуковом строе языка, изучающая строение и функционирование мельчайших незначимых единиц языка (слогов, фонем).

    Ф. отличается от фонетики тем, что в центре её внимания находятся не сами звуки как физическая данность, а та роль, которую они выполняют в речи как компоненты более сложных значимых единиц – морфем, слов. Основной единицей Ф. является фонема, основным объектом исследования – противопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка.

    Фонема (от греч. phonema – звук) - основная единица звукового строя языка, предельный элемент, выделяемый линейным членением речи. Прежде всего, фонема - это элемент морфем, вне которых она немыслима. Фонема обладает рядом признаков.

    Дифференциальные (различительные) признаки фонемы - практически любая акустико-артикуляционная характеристика звука: например, степень участия голоса, характер, место и способ образования преграды на пути воздушной струи, долгота или краткость гласного или согласного и т. д. — лишь бы эта характеристика служила противопоставлению хотя бы двух фонологических единиц.(например, признак твердости/мягкости согласных: кон – конь).

    Интегральные (общие) признаки фонемы - признаки фонемы, не участвующие в противопоставлении данной фонемы другим фонемам.

    По  различительным признакам фонемы образуют оппозиции (противопоставления).

    Фонологические  противопоставления (оппозиции) - две единицы считаются противопоставленными, если существуют так называемые минимальные пары, то есть пары слов, не различающиеся ничем, кроме данных двух единиц (например, в русском: том — дом — ком — ром — сом —лом). Если два данных фона вступают в такую оппозицию, они относятся к разным фонемам. 
Н. С. Трубецкой в книге «Основы фонологии» описывает несколько принципов классификации оппозиций. Наибольшую известность получила классификация, связанная с характером участвующих в противопоставлении дистинктивных признаков:

    Привативные оппозиции - оппозиции, в которых один из членов обладает указанным свойством, а другой — нет. Примером может служить противопоставление по звонкости/глухости: звонкому согласному присуща вибрация голосовых связок, а глухому — нет. Член привативной оппозиции, которому присуще наличие признака, называется маркированным (тот, у которого признак отсутствует, соответственно, немаркированным);

    Эквиполентные оппозиции - оппозиции, в которых оба значения дистинктивного признака логически равноправны, ни одно из них не является простым отрицанием другого. Типичный пример эквиполентной оппозиции — противопоставление разных локальных рядов (место образования согласных);

    Градуальные оппозиции - оппозиции, члены которых различаются степенью проявления какого-либо признака. Таковы, например, противопоставления по подъёму у гласных или оппозиция кратких, полудолгих и долгих гласных.

    Кроме того, Трубецкой проводил классификацию  фонологических оппозиций и по другим критериям: например, одномерные и многомерные (по числу участвующих в противопоставлении признаков).  

  1. Разновидности звуко-буквенного письма.

    Буквенно-звуковое письмо - тип письма, в котором каждый графический знак обозначает, как правило, отдельный звук (фонему).

    Буквенно-звуковое письмо подразделяется на:

консонантно-звуковое письмо – передает только согласные;   
вокализованно-звуковое письмо – передает согласные и гласные звуки.

    Консонантное  письмо является переходным от слогового письма к полностью фонетическому. Примерами полностью консонантного письма могут служить угаритская и финикийская письменности, примерами частично консонантного — современные еврейское и арабское письмо, содержащие знаки для некоторых гласных (матрес лекционис), примером слогового консонантного со связанными (не имеющими отдельного знака) гласными — индийский деванагари. Гласные, не выражаемые матрес лекционис, могут обозначаться в тексте необязательными диакритическими знаками (огласовка).

    В иностранной литературе системы  консонантного письма называют также  абджадами, по названию алфавита в арабском языке — «абджадия».

    Термин  абджад предложен Питером Дэниэлсом (Peter T. Daniels), наряду с абугида. Под ним исследователь подразумевает собственно консонантное письмо, в то время как второй соответствует силлабическому.

    Буквенно-звуковое письмо в общеисторическом плане сформировалось позже слогового; в чистом виде консонантно-звуковое письмо появилось со второй половины II тысячелетия, а вокализованно-звуковое — с начала I тысячелетия до н.э. Такое позднее появление буквенно-звукового письма обусловлено тем, что письмо это, предполагает еще более развитую способность к разложению речи на простейшие ее элементы — звуки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Лексикология  как раздел языкознания.

    Лексикология (от греч. lexikos — относящийся к слову) - раздел языкознания, в котором исследуется словарный состав языка, его лексика. Предметом изучения Л являются: слово и его значение; система взаимоотношений слов; история формирования современной лексики и функционально-стилевое различие слов в разных сферах речи. Лексикологию интересует предметное содержание слова - лексическое значение.

    Аспекты лексикологии:

    1. Общая - изучает лексику разных языков, выявляет универсалии и общие закономерности. Частная - исследует словарный состав одного языка.

    2. Описательная (синхроническая) - изучает лексику одновременно сосуществующую. Историческая (диахроническая) - изучает словарный состав в процессе формирования и развития.

    3. Сопоставительная - лексика разных языков сопоставляется для выявления сходств и различий.

    4. Практическая - необходима для практического овладения языком. Теоретическая - дает научное освещение понятий.

    Лексическое значение слова – форма отражения  в сознании говорящего реалий объективной  действительности. Бывает:

узуальным (первичным) – основное значение слова, которое в словарях дается первым.

переносным (вторичным) – появляется в результате того или иного вида переноса наименования с одного предмета на другой.

