Символика цвета в различных культурах

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Многие из нас в детстве развлекались тем, что прикладывали к глазам цветные
стеклышки: вот синее стекло - мир становится серьезным, строгим, печальным;
желтое - непроизвольно хочется улыбнуться, все кажется праздничным, даже если
день пасмурный. Несерьезное, бессмысленное занятие?
Со времен И. Ньютона цвет почти утратил свои магические, ритуальные функции.
Когда-то цвета считались, чуть ли не божествами, но объективная наука

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................3
ГЛАВА 1. ЦВЕТ И МАГИЯ У ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ....................................5
1.1. БЕЛЫЙ.....................................................................5
1.2. ЧЕРНЫЙ....................................................................7
1.3. КРАСНЫЙ...................................................................9
ГЛАВА 2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И КИТАЕ...........................11
2.1. ИНДИЯ....................................................................11
2.2. КИТАЙ....................................................................12
ГЛАВА 3. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ ДРЕВНИХ НАРОДОВ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА, ЦЕНТРАЛЬНОЙ
АЗИИ И ЕГИПТА 14
ГЛАВА 4. АНТИЧНОСТЬ...........................................................15
ГЛАВА 5. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ........................................................17
5.1. ЦВЕТОВЫЕ СИМВОЛЫ ХРИСТИАНСТВА............................................17
5.2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА ИСЛАМА................................................19
ГЛАВА 6. РЕНЕССАНС............................................................21
ГЛАВА 7. ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИКИ В 17-19 ВЕКАХ..................23
7.1. УЧЕНИЕ О ЦВЕТЕ Й.В. ГЕТЕ.................................................24
7.2. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ В ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ.................................28
ГЛАВА 8. ДВАДЦАТЫЙ ВЕК........................................................29
8.1. "ЯЗЫК КРАСОК" В.КАНДИНСКОГО..............................................30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТЧНИКОВ......

Работа содержит 1 файл

Символика цвета в различных культурах.docx

— 66.67 Кб (Скачать)

чем красное. Подобный экспериментальный подход, естественно, разрушал

мистический ореол  цветов, низводил их до обычных явлений  физического мира.

Традиционная роль цвета как символа сверхчувственных, магических сил, в

гораздо большей  степени сохранилась в философской  школе пифагорейцев, много

почерпнувших из знаний Вавилонских и Египетских жрецов и магов. Несмотря на

попытки к естественнонаучному  изучению цветовых феноменов, отношение  к цвету

как мистическому символу  преобладало у Платона и неоплатоников. Белый и

золотой (желтый) считались  в этих философских школах божественными  цветами (в

том числе и мирового разума - Логоса), выражали благо, истину, счастье,

добро, познание, гармонию. Темные и особенно черный цвет являлись символами

зла, бедствий, сил, враждебных человеку и т.д.

Следует также отметить, что отношение к цветам в Древней  Греции, во многом,

определялось не только его значениями как религиозного или философского

символа, но и эстетическими  канонами и представлениями о  прекрасном. Поэтому

излишество, отсутствие меры в использовании даже самого "благородного" цвета

могло считаться "безобразным". Сходное отношение, опосредованное принципами

даосизма, характерно и для Китая, где слишком яркие  цвета являлись символом

суетности жизни.

Цветовая символика  в Древнем Риме не выходит за пределы  традиционных канонов.

Также наиболее любимыми и почитаемыми цветами были белый, желтый, красный и

пурпурный. Синий считался атрибутом Юпитера и Юноны как богов неба и означал

религиозное чувство, преданность и невинность; зеленый - цвет Венеры и

Природы символизировал плодородие полей, симпатию и приспособляемость;

фиолетовый соответствовал ностальгии и памяти; желтый (атрибут  Аполлона, бога

солнца) выражал великодушие, интуицию и интеллект; оранжевый - гордость и

амбицию; красный (цвет Марса) - страсть, чувственность и  животворные силы;

розовый - чувствительность и эмоции. Сочетание белого с красным являлось

символом аристократического, знатного происхождения. Пурпур считался цветом

императоров и членов царского дома, означая власть, духовность, величие.

