Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:12, курсовая работа
Многие из нас в детстве развлекались тем, что прикладывали к глазам цветные
стеклышки: вот синее стекло - мир становится серьезным, строгим, печальным;
желтое - непроизвольно хочется улыбнуться, все кажется праздничным, даже если
день пасмурный. Несерьезное, бессмысленное занятие?
Со времен И. Ньютона цвет почти утратил свои магические, ритуальные функции.
Когда-то цвета считались, чуть ли не божествами, но объективная наука
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................3
ГЛАВА 1. ЦВЕТ И МАГИЯ У ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ....................................5
1.1. БЕЛЫЙ.....................................................................5
1.2. ЧЕРНЫЙ....................................................................7
1.3. КРАСНЫЙ...................................................................9
ГЛАВА 2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И КИТАЕ...........................11
2.1. ИНДИЯ....................................................................11
2.2. КИТАЙ....................................................................12
ГЛАВА 3. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ ДРЕВНИХ НАРОДОВ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА, ЦЕНТРАЛЬНОЙ
АЗИИ И ЕГИПТА 14
ГЛАВА 4. АНТИЧНОСТЬ...........................................................15
ГЛАВА 5. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ........................................................17
5.1. ЦВЕТОВЫЕ СИМВОЛЫ ХРИСТИАНСТВА............................................17
5.2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА ИСЛАМА................................................19
ГЛАВА 6. РЕНЕССАНС............................................................21
ГЛАВА 7. ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИКИ В 17-19 ВЕКАХ..................23
7.1. УЧЕНИЕ О ЦВЕТЕ Й.В. ГЕТЕ.................................................24
7.2. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ В ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ.................................28
ГЛАВА 8. ДВАДЦАТЫЙ ВЕК........................................................29
8.1. "ЯЗЫК КРАСОК" В.КАНДИНСКОГО..............................................30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТЧНИКОВ......
желтый. Но эти цвета не являются "самостоятельными". Желтый "тяготеет" (в
символическом плане) к белому, а синий - к черному.
Принципиальное сходство цветовой символики у первобытных народов различных
частей света позволяет нам вслед за В. Тэрнером трактовать цветовую триаду
как архетип человека. Для первобытного человека три "основных" цвета - не
просто различия в зрительном восприятии различных частей спектра, а
сокращенное или концентрированное обозначение больших областей его
психобиологического опыта, затрагивающее как разум, так и все органы чувств,
и связанное с первичными групповыми отношениями. Поскольку этот опыт имеет
своим источником саму природу человека, он является всеобщим для всех людей
как представителей человеческого рода. Поэтому символический смысл цветовой
триады является принципиально схожим в самых различных культурах.
ГЛАВА 2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА
В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И КИТАЕ
В Индии и Китае с древности и по сегодняшний день существуют развитые системы
цветовой символики. Учения о цветах считаются эзотерическими и в полном
объеме передаются только посвященным. Отдельные фрагменты этих учений
содержатся в дошедших до нас памятниках философской и религиозной литературы.
Цветовая триада занимает ведущее место в этих учениях, а символические
значения цветов во многом схожи с теми, что отмечаются в первобытных
культурах.
2.1. ИНДИЯ
Вот, что об этом говорится в Чхандогья Упанишаде (комментарии Шанкарачарьи):
"красный цвет (материального) огня - цвет первоогня, белый цвет
(материального) огня - цвет первичных вод, черный цвет (материального) огня -
цвет изначальной земли. Так в огне исчезает все то, что, обычно, зовется
огнем, видоизменение - это лишь имя, возникающее в речи, и только три цвета
(формы) истинны". Согласно Чхандогья Упанишаде, весь мир трехцветен
(трехчастен). Так съеденная пища распадается на три части: самая тяжелая,
темная часть (черный) становится калом; средняя часть превращается в плоть
(красный); и, наконец,
наиболее легкая часть
верно и в отношении выпитой воды, распадающейся в организме человека на три
части: мочу (черный), кровь (красный) и прану (белый).
В другом философском произведении Санкхьякарике Ишваракришны три "основных"
цвета соответствуют трем гунам или "нитям существования мира" - саттва,
раджас и тамас. Гуна саттва означает "бытие", ее цвет белый, символизирующий
чистоту и безмятежность. Вторая гуна - раджас (красный) представляет собой
активное начало, порождающее карму. Третья гуна - тамас (черный) может быть
понята как состояние сдавленности, заторможенности, склонности к
летаргической апатии.
На этих примерах видно, что в Древней Индии "основные" цвета являлись
символами главных мировых (космических) сил, составляющих частей мироздания
(см. также Махабхарату, Рамаяму и др.).
Основа основ для древних индийцев - солнце (Брахман, главная веда и высшее
божество) не имеет определенного цвета, может постигаться только в мышлении,
а не чувственно. Оно содержит в себе любые цвета, точнее, порождает их.
Отсюда существует понятие "невидимого света", "черного солнца" и др.
Свет и тьма (белый и черный) понимались как единство, тьма являлась инобытием
света. В "Ригведе" это единство выражено следующим образом: огонь, чистый и
яркий в небе, оставляет черные полосы на земле (или обгоревшем предмете);
дождь, черный в небе (в виде дождевых облаков), становится прозрачным на
земле.
Более низкие по рангу божества имеют определенный, устойчивый цвет
(Махабхарата). Цвет богини любви - белый, смерти (Кали) - черный и красный,
богини материнства - красный, т.к. она связана с принципом творения,
активности, который выражается красным цветом. В целом, добрые боги и силы
обозначались белым цветом, а злые - черным или сочетанием черного и красного.
