Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:12, курсовая работа
Многие из нас в детстве развлекались тем, что прикладывали к глазам цветные
стеклышки: вот синее стекло - мир становится серьезным, строгим, печальным;
желтое - непроизвольно хочется улыбнуться, все кажется праздничным, даже если
день пасмурный. Несерьезное, бессмысленное занятие?
Со времен И. Ньютона цвет почти утратил свои магические, ритуальные функции.
Когда-то цвета считались, чуть ли не божествами, но объективная наука
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................3
ГЛАВА 1. ЦВЕТ И МАГИЯ У ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ....................................5
1.1. БЕЛЫЙ.....................................................................5
1.2. ЧЕРНЫЙ....................................................................7
1.3. КРАСНЫЙ...................................................................9
ГЛАВА 2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И КИТАЕ...........................11
2.1. ИНДИЯ....................................................................11
2.2. КИТАЙ....................................................................12
ГЛАВА 3. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ ДРЕВНИХ НАРОДОВ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА, ЦЕНТРАЛЬНОЙ
АЗИИ И ЕГИПТА 14
ГЛАВА 4. АНТИЧНОСТЬ...........................................................15
ГЛАВА 5. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ........................................................17
5.1. ЦВЕТОВЫЕ СИМВОЛЫ ХРИСТИАНСТВА............................................17
5.2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА ИСЛАМА................................................19
ГЛАВА 6. РЕНЕССАНС............................................................21
ГЛАВА 7. ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИКИ В 17-19 ВЕКАХ..................23
7.1. УЧЕНИЕ О ЦВЕТЕ Й.В. ГЕТЕ.................................................24
7.2. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ В ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ.................................28
ГЛАВА 8. ДВАДЦАТЫЙ ВЕК........................................................29
8.1. "ЯЗЫК КРАСОК" В.КАНДИНСКОГО..............................................30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТЧНИКОВ......
ушедшим в небытие.
Смерть рассматривалась как
качество. Умерший, либо воплощался во вновь родившемся члене племени, либо
становился духом, божеством. Поэтому присутствие белого на похоронах
(раскрашивание покойника белой краской и т.д.) не носит негативного
характера, а указывает на «новую жизнь» умершего соплеменника.
Белый цвет использовался и как защитное средство от сглаза и порчи. Злые силы
не могли нанести вред человеку, животному или жилищу, если они были помечены
белой краской, либо имели амулеты белого цвета.
Важную роль играл белый и в ритуале жертвоприношения. Добрым богам и духам
стремились приносить в жертву животных белого цвета, либо окрашенных в белое.
Для первобытных людей белый - не только наглядно-чувственный символ, но и
понятие, выражающее основные морально-этические принципы поведения. Так у
ряда африканских народов до сих пор существует обычай клясться своей печенью.
Если дающий клятву хочет подчеркнуть, что его намерения честные и он не
питает никаких злых умыслов, то специально указывает на то, что у него "белая
печень". Имеет смысл, поэтому, говорить о регламентирующей роли белого в
поведении первобытных людей, как своеобразного критерия, с помощью которого
люди организовывали свое поведение. В этом аспекте белый цвет можно
рассматривать как психологический знак - т.е. средство управления человека
своими психическими функциями и поведением. Как указывает В. Тэрнер (1983), у
Ндембу есть понятие "белого поведения". Оно означало быть явным для
соплеменников, т.е. - не уединяться, не замышлять плохого и т.д., другими
словами, быть "чистым".
Каковы истоки символики белого у первобытных людей? В. Тэрнер полагает, что
корни символики белого (впрочем, как и других основных цветов) следует искать
в психобиологическом опыте человека. Несомненна связь белого цвета с двумя
важнейшими жидкостями (тканями) человеческого организма - семенной и
молочной, которые считались древними людьми священными. Вспомним, что Ндембу
трактуют белый в качестве одной из рек верховного божества. Семенная и
молочная жидкости лежат в основе жизни человека, являясь теми началами, от
которых первобытный человек вел отсчет своего существования и поэтому их цвет
получил значения блага, жизни, здоровья и т.п. Кроме этого, белый - свет,
день, когда человек наиболее активен и деятелен, когда он воспринимает
окружающее ясно и отчетливо. Оптически, белый - эталон чистоты,
противоположность хаоса и грязи и поэтому служит образцом чистоты мыслей и
поведения. Таковы основные психобиологические источники символики белого
цвета, позволяющие понять его магическое значение в жизни первобытного
человека.
1.2. ЧЕРНЫЙ
Вторым важнейшим цветом в жизни первобытных людей был черный цвет. Если белый
означал свет, то черный - мрак, если белый - жизнь, то черный - смерть, белый
- чистота и порядок, черный - грязь и хаос. Тем самым, черный - антипод
белого. Оптически, контраст белого и черного наиболее сильный; также
контрастны и символические значения этих двух цветов. Белый и черный
относятся к дуальным символам и, как отмечает Х.Э. Керлот (1994), подобно
всем дуальным формулам имеют непосредственную связь с великим мифом о
Близнецах. Члены дуальной пары (люди, животные, растения и т.д.) имеют
противоположную окраску, что отражает противопоставление двух миров.
Для примера, приведем наиболее важные символические значения черного цвета
для Ндембу (В. Тэрнер - 1983).
1. Зло, дурные вещи;
2. отсутствие удачи, чистоты;
3. страдание;
4. болезни;
5. ведовство и колдовство;
6. смерть (в том числе и ритуальную);
7. половое влечение;
8. ночь, тьму.
Черный - антитезис белого, противоположная сторона жизни. Все самое
негативное в жизни первобытных людей выражал черный. Злые силы, враждебные
человеку, в представлениях древних имели черный цвет. В отличие от "белой"
"черная магия" апеллирует к силам зла, и приводит человека к гибели и
проклятию.
