Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:12, курсовая работа
Многие из нас в детстве развлекались тем, что прикладывали к глазам цветные
стеклышки: вот синее стекло - мир становится серьезным, строгим, печальным;
желтое - непроизвольно хочется улыбнуться, все кажется праздничным, даже если
день пасмурный. Несерьезное, бессмысленное занятие?
Со времен И. Ньютона цвет почти утратил свои магические, ритуальные функции.
Когда-то цвета считались, чуть ли не божествами, но объективная наука
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................3
ГЛАВА 1. ЦВЕТ И МАГИЯ У ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ....................................5
1.1. БЕЛЫЙ.....................................................................5
1.2. ЧЕРНЫЙ....................................................................7
1.3. КРАСНЫЙ...................................................................9
ГЛАВА 2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И КИТАЕ...........................11
2.1. ИНДИЯ....................................................................11
2.2. КИТАЙ....................................................................12
ГЛАВА 3. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ ДРЕВНИХ НАРОДОВ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА, ЦЕНТРАЛЬНОЙ
АЗИИ И ЕГИПТА 14
ГЛАВА 4. АНТИЧНОСТЬ...........................................................15
ГЛАВА 5. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ........................................................17
5.1. ЦВЕТОВЫЕ СИМВОЛЫ ХРИСТИАНСТВА............................................17
5.2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА ИСЛАМА................................................19
ГЛАВА 6. РЕНЕССАНС............................................................21
ГЛАВА 7. ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИКИ В 17-19 ВЕКАХ..................23
7.1. УЧЕНИЕ О ЦВЕТЕ Й.В. ГЕТЕ.................................................24
7.2. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ В ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ.................................28
ГЛАВА 8. ДВАДЦАТЫЙ ВЕК........................................................29
8.1. "ЯЗЫК КРАСОК" В.КАНДИНСКОГО..............................................30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТЧНИКОВ......
процессов), верна и в отношении других цветов.
На фоне подобной "политизации" цвета в начале 20 века контрастными выглядят
размышления П. Флоренского о цветовой символике небесных знамений. Флоренский
выделяет три первоцвета, через которые София предстает людям и которые
символизируют три ее ипостаси. Сине-фиолетовая София - мировая душа, духовная
суть мира. Красно-розовая - образ Божий для твари, явление Бога на земле.
Зелено-золотистая - ни к Богу, ни от Бога, а вокруг него. Ранее Гегель также
связывал цвета с характером явлений Девы Марии людям. В качестве царицы
небесной она предстает в красной мантии, а как мать - в синей.
В недолгой истории психологии цвета одно из самых видных мест занимает вслед
за "Учением о цвете" работа выдающегося русского живописца В. Кандинского "О
духовном в искусстве".
8.1. "ЯЗЫК КРАСОК"
В.КАНДИНСКОГО
В разделе "Действие красок" В. Кандинский писал: "Если блуждать взглядом по
палитре красок, то возникает два главных последствия - рождается чисто
физическое воздействие и ... психическое воздействие". Под первым Кандинский
понимал известные феномены физиологии цветового зрения, например, индукции,
контраста и т.д. Психическое воздействие, по Кандинскому, рождает "вибрацию
души". Как и Гете, Кандинский подходил к изучению цвета субъективно. Чтобы
понять, как действует цвет, Кандинский советовал сначала сконцентрировать
внимание на изолированной краске.
Центральным положением концепции Кандинского можно считать утверждение о двух
факторах, определяющих психологическое воздействие цвета: "тепло-холод" и
"светлота-темнота". В результате рождаются четыре возможных "звука" красок.
Первый фактор связан с отношением желтый - синий. Оба этих цвета, в
терминологии Кандинского, связаны с т.н. "горизонтальным движением": желтый
"движется" навстречу зрителю, а синий - от него. Второй фактор - это
отношение белого и черного. Здесь Кандинский также говорит о движении, но о
"статической" его форме.
