Автор: b********@bk.ru, 25 Ноября 2011 в 14:10, шпаргалка
Языкознание как наука. Место языкознания в системе наук. Основные разделы языкознания.
Языкознание – наука о естественном человеческом языке и вообще обо всех языках мира как индивидуальных его представителях. Различают наиболее общие и частные разделы языкознания. Один из крупных разделов Я – общее Я – занимается свойствами, присущими любому языку, и отличается от используемых им частных языковедческих дисциплин, которые выделяются в Я по своему предмету – либо по отдельному языку (русистика), либо по группе родственных языков (романистика).
Актуальному
членению подвергаются все типы и виды
предложений, в составе которых больше
одного слова. Чем больше слов в предложении
(простом и сложном), чем сложнее его синтаксическая
структура, тем больше возможностей его
различной актуализации, тем сложнее сами
правила актуального членения предложения.
Фонология (от греч. phone – звук), раздел языкознания, наука о звуковом строе языка, изучающая строение и функционирование мельчайших незначимых единиц языка (слогов, фонем).
Ф. отличается от фонетики тем, что в центре её внимания находятся не сами звуки как физическая данность, а та роль, которую они выполняют в речи как компоненты более сложных значимых единиц – морфем, слов. Основной единицей Ф. является фонема, основным объектом исследования – противопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка.
Фонема (от греч. phonema – звук) - основная единица звукового строя языка, предельный элемент, выделяемый линейным членением речи. Прежде всего, фонема - это элемент морфем, вне которых она немыслима. Фонема обладает рядом признаков.
Дифференциальные (различительные) признаки фонемы - практически любая акустико-артикуляционная характеристика звука: например, степень участия голоса, характер, место и способ образования преграды на пути воздушной струи, долгота или краткость гласного или согласного и т. д. — лишь бы эта характеристика служила противопоставлению хотя бы двух фонологических единиц.(например, признак твердости/мягкости согласных: кон – конь).
Интегральные (общие) признаки фонемы - признаки фонемы, не участвующие в противопоставлении данной фонемы другим фонемам.
По различительным признакам фонемы образуют оппозиции (противопоставления).
Фонологические
противопоставления (оппозиции) -
две единицы считаются противопоставленными,
если существуют так называемые минимальные
пары, то есть пары слов, не различающиеся
ничем, кроме данных двух единиц (например,
в русском: том — дом — ком — ром — сом —лом).
Если два данных фона вступают в такую
оппозицию, они относятся к разным фонемам.
Н. С. Трубецкой в книге «Основы фонологии»
описывает несколько принципов классификации
оппозиций. Наибольшую известность получила
классификация, связанная с характером
участвующих в противопоставлении дистинктивных
признаков:
Привативные оппозиции - оппозиции, в которых один из членов обладает указанным свойством, а другой — нет. Примером может служить противопоставление по звонкости/глухости: звонкому согласному присуща вибрация голосовых связок, а глухому — нет. Член привативной оппозиции, которому присуще наличие признака, называется маркированным (тот, у которого признак отсутствует, соответственно, немаркированным);
Эквиполентные оппозиции - оппозиции, в которых оба значения дистинктивного признака логически равноправны, ни одно из них не является простым отрицанием другого. Типичный пример эквиполентной оппозиции — противопоставление разных локальных рядов (место образования согласных);
Градуальные оппозиции - оппозиции, члены которых различаются степенью проявления какого-либо признака. Таковы, например, противопоставления по подъёму у гласных или оппозиция кратких, полудолгих и долгих гласных.
Кроме
того, Трубецкой проводил классификацию
фонологических оппозиций и по другим
критериям: например, одномерные и многомерные
(по числу участвующих в
Буквенно-звуковое письмо - тип письма, в котором каждый графический знак обозначает, как правило, отдельный звук (фонему).
Буквенно-звуковое письмо подразделяется на:
консонантно-звуковое
письмо – передает только согласные;
вокализованно-звуковое
письмо – передает согласные и гласные
звуки.
Консонантное письмо является переходным от слогового письма к полностью фонетическому. Примерами полностью консонантного письма могут служить угаритская и финикийская письменности, примерами частично консонантного — современные еврейское и арабское письмо, содержащие знаки для некоторых гласных (матрес лекционис), примером слогового консонантного со связанными (не имеющими отдельного знака) гласными — индийский деванагари. Гласные, не выражаемые матрес лекционис, могут обозначаться в тексте необязательными диакритическими знаками (огласовка).
В иностранной литературе системы консонантного письма называют также абджадами, по названию алфавита в арабском языке — «абджадия».