Наиболее важные значения черного - небытие, смерть, хаос, разрушение. Черный
цвет используется в магических ритуалах, тема которых связана со смертью,
окончанием или прерыванием чего-либо, вмешательством в жизнь человека
враждебных ему сил и т.п. Отсюда становится понятна роль черного в ритуале
инициации. Раскрашивание черным цветом тел посвящаемых, означало их
ритуальную смерть - окончание предыдущего этапа существования.
Черный также использовался для защиты от сглаза и порчи, но смысл этой
символической защиты в сравнении с белым другой. Если над белым зло, по мысли
первобытного человека в принципе, не властно, то использование черного
означало, что его носитель не обладает ничем, что могло бы быть достойным
зависти. Исходя из этого, на лица новорожденных наносили черные точки,
чернили животных, дома (черный краеугольный камень) и т.д.
Черный считался цветом злого колдовства и ведовства. К "черным магам"
относились со страхом и враждебностью. На жилища людей, подозреваемых в злом
колдовстве, наносили черную краску. Выражение - "у него черная печень"
означает человека со злыми намерениями.
Несмотря на то, что все негативное в жизни первобытного человека
символизировалось черным, этот цвет обладал не только отрицательными
значениями, но и положительными, то есть, в отличие от белого, являлся
амбивалентным символом. Например, у племен засушливых районов Африки черный
почитается как цвет дождевых туч, а люди с особо черными волосами считаются
красивыми. Интересна связь черного с половым влечением. У Ндембу черный
считается цветом, возбуждающим половую страсть, поэтому женщины этого племени
специально чернят свои половые органы. В случае удачного полового акта в
первую брачную ночь у порога молодоженов рассыпают черный пепел.
Истоки символики черного также необходимо искать в психобиологическом опыте
первобытных людей. Черный - это отсутствие света, ночь, когда активность
человека снижена, и он не может хорошо ориентироваться в окружающем,
становится беззащитным перед стихиями и хищниками. Черный - отсутствие
сознание, сон, подобный смерти, цвет пепелища и распада. Черная река - река
смерти и забвения. У первобытных людей черный символизирует внутреннюю или
подземную сферу мира, Скрытый Источник, из которого исходит первоначальная
(черная, оккультная или бессознательная) мудрость.
1.3. КРАСНЫЙ
Заключает триаду "основных" цветов для первобытных людей красный цвет. В
отличие от белого и черного он относится к хроматическим цветам и из всех
трех является наиболее амбивалентным символом.
По данным В. Тэрнера, для Ндембу красный выражает т.н. "красные вещи",
которые сделаны из крови или красной глины. Символические значения красного
определяются «видом» крови:
1. кровь животных;
2. кровь последа (роженицы);
3. кровь всех женщин (менструальная кровь);
4. кровь процедуры обрезания крайней плоти;
5. кровь убийства;
6. кровь колдовства
и ведовства (связанная с
Все "красные вещи" разделяются на две категории, в зависимости от того,
приносят они добро или зло. Но, независимо от своей валентности, все "красные
вещи" обладают силой, т.к. кровь - сила, без нее человек умирает.
Сила - главное значение красного и этим объясняется его роль в качестве
магического средства. Например, в ритуале, посвященном рождению ребенка,
новорожденному наносились красные точки на голову, половые органы и другие
части тела для того, чтобы он рос здоровым и сильным. По мнению этого же
автора рисунок красной руки перед входом в первобытную пещеру служил для
отпугивания злых демонов. Раскрашивание красной краской лиц воинов,
магически, должно было придать им силу и храбрость и одновременно устрашить
врагов. Как символ силы, красный использовался и в качестве средства от
сглазов и наговоров.
Уже первобытные люди считали красный лечебным цветом, способным заживлять
раны и возвращать здоровье. С этой целью к пораженным участкам тела
прикладывались красные тряпки или глина. Также они наносили кровь на
предметы, которые хотели оживить.
Важную роль красный цвет играл в обрядах очищения. Члены племени,
участвовавшие в процедуре обрезания, должны были на протяжении определенного
времени носить на руках и шее предметы красного цвета.
В сочетании с белым цветом красный составляет так называемую
"жизнеутверждающую пару", символизирующую добрые силы, могущество, почет,
власть и богатство. В паре с белым нивелируются отрицательные значения
красного и, наоборот, сочетание красного и черного усиливает негативные
стороны красного цвета, придает ему зловещий характер, и с точки зрения
древней магии, символизирует злые силы.
Символические значения красного объясняются его связью в сознании древних с
кровью. Красный - третья река верховного Бога, цвет одной из самых важных
жидкостей человеческого организма. Причем, связь красного с кровью для
первобытного сознания более существенна, чем с огнем.
Главенство белого, черного и красного в цветовой символике наблюдается,
практически, у всех ныне живущих племен Африки с первобытнообщинной
организацией. Это Догоны, Маны, Бакту, Семанги, Сакаи и др. Сходная картина
отмечается и на Мадагаскаре. У первобытных племен этого острова черный
выражает низменное, неприятное, злое; белый - радость, свет, надежду,
чистоту; красный - силу, могущество, богатство, успех. Пещерные росписи
австралийских аборигенов также, в основном, выполнены этими тремя красками.
Белый у них символизирует воду, а красный - кровь. Практически, сходные
значения "основных" цветов наблюдаются и в Северной Америке у индейцев
племени Чироки: белый - мир, счастье; красный - успех, торжество; черный -
смерть.
В палитре первобытных людей присутствуют и другие цвета. В частности, синий и