Когда римский полководец праздновал свой триумф, он выезжал  на колеснице,

запряженной четырьмя белыми лошадьми, покрытыми позолоченными попонами, в

одеяниях красного цвета.

    

ГЛАВА 5. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ 

После античной эпохи  во времена средневековья в Европе цвет снова вернул себе

позиции, как, прежде всего, символа мистических сил  и явлений, что особенно

характерно для  раннего Христианства.

    

5.1. ЦВЕТОВЫЕ СИМВОЛЫ  ХРИСТИАНСТВА 

Наиболее существенное отличие "языческого" периода  цветовой символики от

"христианского"  заключается, прежде всего, в  том, что свет и цвет

окончательно перестают  отождествляться с Богом, мистическими силами, а

становятся их атрибутами, качествами и знаками.

Согласно христианским канонам Бог сотворил мир, в том  числе и свет (цвет), но

сам он не сводится к  свету. Свет, особенно, видимый, только одна из ипостасей

Бога. Поэтому средневековые  богословы (например, Аврелий Августин), восхваляя

свет и цвет, как  проявления божественного, тем не менее, указывают, на то,

что они (цвета) могут  быть и обманными (от Сатаны) и отождествление их с

Богом представляет собой заблуждение и даже грех. Жесткой связи между

определенным цветом и мистическими силами, как это  наблюдается ранее,

практически, уже  нет. Божественную сущность необходимо постигать внутренним,

трансцендентным созерцанием, а не обольщаться внешней яркостью и красивостью.

Пожалуй, только белый  цвет остается незыблемым символом святости, чистоты и

духовности. Ангелы на небесах - в белых одеждах, как  и святые, претерпевшие

за веру. Особенно важным являлось такое значение белого как чистота и

непорочность, освобождение от грехов, как об этом говорится  в "Откровении"

Иоанна. Белый не имеет в Христианстве отрицательных значений, даже белый

саван означает, как  и у первобытных народов, переход  в иной, "лучший" мир,

очищение от грехов и только в этом состоит его "траурность".

Символика других цветов амбивалентна, причем, в различные  отрезки

средневековья у  того или иного цвета на первый план выдвигались то

положительные, то отрицательные  значения. Так, в раннем Христианстве

превалировало положительное  символическое значение желтого, как  цвета Святого

духа, божественного  откровения, просветления и т.д. Но позднее, желтый

приобретает негативный смысл, который, нередко, приписывается  этому цвету и в

наши дни. В эпоху  готики его начинают считать цветом измены, лживости и т.д.

Красный в Христианстве символизирует кровь Христа, пролитую ради спасение

людей, а, следовательно, - и его любовь к людям.

Как и в императорском  Риме, пурпурный в средние века считался царственным

цветом. Члены королевской семьи даже в трауре надевали пурпурные одеяния (но

более темных оттенков, с преобладанием синего). В настоящее время, когда

королевские особы  больше не злоупотребляют пурпуром в  своих одеждах,

сохранился обычай "пурпурного траура" в западноевропейских королевских домах.

Фиолетовый и синий считались мистическими, трансцендентными цветами. Богослов

и философ Н. Кузанский  называл фиолетовый "гармонией  противоречий". Знаком

кардинальского достоинства  считался фиолетовый камень аметист. Синий

(голубой) для христиан символизировал небо, был цветом вечности, настраивал

на смирение, благочестие, выражал идею самопожертвования  и кротости.

В отличие от трансцендентного синего, зеленый являлся больше "земным",

означал жизнь, весну, цветение природы, юность. Он доминировал  в христианском

искусстве. Вместе с этим, зеленый имел и негативные значения - коварства,

искушения, дьявольского соблазна (сатане приписывались глаза  зеленого цвета,

что, возможно, лежит  в основе поверья о зеленых  глазах, как знаке

завистливости и  жадности человека).

