Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:12, курсовая работа
Многие из нас в детстве развлекались тем, что прикладывали к глазам цветные
стеклышки: вот синее стекло - мир становится серьезным, строгим, печальным;
желтое - непроизвольно хочется улыбнуться, все кажется праздничным, даже если
день пасмурный. Несерьезное, бессмысленное занятие?
Со времен И. Ньютона цвет почти утратил свои магические, ритуальные функции.
Когда-то цвета считались, чуть ли не божествами, но объективная наука
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................3
ГЛАВА 1. ЦВЕТ И МАГИЯ У ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ....................................5
1.1. БЕЛЫЙ.....................................................................5
1.2. ЧЕРНЫЙ....................................................................7
1.3. КРАСНЫЙ...................................................................9
ГЛАВА 2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И КИТАЕ...........................11
2.1. ИНДИЯ....................................................................11
2.2. КИТАЙ....................................................................12
ГЛАВА 3. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ ДРЕВНИХ НАРОДОВ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА, ЦЕНТРАЛЬНОЙ
АЗИИ И ЕГИПТА 14
ГЛАВА 4. АНТИЧНОСТЬ...........................................................15
ГЛАВА 5. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ........................................................17
5.1. ЦВЕТОВЫЕ СИМВОЛЫ ХРИСТИАНСТВА............................................17
5.2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА ИСЛАМА................................................19
ГЛАВА 6. РЕНЕССАНС............................................................21
ГЛАВА 7. ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИКИ В 17-19 ВЕКАХ..................23
7.1. УЧЕНИЕ О ЦВЕТЕ Й.В. ГЕТЕ.................................................24
7.2. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ В ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ.................................28
ГЛАВА 8. ДВАДЦАТЫЙ ВЕК........................................................29
8.1. "ЯЗЫК КРАСОК" В.КАНДИНСКОГО..............................................30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТЧНИКОВ......
Реферат: Символика цвета в различных культурах
Государственный комитет российской федерации
Мурманский государственный
Символика цвета в различных культурах
Выполнил:
ст. гр. Бэ-131 Цейтлина А.Л.
Проверил:
Келлер Г.С.
Мурманск
2003
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
ГЛАВА 1. ЦВЕТ И МАГИЯ
У ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ.........
1.1. БЕЛЫЙ.........................
1.2. ЧЕРНЫЙ........................
1.3. КРАСНЫЙ.......................
ГЛАВА 2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА
В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И КИТАЕ.......
2.1. ИНДИЯ.........................
2.2. КИТАЙ.........................
ГЛАВА 3. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ ДРЕВНИХ НАРОДОВ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА, ЦЕНТРАЛЬНОЙ
АЗИИ И ЕГИПТА 14
ГЛАВА 4. АНТИЧНОСТЬ....................
ГЛАВА 5. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.................
5.1. ЦВЕТОВЫЕ СИМВОЛЫ
ХРИСТИАНСТВА..................
5.2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА
ИСЛАМА........................
ГЛАВА 6. РЕНЕССАНС.....................
ГЛАВА 7. ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИКИ В 17-19 ВЕКАХ..................23
7.1. УЧЕНИЕ О ЦВЕТЕ
Й.В. ГЕТЕ.....................
7.2. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ
В ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ.........
ГЛАВА 8. ДВАДЦАТЫЙ
ВЕК...........................
8.1. "ЯЗЫК КРАСОК"
В.КАНДИНСКОГО.................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТЧНИКОВ.....................
ВВЕДЕНИЕ
Многие из нас в детстве развлекались тем, что прикладывали к глазам цветные
стеклышки: вот синее стекло - мир становится серьезным, строгим, печальным;
желтое - непроизвольно хочется улыбнуться, все кажется праздничным, даже если
день пасмурный. Несерьезное, бессмысленное занятие?
Со времен И. Ньютона цвет почти утратил свои магические, ритуальные функции.
Когда-то цвета считались, чуть ли не божествами, но объективная наука
доказала, что цвет - лишь субъективное ощущение, возникающее при воздействии
на зрительный анализатор электромагнитной волны определенной длины. Оно
объективно зависит от характеристик преломления, отражения и поглощения
световых волн тех сред и поверхностей предметов, которые находятся между
источником излучения и глазом человека, а также в поле его зрения.
Субъективно человек может цвета не ощущать (цветовая слепота), либо
воспринимать их искаженно (дальтонизм). Объективные аспекты цветового зрения
изучаются физической оптикой, субъективные - физиологической и психологией
цветового восприятия.
Нравится ли человеку какой-либо цвет, что он думает о нем, какие ассоциации
он у него вызывает, ни физиологическую, ни, тем более, физическую оптику не
интересует, впрочем, как и психологию цветового восприятия. Это, отнюдь, не
означает, что нет таких наук, для которых подобные вопросы представляли бы
интерес. Однако для большинства из них они являются второстепенными
(этнография, психология эмоций, цветоведение и т.д.).
Наука, для которой они могут считаться основными, называется, может быть не
совсем удачно, психологией цвета. Ее предметом являются взаимосвязи цвета и
психики. В сферу ее интересов входят влияние цвета на психическую
деятельность человека, объективация посредством цвета психических процессов и
состояний, цветовая психодиагностика и т.д.
