Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:12, курсовая работа
Многие из нас в детстве развлекались тем, что прикладывали к глазам цветные
стеклышки: вот синее стекло - мир становится серьезным, строгим, печальным;
желтое - непроизвольно хочется улыбнуться, все кажется праздничным, даже если
день пасмурный. Несерьезное, бессмысленное занятие?
Со времен И. Ньютона цвет почти утратил свои магические, ритуальные функции.
Когда-то цвета считались, чуть ли не божествами, но объективная наука
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................3
ГЛАВА 1. ЦВЕТ И МАГИЯ У ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ....................................5
1.1. БЕЛЫЙ.....................................................................5
1.2. ЧЕРНЫЙ....................................................................7
1.3. КРАСНЫЙ...................................................................9
ГЛАВА 2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И КИТАЕ...........................11
2.1. ИНДИЯ....................................................................11
2.2. КИТАЙ....................................................................12
ГЛАВА 3. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ ДРЕВНИХ НАРОДОВ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА, ЦЕНТРАЛЬНОЙ
АЗИИ И ЕГИПТА 14
ГЛАВА 4. АНТИЧНОСТЬ...........................................................15
ГЛАВА 5. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ........................................................17
5.1. ЦВЕТОВЫЕ СИМВОЛЫ ХРИСТИАНСТВА............................................17
5.2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА ИСЛАМА................................................19
ГЛАВА 6. РЕНЕССАНС............................................................21
ГЛАВА 7. ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИКИ В 17-19 ВЕКАХ..................23
7.1. УЧЕНИЕ О ЦВЕТЕ Й.В. ГЕТЕ.................................................24
7.2. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ В ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ.................................28
ГЛАВА 8. ДВАДЦАТЫЙ ВЕК........................................................29
8.1. "ЯЗЫК КРАСОК" В.КАНДИНСКОГО..............................................30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТЧНИКОВ......
англичанами и немцами.
Желто-красный. Приятное и веселое чувство, вызываемое оранжевым, вырастает до
невыносимо-мощного в ярком желто-красном. Активная сторона в этом цвете
достигает своей высшей энергии. В результате этого, как считает Гете,
энергичные, здоровые, суровые люди особенно "радуются" (предпочитают) эту
краску. Этот цвет привлекает дикарей и детей. Вызывает чувство потрясения.
Синий. "Как цвет это - энергия: однако он стоит на отрицательной стороне и в
своей величайшей чистоте представляет из себя как бы волнующее ничто". Гете
тонко чувствует "мистицизм" синего и пишет о нем, как о создающем странное,
невыразимое воздействие. Синий как бы влечет за собой, "уходит" от человека.
Синий как идея темного связан с ощущением холода. Комнаты с преобладанием
синего цвета кажутся просторными, но пустыми и холодными. Если смотреть на
мир через синее стекло, то он предстает в печальном виде.
Красно-синий (сиреневый). Этот цвет вызывает ощущение беспокойства. Цвет
живой, но безрадостный.
Сине-красный. Впечатление беспокойства значительно возрастает. Гете считал,
что выдержать этот цвет длительное время очень трудно, если он не разбавлен.
Чисто красный Гете рассматривает как гармоничное соединение полюсов желтого и
синего и поэтому глаз находит в этом цвете "идеальное удовлетворение".
Красный (кармин) производит впечатление серьезности, достоинства или прелести
и благоволения. Более темный символизирует старость, а светлый - юность.
Говоря о пурпуре, Гете указывает, что он - любимый цвет правителей и выражает
серьезность и величие. Но если рассматривать окружающий пейзаж через
пурпурное стекло, то он предстает в ужасающем виде, как в день "страшного
суда".
Зеленый. Если желтый и синий находятся в равновесной смеси, возникает
зеленый. Глаз, по выражению Гете, находит в нем действительное
удовлетворение, душа "отдыхает". Не хочется и нельзя идти дальше.
