Символика цвета в различных культурах

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Многие из нас в детстве развлекались тем, что прикладывали к глазам цветные
стеклышки: вот синее стекло - мир становится серьезным, строгим, печальным;
желтое - непроизвольно хочется улыбнуться, все кажется праздничным, даже если
день пасмурный. Несерьезное, бессмысленное занятие?
Со времен И. Ньютона цвет почти утратил свои магические, ритуальные функции.
Когда-то цвета считались, чуть ли не божествами, но объективная наука

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................3
ГЛАВА 1. ЦВЕТ И МАГИЯ У ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ....................................5
1.1. БЕЛЫЙ.....................................................................5
1.2. ЧЕРНЫЙ....................................................................7
1.3. КРАСНЫЙ...................................................................9
ГЛАВА 2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И КИТАЕ...........................11
2.1. ИНДИЯ....................................................................11
2.2. КИТАЙ....................................................................12
ГЛАВА 3. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ ДРЕВНИХ НАРОДОВ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА, ЦЕНТРАЛЬНОЙ
АЗИИ И ЕГИПТА 14
ГЛАВА 4. АНТИЧНОСТЬ...........................................................15
ГЛАВА 5. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ........................................................17
5.1. ЦВЕТОВЫЕ СИМВОЛЫ ХРИСТИАНСТВА............................................17
5.2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА ИСЛАМА................................................19
ГЛАВА 6. РЕНЕССАНС............................................................21
ГЛАВА 7. ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИКИ В 17-19 ВЕКАХ..................23
7.1. УЧЕНИЕ О ЦВЕТЕ Й.В. ГЕТЕ.................................................24
7.2. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ В ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ.................................28
ГЛАВА 8. ДВАДЦАТЫЙ ВЕК........................................................29
8.1. "ЯЗЫК КРАСОК" В.КАНДИНСКОГО..............................................30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТЧНИКОВ......

Работа содержит 1 файл

Символика цвета в различных культурах.docx

— 66.67 Кб (Скачать)

англичанами и немцами.

Желто-красный. Приятное и веселое чувство, вызываемое оранжевым, вырастает до

невыносимо-мощного в ярком желто-красном. Активная сторона в этом цвете

достигает своей  высшей энергии. В результате этого, как считает Гете,

энергичные, здоровые, суровые люди особенно "радуются" (предпочитают) эту

краску. Этот цвет привлекает дикарей и детей. Вызывает чувство  потрясения.

Синий. "Как цвет это - энергия: однако он стоит на отрицательной  стороне и в

своей величайшей чистоте  представляет из себя как бы волнующее ничто". Гете

тонко чувствует "мистицизм" синего и пишет о нем, как о создающем странное,

невыразимое воздействие. Синий как бы влечет за собой, "уходит" от человека.

Синий как идея темного связан с ощущением холода. Комнаты с преобладанием

синего цвета кажутся  просторными, но пустыми и холодными. Если смотреть на

мир через синее  стекло, то он предстает в печальном  виде.

Красно-синий (сиреневый). Этот цвет вызывает ощущение беспокойства. Цвет

живой, но безрадостный.

Сине-красный. Впечатление  беспокойства значительно возрастает. Гете считал,

что выдержать этот цвет длительное время очень трудно, если он не разбавлен.

Чисто красный Гете рассматривает как гармоничное  соединение полюсов желтого и

синего и поэтому глаз находит в этом цвете "идеальное удовлетворение".

Красный (кармин) производит впечатление серьезности, достоинства  или прелести

и благоволения. Более  темный символизирует старость, а светлый - юность.

Говоря о пурпуре, Гете указывает, что он - любимый  цвет правителей и выражает

серьезность и величие. Но если рассматривать окружающий пейзаж через

пурпурное стекло, то он предстает в ужасающем виде, как в день "страшного

суда".

Зеленый. Если желтый и синий находятся в равновесной смеси, возникает

зеленый. Глаз, по выражению  Гете, находит в нем действительное

удовлетворение, душа "отдыхает". Не хочется и нельзя идти дальше.