Отношение к черному  было, преимущественно, негативное, как  цвету зла, греха

(красный в определенных  ситуациях также символизировал  грех - неправедную

кровь), дьявола и  ада, а также - смерти. В значениях  черного, как и у

первобытных народов, сохранился и даже развился аспект "ритуальной смерти",

смерти для мира. Поэтому черный стал цветом монашества.

Коричневый и серый были цветами простолюдинов. Их символический смысл,

особенно в раннем средневековье, был, сугубо, негативным. Они означали

нищету, безнадежность, убогость, мерзость и т.д.

Продолжало существовать и отношение к цвету, как магическому  средству. Это

касается, прежде всего, средневековой алхимии. Цвета в  алхимии делились на

"высшие" и "низшие". К "высшим" относились цвета  известной нам "триады" -

белый, черный и красный. Они символизировали три стадии "Великого

Превращения": первичную  материю (черный), ртуть (белый) и серу (красный)

результатом которого было создание "камня" (золотой). Черный соответствует

стадии брожения, гниения, затемнения, раскаяния; белый - состоянию

просветления, восхождения, откровения и прощения; красный - ступени

страдания, возвышения и любви. Золотой обозначал славу. Главным, исходным

цветом (порождающим  все остальные цвета) в этой триаде считался черный.

Оставшиеся цвета  входили в группу "низших" или "вторичных". В алхимии

существовала цветовая систематика химических элементов  и специфические

цветовые наименования. Например, серебро именовалось "белой  королевой".

    

5.2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА  ИСЛАМА 

В странах Ислама цветовой символизм достигает чрезвычайно  высокого уровня

развития, характеризуется  многозначностью и несет на себе отпечаток влияния

как Древнего Востока, так и Запада. Вместе с тем, в  цветовой символике Ислама

много оригинального. Запрещение Исламом изображения  людей, животных и т.д.

способствовало тому, что цвет становится одним из главных  выразительных

средств. Цветовые орнаменты, узоры ковров представляют собой  систему цветовых

символов, отражающих представления мусульман о земной и небесной жизни.

В Коране свет, а также  наиболее светлые и яркие цвета, являются символами

блага, божественного  начала, но, как и в христианстве, не отождествляются с

Богом.

Белый выражает чистоту и духовность. В споре невольниц из "Тысяча и одна

ночь" белый называется "лучшим из цветов".

Золотой (желтый) символизирует  славу, успех, богатство, торжество  и т.д.

Считался лечебным цветом (Омар Хайям). Вместе с тем, желтому соответствовали

и негативные значения, в частности, как символа желудочных заболеваний.

Красный для мусульман  не столь амбивалентен по содержанию как в других

культурах. Этот цвет считался священным, магическим, имеющим большую

"жизненную силу". Поэтому, ценились драгоценные  камни красного цвета - рубины

и др. Считалось, что  они придают владельцу силу, энергию, бесстрашие.

Символизировал он и любовную страсть. Вера в "великую  силу красного" была

настолько сильной, что считалось за лучшее не показывать камни красного цвета

маленьким детям, а  также животным, которых он мог  испугать или возбудить. В

поэтическом творчестве мусульман были широко распространены "красные

символы", например, красная роза означала страстную  любовь.

Почитаемым и "священным" считался зеленый цвет (зеленое знамя  пророка).

Зеленый символизировал оазис, природу, жизнь, отдых. Камни  зеленого цвета

означали жизненную  стойкость, счастье и благополучие в делах. Драгоценные

камни зеленого цвета  были любимы мусульманами больше любых  других.

Синий и фиолетовый (цвета тени), как и в Христианстве, ценились за их

трансцендентный, мистический  характер. Синий и фиолетовый - цвета

мистического созерцания, приобщения к божественной сущности. Фиолетовый цвет

имел и значение обманчивости земной жизни, миража.

Весьма существенной особенностью исламской цветовой символики  являлся не

столь негативный характер черного цвета. Ночь, тьма, тень дополняли  свет.

Информация о работе Символика цвета в различных культурах