Воздействие отдельных цветов, вызывая определенные впечатления и состояния у
человека, тем самым, в терминологии Гете, "ограничивает" душу, которая
стремится к цельности. Здесь Гете проводит параллель между цветовой гармонией
и гармонией психики. Как только глаз видит какой-нибудь цвет, то приходит в
деятельное состояние.
Его природе свойственно
вместе с данным содержит цельность цветового круга. Так и душа человека
стремится к цельности и всеобщности. Эти положения Гете, во многом
предвосхищают результаты экспериментальных исследований С.В. Кравкова связей
между цветовым восприятием и деятельностью вегетативной нервной системы (ВНС)
человека. Гете выделяет следующие гармоничные цветовые сочетания: желтый -
красно-синий; синий - красно-желтый; пурпур - зеленый.
Исходя из учения Гете о цветовой гармонии и цельности, можно сделать вывод,
что психологическое воздействие, скажем, желтого цвета, требует для своего
уравновешивания воздействия красно-синего (фиолетового). Между гармонической
цветовой парой существуют отношения взаимодополнения. Указанные шесть цветов
составляют "цветовой круг" Гете, где гармоничные сочетания располагаются друг
напротив друга по диагонали.
Кроме гармоничных цветовых сочетаний (приводящих к цельности), Гете выделяет
"характерные" и "нехарактерные". Эти цветовые сочетания также вызывают
определенные душевные впечатления, но в отличие от гармоничных, они не
приводят к состоянию психологического равновесия.
"Характерными" Гете называет такие цветовые сочетания, которые составляют
цвета, разделенные в цветовом круге одной краской.
Желтый и синий. По выражению Гете - скудное, бледное сочетание, которому не
хватает (для цельности) красного. Впечатление, которое оно создает, Гете
называет "обыденным".
Сочетание желтого и пурпура также одностороннее, но веселое и великолепное.
Желто-красный в сочетании с сине-красным вызывает возбуждение, впечатление
яркого.
Смешивание цветов характерной пары порождает цвет, находящийся (в цветовом
круге) между ними.
"Нехарактерными" Гете называет сочетания двух рядом расположенных цветов
своего круга. Их близость приводит к невыгодному впечатлению. Так желтый с
зеленым Гете называет "пошло веселым", а синий с зеленым - "пошло-противным".
Важную роль в формировании психологического воздействия цвета на человека
Гете отводит светлотным характеристикам цветов. "Активная" сторона
(положительные цвета) при сочетании с черным выигрывает в силе впечатления, а
"пассивная" (отрицательные цвета) - проигрывает. И, наоборот, при сочетании с
белым, больше выигрывает пассивная сторона, становясь более "веселой" и
"жизнерадостной".
Затрагивает Гете и межкультурные различия в цветовой символике и
психологическом воздействии цвета. Любовь к яркому и пестрому он считает
характерным для дикарей, "некультурных" народов и детей. У образованных
людей, напротив, существует некоторое "отвращение" к цветам, особенно ярким.
Цвет одежды Гете связывает как с характером нации, в целом, так и отдельного
человека. Живые, бойкие нации, считает Гете, больше любят усиленные цвета
активной стороны. Умеренные - соломенный и красно-желтый, с которыми они
носят темно-синий. Нации, стремящиеся показать свое достоинство - красный с
уклонением в пассивную сторону. Молодые женщины предпочитают светлые оттенки
- розовый и голубой. Старики - лиловый и темно-зеленый.
Значение "Учения о цвете" для психологии цвета очень велико. То, что
ставилось Гете в вину, - художественный метод, субъективизм, позволило
великому немецкому поэту рассмотреть тонкие взаимосвязи между цветом и
психикой человека. Метафора "светоносной души человека" получила в работе
Гете убедительное подтверждение. Цвет у Гете уже не символ божественных,
мистических сил. Он символ самого человека, его чувств и мыслей, причем,
символ не поэтический, а психологический, имеющий определенное, специфическое
содержание.
