Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:12, курсовая работа
Многие из нас в детстве развлекались тем, что прикладывали к глазам цветные
стеклышки: вот синее стекло - мир становится серьезным, строгим, печальным;
желтое - непроизвольно хочется улыбнуться, все кажется праздничным, даже если
день пасмурный. Несерьезное, бессмысленное занятие?
Со времен И. Ньютона цвет почти утратил свои магические, ритуальные функции.
Когда-то цвета считались, чуть ли не божествами, но объективная наука
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................3
ГЛАВА 1. ЦВЕТ И МАГИЯ У ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ....................................5
1.1. БЕЛЫЙ.....................................................................5
1.2. ЧЕРНЫЙ....................................................................7
1.3. КРАСНЫЙ...................................................................9
ГЛАВА 2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И КИТАЕ...........................11
2.1. ИНДИЯ....................................................................11
2.2. КИТАЙ....................................................................12
ГЛАВА 3. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ ДРЕВНИХ НАРОДОВ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА, ЦЕНТРАЛЬНОЙ
АЗИИ И ЕГИПТА 14
ГЛАВА 4. АНТИЧНОСТЬ...........................................................15
ГЛАВА 5. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ........................................................17
5.1. ЦВЕТОВЫЕ СИМВОЛЫ ХРИСТИАНСТВА............................................17
5.2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА ИСЛАМА................................................19
ГЛАВА 6. РЕНЕССАНС............................................................21
ГЛАВА 7. ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИКИ В 17-19 ВЕКАХ..................23
7.1. УЧЕНИЕ О ЦВЕТЕ Й.В. ГЕТЕ.................................................24
7.2. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ В ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ.................................28
ГЛАВА 8. ДВАДЦАТЫЙ ВЕК........................................................29
8.1. "ЯЗЫК КРАСОК" В.КАНДИНСКОГО..............................................30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТЧНИКОВ......
чем красное. Подобный экспериментальный подход, естественно, разрушал
мистический ореол цветов, низводил их до обычных явлений физического мира.
Традиционная роль
цвета как символа
гораздо большей
степени сохранилась в
почерпнувших из знаний Вавилонских и Египетских жрецов и магов. Несмотря на
попытки к естественнонаучному изучению цветовых феноменов, отношение к цвету
как мистическому символу
преобладало у Платона и
золотой (желтый) считались в этих философских школах божественными цветами (в
том числе и мирового разума - Логоса), выражали благо, истину, счастье,
добро, познание, гармонию. Темные и особенно черный цвет являлись символами
зла, бедствий, сил, враждебных человеку и т.д.
Следует также отметить, что отношение к цветам в Древней Греции, во многом,
определялось не только его значениями как религиозного или философского
символа, но и эстетическими канонами и представлениями о прекрасном. Поэтому
излишество, отсутствие меры в использовании даже самого "благородного" цвета
могло считаться "безобразным". Сходное отношение, опосредованное принципами
даосизма, характерно и для Китая, где слишком яркие цвета являлись символом
суетности жизни.
Цветовая символика в Древнем Риме не выходит за пределы традиционных канонов.
Также наиболее любимыми и почитаемыми цветами были белый, желтый, красный и
пурпурный. Синий считался атрибутом Юпитера и Юноны как богов неба и означал
религиозное чувство, преданность и невинность; зеленый - цвет Венеры и
Природы символизировал плодородие полей, симпатию и приспособляемость;
фиолетовый соответствовал ностальгии и памяти; желтый (атрибут Аполлона, бога
солнца) выражал великодушие, интуицию и интеллект; оранжевый - гордость и
амбицию; красный (цвет Марса) - страсть, чувственность и животворные силы;
розовый - чувствительность и эмоции. Сочетание белого с красным являлось
символом аристократического, знатного происхождения. Пурпур считался цветом
императоров и членов царского дома, означая власть, духовность, величие.
Когда римский полководец праздновал свой триумф, он выезжал на колеснице,
запряженной четырьмя белыми лошадьми, покрытыми позолоченными попонами, в
одеяниях красного цвета.
ГЛАВА 5. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
После античной эпохи во времена средневековья в Европе цвет снова вернул себе
позиции, как, прежде всего, символа мистических сил и явлений, что особенно
характерно для раннего Христианства.
5.1. ЦВЕТОВЫЕ СИМВОЛЫ
ХРИСТИАНСТВА
Наиболее существенное отличие "языческого" периода цветовой символики от
"христианского" заключается, прежде всего, в том, что свет и цвет
окончательно перестают отождествляться с Богом, мистическими силами, а
становятся их атрибутами, качествами и знаками.
Согласно христианским канонам Бог сотворил мир, в том числе и свет (цвет), но
сам он не сводится к свету. Свет, особенно, видимый, только одна из ипостасей
Бога. Поэтому средневековые богословы (например, Аврелий Августин), восхваляя
свет и цвет, как проявления божественного, тем не менее, указывают, на то,
что они (цвета) могут быть и обманными (от Сатаны) и отождествление их с
Богом представляет собой заблуждение и даже грех. Жесткой связи между
определенным цветом и мистическими силами, как это наблюдается ранее,
практически, уже нет. Божественную сущность необходимо постигать внутренним,
трансцендентным созерцанием, а не обольщаться внешней яркостью и красивостью.
Пожалуй, только белый цвет остается незыблемым символом святости, чистоты и
духовности. Ангелы на небесах - в белых одеждах, как и святые, претерпевшие
за веру. Особенно важным являлось такое значение белого как чистота и
непорочность, освобождение от грехов, как об этом говорится в "Откровении"
Иоанна. Белый не имеет в Христианстве отрицательных значений, даже белый
саван означает, как и у первобытных народов, переход в иной, "лучший" мир,
очищение от грехов и только в этом состоит его "траурность".