На сегодняшний день цветовая психология - эмпирическая наука. Одним из
главных препятствий на пути создания научной теории взаимосвязи цвета и
психики является недостаточная степень систематизации и обобщения накопленных
фактов, касающихся отношения цвет-психика. Предлагаемая читателю монография
является попыткой преодолеть это препятствие.
Проблема цветового символизма является одной из центральных при изучении
взаимосвязей между цветом и психикой. Происхождение цветового символа, его
содержание, отношение к тем или иным явлениям и событиям в жизни людей,
межкультурные различия в цветовой символике – вот одни из главных вопросов
этой проблемы.
Количество цветовых символов достаточно ограничено. Наиболее часто в этом
качестве используются так называемые "основные цвета", к которым, обычно,
относят белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый и фиолетовый. Этот
список может меняться в зависимости от конкретной культуры. Попытки ввести
жесткие критерии, позволяющие отнести тот или иной цвет к «основным», либо
нет, не увенчались успехом. Содержание понятия "основной цвет" далеко не
однозначно.
Можно выделить три основных типа цветовой символики. Цвет сам по себе (т.е.
изолированно от других цветов и форм) представляет собой первый тип цветового
символа, отличающийся многозначностью и противоречивостью. Вторым типом
цветового символа является цветовое сочетание, содержащее два и большее число
цветов, составляющих символическое целое, смысл которого не сводится к сумме
значений отдельно взятых цветов. Соединение цвета и формы представляет собой
третий тип цветового символа - символика цветных форм, причем, как
абстрактных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), так и
конкретных физических предметов, например, символика драгоценных камней.
Кроме наглядно-чувственных, визуальных форм цветового символа, существует и
языковые, речевые - "цветовые метафоры". Они широко используются в бытовой и
литературной речи, и стали неотъемлемым компонентом современных языков,
причем, многие из них возникли сравнительно недавно (например, «синий
чулок»).
Цветовая символика имеет древнейшее происхождение, возникнув в те времена,
когда человек научился добывать, и использовать природные краски. С тех пор
цветовой символизм прошел большой путь. Традиции цветовой символики сейчас,
во многом, утеряны особенно в индустриальных странах, в которых преобладает
утилитарное отношение к цвету.
С момента своего возникновения цветовой символизм самым тесным образом был
связан с магией и религией. Цвет рассматривался как атрибут магических,
сакральных, божественных сил, а в определенных случаях и как само божество.
Само деление магии на "белую" и "черную" свидетельствует о важнейшей роли
цвета в магических ритуалах. Роль цвета в религиозном сознании людей,
особенно древних, трудно переоценить. Как показывают археологические,
исторические и этнографические исследования мистические представления
человека и цветовая символика были тесно взаимосвязаны.
ГЛАВА 1. ЦВЕТ И МАГИЯ
У ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ
В наскальной живописи первобытных народов чаще всего встречаются три цвета -
белый, черный и красный, что позволяет сделать вывод об особой роли этих
цветов в жизни древних людей. Как подчеркивают различные исследователи,
преобладание этих красок нельзя объяснить, например, легкостью их добычи.
Ведущее значение этих трех цветов подтверждается изучением магических обрядов
первобытных народов современности, живущих в Африке, Южной Америке и т.д.
Особая заслуга здесь принадлежит английскому этнографу В. Тэрнеру (1983),
собравшему большой фактический материал по "цветовой классификации" у
первобытных народов, в частности, африканского племени Ндембу.
Наблюдения за обрядами и ритуалами Ндембу, а также беседы с членами племени,
позволили В. Тэрнеру подробно описать символические значения трех "основных"
цветов в жизни первобытного человека.
Ндембу связывают эти цвета с тремя реками (сущностями) одного Бога, который
ими представлен. Конкретные символические значения каждого цвета (реки)
следующие.
1.1. БЕЛЫЙ
1. Благо;
2. источник сил и здоровья;
3. чистота;
4. безбедность;
5. сила;
6. отсутствие неудач, слез, смерти;
7. главенство или власть;
8. встреча с духами предков;
9. жизнь, здоровье;
10. зачатие или рождение ребенка;
11. охотничья доблесть;
12. щедрость;
13. поминание духов предков;
14. дружелюбие;
15. поедание пищи;
16. размножение;
17. явность для глаза (ясность, открытость, доступность);
18. возмужание или созревание;
19. омовение;
20. отсутствие насмешек.
Среди приведенных значений мы не обнаруживаем ни одного отрицательного. В
целом, белый цвет означает для Ндембу благо, добро, счастья, развитие.
Это обобщенное значение белого универсально для всех первобытных народов, как
древности, так и современности. Белый для них - символ бытия, мира, жизни.
Белая краска использовалась в тех магических ритуалах первобытных людей, в
которых они апеллировали к силам добра и жизни или защищались от воздействия
злых духов и божеств. Белый цвет привлекал добрых богов, и отпугивал злых.
Наиболее важными из этих ритуалов были ритуалы, посвященные рождению,
инициации, браку и смерти.
Остановимся более подробно на роли белого в ритуале похорон. Белый цвет для
древних не имел отрицательных значений, и тем более, не являлся символом
смерти, траурным цветом. Каков же смысл его использования в данном ритуале?
Жизнь представлялась первобытными людьми как последовательность рождений и
смертей. Умерший член племени не считался исчезнувшим без следа, окончательно