Кроме "горизонтального движения", у желтого с синим есть еще "центробежное"
(желтый) и "центростремительное" (синий). Кандинский образно сравнивает синий
с домиком улитки.
Вслед за Гете, Кандинский связывает с красками "активной стороны" (желтым,
красным и оранжевым) идеи радости, торжества и богатства. Основную роль, при
этом, он отводит желтому. Однако, если желтый сделать "холоднее"
(прибавлением синего), краска становится зеленоватой и теряет в двух своих
"движениях". Рождается
болезненное ощущение
Кандинский сравнивает такой цвет с раздраженным человеком, которому мешают.
Интенсивная желтая краска беспокоит человека, колет, возбуждает, действует на
душу нагло и навязчиво. Его (желтый) можно сравнить со звуком трубы. Через
"охлаждение" желтый становится болезненным и является красочным выражением
(символом) безумия, но не меланхолии, а припадка яркого безумия, слепого
бешенства. Это подобно безумной расточительности последних летних сил в яркой
осенней листве, рождающей краски безумной мощи. Желтый, по выражению
Кандинского, "земная краска" т.к. его нельзя углубить.
Синий - "небесная краска", зовет человека к бесконечному. Здесь мы наблюдаем
"движение" от
человека и к центру. Очень
углубленный синий выражает
опущенный (еще один термин Кандинского) до черного - печаль. Светлое синее
становится равнодушным и безразличным к человеку. Чем светлее синий, тем он
беззвучнее. В то же время, средне-синий, по Кандинскому, символизирует звук
флейты, темно-синий - виолончель, а наиболее углубленный - орган.
Из смешивания желтого и синего рождается зеленая краска. В ней как бы
сокрыты, парализованы силы желтого и синего. Это самая покойная краска. Здесь
нет движения, нет звучания, - ни радости, ни печали, ни страсти. Зеленый цвет
никуда не зовет. Благотворно действует на уставшего человека, но может и
быстро прискучить (ср. выражение "тоска зеленая"). Главное значение абсолютно
зеленого - пассивность. В духе политической символики, Кандинский связывает
зеленый с буржуазией (пассивной, обывательской ее частью). Зеленый - это
нечто "жирное" и самодовольное. Как главный тон лета, зеленый - символ
природы, погруженной в самодовольный покой. При добавлении желтого, зеленый
оживляется, становится "моложе, веселее". И, наоборот, вместе с синим он
приобретает серьезность, вдумчивость. При усветлении (добавлении белого) или
утемнении (черного) зеленый "сохраняет свой элементарный характер равнодушия
и покоя" (с. 48). Белый усиливает аспект "равнодушия", а черный - "покоя".
Средние тона скрипки, по Кандинскому, выражаются зеленым цветом.
Белый для Кандинского - символ мира, где исчезли все краски, все материальные
свойства и субстанции. Этот мир стоит так высоко над человеком, что ни один
звук не доходит оттуда. Белый - это великое молчание, холодная, бесконечная
стена, музыкальная пауза, временное, но не окончательное завершение. Это
молчание не мертво, но полно возможностей и может быть понято как "ничто",
предшествующее началу и рождению (ср. значение белого у Ндембу, как символа
нового рождения).
В отличие от белого, черный - "ничто" без возможностей, мертвое ничто, вечное
молчание без будущего, законченная пауза и развитие. За этим следует рождение
нового мира. Черный - окончание, погасший костер, нечто бездвижное, как труп,
молчание тела после смерти, самая беззвучная краска.
Белые одежды выражают чистую радость и непорочную чистоту, а черные -
величайшую, глубочайшую печаль и смерть. Белый и черный находят (как и желтый
с синим) равновесие между собой в сером. Это также беззвучная и бездвижная
краска. Кандинский называет серый "безутешной неподвижностью". Особенно это
касается темно-серого, который действует еще более безутешно и удушающе.