Символика других цветов амбивалентна, причем, в различные отрезки
средневековья у того или иного цвета на первый план выдвигались то
положительные, то отрицательные значения. Так, в раннем Христианстве
превалировало положительное символическое значение желтого, как цвета Святого
духа, божественного откровения, просветления и т.д. Но позднее, желтый
приобретает негативный смысл, который, нередко, приписывается этому цвету и в
наши дни. В эпоху готики его начинают считать цветом измены, лживости и т.д.
Красный в Христианстве символизирует кровь Христа, пролитую ради спасение
людей, а, следовательно, - и его любовь к людям.
Как и в императорском Риме, пурпурный в средние века считался царственным
цветом. Члены королевской семьи даже в трауре надевали пурпурные одеяния (но
более темных оттенков, с преобладанием синего). В настоящее время, когда
королевские особы больше не злоупотребляют пурпуром в своих одеждах,
сохранился обычай "пурпурного траура" в западноевропейских королевских домах.
Фиолетовый и синий считались мистическими, трансцендентными цветами. Богослов
и философ Н. Кузанский называл фиолетовый "гармонией противоречий". Знаком
кардинальского достоинства считался фиолетовый камень аметист. Синий
(голубой) для христиан символизировал небо, был цветом вечности, настраивал
на смирение, благочестие, выражал идею самопожертвования и кротости.
В отличие от трансцендентного синего, зеленый являлся больше "земным",
означал жизнь, весну, цветение природы, юность. Он доминировал в христианском
искусстве. Вместе с этим, зеленый имел и негативные значения - коварства,
искушения, дьявольского соблазна (сатане приписывались глаза зеленого цвета,
что, возможно, лежит в основе поверья о зеленых глазах, как знаке
завистливости и жадности человека).
Отношение к черному было, преимущественно, негативное, как цвету зла, греха
(красный в определенных
ситуациях также
кровь), дьявола и ада, а также - смерти. В значениях черного, как и у
первобытных народов, сохранился и даже развился аспект "ритуальной смерти",
смерти для мира. Поэтому черный стал цветом монашества.
Коричневый и серый были цветами простолюдинов. Их символический смысл,
особенно в раннем средневековье, был, сугубо, негативным. Они означали
нищету, безнадежность, убогость, мерзость и т.д.
Продолжало существовать и отношение к цвету, как магическому средству. Это
касается, прежде всего, средневековой алхимии. Цвета в алхимии делились на
"высшие" и "низшие". К "высшим" относились цвета известной нам "триады" -
белый, черный и красный. Они символизировали три стадии "Великого
Превращения": первичную материю (черный), ртуть (белый) и серу (красный)
результатом которого было создание "камня" (золотой). Черный соответствует
стадии брожения, гниения, затемнения, раскаяния; белый - состоянию
просветления, восхождения, откровения и прощения; красный - ступени
страдания, возвышения и любви. Золотой обозначал славу. Главным, исходным
цветом (порождающим все остальные цвета) в этой триаде считался черный.
Оставшиеся цвета входили в группу "низших" или "вторичных". В алхимии
существовала цветовая систематика химических элементов и специфические
цветовые наименования. Например, серебро именовалось "белой королевой".
5.2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА
ИСЛАМА
В странах Ислама
цветовой символизм достигает
развития, характеризуется многозначностью и несет на себе отпечаток влияния
как Древнего Востока, так и Запада. Вместе с тем, в цветовой символике Ислама
много оригинального. Запрещение Исламом изображения людей, животных и т.д.
способствовало тому, что цвет становится одним из главных выразительных
средств. Цветовые орнаменты, узоры ковров представляют собой систему цветовых
символов, отражающих
представления мусульман о
В Коране свет, а также наиболее светлые и яркие цвета, являются символами
блага, божественного начала, но, как и в христианстве, не отождествляются с
Богом.
Белый выражает чистоту и духовность. В споре невольниц из "Тысяча и одна
ночь" белый называется "лучшим из цветов".
Золотой (желтый) символизирует славу, успех, богатство, торжество и т.д.
Считался лечебным цветом (Омар Хайям). Вместе с тем, желтому соответствовали
и негативные значения, в частности, как символа желудочных заболеваний.
Красный для мусульман не столь амбивалентен по содержанию как в других
культурах. Этот цвет считался священным, магическим, имеющим большую
"жизненную силу". Поэтому, ценились драгоценные камни красного цвета - рубины
и др. Считалось, что они придают владельцу силу, энергию, бесстрашие.
Символизировал он и любовную страсть. Вера в "великую силу красного" была
настолько сильной, что считалось за лучшее не показывать камни красного цвета
маленьким детям, а также животным, которых он мог испугать или возбудить. В
поэтическом творчестве мусульман были широко распространены "красные
символы", например, красная роза означала страстную любовь.
Почитаемым и "священным" считался зеленый цвет (зеленое знамя пророка).
Зеленый символизировал оазис, природу, жизнь, отдых. Камни зеленого цвета
означали жизненную стойкость, счастье и благополучие в делах. Драгоценные
камни зеленого цвета были любимы мусульманами больше любых других.
Синий и фиолетовый (цвета тени), как и в Христианстве, ценились за их
трансцендентный, мистический характер. Синий и фиолетовый - цвета
мистического созерцания, приобщения к божественной сущности. Фиолетовый цвет
имел и значение обманчивости земной жизни, миража.
Весьма существенной особенностью исламской цветовой символики являлся не
столь негативный характер черного цвета. Ночь, тьма, тень дополняли свет.