2.2. КИТАЙ
В Древнем Китае цвет также рассматривался в качестве символа важнейших сил и
стихий. Согласно эзотерическим учениям три ряда символов (оттенки цветов,
составные и природные элементы, чувства и реакции) исходят из общего
источника, действующего
на глубочайших уровнях
перемен" мы находим следующую систему цветовой символики (см. таблицу 2.1.),
исходящую из принципов теории соответствий.
Таблица 2.1.
Цвет Время года Стихия, предмет Сторона света Планета Животное символ
Зеленый или синий Весна Дерево Восток
Красный Лето Огонь Юг Марс
Белый Осень Металл Запад
Черный Зима Вода Север
Желтый Конец лета Земля Центр Сатурн
К списку "основных" цветов в Древнем Китае добавились синий (зеленый) и
желтый. У древних китайцев понятия синего и зеленого были взаимозаменяемы, а
четкого различия в цветовых обозначениях этих двух цветов не было, возможно,
потому, что зеленый рассматривался как порождение синего.
Цвет и символизируемая им стихия для китайцев не были жестко связаны друг с
другом. У одной и той же силы могло быть несколько цветовых символов в
зависимости от состояния этой силы или стихии. Так светло-синий являлся
символом полуденного неба, а черный с небольшой долей красного (Сюань) -
предрассветного, означая зарождение света в недрах мрака.
В китайской символике цвет выражал социальный статус: каждой социальной
группе соответствовал свой цвет. Например, желтый считался священной
привилегией императорской фамилии. Цвета делились на "благородные" и для
простого народа, как об этом говорится в "книге песен".
В учении о первосущностях Инь и Ян также присутствует цветовая символика. Ян
имеет белый (желтый) цвет, а Инь - черный (синий).
Сравнивая содержание цветовых символов у первобытных народов с цветовой
символикой Древней Индии и Китая, можно сделать вывод о его принципиальном
сходстве, а значит и единстве корней цветового символизма у самых различных
культур, разделенных между собой во времени и пространстве. Цветовая
символика мировых начал имеет древнейшее происхождение, возможно,
доиндоевропейское, а дошедшие до нас памятники представляют собой более
поздние философские спекуляции на данную тему.
ГЛАВА
3. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ ДРЕВНИХ
НАРОДОВ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА,
АЗИИ И ЕГИПТА
Во многом сходный характер цветовой символики мы встречаем и у древних
народов Ближнего Востока, Центральной Азии и Египта.
Одним из самых распространенных культов у народов, живших на этих
территориях, был культ солнца, света, а также наиболее близкого подобия
солнца - огня (зороастризм). Как и в Древней Индии, солнце почиталось
верховным божеством, источником жизни и блага. Поэтому отношение к тому или
иному цвету зависело от того, насколько он был "солнечным" - светлым и ярким.
Цветами, в наибольшей степени похожими на солнечный свет были белый и золотой
(желтый). Поэтому
эти цвета считались
священных животных, жрецов и т.д.
Священным цветом почитался и красный. В Египте красный лотос был символом
крови, пролитой Осирисом. Как и в Китае, этот цвет считался цветом
благородного сословия, воинов, царей. Однако отношение к красному не было
однозначным. Для ветхозаветных евреев красный означал кровопролитие, войну,
вину и грех. Красный символизировал и гнев Иеговы. Следует также отметить,
что древнееврейское слово "чувство" или "страсть" происходит от глагола
quin'ah ("краснеть").
Осирис - бог произрастания и царства мертвых изображался зеленым цветом,
который содержит две противоположные тенденции: жизни и смерти, т.е. является
амбивалентным символом. Зеленый входил в любимое цветовое сочетание древних
египтян: зеленый – белый - красный.
Важное символическое значение в Древнем Египте имел голубой или синий цвет,
соответствующий истине. В связи с этим, особо ценился синий камень лазурит.
Этот же цвет символизировал небо - жилище Ра (верховного Бога Солнца).
Черный считался цветом злых демонов, дьявола. Как и в других культурах, ему
приписывались, как правило, негативные значения - зла, греха, несчастья и
т.д.
Таким образом, цветовая символика народов Ближнего Востока, Центральной Азии
и Египта не имела сколь либо существенного своеобразия или отличий по
сравнению с другими народами Древнего мира. Цветовая триада являлась
господствующей, и значения, составляющих ее цветов аналогичны уже нам
известным. Можно отметить, более выраженную амбивалентность красного цвета (у
древних евреев), но не выходящую за рамки его традиционных значений.
ГЛАВА 4. АНТИЧНОСТЬ
В эпоху античности формируется иное отношение к цвету. Наряду с сохраняющимся
отношением к цвету, как религиозно-мистическому, магическому символу,
возникает также и естественнонаучное отношение. Промежуточным вариантом между
этими формами отношения можно считать попытки ряда видных древнегреческих
философов создать цветовую систематику стихий, но уже не мистических, а
природных.
Эмпедокл, выделяя четыре основных стихии, наделяет каждую из них своим
цветом. Воде соответствует черный цвет; земле - желтый; огню - красный;
воздуху - белый.
Если Эмпедокл, определяя цвета стихий, опирался на зрительные впечатления, то
Аристотель, желая установить их "истинный" цвет, использовал
экспериментальный метод. По Аристотелю "основных" цветов - три: белому
(бесцветному) соответствует вода, воздух и земля; желтый - цвет огня, а
черный - цвет разрушения или переходного состояния. Отнесение стихии "земля"
к группе белого, объясняется результатами экспериментов Аристотеля по
прокаливанию почвы, которая, в конце концов, становилась белой. Внимательно
разглядывая пламя огня, Аристотель пришел к выводу, что оно скорее желтое,