Воздействие отдельных  цветов, вызывая определенные впечатления  и состояния у

человека, тем самым, в терминологии Гете, "ограничивает" душу, которая

стремится к цельности. Здесь Гете проводит параллель между  цветовой гармонией

и гармонией психики. Как только глаз видит какой-нибудь цвет, то приходит в

деятельное состояние. Его природе свойственно породить другой цвет, который

вместе с данным содержит цельность цветового круга. Так и душа человека

стремится к цельности  и всеобщности. Эти положения  Гете, во многом

предвосхищают результаты экспериментальных исследований С.В. Кравкова связей

между цветовым восприятием  и деятельностью вегетативной нервной  системы (ВНС)

человека. Гете выделяет следующие гармоничные цветовые сочетания: желтый -

красно-синий; синий - красно-желтый; пурпур - зеленый.

Исходя из учения Гете о цветовой гармонии и цельности, можно сделать вывод,

что психологическое  воздействие, скажем, желтого цвета, требует для своего

уравновешивания воздействия  красно-синего (фиолетового). Между  гармонической

цветовой парой  существуют отношения взаимодополнения. Указанные шесть цветов

составляют "цветовой круг" Гете, где гармоничные сочетания  располагаются друг

напротив друга  по диагонали.

Кроме гармоничных  цветовых сочетаний (приводящих к цельности), Гете выделяет

"характерные"  и "нехарактерные". Эти цветовые  сочетания также вызывают

определенные душевные впечатления, но в отличие от гармоничных, они не

приводят к состоянию  психологического равновесия.

"Характерными" Гете называет такие цветовые  сочетания, которые составляют

цвета, разделенные  в цветовом круге одной краской.

Желтый и синий. По выражению Гете - скудное, бледное  сочетание, которому не

хватает (для цельности) красного. Впечатление, которое оно  создает, Гете

называет "обыденным".

Сочетание желтого  и пурпура также одностороннее, но веселое и великолепное.

Желто-красный в сочетании с сине-красным вызывает возбуждение, впечатление

яркого.

Смешивание цветов характерной пары порождает цвет, находящийся (в цветовом

круге) между ними.

"Нехарактерными" Гете называет сочетания двух  рядом расположенных цветов

своего круга. Их близость приводит к невыгодному  впечатлению. Так желтый с

зеленым Гете называет "пошло веселым", а синий  с зеленым - "пошло-противным".

Важную роль в  формировании психологического воздействия  цвета на человека

Гете отводит светлотным характеристикам цветов. "Активная" сторона

(положительные цвета)  при сочетании с черным выигрывает в силе впечатления, а

"пассивная" (отрицательные  цвета) - проигрывает. И, наоборот, при сочетании с

белым, больше выигрывает пассивная сторона, становясь более "веселой" и

"жизнерадостной".

Затрагивает Гете и  межкультурные различия в цветовой символике и

психологическом воздействии цвета. Любовь к яркому и пестрому он считает

характерным для  дикарей, "некультурных" народов  и детей. У образованных

людей, напротив, существует некоторое "отвращение" к цветам, особенно ярким.

Цвет одежды Гете связывает как с характером нации, в целом, так и отдельного

человека. Живые, бойкие нации, считает Гете, больше любят  усиленные цвета

активной стороны. Умеренные - соломенный и красно-желтый, с которыми они

носят темно-синий. Нации, стремящиеся показать свое достоинство - красный с

уклонением в пассивную  сторону. Молодые женщины предпочитают светлые оттенки

- розовый и голубой. Старики - лиловый и темно-зеленый.

Значение "Учения о цвете" для психологии цвета  очень велико. То, что

ставилось Гете в  вину, - художественный метод, субъективизм, позволило

великому немецкому  поэту рассмотреть тонкие взаимосвязи  между цветом и

психикой человека. Метафора "светоносной души человека" получила в работе

Гете убедительное подтверждение. Цвет у Гете уже не символ божественных,

мистических сил. Он символ самого человека, его чувств и мыслей, причем,

символ не поэтический, а психологический, имеющий определенное, специфическое

содержание.