Говоря о красном, Кандинский характеризует его, как живой, жизненный,
беспокойный цвет, но, в отличие желтого, не легкомысленный. Красный выражает
мужественную зрелость, силу, энергию, решимость, триумф, радость (особенно
светло-красный) и ему соответствует звук фанфар. Киноварь - равномерно
пламенеющая страсть, уверенная в себе сила, "пылает" внутри себя. Здесь нет
безумия желтого. Цвет, особо любимый народом. Углубление красного приводит к
снижению его активности. Но остается внутренняя раскаленность, предчувствие
будущей активности.
Охлажденный красный - фиолетовый, характеризуется Кандинским как болезненный
звук, нечто погашенное и печальное, и связывается со звучанием фагота и
свирели.
Соединение красного с желтым (оранжевый) сохраняет серьезность красного.
Красный с зеленым и фиолетовый с оранжевым составляют третью и четвертую
цветовые пары, вслед за желтым - синим и белым с черным.
В другой своей книге "Текст художника. Ступени" Кандинский связывает свой
интерес к краскам с ранними детскими впечатлениями от цвета. В возрасте 3-х
лет первыми "впечатлившими" цветами для него были светло-сочно зеленый,
белый, кармин, черный и желтое охры. Интересно, что у Гете, как он сам
отмечает, также решающую роль сыграли детские впечатления в том, что он в
зрелые годы начал изучать психологию цветового воздействия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данный обзор истории развития содержания и форм цветовых символов является
далеко не полным. Но автор и не ставил перед собой такой задачи. Целями,
поставленными в первой главе, было, во-первых, показать глубокую и
неслучайную связь цветовой символики с различными пластами человеческого
сознания и общественно-
охарактеризовать основные этапы развития цветового символизма.
Первый из них - "космологический" (мифологический), включает в себя цветовую
символику первобытных народов, древнего мира и античности (цвет как символ
мировых сил, стихий и начал). Второй - "религиозный" (богословский), - от
поздней античности до эпохи Возрождения (свет и цвет, как атрибуты
божественного). И, наконец, третий - "социально-психологический", Ренессанс -
двадцатый век (цветовая
символика общественно-
индивидуально-психологических процессов и явлений).
Несмотря на то, что, на протяжении человеческой истории содержание цветовых
символов претерпело немалые изменения - менялась их трактовка и отношение к
ним, - ядро цветовой символики оставалось неизменным. Речь идет о той части
содержания цветового символа, которая остается даже в том гипотетическом
случае, когда цвет лишается всех своих внешних, предметных ассоциаций.
Последние зависят от культурных традиций и опыта. Но и без них цвет не
лишается своего "первоначального" смысла и не превращается в фикцию. Как
писал В. Ван Гог: "краски сами по себе что-то выражают". Иными словами, цвет
- не "чистая доска",
на которую человек волен
вздумается. Цвет вызывает определенные и специфические изменения в
психическом мире человека, интерпретация которых порождает то, что мы
называем цветовыми ассоциациями и символами, впечатлениями от цвета. Как
указывает А.Ф. Лосев: "никто, никогда не воспринимает цвет без этих и
подобных впечатлений... красный цвет вызывает возбуждение, именно он, а не мы
сами. Возбужденность - его объективное свойство".
Повторяя избитое сравнение, можно сказать, что цветовая символика - лишь
только верхняя часть айсберга всех тех взаимосвязей и отношений между цветом
и человеческой психикой. Основанием его являются объективные законы цветового
воздействия на человека.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТЧНИКОВ
1. Аристотель. Собр. Соч.: Т. 1. М., 1976.
2. Бонгард-Левин Г.В. Древнеиндийская цивилизация. М., 1980.
3. Гете И.В. Трактат о цвете. //Избранные сочинения по естествознанию. М., 1957.
4. Кандинский В. О духовном в искусстве. //К выставке в залах Государственной
Третьяковской галереи. М., 1989.
5. Керлот Х.Э. Словарь символов. М., 1994.
6. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
7. Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, 1984. 286 с.