7.2. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ
В ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ
Потеряв свои позиции в качестве богословского символа, цвет все больше и
больше "обращается" к человеку, как это мы видим на примере учения Гете. Не
прошли мимо проблематики психологии цвета и выдающиеся философы 18-19 веков.
Следует отметить то важное влияние, которое оказало на них "Учение о цвете".
Дидро ("Мои незначительные мысли о цвете") считал, что, кроме прочего,
колорит картины зависит и от психических свойств и состояний художника. В 20
веке эта идея найдет свое воплощение в ряде т.н. "рисуночных методов"
психодиагностики. По мнению Дидро, художник "сильнее, чем литератор",
раскрывает себя в своих творениях.
В объяснении природы цвета Гегель стоит на позициях Гете и, как его
предшественник, не согласен с теорией Ньютона. Описывая впечатления
производимые цветами, Гегель придает им особый символический смысл
("Эстетика"). Цвет для Гегеля - символ определенных идей, категорий, вечных
начал. Так синий выражает кротость, тишину, женское начало. Красный -
мужское, господствующее, царственное начало. Зеленый - индифферентен,
нейтрален. В целом, светлые, яркие цвета (идея светлого) выражают активность,
созидание, сопротивление, бодрость, жизненность, а темные - пассивность,
уступчивость.
С позиций философии
идеализма рассматривают
В. Шеллинг ("Философия искусства") и А. Шопенгауэр ("О зрении и цветах").
ГЛАВА 8. ДВАДЦАТЫЙ
ВЕК
Казалось бы, учитывая архаичный характер цветовой символики, в 20 веке трудно
ожидать появления у цветов каких-либо новых символических значений.
Действительно, принципиально новых смыслов мы не обнаруживаем, но "звучание"
ряда цветов существенно меняется. Своеобразие цветовой символики 20 века
состоит также и в том, что цвет активно используется в качестве символа
общественно-политических движений и явлений. Особенно это касается цветовой
триады. Белый, черный и красный цвета крепко связываются в сознании
нескольких поколений, прежде всего, с политической и идеологической борьбой
различных классов и общественных групп.
Красный как символ крови павших борцов за освобождение пролетариата, приобрел
в 20 веке особенно амбивалентный характер. Его первобытная магическая сила
вырвалась на свободу в 17 году и всколыхнула населения не только огромной
Российской империи, но и всего мира. Опосредованность символикой красного
цвета общественно-политической жизни революционной России была настолько
широкой, что этот цвет стал именем нарицательным. "Пролетарский красный" по
своему содержанию, скорее, трагичен, чем радостен. Это подчеркивается,
например, использованием кумача в ритуале похорон - т.н. феномен "красных
похорон".
В революционной символике вместе с красным тесно соседствует и черный. Черный
- цвет знамени анархистов, кожаных курток комиссаров и сотрудников ЧК. Черный
приобретает смысл революционного фанатизма (готовность идти до конца), и
ужаса перед репрессиями государственной власти. Черный с красным - цвета
"красного террора" и политических репрессий в новейшей истории России. Как и
в древнем мире, это
цветовое сочетание оказалось
И, как в древности, им противостоит белый. Пусть не в наглядно-чувственной
форме, а как идея, но символика белого цвета представляет собой сердцевину
"белого движения". Противопоставление красного и белого символизирует
гражданскую войну в России, но не только с внешней стороны, как условное
обозначение противоборствующих сторон. Для человека, знакомого с цветовой
символикой древнего мира, оно полно глубинного смысла. Распад этой цветовой
пары, выражающей все наиболее лучшее и ценное в жизни людей, выражает собою
разрушение основ, дисгармонию, наступление хаоса и сил зла (черный). Цветовая
триада - это не только архетип человека, как указывает Тэрнер, но и архетип
человеческого общества.
Указанная особенность символики двадцатого века (цвет как символ общественных