    Разделы лексикологии:

    Фразеология — наука об устойчивых сочетаниях слов.

    Этимология — раздел исторического языкознания, который изучает происхождение слов.

    Лексикография — теория и практика составления словарей.

    Семантика — наука о плане содержания языковых единиц. 

    Лексикология  связана с дисциплинами:

    1) лингвистические - грамматика, словообразование, фонетика, семантика, историческая лексикология, стилистика, диалектология, социолингвистика.

    2) общие - философия, логика, психология, история культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие и соотношение  языка и речи.

    Язык – это социально предназначенная система знаков, естественно возникшая в человеческом обществе, которая служит важнейшим средством коммуникации.

    Знаковая  система языка состоит в установлении соответствия между множеством звучаний (планом выражения) и совокупностью  значений (планом содержания).

    Язык  существует в двух формах: звуковой и письменной. Звуковая форма является первичной по отношению к письменной.

    Речь – это конкретное говорение, происходящее в устной или письменной форме, реализация которого осуществляется за счет использования средств языка. 

    Наиболее четко разграничил эти понятия Фердинанд де Соссюр в своем «Курсе общей лингвистики». Обобщая соотносительные признаки языка и речи, наиболее часто упоминающиеся в лингвистической литературе, представим их в виде таблицы 1, чтобы нагляднее продемонстрировать различие этих понятий:

    Проблема  соотношение функций языка и функций речи решается разными лингвистами неодинаково: одни ученые используют термин «функция» применительно к языку, другие – к речи, а третьи прибегают то к термину «функции речи», то к термину «функции языка». Названные термины нельзя считать полностью тождественными. Функции речи не являются независимыми от функций языка, т.е. самостоятельными: специфика функций языка и речи состоит в том, что язык определяется как средство, а речь – как процесс. На основании этого можно выделить следующие функции языка и речи:

    Функции языка:

    1. Средство общения (в зависимости  от адресата общения выделяются  разновидности этой функции: коммуникативная  (средство общения с людьми) и  магическая (средство общения с богом или силами природы)).

    2. Средство создания словесных  художественных образов.

    3. Средство выражения эмоций, внутренних  состояний человека и воли.

    4. Средство познания.

    5. Средство порождения новых единиц  языковых подсистем.

    6. Средство накопления и хранения  общественного опыта и знаний.

    Функции речи:

    1. Осуществление процесса общения  (разновидности функции: коммуникативная  (осуществление процесса общения  с людьми) и магическая (осуществление  процесса общения с богом или  силами природы)).

    2. Осуществление процесса создания  художественных образов, произведений (эстетическая функция).

    3. Осуществление процесса выражения  эмоций, внутренних состояний человека  и воли.

    4. Осуществление процессов познания.

    5. Осуществление процессов порождения новых единиц языковых подсистем.

    6. Осуществление процесса накопления  и хранения общественного опыта  и знаний.

    Таким образом, язык и речь - не разные явления, а разные стороны одного явления. Все лингвистические единицы  являются единицами языка и речи: одной стороной они обращены к языку, другой - к речи. 
 
 
 
 
 

  1. Типология языков. Морфологическая  классификация языков.

    Типология — раздел лингвистики, занимающийся выяснением наиболее общих закономерностей различных языков, не связанных между собой общим происхождением или взаимным влиянием.

    Типологический  анализ можно вести на уровне звука (фонетическая и фонологическая типология), на уровне слова (морфологическая типология), предложения (синтаксическая типология) и надсинтаксических структур (типология текста или дискурса).

    Наиболее разработанной является морфологическая типология языков. В ее основу кладется способ соединения морфем (морфемика), типичный для того или иного языка.

    Обычно выделяют следующие типы языков:

  • Флективные (фузионные) языки — например, славянские или балтийские. Для них характерны полифункциональность грамматических морфем, наличие фонетических явлений на их стыках, фонетически не обусловленные изменения корня, большое число фонетически и семантически не мотивированных типов склонения и спряжения.
  • Агглютинативные (агглютинирующие) языки — например, тюркские или языки банту. Для них характерны развитая система словообразовательной и словоизменительной аффиксации, отсутствие фонетически не обусловленных вариантов морфем, единый тип склонения и спряжения, грамматическая однозначность аффиксов, отсутствие значимых чередований.
  • Изолирующие (аморфные) языки — например, китайский, бамана, большинство языков Юго-Восточной Азии (мяо-яо, тай-кадайские и др.). Для них характерно отсутствие словоизменения, грамматическая значимость порядка слов, слабое противопоставление знаменательных и служебных слов.
  • Инкорпорирующие (полисинтетические) языки — например, чукотско-камчатские или многие языки Северной Америки. Для них характерна возможность включения в состав глагола-сказуемого других членов предложения (чаще всего прямого дополнения, реже подлежащего непереходного глагола), иногда с сопутствующим морфонологическим изменением основ; например, в чукотском языке Ытлыгэ тэкичгын рэннин 'Отец мясо принес', где прямое дополнение выражено отдельным словом, но Ытлыгын тэкичгырэтгъи букв.: 'Отец мясо-принес' — во втором случае прямое дополнение инкорпорируется в состав глагола-сказуемого, то есть образует с ним одно слово. Термин «полисинтетические», однако, чаще применяется к таким языкам, в которых глагол может согласовываться одновременно с несколькими членами предложения, например в абхазском языке и-л-зы-л-гоит, буквально 'это-ей-для-она-берет', то есть 'она у нее это отнимает'.

Информация о работе Введение в языкознание