    

7.2. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ  В ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ 

Потеряв свои позиции  в качестве богословского символа, цвет все больше и

больше "обращается" к человеку, как это мы видим  на примере учения Гете. Не

прошли мимо проблематики психологии цвета и выдающиеся философы 18-19 веков.

Следует отметить то важное влияние, которое оказало  на них "Учение о цвете".

Дидро ("Мои незначительные мысли о цвете") считал, что, кроме  прочего,

колорит картины  зависит и от психических свойств  и состояний художника. В 20

веке эта идея найдет свое воплощение в ряде т.н. "рисуночных методов"

психодиагностики. По мнению Дидро, художник "сильнее, чем  литератор",

раскрывает себя в своих творениях.

В объяснении природы  цвета Гегель стоит на позициях Гете и, как его

предшественник, не согласен с теорией Ньютона. Описывая впечатления

производимые цветами, Гегель придает им особый символический смысл

("Эстетика"). Цвет  для Гегеля - символ определенных  идей, категорий, вечных

начал. Так синий выражает кротость, тишину, женское начало. Красный -

мужское, господствующее, царственное начало. Зеленый - индифферентен,

нейтрален. В целом, светлые, яркие цвета (идея светлого) выражают активность,

созидание, сопротивление, бодрость, жизненность, а темные - пассивность,

уступчивость.

С позиций философии  идеализма рассматривают проблему цвета

В. Шеллинг ("Философия  искусства") и А. Шопенгауэр ("О  зрении и цветах").

    

ГЛАВА 8. ДВАДЦАТЫЙ  ВЕК 

Казалось бы, учитывая архаичный характер цветовой символики, в 20 веке трудно

ожидать появления  у цветов каких-либо новых символических  значений.

Действительно, принципиально  новых смыслов мы не обнаруживаем, но "звучание"

ряда цветов существенно  меняется. Своеобразие цветовой символики 20 века

состоит также и  в том, что цвет активно используется в качестве символа

общественно-политических движений и явлений. Особенно это  касается цветовой

триады. Белый, черный и красный цвета крепко связываются  в сознании

нескольких поколений, прежде всего, с политической и идеологической борьбой

различных классов  и общественных групп.

Красный как символ крови павших борцов за освобождение пролетариата, приобрел

в 20 веке особенно амбивалентный  характер. Его первобытная магическая сила

вырвалась на свободу  в 17 году и всколыхнула населения  не только огромной

Российской империи, но и всего мира. Опосредованность символикой красного

цвета общественно-политической жизни революционной России была настолько

широкой, что этот цвет стал именем нарицательным. "Пролетарский красный" по

своему содержанию, скорее, трагичен, чем радостен. Это подчеркивается,

например, использованием кумача в ритуале похорон - т.н. феномен "красных

похорон".

В революционной  символике вместе с красным тесно  соседствует и черный. Черный

- цвет знамени  анархистов, кожаных курток комиссаров  и сотрудников ЧК. Черный

приобретает смысл  революционного фанатизма (готовность идти до конца), и

ужаса перед репрессиями  государственной власти. Черный с красным - цвета

"красного террора"  и политических репрессий в  новейшей истории России. Как  и

в древнем мире, это  цветовое сочетание оказалось трагическим  символом.

И, как в древности, им противостоит белый. Пусть не в наглядно-чувственной

форме, а как идея, но символика белого цвета представляет собой сердцевину

"белого движения". Противопоставление красного и  белого символизирует

гражданскую войну  в России, но не только с внешней  стороны, как условное

обозначение противоборствующих сторон. Для человека, знакомого  с цветовой

символикой древнего мира, оно полно глубинного смысла. Распад этой цветовой

пары, выражающей все  наиболее лучшее и ценное в жизни  людей, выражает собою

разрушение основ, дисгармонию, наступление хаоса  и сил зла (черный). Цветовая

триада - это не только архетип человека, как указывает  Тэрнер, но и архетип

человеческого общества.

Указанная особенность  символики двадцатого века (цвет как  символ общественных

Информация о работе Символика цвета в различных культурах