Термин абджад предложен Питером Дэниэлсом (Peter T. Daniels), наряду с абугида. Под ним исследователь подразумевает собственно консонантное письмо, в то время как второй соответствует силлабическому.
Буквенно-звуковое
письмо в общеисторическом плане сформировалось
позже слогового; в чистом виде консонантно-звуковое
письмо появилось со второй половины II
тысячелетия, а вокализованно-звуковое
— с начала I тысячелетия до н.э. Такое
позднее появление буквенно-звукового
письма обусловлено тем, что письмо это,
предполагает еще более развитую способность
к разложению речи на простейшие ее элементы
— звуки.
Лексикология (от греч. lexikos — относящийся к слову) - раздел языкознания, в котором исследуется словарный состав языка, его лексика. Предметом изучения Л являются: слово и его значение; система взаимоотношений слов; история формирования современной лексики и функционально-стилевое различие слов в разных сферах речи. Лексикологию интересует предметное содержание слова - лексическое значение.
Аспекты лексикологии:
1. Общая - изучает лексику разных языков, выявляет универсалии и общие закономерности. Частная - исследует словарный состав одного языка.
2. Описательная (синхроническая) - изучает лексику одновременно сосуществующую. Историческая (диахроническая) - изучает словарный состав в процессе формирования и развития.
3. Сопоставительная - лексика разных языков сопоставляется для выявления сходств и различий.
4. Практическая - необходима для практического овладения языком. Теоретическая - дает научное освещение понятий.
Лексическое значение слова – форма отражения в сознании говорящего реалий объективной действительности. Бывает:
узуальным (первичным) – основное значение слова, которое в словарях дается первым.
переносным (вторичным) – появляется в результате того или иного вида переноса наименования с одного предмета на другой.
Разделы лексикологии:
Фразеология — наука об устойчивых сочетаниях слов.
Этимология — раздел исторического языкознания, который изучает происхождение слов.
Лексикография — теория и практика составления словарей.
Семантика —
наука о плане содержания языковых единиц.
Лексикология связана с дисциплинами:
1) лингвистические - грамматика, словообразование, фонетика, семантика, историческая лексикология, стилистика, диалектология, социолингвистика.
2)
общие - философия, логика, психология,
история культуры.
Язык – это социально предназначенная система знаков, естественно возникшая в человеческом обществе, которая служит важнейшим средством коммуникации.
Знаковая
система языка состоит в
Язык существует в двух формах: звуковой и письменной. Звуковая форма является первичной по отношению к письменной.
Речь – это конкретное говорение, происходящее в устной или письменной форме, реализация которого осуществляется за счет использования средств языка.
Наиболее четко разграничил эти понятия Фердинанд де Соссюр в своем «Курсе общей лингвистики». Обобщая соотносительные признаки языка и речи, наиболее часто упоминающиеся в лингвистической литературе, представим их в виде таблицы 1, чтобы нагляднее продемонстрировать различие этих понятий:
Проблема соотношение функций языка и функций речи решается разными лингвистами неодинаково: одни ученые используют термин «функция» применительно к языку, другие – к речи, а третьи прибегают то к термину «функции речи», то к термину «функции языка». Названные термины нельзя считать полностью тождественными. Функции речи не являются независимыми от функций языка, т.е. самостоятельными: специфика функций языка и речи состоит в том, что язык определяется как средство, а речь – как процесс. На основании этого можно выделить следующие функции языка и речи:
Функции языка:
1.
Средство общения (в
2. Средство создания словесных художественных образов.
3. Средство выражения эмоций, внутренних состояний человека и воли.
4. Средство познания.
5.
Средство порождения новых
6.
Средство накопления и
Функции речи:
1.
Осуществление процесса
2.
Осуществление процесса
3.
Осуществление процесса
4.
Осуществление процессов
5.
Осуществление процессов
6.
Осуществление процесса
Таким
образом, язык и речь - не разные явления,
а разные стороны одного явления.
Все лингвистические единицы
являются единицами языка и речи:
одной стороной они обращены к языку, другой
- к речи.
Типология — раздел лингвистики, занимающийся выяснением наиболее общих закономерностей различных языков, не связанных между собой общим происхождением или взаимным влиянием.
Типологический анализ можно вести на уровне звука (фонетическая и фонологическая типология), на уровне слова (морфологическая типология), предложения (синтаксическая типология) и надсинтаксических структур (типология текста или дискурса).
Наиболее разработанной является морфологическая типология языков. В ее основу кладется способ соединения морфем (морфемика), типичный для того или иного языка.
Обычно выделяют следующие типы языков: